Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Окружающий мир 3 кл наши ближайшие соседи. Конспект урока по окружающему миру на тему «Наши ближайшие соседи» (3 класс). Подготовка к усвоению нового материала

Начнем наше путешествие по карте. (Учитель показывает на доске карту)

Страны Прибалтики:

Проследите на карте России границу. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории на западе отделена от остальной части страны. Это Калининградская область.

Но начнем знакомство мы с самой северной страны, имеющей сухопутную границу с Россией. Ей является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия.

  • Найдите и покажите их на карте.
  • Какие государства граничат с Россией на западе? Прочитайте их названия.
  • Назовите из столицы.
  • Какая из трёх стран граничит только с Калининградской областью России?
  • Какая еще страна граничит с Калининградской областью?
  • Назовите её столицу.
  • Прочитайте в учебники текст с. 100-101.
  • Назовите самую северную, имеющую сухопутную границу с Россией?
  • Какая страна имеет самую короткую границу с Россией?

Норвегия- государство в Северной Европе. Название страны происходит от древнескандинавского слова Norðrvegr - «путь на север».

Форма правления -монархия. Король - Харальд V , премьер-министр - Эрна Солберг . Норвегия подразделяется на 19 фюльке (губерний), которые объединяются в 5 основных неофициальных регионов.

В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира». А с 2011 по 2014 годы американский фонд «Fund for Peace» оценивал Финляндию как «самую стабильную страну мира» .

Латвия: Население по оценочным данным на 1 марта 2015 года составляет 1 985 600 человек.

Территория - 64 589 км². Занимает 147 место по численности населения.

Литва- государство , географически расположенное в Северной Европе . Столица Литвы - Вильнюс .

Расположена на восточном побережье Балтийского моря .Член ООН с 1991 года , ЕС и НАТО - с 2004 года .

Белоруссия и Украина:

В какие страны мы попадём продвигаясь по границе?

Назовите столицы этих государств.

Украина: Население по данным государственной службы статистики Украины на 1 февраля 2015 года - 42 741 248 постоянных жителей. Занимает31 место по численности населения. Столица - Киев . Государственный язык - украинский .

Украина - унитарное государство и парламентско-президентская республика . В июне 2014 года пост президента занял Пётр Порошенко .

Белоруссия. Население, по оценке на 1 октября 2014 года , составляет 9,4751 млн человек. Площадь страны - 207 599 км². Государственные языки - белорусский и русский . Столица - Минск . Является членом-учредителем ООН, СНГ.

В какую страну можно попасть из Азербайджана, обогнув Каспийское море? Найдите его на карте.

Назовите столицу Казахстана.

В какую страну мы попадём из Казахстана если будем двигаться дальше по границе?

Назовите столицу Монголии.

Назовите государство в котором живёт больше людей чем в другой стране мира. Найдите его на карте.

Назовите столицу Китая.

Какой страной заканчивается наше путешествие вдоль сухопутных границ?

Морские соседи:

Прочитайте текст на с.102-104.

Какие государства можно назвать «морскими соседями»? Нашей страны? Где они расположены?

Покажите их на карте.

Япония - развитая страна с очень высоким уровнем жизни. В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 года, и один из самых низких уровней младенческой смерти.

Япония входит в число стран-членов «Большой восьмёрки», а также регулярно избирается непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от права объявлять войну, она имеет большую современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях. Высшая точка Японии - вулкан Фудзияма (3776 м). С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое в мире. Токио, включающий в себя столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур с населением более 30 миллионов человек.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками)

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: иллюстративный материал к уроку – презентация PowerPoint (Windows 7, MS PowerPoint 2007).

Текст работы: Конспект урока по программе УМК “Школа России” (в соответствии ФГОС).

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
  2. Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.
  3. Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.
  4. Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные

  • Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией.

Метапредметные

Коммуникативные :

  • навыки делового партнёрского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные :

  • рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные :

  • общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные : формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, политическая карта, модель политической карты, выполненная в виде пазла из пенопласта для сбора карты на магнитной доске, компьютеры, энциклопедии, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу

Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок.

2. Введение в тему урока

Любите ли вы путешествовать?

На чём вы предпочитаете путешествовать?

Чем можно заниматься во время путешествия? (Можно ли во время путешествия знакомиться с новыми людьми?)

Что необходимо путешественнику?

Давайте соберём чемодан путешественника. Что может лежать в этом чемодане? (Обязательно выслушать предположения обучающихся).

Слайд 1, слайд 2

3. Повторение, актуализация знаний.

Для чего во время путешествия нам может понадобиться путеводитель?

Дети : - Чтобы узнать достопримечательности нового места.

Может ли нам пригодится атлас мира?

Дети : - Конечно, он поможет узнать страну.

Нужен ли нам разговорник?

Дети : - Имея разговорник, мы можем обратиться к жителям посещаемой страны на их языке.

Тем самым расположить к себе местное население.

Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера?

Дети : - Чтобы запечатлеть понравившиеся места.

Нужна ли нам медицинская аптечка?

Дети : - Может кому-нибудь придётся оказать первую медицинскую помощь.

Для чего нам нужен компас?

Дети : - Компас поможет ориентироваться на местности.

Какие стороны горизонта вы знаете?

Слайд 9

4. Изучение нового материала.

Наше путешествие начинается.

Слайд 10, 11

Знаете ли вы соседей, которые живут рядом с вами? Как вы с ними познакомились?

Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям. Откуда начнём наше путешествие?

Дети : - Давайте отправимся в путешествие из России.

Поможет ли нам физическая карта познакомиться с соседями?

Дети : - Наверное, не очень поможет. Ведь на физической карте нам трудно увидеть страны, куда можно отправиться.

Какая карта может помочь?

Тема урока – “Наши ближайшие соседи”

Слайд 14

Физминутка

(Под музыку “Песенка туриста” (см. в презентации) выполняется комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения)

Столица России (Российской Федерации) – город Москва.

У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией с юга и юго-востока. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией (см. приложение 1)

Давайте назовём государства в порядке уменьшения площади, которую они занимают.

(Можно пригласить к доске детей, чтобы они прикрепляли части пазла).

Дети : - Китай.

Китай– столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.

Дети : - Казахстан.

Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.

Дети : - Монголия.

Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.

Дети : - Северная Корея.

Северная Корея илиКНДР – столица Пхеньян.

Всех ли ближайших соседей мы назвали.

Слайд 15, 16

Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт №2 (см. приложение 2).

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

Какие результаты вы получили?

Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.

Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?

Где можно получить информацию? (учебник с. 102)

Используя материал учебника, учащиеся называют страны. Учитель продолжает “собирать” на доске магнитный пазл, привлекая по желанию детей.

Дети : - Финляндия.

Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.

Дети : - Норвегия.

Норвегия – столица Осло.

Дети : - Эстония, Латвия, Литва.

Страны Прибалтики:

Эстония – столица Таллинн

Латвия – столица Рига

Литва– столица Вильнюс

Дети : - Польша.

Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.

Дети : - Белоруссия.

Белоруссия – столица Минск.

Дети : - Украина.

Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.

Дети : - Абхазия.

Абхазия – столица Сухум.

Дети : - Южная Осетия.

Южная Осетия – столица Цхинвал.

Дети : - Грузия.

Грузия - столица Тбилиси.

Дети : - Азербайджан.

Азербайджан – столица Баку.

Проверьте, правильно ли вы распределили страны по группам.

Мне кажется, мы назвали все государства, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.

Чем похожи государства, которые мы назвали?

Дети : - Имеют сухопутные границы.

Какие государства не входят в эту группу? Чем они отличаются от тех государств, которые мы назвали ранее?

Дети : - Имеют только морские границы.

Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.

Дети : - Япония.

Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

Дети : - Соединённые Штаты Америки.

Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

У нас на доске сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической .

5. Закрепление нового материала.

Давайте вспомним все страны, которые являются ближайшими соседями России. Будьте внимательны.

Слайды 21, 22, 23, 24

Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?

Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?

Какие отношения надо поддерживать с соседями?

Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.

Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”!

Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы должны отгадать по предложенным слайдам, какое это государство.

Слайды 26,27,28

Можно задать следующие вопросы:

Где вас так встретят?

Что можете услышать?

Как надо относиться к национальному языку?

Где можно найти сведения о стране – ближайшем соседе России?

Обратить внимание детей на выставку энциклопедий.

Я предлагаю вам интересное, на мой взгляд, задание. Я предлагаю вам самим составить страницу энциклопедии.

Что можно разместить на странице энциклопедии?

  • Название
  • Столица
  • Флаг, герб
  • Традиции народа
  • Национальный язык
  • Национальный костюм
  • Национальное творчество
  • Достопримечательности

Работая в парах и используя имеющиеся энциклопедии, Интернет-ресурсы, вы должны составить энциклопедическую статью о государстве, которое вам наиболее интересно. Из созданных страниц мы создадим “классную” энциклопедию.

Учащиеся выполняют задание, после проходит выставка созданных страниц классной энциклопедии.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;

2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями.

7. Итог урока.

Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.

8. Используемая литература.

  1. А.А.Плешаков “Окружающий мир” учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2012
  2. А.А.Плешаков “Окружающий мир”. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2013.

Государственные границы- Это линии раздела между территориями государств. Россия имеет сухопутные границы со странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Морскими соседями России являются Япония и США.




На севере Европы есть большой полуостров, напоминает тигра. Это Скандинавский полуостров. На нем расположены страны Норвегия и Швеция. По соседству находятся Финляндия и Дания. А левее, на большом острове, расположена страна Исландия. Это Скандинавские страны. На севере Европы








Швеция- это королевство. Столица- Стокгольм (он расположен на 14 островах, соединенных мостами). 200 лет не участвует в войнах. Музей корабля «ВАСА» (333 года под водой). Астрид Линдгрен – написала о Малыше и Карлсоне. Родина шведской гимнастической стенки.






Финляндия- морская страна. Берега Финляндии омывают Ботнический и Финский заливы Балтийского моря. Ее называют: «страна тысячи озер» или «страна болот». Столица –Хельсинки. Глава государства- президент. В Лапландии (северная часть страны) живет народ саами, разводят оленей. В Лапландии живет Дед Мороз. Денежная единица- финляндская марка.













Проверь себя! 1.Какие страны расположены на севере Европы? 2.Что такое фьорды и где их можно увидеть? 3.В какой стране есть музей одного- единственного корабля? 4.Какая страна знаменита своими озерами и аквапарками? 5.Какое государство занимает отдельный остров и отапливает дома горячей водой из гейзеров? 6.В какой стране и в каком городе вас встречает героиня сказки? 7.В какой стране и в каком городе жили Малыш и Карлсон? 8.Какой стране принадлежит самый большой в мире остров и как он называется?


Ответы: 1.Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. 2.Узкие морские заливы с крутыми скалистыми берегами. 3. В Швеции. 4.Финляндия. 5.Исландия. 6.Страна- Дания, город- Копенгаген. 7.Страна Швеция, город- Стокгольм. 8.Остров Гренландия принадлежит Дании.

ФИО учителя

Ершова Ирина Владимировна

Предмет

Окружающий мир

Дата

Класс

Школа России Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. /А. А. Плешаков. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

Наши ближайшие соседи

(5 урок в разделе «Путешествия по городам и странам»)

Тип урока

Урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии

Цели (задачи) урока

Целью данного урока является: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир"

Были определены задачи:

    Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.

    Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.

    Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.

    Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Личностные результаты

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и

различного в политическом устройстве государств;

Предметные результаты

Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы.

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

    навыки делового партнёрского общения;

    умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные :

    рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

    оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные :

    общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

    логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Оборудование:

    политическая карта России;

    мультимедийный проектор;

    раздаточный материал, карточки;

    наглядный материал;

    учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок!

(ладошки : «Желаю больших успехов всегда и во всём!»)

2. Повторение, актуализация знаний

Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Ребята, подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.

Перечислите все города Золотого Кольца.

Сегодня мы продолжаем путешествовать. А определить место путешествия вам поможет пословица (на доске).

3. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».

Какие взаимные дела могут быть у соседей.

Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?

Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.

Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.

Кто сможет определить тему сегодняшнего урока.

Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся?

Предположите, каковы будут задачи нашего урока.

1. Познакомимся с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научимся находить и показывать их на карте.

Где мы можем найти интересующую информацию? (в учебнике, по карте)

Какая карта нам сегодня поможет …..(политическая)

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы у меня такие любознательные.

4. Первичное усвоение новых знаний . Изучение нового материала.

Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.

А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Быстро в небо проплывает.
Что же это? (Самолет)

Проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.

Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)

Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. (слайд)

- Кто из вас был внимательным и может показать на карте, где расположены эти страны.

Следующие страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе.

Столицы Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столицы Литвы – Вильнюс (слайды) .

Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широких водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды).

Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава.

Кто может показать на карте Эстонию, Латвию, Литву и Варшаву.

Прочитайте текст на странице 100-101 в учебнике.

Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией.

Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Литва)

А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения?

Правильно, это Украина и Белоруссия. (слайды) .

А вы знаете столицы этих государств?

Молодцы!

Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.

Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.

Кто может показать Украину и Белоруссию на карте.

Прочитайте текст в учебник на странице 102.

Какие страны расположены вдоль южных границ России?

Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды)

Показываю страны на карте.

Молодцы.

У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские.

Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.

Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?

Показываю их на карте.

Где они расположены?

Молодцы! Покажите их на карте.

Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток).

Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

США находится на другом материке – В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

С Японией и США наша страна имеет морские границы!!!

Физминутка:

Устали мы, ребята, путешествовать, Ведь наша страна такая огромная и соседей у неё очень много. Надо сделать остановку и отдохнуть.

5.Первичная проверка понимания изученного.

А теперь проверим, какие же знания остались у вас после путешествия вдоль границ нашей Родины?

Работа в группах

У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Работаем в группах. Время выполнения задания – 3 минуты.

1 группа «Ромашка».

Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией.

Из предложенных стран выбрать соседей государства и сложить в виде ромашки.

2 группа «Гласные буквы»

По гласным буквам отгадай название государства.

Э О И Я(ЭСТОНИЯ)

Я О И Я (ЯПОНИЯ)

А И Я (ЛАТВИЯ)

УИЯ (ГРУЗИЯ)

УЕИА (УЗБЕКИСТАН)

УАИА (УКРАИНА)

И Я И Я (ФИНЛЯНДИЯ)

Е О У И Я (БЕЛОРУССИЯ)

3 группа «Столицы»

Выполнение задания с опорой на карту.

– С помощью карты напиши столицы, пропущенные в списке:

Эстония – Таллин Грузия – Тбилиси

Латвия – __________________ Азербайджан – ________________

Литва – Вильнюс Казахстан – ___________________

Польша – _________________ Монголия – Улан-Батор

Белоруссия – ______________ Китай – ______________________

Украина – ________________ КНДР – _______________________

Какие результаты вы получили?

Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.

Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?

Где можно получить информацию? (учебник с. 102)

Вопросы группам:

1.- Как вам совместно работалось?

Кто в вашей группе был более активный?

2. -Девочки, как складывалось ваше сотрудничество с одноклассниками?

Работа в парах

Откройте Р/Т с. 62 №1. Выполните задание с опорой на карту (учебник с.102).

Проверка в парах.

Р/Т с. 63 № 2.

Руководители группы возьмите задания. Конверты №2. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения.

2) «По описанию отгадай страну»

В этой стране четыре основных богатства: хлопок, шелкопряд, овцы, полезные ископаемые. (Узбекистан)

Разнообразие природных условий, альпинистов привлекают высокие вершины.(Грузия)

Эта страна расположена на берегу Балтийского моря. Столица-Рига.(Латвия)

Столицей этого государства является красивый город-парк, город мостов, памятников и музеев - Киев.(Украина)

Люди этой страны спят, едят, обедают на полу. В деревнях выращивают рис, чай. (Япония)

3) Разгадайте ребусы:

6. Итог урока.

Давайте вспомним каковы были задачи нашего урока?

1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами.

2. Научиться находить и показывать их на карте.

    Достигли ли мы задач нашего урока?

    Почему так важны доброжелательные отношения между странами?

7.Рефлексия.

Дети, вот и завершилось наше заочное путешествие по странам-соседям России. Каждый путешественник, возвращаясь из очередной экспедиции, обязательно приобретает сувениры, делает фотографии на память или записывает в дневник свои впечатления.

Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

    Теперь я знаю…

    Теперь я могу…

    На уроке у меня получилось…

    Было трудно…

    Я хочу узнать…

    Я буду искать информацию об этом в …

Своей работой на уроке я …

8.Домашнее задание.

В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) Рабочая тетрадь с.65, №4;

2) По желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России.

Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: какие страны являются нашими соседями

Задачи: познакомить со странами, которые являются нашими ближайшими соседями.

Предметные результаты

Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, диалог

Личностные результаты

Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке.

Основные понятия и определения

Сухопутные границы, морские границы.

Подготовка к усвоению нового материала

Проследи по карте границу России. Обрати внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будешь показывать по карте границу Рос-сии, не забывай показывать и эту область.

Изучение нового материала

ВДОЛЬ ГРАНИЦ РОССИИ

Мы начнём своё путешествие с северо-запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является Норвегия. Южнее Норвегии располагается Финляндия . Подробнее об этих странах мы узнаем на следующем уроке. Итак, на северо-западе с Россией граничат две страны — Норвегия и Финляндия. А какие государства граничат с Россией на западе и юго-западе?

Найдём на карте три небольшие страны, рас-положенные по берегам Балтийского моря. Это Эстония, Латвия и Литва. Столица Эстонии — Таллин, Латвии — Рига (1), Литвы — Вильнюс.

Обрати внимание, что Литва граничит только с Калининградской областью России. С Кали-нинградской областью граничит и Польша. Сто-лица этой страны — Варшава (2

К югу от России, между Чёрным и Каспийским морями, располагаются Абхазия, Южная Осетия, Грузия и Азербайджан. Обогну Каспийское море, мы попадаем в Казахстан. Это большое государство имеет с нашей страной очень про-тяжённую границу. Столица Казахстана — Астана. Покинув Казахстан, мы окажемся в Монголии. Столица этой страны — Улан-Батор.

Продолжая наше путешествие, мы попадаем в одно из крупнейших государств — Китай. Здесь живёт больше людей, чем в любой другой стра-не мира. Столица Китая — Пекин.

Наше путешествие вдоль сухопутной границы России заканчивается в Северной Корее, или Корейской Народно-Демократической Респуб-лике (сокращённо КНДР). Наша граница с этой страной очень короткая — всего 19 км. Столица Северной Кореи — Пхеньян.

Недалеко от побережья России располагаются наши морские соседи — Япония (на юго-восто- ке) и США (на северо-востоке).

Кажется удивительным, что в число наших со-седей попали Соединённые Штаты Америки, ведь эта страна находится на другом материке — в Северной Америке. Но это так. Дело в том, что в северной части Северной Америки распо-лагается один из штатов США — Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. С Японией и США наша страна имеет морские границы.

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

Почему так важны уважительные, добрососед-ские отношения между странами и народами? В чём они проявляются? Приведите примеры из современной жизни.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Найди и покажи на карте страны — соседи России и их столицы. 2. Какие страны граничат только с Калининградской областью России?

2.Какие государства можно назвать морскими соседями нашей страны? Где они расположены?

Вывод

Россия имеет сухопутные границы со следу-ющими странами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Бело-руссией, Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Мон-голией, Китаем, Северной Кореей. Морские границы Россия имеет с Японией и США

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: сухопутные границы, морские границы.

2.Ещё раз внимательно рассмотри карту, с ко-торой работали на уроке. Затем закрой глаза, представь себе карту и попробуй перечислить страны, с которыми граничит Россия. Проверь себя по карте.

3.Узнай у взрослых, в каких странах — со-седях России они были. Расспроси подробнее

об этих странах.

4.С помощью энциклопедии, Интернета подго-товь сообщение об одной из стран — наших ближайших соседей (по своему усмотрению).

Интересные факты о Норвегии

ФИНЛЯНДИЯ | ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СТРАНЕ

10 удивительных фактов об Эстонии