Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Правила буквы ч и щ суффиксе. « Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных – чик (– щик)» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему. VII. Домашнее задание

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Слайд 2

Задачи урока:

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент.
  • Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

    Итак, первое исследование.

    На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

    Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

    А теперь второе исследование.

    На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

    По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

    Теперь мы можем сформулировать цель урока.

    Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

    Учитель делает вывод .

    Цель нашего урока:

    Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  • Изучение нового материала:
  • На доске написаны слова в 2 столбика:

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов ____________________________________

    А можно ли их как-нибудь объединить?

    Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Слайд 8

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчик образовано от глагола (смазать ), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщик образовано от существительного (камень ), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж , значит пишется суффикс -щик.

  • Закрепление материала.
  • 1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик ; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик ; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик ; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  • Подведение итогов урока.
  • Ребята, давайте подведем итоги урока.

    Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

  • Домашнее задание.
  • Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

    В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

    Прочитайте. Можно ли по произношению определить выбор букв ч или щ в суффиксе -чик (-щик) ? Почему? После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик (-щик) ?

    Применяя данное правило, рассуждайте так: слово смазчик образовано от глагола смазать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква з . Значит, в суффиксе надо писать букву ч . Слово спорщик образовано от слова спорить. Имеет значение «производитель действия». Перед суффиксом нет букв д - т, з - с, ж . Значит, в слове спорщик надо писать букву щ .

    244 . Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).

    Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчица, грузчик, подборщица (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик, укладчица, формовщица.

    245 . Ч или щ ? Обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное. Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного? В каком из выделенных слов вы употребили ь ? Почему?

    копировать

    Буфет..ица, к..пиров..ик, экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ица, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, разнос..ик, возник, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик, компьютер..ик.

    246 . Озаглавьте текст. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии. Каким способом они образованы? Объясните постановку тире во втором предложении. Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?

    Где только не стро..т в нашей стране! Строитель - очень поч..тная профе..ия. Собственно, это не одна, а много разных профе..ий.

    Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или к..рпича. Это делают - -. Нужно уст..новить арм..туру 3 . Эту работу выполняют - -. Надо св..рить металлические 3 части. Этим зан..маются - -. Долго пр..шлось бы переч..слять всех, кто возводит пр..красные совр..менные дома.

    профессия

    арматура

    247 . По толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите. Обозначьте в них условия выбора букв щ и ч в суффиксе -щик (-чик) . Какие ещё значения слова разведчик вам известны? Как образованы записанные существительные?

    1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Специалист по переводам с одного языка на другой.

    248 . Спишите, расставляя пропущенные занятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. Составьте схему 2-го предложения.

    1. Строит..ли собрались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил(?)щики да стекол(?)щики чинно ш..гали тверские камен(?)щики и печ(?)ники проходили кровел(?)щики б..тон(?)щики кузнецы. (Л. Леонов.) 2. Резко с..гналили шофёры покрикивали воз..ики сновали агенты груз..ики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с линии смен(?)щик. (А. Рыбаков.)

    бетон

    агент

    249 . Распределите слова по видам орфограмм на месте скобок.

    Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та 1 , свар(?)щик, сбор(?)-щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, об(?)явление, под(?)ём, скво-реч(?)ник.

    250 . Диктант . Обозначьте части слов, в которых вы вставляли пропущенные орфограммы.

    Пос..щение выставк.., зелень в палисадник.., вскрикн..т от (не)ожиданност.., укрыва..тся плащ..м, ра..тает в долин.., наход..мся (в)отдалении, стро..м на побережь.., зам..реть в ожидани.., пр..гревает на солнц.., пр..соединимся ко всей групп.., (не)зам..чаем опас(?)ност.., шёл по а(л, лл)е.., распол..житься в рощиц.., на окраин.. деревн.., блес(?)нёт на тёмн..м неб.., пряч..тся в шиповник.., знаменитый танцов..ик.

    Летчик, зенитчик, буфетчик, добытчик, раздатчик, переплетчик, и переводчик, разведчик, докладчик, обидчик, водопроводчик, заводчик объездчик.

    Перевозчик, рассказчик, заказчик, смазчик, грузчик, резчик, подписчик, переписчик, подносчик.

    Наборщик бетонщик, сменщик, банщик, барабанщик, доменщик, табунщик, жестянщик, заправщик, сортировщик, каменщик, фонарщик.

    Пильщик, стекольщик, кровельщик, угольщик.

    Пальчик, мальчик, телефончик, карманчик, вагончик, самоварчик.

    I. 1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)

    II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)

    III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков - черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)

    Выпишите слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик - в другую.

    1. Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.)

    §50. Суффиксы чик, щик лётчик, каменщик, асфальтщик

    Внимание на последний согласный основы

    • согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс чик : перевод+ ч ик , лёт+ ч ик , разнос+ ч ик, перевоз+ ч ик , перебеж+ ч ик
    • остальных согласных пиши суффикс щик : паром+ щ ик , стеколь+ щ ик , камен+ щ ик , фонар+ щ ик

    Перед суффиксом чик буквы к, ц, ч заменяются на т : раздат + чик ча .

    Мягкий знак пиши только после л : кровель щик, стеколь щик.

    Слово с суффиксом «чик»: правила написания и примеры

    Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

    Имена существительные с суффиксом –чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком – «щ».

    Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

    Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

    Если основа имен существительных оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:

    • перевоДчик;
    • леТчик;
    • водопровоДчик;
    • разноСчик;
    • перевоЗчик;
    • расскаЗчик;
    • газеТчик;
    • объезДчик;
    • воЗчик;
    • перепиСчик;
    • извоЗчик;
    • объезДчик;
    • перебеЖчик;
    • переноСчик;
    • пулемеТчик;
    • буфеТчик;
    • перескаЗчик;
    • развеДчик;
    • реЗчик;
    • смаЗчик;
    • вертолёТчик;
    • закаЗчик;
    • переплеТчик;
    • подноСчик;
    • погруЗчик;
    • откаТчик;
    • передаТчик и проч.

    Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

    Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- (примеры слов были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

    • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
    • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
    • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

    Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:

    • раздаЧа + суффикс –чик- будет «раздаТчик»;
    • кабаК + суффикс –чик- будет «кабаТчик»;
    • добыЧа + суффикс –чик- будет «добыТчик» и проч.

    В каких случаях ставится суффикс –щик-?

    Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом –чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема –щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

    Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:

    • зачинщик;
    • спорщик;
    • наборщик;
    • плательщик;
    • перестраховщик;
    • бетонщик;
    • обманщик;
    • прядильщик;
    • сварщик;
    • барабанщик;
    • надсмотрщик;
    • съёмщик;
    • пильщик;
    • стекольщик;
    • носильщик;
    • бурильщик;
    • браковщик;
    • каменщик;
    • сборщик;
    • угольщик;
    • кровельщик;
    • прицепщик;
    • упаковщик;
    • полировщик;
    • табунщик;
    • строгальщик;
    • фонарщик и проч.

    Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

    Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

    • процеНТ – процентЩИК;
    • асфалЬТ – асфальтЩИК и пр.

    Следует ли ставить «мягкий знак»?

    О том, когда пишется слово с суффиксом –чик-, а когда с суффиксом –щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить мягкий знак перед морфемой –щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

    • зачинЬщик;
    • бетонЬщик;
    • табунЬщик;
    • фонарЬщик и проч.

    С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

    • кровельщик;
    • стекольщик;
    • плательщик;
    • прядильщик;
    • пильщик;
    • бурильщик;
    • носильщик;
    • угольщик;
    • кровельщик;
    • строгальщик и проч.

    Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не –чик-, а –ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (–ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:

    • внучек – внучка;
    • свисточек – свисточка;
    • звоночек – звоночка;
    • огонёчек – огонёчка;
    • листочек – листочка;
    • ножичек – ножичка;
    • стебелёчек – стебелёчка;
    • комочек – комочка;
    • сыночек – сыночка;
    • молоточек – молоточка;
    • цветочек – цветочка и проч.

    Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

    • диванчик – диванчика;
    • мальчик – мальчика;
    • калачик – калачика;
    • огурчик – огурчика;
    • кирпичик – кирпичика;
    • ключик – ключика;
    • стульчик – стульчика;
    • пальчик – пальчика;
    • личико – личика;
    • мячик – мячика и проч.

    Буквы «Ч» и «Щ» в суффиксах имен существительных -чик- и -щик-

    Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

    Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

    Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

    Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

    Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

    Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

    Итак, первое исследование.

    На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

    Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

    А теперь второе исследование.

    На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

    — По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

    Теперь мы можем сформулировать цель урока.

    Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

    Учитель делает вывод .

    Цель нашего урока:

    Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  • Изучение нового материала:
  • На доске написаны слова в 2 столбика:

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    — После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    — После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов ____________________________________

    — А можно ли их как-нибудь объединить?

    Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    — Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчик образовано от глагола (смазать ), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщик образовано от существительного (камень ), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж , значит пишется суффикс -щик.

    1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик ; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик ; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик ; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  • Подведение итогов урока.
  • Ребята, давайте подведем итоги урока.

    — Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    — Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

    Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

    В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). 6-й класс

    Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик .

    Задачи:

    • Обучающие :
      • научиться узнавать суффиксы -чик (-щик )
      • научить правильно писать суффиксы -чик (-щик )
      • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
    • Развивающие :
    • Воспитательные :
      • вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы обучения: индивидуальная, групповая.

    Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

    План урока:

    I. Организационный момент

    – Вы обратили внимание на необычную запись на доске, чего здесь не хватает? (Нет темы урока).
    – Оставьте свободную строчку в своих тетрадях. Тему урока вы попробуете сформулировать самостоятельно, и мы вместе ее запишем.
    – Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой:

    Я в языке одни предметы называю,
    Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
    Когда процесс и признак я обозначаю,
    То их всегда представлю как предмет.

    – Что это за часть речи? (Существительное)
    – А начнем мы сегодня с орфоэпической разминки.
    – Что изучает орфоэпия?
    – Итак, произносим слова вслух четко, правильно расставляя ударение:

    Партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

    – Запишите все эти слова, расставьте ударение. (Еще раз читаем вслух по записи в тетрадях)

    II. Изучение новой темы

    Ученик у доски записывает слова под диктовку: барабанщик, пулеметчик, резчик, красильщик.

    – Какая морфема в словах вызывает затруднение в написании? (Суффикс)
    – Почему? (Произношение и написание не совпадают)
    – Выделите суффиксы в существительных.
    – Кто уже сможет сформулировать тему урока? (записываем на доске).
    – Чтобы правильно выбрать суффикс, необходимо знать правило. Мы попробуем его сформулировать сами.

    Запись под диктовку у доски и в тетрадях:

    ДокладчикМойщик
    СоветчикСтекольщик
    ЗаказчикКаменщик
    ПереписчикКомпьютерщик
    Перебежчик Шарманщик

    – Что, по-вашему, является условием выбора орфограммы? (Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове)

    Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
    Остальные – -щик

    – Кто подскажет, как может звучать наше правило?
    – Правильность ответа проверим в учебнике на стр. 102
    – Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс -чик существительному? (Суффикс -чик придает существительному значение лица, причем мы можем догадаться и о профессии этого лица).

    III. Физкультминутка

    Примерный комплекс упражнений-физкультминуток для учащихся. Разработан в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендован для проведения учителями на уроках.

    А) Гимнастика для глаз

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
    3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 2-3 раза

    Б) Для улучшения мозгового кро­вообращения

    1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.
    1 – голову на­клонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повто­рить 3-4 раза. Темп медленный).

    2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.: 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.(Повторить 4-5 paз. Темп медленный.)

    3. Упражнение для мобилизации внимания (можно включить перед творческой работой)
    И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опус­тить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 – хлопки руками по бедрам. (Повторить 4-6 раз. Темп: 1 раз – медленный; 2-3 раза – средний; 3-4 – быстрый; 1-2 – медленный).

    IV. Закрепление

    1. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»

    Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик ).

    2. Игра «Кто я такой?» (ученик у доски)

    – Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь? (Разносчик – записывает это слово на доске и выделяет орфограмму)
    – Человек, выписывающий газету «Воложка» или любое другое периодическое издание? (Подписчик)
    – Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.(Каменщик)
    – Рабочий, специалист по типографскому набору. (Наборщик)
    – Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь. (Учётчик).

    Составьте 3-4-х предложения, используя любые из записанных слов (сильным можно предложить составить текст)

    3. Еще одно задание на внимание.

    – Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффисках -чик , -щик , определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

    1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
    2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
    3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
    4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

    (Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик : во втором ряду существителые имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик , а в первой и третьей группах слов суффикс -чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).

    4. Комментированное письмо:

    1. Барабанщики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказчиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3.. По колеблющимся мосткам сновали грузчики.
    4. Рабочие передавали сменщикам станки.
    5. Жестянщики работали на глазах всей улицы.
    6. Резко сигналили шофёры, покрикивали возчики, сновали грузчики в форменных фуражках.

    – А сейчас, ребята, я вам спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

    Барабан был плох. Барабанщик – бог.
    Ну, а ты была вся лучу под стать.
    Так легка, что могла
    Ты на барабане танцевать.
    На Тихорецкую состав отправится.
    Вагончик тронется, перрон останется.
    Стена кирпичная, часы вокзальные.
    Платочки белые /3 раза.
    Платочки белые, глаза печальные.
    Фонтан черёмухой покрылся.
    Бульвар французский был в цвету.
    “Наш Костя, кажется, влюбился! ” –
    Кричали грузчики в порту.

    V. Творческое задание

    –Посмотрите в окно. Какой замечательный сегодня день. Что придает особую праздничность зимнему пейзажу? А вы сейчас отправитесь в зимний лес. Распространите предложения подходящими по смыслу словами.

    Зима. Выпал снег. ________ скатертью покрылась и отдыхает земля.
    _________ высятся сугробы.
    _________ ________ шапками накрылся и притих лес.
    На скатерти снегов видят охотники __________ узоры ______ и _______ следов.

    (Раздаются карточки с отпечатанным текстом).

    – Слова какой части речи вы использовали? Прочитать насколько работ, отметить удачные.

    V. Итог урока:

    – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
    – Для чего надо знать значения суффиксов?
    – Какую роль играют в языке суффиксы?

    Домашнее задание: правило на стр. 102, упр.245, выписать слова в рамочках и запомнить их написание и произношение. (На следующем уроке продолжения темы следует взять примеры орфограммы «Мягкий знак после л перед суффиксом -чик »)

    Прокопьева Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы

    6-й класс, русский язык

    Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

    Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в

    существительных суффиксов -чик, -щик ;

    Задачи: 1)научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -

    щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик

    уменьшительное значение;

    2)развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности

    учащихся;

    3)вызвать чувство интереса к изучаемой теме, пробудить уважение и любовь к родному

    языку.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради к учебнику.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Мы за парты тихо сели,

    И на доску посмотрели.

    II. Актуализация знаний.

    (учащиеся читают стихотворение-загадку)

    После корня он стоит, перед окончанием.

    Его я если заменю, другое слово получу.

    Обозначу уголком, называю …. (суффиксом)

    Вспомните, что такое суффикс?

    I I I.Введение в тему.

    1)Вступительное слово учителя.

    Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
    Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
    2)Проблемная ситуация.

    Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик .

    ( На доске перепис…ик ).

    Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

    ( .)
    -Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

    ( Произношение не соответствует написанию ).

    Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

    I V . Изучение нового материала.

    1)Оформление тетрадей.

    Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
    2)Наблюдение.

    Посмотрите на записанные на слайде слова с суффиксами –чик- - щик-.

    Объез д чик

    Прока т чик

    Гру з чик

    Разно с чик

    Перебе ж чик

    Обойщик

    Фонарщик

    Танцовщик

    Прицепщик

    Съёмщик

    Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?
    (
    Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий ).
    -Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных
    -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

    Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

    Таблица № 1

    В суффиксе существительных -чик (-щик)

    ч

    щ

    после букв: д, т, з, с, ж

    объез д ч ик

    в остальных случаях:

    бараба н щ ик

    Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.

    Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.

    Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику . Читаем правило.

    А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

    3) «Запоминалка».

    Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам «запоминалку». Зарисуйте её себе в тетрадь.

    ЧИК

    Д

    Ж Т

    С З В остальных случаях суффикс –ЩИК-.

    Или предложение ДеТи За СаЖей.

    V . Закрепление изученного.

    1)Распределительное письмо.

    Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

    прицепщик (вагонов),

    (у доски 2 учащихся)

    -чик

    -щик

    извозчик

    экскаваторщик

    обходчик

    каменщик

    грузчик

    арматурщик

    разведчик

    сварщик

    рассказчик

    стекольщик

    переписчик

    компьютерщик

    лётчик

    прицепщик (вагонов)

    2)Лексический диктант.

    По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; объяснить написание букв ч и щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:

    1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
    2. Рабочий, специалист по бетонным работам –
    бетонщик .
    3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь –
    подносчик .
    4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке –
    каменщик .
    5. Рабочий по проходке горных выработок –
    проходчик .
    6. Рабочий, специалист по типографскому набору –
    наборщик .
    7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь –
    учётчик .
    8. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности –
    съёмщик .
    9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь –
    смазчик .
    10. Работник бани, обслуживающий посетителей –
    банщик .

    3)Игра «Корректор».







    4)Слово учителя.

    А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

    Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

    Таблица № 2

    -чик

    Значение лица

    Уменьшительное значение

    гру з ч ик

    фонта н ч ик

    5)Выборочный диктант .

    -щик: сборщик, шарманщик, сварщик

    -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

    -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

    VI. Выводы.

    Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов?

    VII. Рефлексия. Самооценка.

    1)Я усвоил(а) орфограмму «

    Баллы:

      Да – 5 баллов

      Частично – 3 балла

      Нет – 0 баллов

    Сумма баллов

    Оценка

    15 баллов

    12–14 баллов

    9–11 баллов

    3 балла

    Домашнее задание. Выучить орфограмму, § 44. Выполнить упражнение 245, в рабочей тетради – 18б, в.

    Рабочий лист учени 6 «б» класса __________________________________________(Ф.И.)

    Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

    1)Распределительное письмо. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

    Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, ракет..ик, прицепщик (вагонов), перевод..ик, стеколь..ик, барабан..ик, компьютер..ик.

    -чик

    -щик

    2)Лексический диктант.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3) Игра «Корректор».

    - Исправить допущенные ошибки в предложениях:

    1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    5. Рабочие передавали сменчикам станки.
    6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
    7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

    4)Выборочный диктант.

    -чик

    -щик

    Значение лица

    Уменьшительное значение

    Рефлексия. Самооценка.

    Да (понял), Частично, Нет (не понял).

    1)Я усвоил(а) орфограмму « Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").

    2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

    3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

    Баллы:

      Да – 5 баллов

      Частично – 3 балла

      Нет – 0 баллов

    Сумма баллов

    Оценка

    15 баллов

    12–14 баллов

    9–11 баллов

    3 балла

    Оценка

    Тема урока: «Буквы ч - щ в суффиксе существительных -чик (- щик) .»

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект откр. урока рус. яз 6 кл»

    Учитель « Юсуповская СОШ»

    первой квалификационной категории

    Горелова Галина Евгеньевна

    Тема урока: «Буквы ч - щ в суффиксе существительных -чик (– щик) .»

    Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв ч-щ в суффиксе -чик (-щик); дать представление о старых и современных профессиях; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.

    Задачи:

    Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных - чик-щик-.

    Создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

    Развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

    Этапы работы

    Организационный момент

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

    Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

    Задачи:

    Создать положительный эмоциональный настрой;

    Методы : словесные

    Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение.

    На свете много стран больших

    И много малых есть,

    А для народностей любых

    Язык свой – это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,

    Французским языком,

    Ты говоришь всегда, везде

    На языке своем.

    А я судьбу благодарю,

    Мне выше счастья нет,

    Что вот на русском говорю

    Уже я много лет.

    Спокоен, весел и певуч,

    Насмешлив и суров,

    И беспощаден и могуч,

    И грозен для врагов.

    Русский язык является ценнейшим нашим достоянием и величайшим достижением. Что значит любить свой язык? Это значит – глубоко, вдумчиво изучать его, говорить чистым, правильным, литературным языком, учиться грамотно писать на нем.

    Сегодня на уроке мы и узнаем, насколько грамотно мы научимся писать на русском языке, применяя правила правописания.

    Итак, вперед за работу!

    Опрос учащихся по изученному материалу.

    Лингвистическая разминка.

    Цели, которые учитель ставит перед учениками :

    показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.

    Цель, которую учитель хочет достичь : проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;

    Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся.

    Методы стимулирования : похвала.

    Методы оценивания : результаты выдает компьютер.

    Ребята, скажите, пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?

    (Имя существительное)

    *Что оно обозначает? (Предмет)

    * Какие предметы может обозначать имя существительное? (Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…)

    Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам.

    Нам встретилось в мешке имя существительное…………….

    * Каким способом оно образовано?

    (суффиксальным, с помощью суффикса –чик-)

    *Что называется суффиксом?(Слайд 3 )

    Изучение нового учебного материала

    Актуализация опорных знаний.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.

    : организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

    Методы и приемы : создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами. .

    Постановка учебной задачи

    Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

    Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

    *Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?

    Посмотрим на иллюстрацию (слайд 4 ).

    *Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?

    Слайд. Фотогалерея.

    Давайте погрузимся в мир фотографий. *Кого вы видите на иллюстрациях? (Люди разных профессий). Назовите их.

    Вот какие слова у нас получились.

    *Как они образованы? (С помощью суффиксов)

    Запишем слово ИЗВОЗ..ИК.

      В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?

      ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.

      Запишем ее в тетрадь. (слайд 5 )

    Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

    Открытие новых знаний .

    Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи, связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.

    Методы : учебный диалог, анализ языковых средств. .

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Цели : эмоциональная разгрузка учащихся.

    В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.

    Продолжаем нашу работу.

    Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране: слайд 6

    Вот какие слова у нас получились.

    Каменщик, барабанщик, пулеметчик, извозчик летчик, вертолетчик, бурильщик.

    Всем ли понятно лексическое значение слов?

    Работа с толковым словарем Даля. Значение слова « Извозчик»

    *Что обозначают суффиксы в этих словах?

    (Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)

    Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.

    Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.

    * Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?

    Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.153)

    Работа с учебником.

    А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК.

    * Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.

    Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!

    А теперь выполните фонетический, морфемный и словообразовательный разборы этого слова.

    Слайд 7

    Физкультминутка. Слайд 8

    Закрепление учебного материала

    Цель : отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

    Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

    воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

    Задачи:

    - развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.

    Методы: репродуктивные

    А теперь закрепим полученные знания.

    Работа по учебнику, с.154, упр.293 с объяснением.

    1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.

    2) Цифровой диктант. (слайд 9)

    (Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик)

    Ключ для проверки: 1,2,1,1,2,2,1,1,1.

    3) Работа по группам.

    1 группа (слабые учащиеся): индивидуальная работа по РТ.: с. 31, упр. 56

    Выполнить синтаксический разбор предложения:

    Барабанщики яростно колотили в барабаны.

    (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

    Барабанщики – подлежащее, выраженное существительным; колотили – сказуемое, выраженное глаголом; второстепенные члены предложения: колотили во что? в барабаны – дополнение, выраженное существительным; колотили как? яростно – обстоятельство, выраженное наречием.

    2 группа (слайд 10. «Корректор»).

    4)Проверка работы по рабочим тетрадям.

    * У кого не оказалось ошибок?

    МОЛОДЦЫ!

    5) Словарно - орфоэпическая работа.

    * Запишите в орфоэпический словарик слово копировать, поставьте ударение.

    * Запишите в орфографический словарик слово арматура, подчеркните орфограмму.

    * Образуйте от слов копировать, арматура однокоренные слова, обозначающие профессии. (Копировщик, арматурщик)

    * Составьте предложение, в которое вошли бы все три слова: профессия, копировщик, арматурщик.

    Рефлексия

    Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

    Слайд 11 .

    *Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

    *Что нового узнали?

    *От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?

    *Какие задания выполнять было легко и интересно?

    *Остались ли какие-то неясности?

    * Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

    А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили?

    Мы об этом обязательно поговорим.

    Домашнее задание

    Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-.

    Цель, которую хочет достичь учитель : развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь.

    Материал параграфа 44(выучить правило.)

    1 группа (слабые учащиеся) – упр.295.

    2 группа а) составить связный рассказ

    на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

    б) придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.

    Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество. Слайд 12

    Просмотр содержимого презентации
    «презентация 6 класс»



    Что такое суффикс?

    Суффикс значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования новых слов.


    Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется? Какое лексическое значение могут иметь суффиксы?

    Тель- -ер- -ник-

    Чик- -щик-

    Онок- -ся- -ыва-

    Ек- -л- -ну- -а-

    Ик- --ова- - ива-

    Лив- -чив- -оват-

    Ов- - ев- -ин- -енн-




    Запишите слово извоз…к. Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.




    Поиграем в корректора.

    • Барабанчики яростно колотили в барабаны.
    • Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    • В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
    • По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
    • Рабочие передавали сменчикам станки.
    • Жестянчики работали на глазах всей улицы.

    Подведём итоги:

    • Что нового узнали на уроке о суффиксах имен существительных?
    • Когда же пишется суффикс -чик (-щик)?
    • Какие задания выполнять было легко и интересно? Что вызвало затруднения?

    Домашнее задание:

    1 группа- упр.295.

    2 группа-составить связный текст на тему «Новостройки нашего села»