Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Состояние творчества. Как чаще возвращаться в творческое состояние Topic состояние творчества

Стань единым с природой, позволь границам раствориться. Стань деревом, стань травой, стань ветром - и внезапно ты увидишь, происходит нечто, никогда не случавшееся раньше. И внезапно тебе хочется спеть песню, и ты сам не знаешь, откуда она приходит. Твои ноги готовы танцевать, ты чувствуешь, как танец трепещет в твоих жилах, ты слышишь звуки музыки снаружи и изнутри. Это состояние творчества. Это можно назвать его основным качеством - быть в гармонии с природой, быть сонастроенным с жизнью, с Вселенной.

Величайшие художники были просто флейтами, но песня была не их. Она протекала по ним, но исходила из какого-то неизвестного источника. Они не препятствовали - вот и все, что они сделали - но они не создали этого.

Настоящий творец ничего не создает, существование работает через него. Оно овладевает его руками, его существом и создает нечто через него. Он становится инструментом. Это настоящее искусство, в котором исчезает художник.

Когда художник абсолютно отсутствует, творчество абсолютно совершенно.

Поэтому настоящий художник никогда не думает о совершенстве. У него нет ни малейшего понятия о совершенстве, он просто позволяет себе сдаться, войти в позволение, и происходит все, что бы ни происходило. Он хочет быть в этом тотально, вот и все. Когда он танцует, он хочет исчезнуть в танце. Он не хочет быть в нем, потому что присутствие танцора будет беспокойством для танца.

Именно в этом состоит творчество: пульсировать в абсолютной гармонии с целым. Все начнет случаться само. Твое сердце начнет изливать песни радости, твои руки начнут совершать превращения. Ты коснешься грязи, и она станет лотосом. Ты сможешь стать алхимиком. Но это возможно лишь в великом пробуждении сердца.

Что бы ты ни делал, делай это радостно, делай это с любовью. Если что-то растет изнутри тебя, если это дает тебе рост, это духовность, это творчество, это Божественно.

Будь празднующим, празднуй! Уже есть слишком много - птицы поют, солнце в небе — празднуй это! Ты дышишь, ты жив, у тебя есть сознание - празднуй это! Тогда ты внезапно расслабляешься, тогда нет ни напряжения, ни неудовлетворенности. Все твое сердце дышит в глубокой благодарности - это молитва. В этом вся молитва — сердце, дышащее глубокой благодарностью.

Творчество означает любовь к тому, что ты делаешь. Что бы это ни было - наслаждайся. Празднуй это! Если слава случается - хорошо. Если ее не случается - хорошо. Это не должно быть критерием. Критерием должно быть - наслаждаешься ли ты тем, что делаешь. Это твой любовный роман.

Ты танцуешь потому, что тебе нравится танцевать; ты танцуешь потому, что ты наслаждаешься этим. Если кто-то этим восхищается - хорошо. Если никто не восхищается — не твоя забота об этом беспокоиться. Ты танцевал, ты наслаждался - ты уже осуществлен.

Ты становишься тем более божественным, чем более ты творческий. Все религии мира называли Бога творцом. Чем более творческим ты становишься. Тем более ты подобен Богу. Когда вся твоя жизнь становится творческой, ты живешь в Боге.

Все, что может тебе дать творчество - глубоко внутри ты будешь богатейшим из людей. Глубоко внутри ты будешь состоявшимся. Глубоко внутри ты будешь полон радости и празднования. Ты будешь постоянно получать все больше и больше благословений. Твоя жизнь будет жизнью благословения.

Когда ты видишь розу, раскрывающуюся на утреннем солнце - видь ее. Впусти ее в себя глубоко. Пусть ее розовость овладеет тобой, ошеломит тебя. Ничего не говори, обожди. Будь терпелив, открыт. Впитывай. Позволь розе достичь тебя и достигни розы. Пусть будет проникновение, взаимное проникновение.

И помни, чем глубже роза входит в тебя, тем глубже ты сможешь войти в розу. Приходит мгновение и ты уже не знаешь, кто роза, а кто зритель. Приходит мгновение, когда ты становишься розой, а роза становится тобой. В это мгновение ты узнаешь реальность розы. Тогда поймай свой язык, поймай свое искусство. Возьми кисть, краски, холст и нарисуй ее.

Творческий человек это тот, кто вносит нечто от неизвестного в мир известного, кто вносит нечто от Бога в этот мир, кто помогает Богу что-то произнести - кто становится проводником и позволяет Богу течь сквозь себя.

Творческий человек - беременный человек. Беременный Богом.

И когда ты освобождаешься от бремени, когда книга окончена и ребенок родился - будь счастлива, наслаждайся этим пространством, потому что рано или поздно возникнет новая книга. Как листья падают с дерева - точно так же стихи выходят из поэта, романы из писателя, картины из художника. Ничего нельзя сделать - они естественны.

Чем глубже творчество, тем глубже будет следующая за ним пустота. Чем сильнее буря, тем глубже молчание, которое приходит за ней следом. Буря хороша. Наслаждайся ею, и молчание тоже хорошо. День прекрасен, полон деятельности, ночь тоже очень красива, полна бездействия, пассивности, пустоты. Человек спит. Утром ты снова в мире, полный энергии, чтобы работать, действовать.

Ниже изложены признаки, непосредственно предшествующие творческому озарению:

«Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известный художник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение, май 2006 г.), уточнённые автором этой статьи.

1. Главное условие, обеспечивающее вхождение в творческое состояние, - одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить в условиях социальной депривации. Однако отделяться от людей надо лишь как от раздражителя, отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялся тонизирующий творца социальный фон его окружения как лёгкий раздражитель, напоминающий ему о теме и нужности его творчества. Именно таким был парижский период творчества Э. Хемингуэя . Он работал - писал - в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудь подходил к нему с навязчивым вниманием - его творческий процесс ломался. Также А.П. Чехов в Ялте оберегал себя от излишнего общения, сохраняя лишь тонизирующие его творчество социальные контакты. Можно вспомнить А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского на одинокой подмосковной даче и многих других.

2. Предтворческому состоянию может быть полезен несильный конфронтационный фон, т.е. лёгкая сердитость творца на окружающих близких ему людей. Л.Н. Толстой перед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую его рукопись. Переводчик древне-французских стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализа с ним, сердился на жену, «сам не зная за что и почему», и чем острее бывало его раздражение, тем лиричнее получались переведенные стихи.

3. Из работ 3. Фрейда известно, что сексуальный стресс может стать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, привносит наряду с воодушевлением, одухотворённостью, вожделением ещё и агрессию эгоизма.

4. Предтворческим состоянием и побудителем к творчеству может стать эйфория автора благодаря его оптимальному телесному состоянию. Тренированное тело (но не чрезмерно, не для рекордов) и общее здоровье создают ощущение лёгкого восторга у автора. Однако перерасход физических сил блокирует стресс творчества. И.П. Павлов сообщал, что его творческому настрою способствовала игра в городки, в которой есть визуальная цель, физическое напряжение, реализующееся в ловкости и точности движений, удовлетворение победой. А. Миллер находил предтворческий стресс в профессиональной физической работе - он делал массивную мебель для своей виллы. В.В. Маяковский отмечал объединенную сублимацию в творчестве сексуальной силы и физической силы. Происходит это «играючи», т.е. без максимального расходования сил. В стихах отражено и творческое одиночество, куда требуется «вбежать», надо полагать, активно прорываясь и порывая с чем-то. Творческий процесс сопряжен с трансцендентностью ночной тьмы - «до ночи грачьей» - и с особым звучанием пространства, и с победной, сокрушающей агрессивностью поэта.

5. Отличной настройкой на творчество может быть эустресс человека в природной среде с красотой её ландшафтов, парков, девственных лесов, со сложнейшим разнообразием облаков, струй воды рек, ручьев и водопадов, с ревом и видом морского прибоя. Так, И.П. Павлов , основываясь на представлении о двух сигнальных системах у людей, разработал для себя способ настройки на научное творчество. Вечером, после суеты рабочего дня, долго рассматривая художественные шедевры на стенах своей квартиры (медитируя?), он, во-первых, «стирал» в сознании дневные впечатления, во-вторых, напрягая первую сигнальную систему (образно-художественную), давал отдых второй сигнальной системе - вербальной, дискурсивно-логической. После этого он приступал к научному творчеству, напрягая преимущественно свою вторую сигнальную систему.

6. Тонизировать творческое состояние могут умеренные экстремальные внешние воздействия (слабые стрессоры): холод, шум и даже такие, как не всегда удобная поза: Э. Хемингуэй писал, стоя за конторкой (но редактировал написанное, сидя в мягком кресле). Даже лёгкий голод способствует творчеству. Эти умеренные стрессоры «подкачивают» творчество как квазиборьбу с неким противником.

8. Известны случаи, когда интенсивному творчеству предшествовало, казалось бы, беспричинно хорошее настроение, ощущение радости, бодрости. Такой эустресс поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для включения процесса творения.

9. Преддверием к пароксизму, взрыву творчества могут стать внезапно возникшее у автора ощущение, что нет никаких толковых идей в голове, мучительное представление о себе как о бездарности и желание бросить всё». Этот творческий дистресс следует расценивать как «квазиуход» от решения стрессогенной проблемы. В действительности это - невольная релаксация. В таких случаях требуется упорство в труде, раньше или позже оно может вновь пробудить вдохновение.

10. Пробуждающая креативность релаксация может быть преднамеренной, например, при трансцендентальной медитации.

11. Наконец, известно множество авторских причуд, магических действий, настраивающих на творчество. В. Гюго всю жизнь работал за маленьким столиком, за которым написал своё первое получившее признание произведение. Писал он только вороньими перьями, так как гусиными талантливо творить ему не удавалось. М. Шагинян , когда ей не писалось, надевала на голову черный чулок, как колпак, и писала, примостившись на уголке кухонного стола среди ароматов готовящейся армянской пищи».

Китаев-Смык Л.А., Факторы напряжённости творческого процесса, журнал «Вопросы психологии», 2007 г., N 3, с. 70-71.

Тут сразу надо сказать, что любимое многими оправдание собственного бездействия в виде ожидания так называемого «Вдохновения..» — занятие абсолютно неблагодарное, бессмысленное и в значительной мере инфантильное. Если оное вдруг вас посетило — нужно порадоваться, как внезапному подарку небес, и использовать с умом. Но ждать вдохновения нельзя, его нужно создавать самому. Причем получаться будет не всегда. И тем не менее, это не повод останавливаться.
В творческой профессии, и в просто творчестве для себя (если, конечно, хотеть достичь какого-то результата, а не использовать его для «переключения»), необходимо постоянное, планомерное движение. И часто оно происходит «вопреки», а не «благодаря» своему состоянию. Поэтому одно из первых условий достижения состояния вдохновения — это самодисциплина, планирование работы, регулярность. И, конечно же, не факт, что это всегда будет происходить «в ударе», но регулярность действий постепенно увеличит частоту появления искомого состояния.

Что же можно сделать, чтобы все-таки чаще находится в состоянии потока?
Для начала нужно себя изучать и фиксировать, что именно у тебя вызывает потоковое состояние, когда творить легко, и есть ощущение подключенности ко вселенной, так как универсальных рецептов не может быть. Поделюсь своим опытом, а также опытом других творческих людей и нескольких наблюдаемых поколений студентов-архитекторов.

Время дня
Разное время дня (и события в дне) несут разную энергию — наполнения и отдавания, сфокусированности и распылености, напряжения и расслабления. Их важно чувствовать и организовавать свои действия в соответствии с этим ритмом. У меня искомое состояние чаще бывает рано утром, когда все спят — пространство становится моим, и концентрироваться в нем легко. Это имеет обоснование — энергия раннего утра (до 6 часов) для этого лучше всего подходит. Поэтому можно в это время планировать что-то важное и требующее полной отдачи. У кого-то это происходит глубокой ночью (у меня именно так и было во время учебы) но это чревато постепенной потерей здоровья и жизненной силы.


Среда вокруг
Важно пространство, в котором происходит работа — нужно «настроить» его под себя, как один из главных инструментов. «Идеального» порядка у творческого человека быть не может по определению, но и захламленная неструктурированная среда не добавит желания двигаться вперед, — обычно она давит своей невнятностью, непониманием, где что лежит и неудобством нахождения в ней. Приятно точно знать места всего, что может понадобиться, всех архивов работ и хранения. Должна быть легкость в ориентации и пространство для маневра и эксперимента. Мне удобно, когда есть возможность организовать два рабочих места — для работы за ноутбуком, включая планирование, чтение и записи, и место для взаимодействия с красками, большими форматами, возможно, макетами или другими материалами.
Структурирование пространства с помощью простых стеллажей и контейнеров Икеа обычно помогает быстро и дешево это организовать.
Но кроме структуры и организации, необходимо еще и вдохновляющее наполнение — в виде тех вещей, которые будят сознание, глаз, руку, настраивают на иное восприятие реальности. Архитектор Ле Корбюзье называл такие предметы «объектами поэтического отклика» — его мастерскую наполняли раковины, камни, коряги и прочие найденные объекты.


Навык графической фиксации
Нужно, чтобы руки дружили с разными материалами (карандаши, фломастеры, ручки, пастель, акварель, уголь..) и можно было уметь легко зарисовывать все, что хочешь — интересный фрагмент реальности, идею, образ, картинку из книги, предмет.. Это, с одной стороны, дает свободу и уверенность, а с другой — такое телесное взаимодействие, когда у тебя нет страха, и ты не боишься, что что-то не получится, а просто берешь и проводишь линии, красишь, соединяешь — включает особую энергию потока, в котором все начинает происходить по своим законам, как бы «само собой».

Питательный раствор
Одно из самых результативных средств — это погружение в питательный «бульон» для раскачивания, проявления, создания и доваривания собственного художественного ощущения. Такой бульон можно создавать из книг, фильмов, впечатлений и наблюдений за реальностью, но в большей степени это, конечно, мастера, художники, другие интересные люди, которые дают вдохновляющий импульс и заряд на собственные действия.
Если их не только смотреть, но и пытаться пропускать через себя непосредственно — зарисовывать и записывать важное, то, что зацепило — это будет откладываться внутри и становиться частью тебя. Можно создавать целые альбомы и папки из такого самообучения, и в процессе фиксировать выводы, мысли и идеи.

Картина жизни или концентрат
своих смыслов
Мне часто хочется видеть перед глазами своеобразную «точку творческой сборки», в которой, помимо рациональной информации типа календарей, списков, планов — есть то, что пробуждает глубинные смыслы, воздействует непосредственно на органы восприятия и возбуждает детский азарт двигаться дальше. Такой коллаж-композиция из образов, записей, фото, интересных графических листовок, своих эскизов, надписей-целей и многого другого.


Фрирайтинг или потоковое письмо
Одно из моих последних открытий. Сама техника много где описана, в том числе в книге Джулии Кемерон «Быть художником» под названием «утренние страницы». Метод непринужденного диалога с собственным бессознательным, почти медитация на бумаге. Смысл в том, что каждый день (лучше утро) нужно записывать поток мыслей в течении примерно 20 минут (или 3 страницы). Это может быть просто отображение мыслительного процесса или чуть более направленное нужным вопросом размышление. Результат — от психотерапии до инсайта. Но тут вся суть в регулярности. У меня самое интересное стало происходить через 2 недели ежедневного письма, и я теперь использую этот инструмент и для изменения состояния, и как коучинг для самой себя и как возможность расширения видения и более глубокого осмысления.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.