Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Ы в суффиксах и окончаниях существительных. О, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. Предмет: русский язык

Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён

существительных. (Слайд 1)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: формирование понятия о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Цели урока:

обосновать выбор гласных о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных;

формировать умение применения орфограммы на практике;

развивать навыки работы с текстом, развивать интерес к познавательной деятельности;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы, развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

воспитывать чувство товарищества, чувство уважения к одноклассникам, воспитывать аккуратность в выполнении письменных работ;

содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;

способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

_ уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь высказывать предположение на основе работы с материалом учебника;

Уметь работать по коллективно - составленному плану;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные УУД:

_ уметь использовать в речи речевые единицы;

Уметь сравнивать разные формы имён существительных, делать выводы на основе наблюдений за изменением формы слова;

Знать правописание окончаний имён существительных при их изменении по падежам

Ход урока

Организационный момент (приветствие).

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна еще прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

И пусть наш урок пройдет под девизом:

Не говори: « Не умею»,

А говори: «Научусь!» (СЛАЙД 2)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Начнем наш урок.

(Слайд 3)

II. Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою.

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

У: Открываем тетради. Пишем число, классная работа.

1. Чистописание.

Перед вами буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ. Чистописание.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

- В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

- В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. СЛАЙД.

Ш, Ж, Ч, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

СЛАЙД:4

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

Прочитайте слова (по цепочке)

Посмотрите внимательно. Слова какой части речи перед нами?

Можем ли мы определить, какие буквы пропущены?

Почему мы не можем точно назвать пропущенные буквы? (не хватает знаний)

Сформулируйте тему урока.

Попробуем назвать цель нашего урока.

Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока СЛАЙД 5

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ - ВПЕРЁД!

3.Актуализация знаний.

Поиск решений.

Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет нам идти правильным путем.

СЛАЙД 6

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

Прочитайте пары слов.

Поставьте знак ударения в каждом слове.

Выделите окончание.

Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.

Свечой - тучей

Карандашом - душем

Ужом - пейзажем

Борцом - пальцем

Плащом - товарищем

Огурцом - зайцем

Запишите вывод на карточке - правило.

Слайд 7

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

ЧИТАЕМ ПРАВИЛО НА КАРТОЧКАХ

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. Составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и назовем алгоритм под названием «Исключи ошибку».

Итак, какое действие мы должны выполнить первым? (подчеркнуть шипящий и ц)

Вторым? (поставить ударение)

Третье наше действие? (вспомнить правило)

Составление алгоритма (Слайд8)

СЛАЙД 9

4. Первичное усвоение новых знаний.

А теперь вернемся к нашим словам

Лапш..й

неуч…м

нож…м

свинц…м

рощ..й

Применим алгоритм и вставим пропущенные буквы. (ПРОГОВАРИВАЮТ)

Физминутка. Слайд 10

5. Первичная проверка понимания .

К доске приглашаю двоих ребят.

Перед вами слова с пропущенными буквами. 1- прикрепляет слова в столбик с названием О, 2 - Е.

Мяч..м птенц..м врач..м пшениц…й учениц…й ландыш..м

Все остальные работают со мной. У вас на столах карточки с буквами О и Е. Я показываю вам слово с пропущенной буквой, а вы поднимаете нужную нам букву.

Кирпич…м сердц…м певиц…й умниц…й кольц…м конц…м

Если ошиблись, проговорить правило.

Проверяем у доски. Правило.

6. Первичное закрепление. (Выдаются карточки каждому ученику)

о

е

пляж..м

рощ…й

плеч..м

синиц…й

невеж…й

7. Д / з.

8. Рефлексия деятельности .

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой незаконченного предложения.

Я узнал…

Я научился…

Теперь я могу…

Я понял…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я умею…

Гласные О, е, Ё после шипящих и Ц (правописание)


Буквы о, ё, е пишутся под ударением:

1. Буква Е пишется после ж, ш, ч, щ для передачи ударного гласного э.
напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон.

О, Ё после шипящих ж, ч, ш, щ

О пишется


1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий -о,
напр.: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных под ударением:

ОК,
напр.: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок, и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

ОНОК и -ЧОНОК,
напр.: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок; -оныш: ужоныш;

-ОНК(А) и -ОНК(И),
напр.: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки;

-ОВКА(А) (в отыменных производных словах),
напр.: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка;

-ОБ(А): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба. Исключение: в слове учёба пишется ё;

ОТК(А): трещотка;
-овщин(а): поножовщина.

3. В суффиксе имен прилагательных -ОВ-
напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый,

4. Также в существительных на -овка, -овник, производных от прилагательных с суффиксом -ов- (-ев-):
напр.: грушовка и грушовник (ср. грушевый), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый), алычовка (алычовый), гужовка (гужевой), пуншовка (пуншевый), клещовка "цапля с клещеобразным клювом" (клещевой), драчовка (драчовый, от драч "род рубанка"), плащовка (плащевой), речовка (речевой), борщовник (борщовый), ужовник (ужовый).
Так же пишется слово крыжовник, где суффикс в современном языке не выделяется.

Примечание 1. Отыменные существительные на –ОВКА типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка.


Примечание 2.
В русских фамилиях на шипящий + -ОВ (-ЁВ) пишется О или Ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

5. В суффиксе прилагательных и наречий -ОХОНЬК-
напр.: свежохонький, хорошохонько.

6. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных,
напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать), жом (ср. жму), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла); рожон (ср. род. п. рожна), шов (шва); княжон (род. п. мн. ч. от княжна), ножо́н (род. п. от ножны́ - устар. вариант слова но́жны), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки), квашонка (уменьш. от квашня), кошомка и кошомный (от кошма), очочки (от очки), очочко (от очко), смешон (краткая форма муж. рода от смешной);

Сюда же относятся слова с суффиксом -ОК: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка).

Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту) пишется буква ё

Примечание. Так же, как СМЕШОН, пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода
напр.: страшон, должон, нужон.

7. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме ё) : жолкнуть (и пожолкнуть), жостер, жох, зажор (и вариант зажора), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры (и шорный, шорник).
Так же пишется слово вечор (и вечорошний), хотя оно родственно слову вечер (и вечерний)
С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов.

8. В корнях заимствованных (иноязычных) слов.

Перечень основных слов:
боржоми, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс-мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу;

То же в собственных именах,
напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс.


Буква Ё после шипящих пишется


1. В глагольных окончаниях -ЕШЬ, -ЁТУ -ЁМ, -ЁТЕ ,
напр.: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте.

2. В глаголах несовершенного вида на -ЁВЫВАТЬ и отглагольных существительных на -ЁВЫВАНИЕ,
напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в

3. В страдательных причастиях на -ЁВАННЫЙ
напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный.

4. В отглагольных существительных на -ЁВКА
напр.: ночёвка (от ночевать), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать), лущёвка (от лущить).

5. В суффиксе существительных -ЁР
напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр.

6. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ЁНН- и -ЁН-
напр.: напряжённый (и напряжён), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка.

7. В глаголах прошедшего времени муж. рода c корнями:

-ЖЁГ (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг;и в причастиях поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла),
-ЧЁЛ (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла),
-ШЁЛ (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла).

Правописание глаголов с корнем ЖЁГ следует отличать от однокоренных существительных с буквой О: ожог, поджог, пережог

8. В тех корнях русских слов, где ударному звуку О соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой Е.

Далее приводится перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой Е после ж, ч, ш, щ).

Корни с сочетанием жё:
жёваный (жевать),
жёлоб (желоба, желобок, желобчатый),
жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток),
жёлудь (желудей, желудок "маленький желудь", желудёвый),
жёлчь, жёлчный (ср. варианты желчь, жёлчный; желчевой, желчевик),
жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться),
жёрдочка (жердь, жердей, жердяной),
жёрнов (жернова, жерновой),
жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый),
сажёнки (сажень и сажень),
тяжелый (тяжелее, тяжелеть, устар. тяжёле).

Корни с сочетанием ЧЁ:
бечёвка (бечева, бечевой),
вечёрка (вечер, вечерний),
печёнка, печёночный (печень),
почёт, почётный (честь),
пчелы, пчёлка (пчела, пчельник),
счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета, счетовод, не́чет),
чёботы (чеботарь),
чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье), чёлн (челны, челнок),
чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант чёркать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть),
чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый),
чёрствый, чёрствость (черства, черстветь),
чёрт, чёртов, чёртушка (черти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина),
чёрточка (черта, черт, чертит, чертить, чертёж),
чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет),
чёткий, чёткость, отчётливый (четка),
чечётка (чечет).
Корни с сочетанием шё:
дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь),
кошёвка (кошева),
кошёлка (кошель, кошелёк),
пшённый, пшёнка (пшено),
решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник),
шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый),
шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет),
шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить).

Корни с сочетанием ЩЁ:
щёголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть),
щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый),
щёкот (щекотать, щекотка),
щёлка, щёлочка (щель, щелей),
щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок),
щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной),
щённая (щениться, щенок), щётка (щетина).

Примечание. Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 8, может писаться буква О. В соответствии с традицией и регистрацией в официальных документах пишется буква о в таких собственных именах, как, напр., Чоботы (название населенного пункта), Чорный, Пшонная, Жолобов, Жолтиков (фамилии).

8. В Предложном падеже местоимения ЧТО
напр.:о чём, на чём, а также в словах почём, нипочём, причём; в слове ещё.

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о, гласный звук языка-источника
напр. жён-премьер, Шёнбрунн, Шёнберг.

Буквы о, е на месте безударных гласных


1. В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква Е - в соответствии как с ударным э (на письме ё), так и с ударным о (на письме о или ё). Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестянка (ср. жесть), чепец (чепчик), шенкеля (шенкель), глажение (ужение), туче (свече); б) желтеть (ср. жёлтый), шептать (шёпот), горошек (петушок), пуншевый, плащевой (грошовый, борщовый), сторожем (чижом), большего (ср. большого), рыжему (чужому), могуче (горячо). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, напр.: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда.


2. В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква О.
Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо. Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок), торшонировать (от торшон), чокеровка (от чокер), шомпола (мн. ч. от шомпол).
Примечание 1. Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, напр.: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.
Примечание 2. Буква о после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, напр.:жоховатый (от жох), чопорноватый (от чопорный), шорошок ("еле слышный шорох"), на́свежо (от свежий, по образцу начерно, начисто).

Тема урока: «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цель:

обучающий аспект:

Уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;

Понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц ;

- научить правильно писать О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;

Уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

развивающий аспект:

Развивать мышление (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);

Развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);

Развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);

воспитывающий аспект:

Воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;

Воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)

Этапы урока:

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Усвоение новых знаний и новых способов деятельности.

Первичная проверка понимания.

Итог на рефлексивной основе.

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

1 этап. «Скороговорка»

Посмотрите на доску. На ней записано предложение.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Что это? (скороговорка)

Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.

Зачем вообще нужны скороговорки?

Попробуйте её правильно произнести.

На какие согласные эта скороговорка?

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.

Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало предложений:

Задачи урока:

Узнать ………………..

Научиться …………….....

2 этап «Собери слово»

А теперь я предлагаю вам поиграть. Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)

Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)

Не забудьте про основу. Что она включает?

Сейчас мы будем работать в парах. На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

Слова разрезаны на морфемы.

Рас-чёс-к-а под-чёрк-ива-ть про-ж о р-лив-ый при-ч ё с-к-а по-щёлк-а-ть шёлк-ов-ый,

Шёрст-к-а на-шёпт-ыва-ть жёрд-очк-а, пчёл-к-а шалаш-ом.

Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

  1. Давать высказаться товарищу;
  2. Прислушиваться к мнению друг друга;
  3. Работать вместе.
  4. Продумать, кто будет представлять материал.

Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.

Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.

На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.

Расчёска подчёркивать прож о рливый прич ё ска пощёлкать шёлковый,

Шёрстка нашёптывать жёрдочка, пчёлка шалашом.

Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)

Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом)

Почему оно лишнее?

Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

Почему в этом слове мы не можем для выбора гласной применить то же правило?

(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)

2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.

Давайте попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

На доске изображена таблица.

Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

Определите ударение в словах?

Выводы из наблюдений.

Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

Попробуйте сформулировать правило.

Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Точно ли мы его сформулировали. Учебник с.76, п. 99.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.

А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.

Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из 5 пунктов

Карточка-информатор:

1. Определи часть речи

2. Поставь ударение.

3. Выдели окончание

4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.

5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.

Сравните, алгоритм вам кажется более полным? Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.

3.Первичная проверка понимания.

Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.

Задание 1

Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете выбор гласной в окончании (о или е).

Храбрец..м, встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й, плащ..м, . сторож..м, свеч ой, мудрец..в, пейзаж..м,

Задание 2

А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.

Золотым ключом, говорить со сторожем….

Продолжайте. К доске пойдёт ……

Следить за синицей, играть с малышом, идти со свечой, летали над рощей, острым мечом, за большой лужей , угостить калачом, восхищаться пейзажем, укрыться плащом, открыть ключом .

Эту работу мы проверим способом взаимопроверки. Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске. Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.

В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.

5 баллов - нет ошибок

4 балла -1-2 ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Задание 3

Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?

Задача - найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душ ой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзаж ем.

Я восхищаюсь и первым ландыш ем , и маленьким стриж ом , и носатым грач ом , который ходит вдоль дорог.

По пшеничному полю прохожу я узкою меж ой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнц е , пробежит луч ом по полям, раскрасит их.

Вот длинной верениц ей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свеч ой . У озера построен шалаш. Рядом с шалаш ом стоят клены. Любуешься каждым деревц ем . Наклоняешься над ключ ом и пьёшь ледяную воду.

Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубеж ом ты понимаешь истинный смысл пословицы « Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердц ем .

Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.

15 слов - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.

4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.

Рефлексия:

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.

Что было самым интересным?

5.Домашнее задание.

Д. З. п. 99, упр. 556

Фамилия_________________ Класс__________________

Лист оценивания

«Собери слово»

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

3. Верно определена часть речи

нет ошибок - 3 балла

одна ошибка -2 балла

две ошибки - 1 балл

«Создай свой алгоритм»

нет ошибок - 5 баллов:

одна ошибка -4 балла

две ошибки - 3 балла

три ошибка -2 балла

четыре ошибки - 1 балл

Словосочетания. «Напиши правильно букву».

5 баллов -нет ошибок

4 балла -1-2 ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Работа с текстом «Найди слова»

Посчитай количество правильно выписанных слов.

15 слов - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Перевод баллов в оценку

«5»- 17- 18 баллов

«4» - 14- 16 баллов

«3» 10-13 баллов

«2» - 9 и менее

бор щ ом бор ц ов двор ц ом коль ц о ме ж ой лап ш ой клю ч ом товари щ ем гор ц ев полотен ц ем серд ц е репорта ж ем юно ш ей встре ч ей

бор щ оʹм бор ц оʹв двор ц оʹм коль ц оʹ ме ж оʹй лап ш оʹй клю ч оʹм товаʹри щ ем гоʹр ц ев полотеʹн ц ем сеʹрд ц е репортаʹ ж ем юʹно ш ей встрʹе ч ей

Алгоритм 1 . Определи часть речи. 2. Поставь ударение. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа. 5. Сделай вывод о написании гласной: под ударением - пиши О, без ударения – Ё.

о е Найти в тексте слова на изучаемую нами орфограмму «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выписать их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.

о е Ду ш ой, стри ж ом, гра ч ом, ме ж ой, лу ч ом, све ч ой, шала ш ом, клю ч ом, рубе ж ом Пейза ж ем, ланды ш ем, солн ц е, верени ц ей, дерев ц ем, серд ц ем

Сегодня на уроке я узнал… научился… могу похвалить себя и своих одноклассни-ков за …

Запишите задание на дом! П. 99, упр. 556 стр. 76 .


Учитель: Кудрявцева Л.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: ц в окончаниях имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся понятия о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Задачи урока: предметные: ознакомление с правиломправописаниягласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, овладение умением правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и графически обозначать условия выбора правильных написаний; метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование умения общаться через работу в группе. Оборудование : мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса/ Ладыженской Т.А. и др, рабочие листы с материалами к уроку.

I. Организационный момент. (слайд 2) Картина Репина Д.П. «Весна»

Здравствуйте, ребята.– С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Какие чувства вызвала у вас картина Д.П. Репина «Весна»? Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное настроение? - А теперь улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Приступим к работе. Вперёд за новыми знаниями!

II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.

Цель этапа : - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне.

Ребята, прочитайте стихотворение. (слайд 3)

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше й
Улыбаться до уше й? Юнна Мориц Весна

О каком луче говорит Юнна Мориц в своём стихотворении?

Определите, каким настроением проникнуто следующее стихотворение?

Что с нею? Что с моей душо й?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней! Евгений Баратынский

Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (Малышей, ушей, душой)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е?
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Все слова имена существительные, орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос? Какова тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число и тему урока, а я запишу её на доске (Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных).

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос? - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: познакомиться…научиться правильно …(дети говорят) - познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных - научиться писать слова с данной орфограммой - соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

III. Актуализация знаний.

Цель этапа : Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока. (Тема на доске) - Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. (имя существительное, окончание, шипящие) - Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

– Снова обратимся к стихам. Найдите в первых двух строчках (Это чей пушистый луч /Так щекочет из-за туч) существительные. Докажите свой выбор. - Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в словах. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слова)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: -вызвать интерес к изучению темы

Учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

Повторить тему «О-Ё в корне имён существительных после шипящих»

Употребим слова луч и туч в творительном падеже в единственном числе (лучом, тучей) Можете ли вы объяснить, какие гласные надо написать в окончании? - Посмотрите внимательно на слова малышей, ушей, душой. (буквы пишутся разные). Что же является условием выбора орфограммы?

Организация наблюдения. Работа с карточками по группам

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

У вас на столе лежит рабочий лист. Найдите 1 задание. Это карточка-информатор. Выполните задание. Работа в группах

1 задание Карточка-информатор

    Прочитай слово.

    Поставь знак ударения.

    Выдели окончание.

    Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

    Сделай вывод.

Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!


- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Обращение к теоретическому материалу на с.76.)

Цель: - познакомиться с правилом написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Обратимся за разъяснением к учебнику (с.76). Проведём наблюдение над словами, записанными в столбиках. - Прочитайте правило. Это орфограмма.

Запишите правило кратко в карточке (задание 2)

2 задание Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем ___, без ударения _____.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?

Работа в парах. Составление схемы. Запись в тетради и на доске (слайд 4)

Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Задание 3 Карточка-памятка
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку. Итак, с чего начнем?

1) часть речи -____________________ (сущ.)
2) морфема -__________________ (окончание)
3) после шипящих и ц под ударением _____ (О) без ударения _____ (Е)

Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (объясняют написание слов, пользуясь памяткой.

Птицей, чёрный, грачом (пишут на доске и в тетради)

Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е. В корне слова после шипящей под ударением пишется ё, а не о (исключение…..)

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

(изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; соотнесли это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в корне слова).

Так теперь, ребята, вы можете объяснить, какие гласные надо написать в окончаниях слов лучом и тучей ?

Физкультминутка. (слайд 5) - Молодцы, ребята. Чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку. (солнышко лучистое)

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

- Выполним упражнение №557на доске и в тетрадях(написать не все слова)

V. Выработка умений и навыков. (слайд 6)

Цель этапа:закрепить умение пользования памяткой.- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой - научиться графически обозначать орфограмму

Работают по вариантам (6 вариантов, проверить на интерактивной доске)

VI. Закрепление полученных знаний на практике. (слайд 7)

Цель этапа: - закрепить полученную информацию

Вспомнить цели урока, осознать их достижение или недостижение.

Оценить собственную деятельность; Для учителя: зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

Задание 4 Задание личностно-ориентированного характера. - А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно инструкцию.

Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2. Если вы уверенно чувствуете себя, хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание? (Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой.

(слайды 8,9,10) - Давайте проверим правильность выполнения заданий. Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Оцените свою работу.

VII. Инструкция домашнего задания.

- Итак, ребята, как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 99, правило стр. 76, упр.555.Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по его выполнению.

Задание творческого характера: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных или несколько предложений на тему Весна», используя слова с изученной орфограммой. (по выбору)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?

Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно?

(слайд 11)

Приложение

    задание Карточка-информатор

1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод.

Ландышем, задачей, плащом, товарищем, лучом, карандашом.

Задание 3 Карточка-памятка

1) часть речи___________________
2) морфема __________________
3) после шипящих и Ц под ударением ____ без ударения ____

Задание 4 Самостоятельная работа

Вариант № 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Вариант № 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м. _________

Вариант № 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е в окончании. Обозначьте орфограмму. Если есть «лишние» слова, запишите их в 3 столбик.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой. _________

Мудрец…м, меж…й, морж..м, репортаж…м, свинц…м.

Колодц…м, свеч…й, лапш…й, сторож…м, борщ…м.

Туч…й, малыш…м, кож…й, глупц…м, старц…м.

Огурц…м, плащ…м, юнош…й, меч…м, марш…м.

Ландыш…м, певц…в, полотенц…м, учениц…й, луч…м.

Товарищ…м, задач…й, кольц…м, дворц…м, карандаш…м.