План работы классного руководителя по направлениям. Планирование воспитательной работы классным руководителем. Циклограмма работы классного руководителя
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика» (модуль «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач»)
на тему: «Разработка плана классного руководителя»
Выполнила:
студентка 3 курса гр. аб
Факультета иностранных языков
Кузнецова Юлия Сергеевна
1. Задание
Вас назначили классным руководителем в новом для вас классе. На протяжении первых недель вы смогли составить обобщенную характеристику классного коллектива.
1. Определите приоритетные направления воспитательной деятельности в данном классе на предстоящий учебный год.
2. Сформулируйте задачи воспитательной работы с данным классом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
3. Составьте план работы классного руководителя на 1 четверть (используйте в качестве образца оформления варианты планов воспитательной работы, включенных в учебно-методический комплекс).
Характеристика класса
8 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков.
Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Большая часть родителей имеет военное или техническое образование. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, систематически посещают школу, отзываются на все просьбы классного руководителя.
Состояние здоровья учащихся удовлетворительное, но есть дети с наличием хронических заболеваний (6 человека с недостатками зрения, 1 человек с заболеванием внутренних органов.)
Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых и общественных поручений проявляется лишь у части учащихся, в основном - у девочек. Большинство мальчиков в общественной деятельности пассивны и безынициативны. Взаимопомощь проявляется слабо. Особой безответственностью отличаются Миша С. и Сергей К. Актив класса составляют несколько «хорошистов».
Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное. Общий уровень знаний и учебных навыков средний, у мальчиков несколько лучше показатели по точным наукам, девочки более усердны и успешны в науках гуманитарных. Отличников в классе трое, неуспевающий один (Миша С.).
В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной - на уроке учащиеся отвлекаются, не слушают учителя. Педагоги связывают это с влиянием на класс группы ребят во главе неформальным лидером - Мишей С.
Во внеучебное время примерно треть класса посещают спортивные секции и кружки при гарнизонном Доме офицеров.
2. Психолого-педагогическое обоснование проекта
В целом класс неплохой, 31 человек, среди них 14 девочек и 17 мальчиков. Каждый подросток представляет собой личность и по-своему воспитан и развит. Для начала приведём общие особенности этого возраста.
Л.С. Выготский «кризис развития» этого возраста (14-16 лет) объясняет несовпадением трех точек созревания: полового, общеорганического и социального. Центральным и специфическим новообразованием, по мнению ученого, является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости); внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Это новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру, оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций. Специфическая активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых . Подобная активность служит предпосылкой формирования у учащихся этого возраста определенной, воспитательно-возвышенной системы личных ценностей.
Для духовно-нравственного развития в этом возрасте характерно формирование убеждений на основе нравственных идеалов, причём подростков привлекают яркие, сильные, волевые личности героического типа.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является, как уже отмечалось, формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является значимый «Другой». Поэтому возникает еще одна важная воспитательная задача: указать подросткам достойные образцы для подражания. В противном случае они, не обладая жизненным опытом и достоверными моральными критериями, изберут себе в качестве образцов поведения ложных кумиров.
Что касается взаимоотношений со сверстниками, то здесь реализуются такие потребности растущей личности, как потребность в общении, потребность в познании и самопознании, потребность в самореализации, потребность в самоутверждении, потребность во взаимной поддержке и защите. Ведущей среди перечисленных потребностей является потребность в самопознании, объектом относительно глубокого изучения подростка становится он сам как личность, как человек, как носитель внутреннего, духовного мира. Возникший интерес к себе вызывает стремление к познанию и моральной оценке внешних и внутренних качеств других людей, желание сравнить себя с ними, разобраться в собственных переживаниях и чувствах. Поэтому в этот период особенно необходимо знакомство подростков с такими героями, чувства и мысли которых близки его душевному строю.
В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперёд, мутит и волнует душу, бросая её из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе – но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду …». На границе подросткового возраста происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.
Как было сказано выше, возникновение представления о себе как «не о ребёнке» является основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. «При этом подростки проявляют некритичность к подлинному объёму своего знания и умения. Накопленный опыт, знания, обученность приводят к своеобразному «Я сам!», к субъективной готовности на всё в жизни. Отсюда – настаивание на своей независимости, требование свободы. Подростки отвергают свою принадлежность к детству и утверждают свою взрослость». Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка.
«Лишь с этим периодом, - отмечает прот. В.Зеньковский, - начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов». В духовной жизни в этом периоде мы замечаем, как он выражается, совсем новый стиль: подросток вновь чувствует себя перед лицом бесконечной перспективы, которая, однако, уже не вне его, а внутри его, в таинственной глубине души. Духовный мир подростка эгоцентричен, его опьяняет переживание собственной свободы, а поскольку он не знает ещё, что делать с ней, в чём её смысл и тайна, ему хочется без конца утверждать эту свободу, даже нелепо, «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Таким образом, на основании вышеперечисленных психологических и духовно-нравственных особенностей старшего подросткового возраста (14-16 лет) можно сделать вывод о том, что именно в этот период идет интенсивное формирование потребностно-личностной сферы убеждений. Если психологическое и нравственное развитие ребенка проходило нормально, то к 14 годам когнитивный компонент полностью сформирован, т.е. ребенок имеет полный комплекс знаний о нормах, ценностях и способах поведения. Эмоционально-личностный компонент убеждений, т.е. переживание своего отношения к этим нормам и ценностям находится в завершающей стадии формирования, хотя изменить его и изменить радикально возможно с помощью вновь формирующегося практически-действенного компонента. Именно потребность поступать в соответствии со своими собственными внутренними убеждениями без оглядки на внешние авторитеты эти самые убеждения укрепляет. Только через деятельность, через поступки убеждения приобретают целостность и стабильность.
Поэтому при выборе методов и средств в процессе целенаправленного формирования убеждений у старших подростков предпочтение должно быть отдано тем, которые непосредственно связаны а) с общением как со сверстниками так и со «значимыми взрослыми»; б) с практической общественно-значимой деятельностью, дающей широкие возможности для нравственного выбора. Вовлечение подростка в педагогическую деятельность, т.е. в деятельность по общению с одной стороны с младшими по возрасту, с. другой стороны с членами взрослого педагогического коллектива как нельзя лучше отвечает этим требованиям.
3. Планирование работы классного руководителя
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
§ 5. Планирование работы классного руководителя
Общие вопросы подготовки к составлению плана
План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.
Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную четверть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.
В старших классах, если классный руководитель уже не первый год знает ребят, имеет представление об уровне их воспитанности, возможностях и интересах, можно составлять план на более длительный срок, т.е. на весь учебный год. В младших классах или в том случае, если учитель плохо знает класс, целесообразнее планировать воспитательную работу на четверть или полугодие.*
* См.: Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М., 1984. - С. 77.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе.
В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические "срезы" в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности.
Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.
Технология составления плана
Подготовка к составлению плана работы классного руководителя завершается составлением характеристики классного коллектива и отдельных учащихся. Это начальный этап развертывания технологической цепочки разработки программы жизнедеятельности класса и учащихся на предстоящий период.
Следующий этап предполагает знакомство классного руководителя с общешкольным планом воспитательной работы, который, как правило, готов к началу нового учебного года. Из него необходимо отобрать все те общешкольные мероприятия, а также общественно полезные дела по параллелям и группам классов, в которых класс должен принять участие. Будучи соотнесенными с конкретными датами, эти мероприятия заложат основной каркас плана жизнедеятельности коллектива. Здесь необходимо подчеркнуть недопустимость отождествления планов работы классного руководителя и жизнедеятельности коллектива класса.
Опытные педагоги после этих двух этапов приступают к формулированию конкретных задач воспитательной работы с классом на учебный год, продумыванию системы мероприятий и отбору реально выполнимых общественно полезных дел. Начинающим классным руководителям рекомендуется предварительно соотнести информацию, полученную на предыдущих этапах, с общими данными об особенностях возраста учащихся класса и имеющимися рекомендациями в помощь классным руководителям.
При определении доминирующих воспитательных задач надо исходить из принятого нами целостного подхода к организации педагогического процесса. Не разрозненные мероприятия по направлениям воспитательной работы, а реальные дела и разнообразные виды деятельности должны составлять основу планов. Задачи воспитания, а следовательно, и конкретное содержание на строго очерченный период времени должны определять социальная, возрастная и индивидуальная ситуации развития. Социальная ситуация как бы диктует идеи коллективных дел (что делать коллективу), возрастная обусловливает выбор форм деятельности, а ситуация индивидуального развития придает содержательный стороне работы с детьми неповторимость. Соответственно выделяются и три основных объекта внимания классного руководителя: коллектив, деятельность и индивидуальность.*
* См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986. - С. 95 - 97.
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Когда план в целом сформирован, наступает период его "доводки". Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Заключительный этап в технологической цепочке создания плана воспитательной работы - это его обсуждение на классном собрании, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам.
Структура плана работы классного руководителя
В реальной школьной практике планы работ классных руководителей имеют различную структуру. Это обусловлено различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а следовательно, и сами формы планов работ зависят от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работ, то начинающим учителям рекомендуется составление подробных, развернутых планов.
Традиционная структура плана работ классного руководителя имеет следующий вид:
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентации, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.
Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы исключить их формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах.
Третий раздел несет на себе основную содержательную нагрузку, определяя как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности.
Так, в соответствии с функциональным подходом в его крайних формах этот раздел включает содержание, формы и методы, независимо друг от друга ориентированные на формирование основ мировоззрения; воспитание политической сознательности и общественной активности; нравственное воспитание и воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательной активности; формирование положительного отношения к труду и расширение политехнического кругозора; эстетическое и физическое воспитание.* Если к этим многоплановым направлениям добавить не менее значимые с позиции функционального подхода экологическое, экономическое, гигиеническое, правовое воспитание, работу по профориентации и мероприятия по подготовке к семейной жизни, то становится очевидной нереальность такого плана работы для его воплощения в жизнь. Примерная форма такого плана имеет следующий вид:
* См.: Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учебное пособие. - М., 1984. - С. 29.
Если исходить из того, что личность школьника как целостная психическая система формируется не "по частям", что любой вид деятельности так или иначе отражается на ее формировании, то этот раздел плана принимает совершенно другой вид:
Виды деятельности/ |
Общественная |
Познавательная |
Трудовая |
Художественная |
Спортивная |
Цен ностно-ориентационная |
Коммуникативная |
В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы.
Заключительный раздел "Работа с родителями" содержит круг вопросов, предлагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.
В настоящее время считается общепризнанным, что планирование по разделам в соответствии с основными направлениями воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и др.) "разрывает" целостный педагогический процесс на части. Не охватывает всего многообразия педагогических задач и деятельностный подход, хотя во многом он и снимает издержки гипертрофированного функционализма. Признание педагогической общественности в последние годы получил вариант плана, предложенный Н.Е.Щурковой, в котором в органическом единстве нашли свое отражение комплексный, деятельностный и личностный в их индивидуально-творческой интерпретации подходы.* Выделяя в качестве основных объектов воспитания коллектив, деятельность
воспитанников и развитие индивидуальности, Н.Е.Щуркова предлагает на большом листе (в целях оперативности и возможности работы с планом в течение года) после обозначения доминирующих задач выделить три соответствующих раздела: организация коллектива, организация воспитывающей деятельности и организация работы по развитию индивидуальности. Форма такого плана работы классного руководителя имеет следующий вид:
Организация воспитывающей деятельности |
Организация коллектива |
Организация работы по развитию индивидуальности |
|||
Виды деятельности |
Средства |
Средства | |||
Общественно полезная |
Коллективная творческая деятельность |
Изучение учащихся | |||
Познавательная |
Самоуправление |
с семьей | |||
Ценност-но-ориен-тацион-ная |
Проектирование целей |
Работа с малым пед. коллективом | |||
Художественно-творческая |
Влияние на межличностные отношения |
Индивидуальные воздействия | |||
Свободное общение |
* См.: Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.
Два вспомогательных раздела, которые располагаются на обратной стороне листа, должны содержать характеристику классного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности (и в связи с этим какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не посещает, то почему); состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.
В практике воспитания сложились многообразные формы планирования работы классных руководителей, и, учитывая специфические условия различных районов страны, города и села, школ-новостроек и школ, имеющих давние традиции, нет нужды в жесткой унификации формы этого плана. Классный руководитель сам выбирает форму плана, ориентируясь на требования, которые к нему предъявляются, и на свою педагогическую "Я-концепцию".
Планирование и подготовка воспитательного мероприятия
На основе перспективного плана воспитательной работы классный руководитель составляет план работы на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Этот план целесообразно совмещать с дневником классного руководителя. Приведем различные варианты недельных планов классного руководителя.
Вариант 1
Вариант 2
Дни недели |
Основные формы работы |
|||||
с классом |
индивиду |
с учите |
с родите | |||
учрежде |
||||||
тельного |
||||||
образова |
||||||
Вариант 3
Объект особого внимания - это подготовка воспитательного мероприятия. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие. Воспитательный эффект остается даже в том случае, если мероприятие по каким-либо причинам не состоялось (например, не смог прийти приглашенный гость и т.п.). Общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно, без спешки и штурмовщины подготовлены и качественно проведены, которые будут, безусловно, выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха. При этом устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся.
Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П.Иванова.
Предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного коллективного творческого дела (КТД) в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются варианты дела, которые будут предложены как возможные воспитанникам; строится перспектива возможного дела. На этой стадии идет поиск, разведка дел. Если коллектив на первом этапе развития, то педагоги сами выводят детей на общественно значимую работу; если на втором - то в поиске участвует актив; если на третьем - все члены коллектива проводят поиск по намеченным маршрутам (например, "класс", "микрорайон", "природа", "пресса", "малыши" и др.).
Коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кому на радость и пользу? Кто будет участвовать? С кем вместе? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где лучше провести КТД? Как лучше его провести?
В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения из микрогрупп, происходят выборы совета дела.
Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, организует микрогруппы для подготовки добрых дел "по секрету". На этой стадии могут быть встречи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, периодическая печать, организуется пресс-центр и т.д.
Опыт показывает, что в целом оправдавшей себя методикой организации коллективных творческих дел нельзя злоупотреблять. Имеется в виду то обстоятельство, что нельзя отказываться и от традиционных бесед, диспутов, конференций и других положительно зарекомендовавших себя форм организации педагогического процесса. В этом случае классный руководитель готовит план или план-конспект, в котором отмечает: тему и форму организации работы; цель и задачи ее проведения, время проведения (дата, час); место проведения мероприятия; кому поручается его подготовка и проведение (распределение поручений); оборудование и оформление; форму учета результатов проведенной работы. Тщательно продуманный план конкретного мероприятия - необходимое условие его качественного проведения, условие достижения предметного и воспитательного результатов.
Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?
Обязанности классного руководителя
По В. Вороному - автору учебных пособий, освещающих планирование, классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.
Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.
Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.
Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).
Основные виды планов работы с учащимися
Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.
Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.
В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.
Планирование работы с классом
Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:
- Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
- Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
- Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
- Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
- Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
- Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).
На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом - только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.
Основные этапы формирования плана
План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:
- Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.
- Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
- Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.
К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.
Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:
- проведение классных часов;
- индивидуальное общение;
- открытые уроки;
- экскурсии;
- подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
- творческие мастерские;
- проведение спортивных мероприятий;
- встречи с интересными личностями;
- игры.
К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:
- нравственное и этическое воспитание;
- учебный процесс;
- трудовое обучение;
- физическое воспитание;
- воспитание патриота и гражданина;
- работа с «трудными» учениками;
- работа с родителями;
- формирование ЗОЖ учащихся;
- профориентация.
Цели и задачи воспитательной работы
Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.
В процессе формирования классному руководителю следует учесть необходимость:
- обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
- гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
- культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
- эстетического развития;
- социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
- организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);
- учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
- совместной деятельности с родителями и общественными организациями.
Основные направления и содержание работы с учащимися
Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.
Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и Последнего звонка, отчетного концерта, концерта здоровья и так далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам, определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта.
После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:
- беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
- туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
- участие в субботниках, генеральная уборка класса;
- уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
- беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
- контроль посещаемости (ежедневно);
- учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).
Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.
Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся
Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о "трудных" учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.
Требования к содержанию плана
Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:
- целенаправленность плана;
- реальность;
- применение различных форм работы;
- творческий подход классного руководителя;
- систематичность;
- учет возрастных особенностей и интересов учащихся.
Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Учебные недели | Коллективные дела учащихся | Оперативная работа
классного руководителя |
Оценка результатов проделанной работы |
1-7 сентября |
Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей |
. | |
. |
3 сентября. |
Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах | . |
. | 6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учеб-ный год?" | Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел | . |
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.
Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:
ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Профиль дня недели | Апрель | |||
30-я неделя | 31-я неделя | 32-я неделя | 33-я неделя | |
Понедельник. День просвещения учащихся | 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" | 8/4. Информация "Мир за неделю" | 15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" | 22/4. Беседа "Новости культуры" |
Вторник. День родителей. День стенной печати | 2/4. Родительское собрание | 9/4. Выпуск стенной печати | 16/4. Консультация родителей | .23/4. Оформление стенда "Учись учиться" |
Среда. Трудовые дела учащихся | 3/4. Очистка школьного двора от снега | 10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений | .17/4. Подготовка гнездовий для птиц | .24/4.
Встреча с
производствен- никами" |
Четверг. Работа с активом класса и школы | 4/4. Встреча с организаторами спортивных секций | 11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям | 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов) . | .25/4. Индивидуальные поручения учащимся |
.Пятница. Учебные дела учащихся | 5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение" | 12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) | .19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы | .26/4. День олимпиад по предметам |
Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.
Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию план воспитательной работы который используется в некоторых школах г. Минска.
План воспитательной работы классного руководителя.
Дата | Работа с учащимися | Работа с семьёй | |||
Общешк. мероприятия | Классные мероприятия | Индивид. работа | Общешк. мероприятия | Индивид. работа |
|
Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы . В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:
Организационно-педагогические мероприятия.
Воспитание положительного отношения школьников к учению.
Политический кругозор учащихся.
Воспитание нравственных ценностей у школьников.
Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.
Дисциплина и культура поведения учащихся.
Физическая культура и здоровье учащихся.
Экологическое воспитание.
Свободное время учащихся.
Работа с родителями и общественностью.
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:Задачи, особенности и системы организации воспитательной работы установлены Федеральным государственным образовательным стандартом. Главная цель - облегчение преодоления подростковых трудностей, своевременная социализация с учетом психологических особенностей учащихся разных возрастов.
Образовательное учреждение - это объединение стараний и возможностей педагогического состава для адекватного воспитания, социализации, получения требуемых знаний. Только учитель сможет привить ответственности подросткам. совместно с грамотным распределением всего задействованного в учебном году времени - один из важнейших аспектов работы педагога как в начальной, так и в старшей школе.
Планирование работы классного руководителя в начальной школе
Основополагающий момент управления классом - наличие адекватного методического плана. Если максимально упростить описание, документ представляет собой точное и наиболее полное отображение хода всего учебного года с учетом даже небольших деталей воспитательной работы. Научная организация труда - залог качества всего процесса.
Учитель обязан производить подбор самых действенных методик, направленных на достижение поставленных целей, применяя масштабный комплекс способов и средств воздействия. Подобные меры позволяют педагогу развить и вывести детский коллектив на новый, намного совершенный уровень. Благодаря этому Вы сможете активизировать каждого ученика в отдельности и весь класс в целом.
Осуществив планирование своей работы в качестве классного руководителя , Вы реализуете следующие цели:
- изучение окружающих условий и общей атмосферы класса;
- знакомство с детским коллективом, выявление лидеров;
- определение собственных тактических задач и стратегий поведения;
- подбор оптимальных средств, методик и форм организации процессов;
- корректировка развития всего коллектива и отдельно взятых учеников;
- адекватная оценка дальнейшего прогресса.
Рассматривая процесс управления классом в действии, стоит знать основные принципы планирования работы классного руководителя в начальной школе . Выделим главные:
- сочетание общественного и государственного начал;
- разумное объединение планов на длительные и короткие сроки;
- контроль за работой всей системы;
- построение воспитывающей среды, имеющей ориентир на развитие личности;
- целенаправленность и результативность.
Целеполагание и планирование работы классного руководителя в целом напрямую связано с созданием индивидуальных документов отдельно взятого мероприятия, отрезка времени или выбранной программы. Современные школы применяют образцы:
- развитие индивидуальности учеников;
- общий план работы класса в выбранном периоде;
- схема ;
- перспективный, календарный и перспективно-календарный планы;
- организация внеурочных занятий и развивающей деятельности;
- работа по реализации поставленных задач в выбранном направлении;
- преподавательское видение всего учебного года и его частей (четверть, месяц и пр.).
Планирование воспитательной работы классного руководителя - основополагающий аспект гармоничного развития детского коллектива.
Технология планирования воспитательной работы классного руководителя
Прежде чем приступать к составлению документации и самому этапу , педагог должен провести подготовительные действия. А именно, изучить имеющуюся информацию. Данные, получаемые учителем, могут быть внешними и внутренними.
Вид данных |
Конкретика |
Результат изучения |
Внешняя информация |
Нормативно-правовые документы, информирующие о ключевых вопросах воспитания; научно-педагогическая литература по выбранной тематике |
Знание основных аспектов воспитания, умение заниматься планированием |
Внутренняя информация |
Система воспитания и план воспитательной деятельности в школе; программа образования в конкретном образовательном учреждении; циклограмма мероприятий на год |
Применение имеющихся знаний в реальной практике с конкретным детским коллективом |
Кроме изучения, структуризации и обработки данных, планирование работы классного руководителя предполагает коллективный анализ воспитательной среды всех учащихся. Результатом станет:
- возможность корректной формулировки поставленных задач;
- постановка целей систематического развития, а также их сроки;
- определение количества дел и мероприятий для вверенного коллектива;
- выявление задач, актуальных для решения в срочном или плановом порядке.
Получение подробных ответов на все пункты и будет являться планом работы с детским коллективом начальной или старшей школы. Учителю остается лишь окончательно сформировать проект по имеющимся данным и назначить ответственных лиц на каждое мероприятие.
План работы с классом должен быть разбит на несколько подпунктов, затрагивающих все сферы интересов детей и подростков. Оптимальное разделение мероприятий производится по следующим категориям:
Направление |
Описание, примеры |
Работа с активом класса |
Проведение классных часов, распределение обязанностей, выбор старосты, организация дней самоуправления |
Работа с родителями |
Проведение родительских собраний, определение ответственных |
Гражданско-патриотическая деятельность |
Участие в гражданских праздниках, определение позиции учеников |
Интеллектуально-познавательная деятельность |
Проведение анкетирований и тестирований, участие в развивающих играх и мероприятиях, экскурсионная деятельность |
Трудовое воспитание |
Школьное дежурство, проведение уборок, сбор макулатуры |
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
Участие в спартакиадах и спортивных мероприятиях |
Художественное воспитание |
Посещение музеев и выставок, участие в концертах |
Заключительный этап планирования рабочей деятельности с классом представляет собой определение финальной формы представления документа. Также педагогу требуется создать образец плана, которого он будет придерживаться в дальнейшей деятельности. Образец передается специалисту .
Планирование работы классного руководителя с родителями
В настоящее время не каждый родитель уделяет должное внимание полноценному развитию ребенка, после отправления его в школу. Для того чтобы дети росли нравственно здоровыми, важна именно . Противостояние семьи и школы недопустимо.
Работа классного руководителя с родителями - это отдельный элемент планирования , которому педагог обязан уделить повышенное внимание. К подобным мероприятиям относятся:
- определение активов класса (родительский комитет);
- проведение собраний и обсуждение дальнейших совместных действий;
- организация дней открытых дверей;
- проведение субботников и ремонтных мероприятий;
- индивидуальные действия с родителями;
- помощь семьям, нуждающимся в психологической и педагогической поддержке;
- награждение родителей.
Организация работы с родителями позволит педагогу не только лучше узнать каждого ребенка и особенности его семьи, но и заручиться родительской поддержкой на время всего учебного процесса.
Ответственный и необходимый документ, при помощи которого педагог сможет выстроить свою профессиональную деятельность максимально полно, интересно и продуктивно.