Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Известные космонавты кубани. Тема: «Кубанские космонавты. Григорий Яковлевич Бахчиванджи


О, Космонавт, как много в этом слове, Когда Земля в иллюминаторе видна, И луч звезды ведёт в ночной дороге Сквозь космос проходя и времена. Вас поздравляем в этот день прекрасный. Здоровья, мира, радостей, побед И истинно космического счастья На много, много, много долгих лет!


Виктор Васильевич Горбатко - Дважды Герой Советского Союза


Виктор Васильевич Горбатко

Родился 3 декабря 1934 г. в поселке совхоза «Венцы-Заря» Краснодарского края. В 1953 г. окончил 8-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г.Павлограде, в 1956 г. – Батайское ВАУЛ им. А.К.Серова. По окончании в 1968 г. Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». С 1960 по 1982 г. – в отряде космонавтов РГНИИ ЦПК ВВС. Совершил три космических полета. Первый – в 1969 г., в качестве инженера-исследователя КК «Союз-7», вместе с А.Филипченко и В.Волковым по программе группового полета трех кораблей «Союз-6», -7 и -8. Стыковка с КК «Союз-8» не была выполнена. Второй – в 1977 г., в качестве командира КК «Союз-24» и ОС «Салют-5» (ОПС-103 «Алмаз»), вместе с Ю.Глазковым. Третий – в 1980 г. в качестве командира КК «Союз-37» по программе экспедиции посещения ДОС «Салют-6», вместе с Фам Туаном. Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.


Виктор Васильевич Горбатко

За космические полеты дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалью «За отличие в охране государственной границы» и другими орденами и медалями. Также ему присвоены звания Героя Вьетнама и Героя Монголии. Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.













Полеты кубанских космонавтов 1969 год: 12-17 октября (4 сут. 22 час. 40 мин.) «Союз -7» Экипаж: В.В.Горбатко , В.Н.Волков, А.В.Филипченко

Классный час

«Кубанские космонавты»

ЦЕЛИ:

Познакомить с космонавтами Кубани;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к кубанцам и их достижениям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о наших земляках – кубанцах, которые внесли свой вклад в развитие Космонавтики и покоряли космические пространства.

II. Цепочка загадок для детей.

Отгадайте загадки в стихах:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная -
Эта вся вселенная!

Человеку звезды расти помогают

Хоть недавно совсем Век Космический начат,

А во многом уже по - развеялась тьма.

и уже мы на многое смотрим иначе,

и наука свои дополняет тома.

Проникает Земля (пусть ей светит удача!)

в мудрый Космос (он полон огня и ума!)

и становится с каждой победой сама

необъятней и ярче, сильней и богаче.

Ковш Медведицы - что экскаватора ковш,

он снести может горы до самых подошв,

на другой материк занести Гималаи...

Как бы ни были звезды от нас далеки,

но их сила вливается в мышцы руки,

человечеству звезды расти помогают!

III. Кубань и космонавтика

«Тысячью нитями связан наш край с историей развития отечественной космической науки и техники. Здесь родились, выросли или трудились многие отечественные ученые, работавшие в области ракетостроения, летчики-космонавты, труженики космодромов Байконур, Плесецк и полигона Капустин Яр. В 1966 году комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила имена ученых и конструкторов, разрабатывавших пороховые и жидкостные ракетные двигатели, десяти кратерам на обратной стороне Луны. Кратеру № 136 было присвоено имя Н.Г. Чернышева. Так имя казака, рожденное в бескрайних просторах кубанских степей, достигло космических высот. До середины 1980-х годов деятельность ученого - создателя ракетного топлива - было известно лишь в узких кругах специалистов-химиков и ракетчиков. В 1988 году после публикации статьи профессора Т.И. Агаповой «Имя на карте Луны» в газете «Советская Кубань» кубанцы впервые узнали о достижениях своего земляка, фактах из его биографии. Но мало кто знает сегодня о судьбе Чернышева-воина, ушедшего добровольцем на фронт в самом начале Великой Отечественной войны.


Предприятия Кубани еще в советскую эпоху работали на развивающуюся космическую отрасль страны. Краснодарский «Сатурн», например, сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.
Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Южнороссийском институте мониторинга земель и экосистем, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А. Серова и Ейском авиационном училище. Первая группа космонавтов СССР проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту. Примечательно и то, что первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин позже передал космическую эстафету кубанским коллегам: в общей сложности, наши земляки дважды Герой Советского Союза В. В Горбатко, дважды Герой Советского Союза В. И. Севастьянов, Герой Советского Союза А. Н. Березовой, Герой Российской Федерации Г. И. Падалка, Герой Российской Федерации С. Е. Трещев почти два года провели в космосе.
Кубань также подарила планете Земля и выдающихся ученых космической эры- Ю. В. Кондратюка, Д. И. Козлова, Н. Г. Чернышева».

Ученик:

Сергей Евгеньевич Трещев – космонавт, Герой Российской Федерации.

Будущий космонавт родился 18 августа 1958г. в селе Красный кустарь,Волынского района, Липецкой области. В 1964 году Трещевы переехали в Краснодарский край. Родители Сергея – Евгений Георгиевич и Нина Давыдовна решились поменять прописку, узнав от родственников, что на Кубани высокие зарплаты и чудесный климат. Глава семейства устроился механизатором в огромной станице Холмская, а мать – кондуктором автобуса.
Первый раз Трещевы поняли, что их сынишка растет неординарным человеком, когда ему исполнилось пять лет. В этом возрасте маленький Сережа пришел учиться в школу. Попытки учительницы выгнать из класса мальчика с пальчик закончились ее полной капитуляцией.

Со второй попытки в 1976 году поступил в Московский энергетический институт (МЭИ), который успешно закончил в 1982, получив специальность «инженера-преподавателя электроэнергетических дисциплин». После два года служил в Советской Армии в должности техника группы регламентных работ по авиационному оборудованию в расквартированной в городе Овруч Житомирской области. С 29 августа работал мастером по энергооборудованию на заводе экспериментального машиностроения.

Награды

  1. Ученик:

Севастьянов Виталий Иванович.

Севастьянов Виталий Иванович (р. 8.7.1935, Красноуральск Свердловской области), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (3.7.1970, 27.7.1975). Член КПСС с 1963. В 1959 окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и начал работать в КБ. Кандидат технических наук (1965). В отряде космонавтов с 1967. 1-19 июня 1970 совершил (совместно с А. Г. Николаевым ) полёт на космическом корабле "Союз-9" в качестве бортинженера. Корабль сделал более 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин, пролетев около 11,9 млн. км. 24 мая - 26 июля 1975 совместно с П. И. Климуком совершил полёт на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 "Союз-18" произвёл стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 научной станцией "Салют-4" . Общее время полёта около 63 сут. Находясь в космических полётах (всего 80 сут 15 ч 59 мин ) , С. выполнял программу научно-технических и медико-биологических исследований, а также отрабатывал методику проведения прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли. Действительный член Международной академии астронавтики. Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

Летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на Останкинском кладбище 8 апреля рядом с могилой жены.

В 1970 году В. Севастьянов и А.Николаев на корабле «Союз-9″ осуществили рекордный на то время по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли . Это был 16 запуск советского космического корабля с космонавтами на борту.

2.Ученик:

Березовой Анатолий Николаевич .

С 1970 года в отряде космонавтов под порядковым номером 107.Единственный полёт совершил с 13 мая по 10 декабря 1982 года на станции Салют-7 (командир экспедиции), взлёт - Союз Т-5, посадка - Союз Т-7. Продолжительность полёта - 211 суток 09 часов 04 минуты 31 секунда. Число выходов в открытый космос - 1. Продолжительность работ в открытом космосе - 2 часа 33 минуты. Отчислен из отряда космонавтов 31октября 1992 года в связи с увольнением из вооружённых сил по возрасту.

Имеет многочисленные награды:

3.Ученик:

Александр Владимирович Щукин.

В связи с постоянными переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград.

С 1962 по1964 г. обучался в средней политехнической общеобразовательной трудовой школе №60 с производственным обучением г. Краснодара. По окончании которой, получил свидетельство о присвоении профессии радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры.

В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, получив специальность инженер-механик.

Профессиональная деятельность:

Работал слесарем-монтажником, электрослесарем.

В 1966 году работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

Погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М. Похоронен на Быковском кладбище в г.Жуковском Московской области.

4. Ученик:

Герой Российской федерации летчик-космонавт Геннадий Падалка.

Геннадий Иванович Падалка закончил в 1979 году. Женат, отец трех дочерей. В свободное время увлекается театром, парашютным спортом и дайвингом.

Порядковый номер – 384 (89)
Количество полетов – 3

Общая продолжительность – 585 суток 06 ч 29 мин 53 с
Число выходов в открытый космос – 8
Продолжительность работ в открытом космосе – 27 ч 14 мин

Семейное положение: жена – Ирина Анатольевна, дочери – Юлия, Екатерина, Софья.

Образование: высшее.

5.Ученик:

В 1979 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В. М. Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация».

В 1994 года окончил Международный Центр обучающих систем ЮНЕСКО на факультете «Аэрокосмоэкология» Государственной академии нефти и газа, присвоена квалификация «инженер-эколог» и степень магистра экологического менеджмента.

В 2009 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственное управление и национальная безопасность».

Опыт работы: после окончания авиационного училища с декабря 1979 года по апрель 1989 года проходил службу в качестве военного лётчика в частях Военно-Воздушных Сил МО СССР.

К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолёты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налёт составлял около 1200 часов.

22 апреля 1989 года приказом МО был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК.

С июня 1989 по январь 1991 года проходил обще-космическую подготовку в ЦПК. 1 февраля 1991 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С апреля 1991 по февраль 1996 года проходил подготовку по программе полетов на ОК «Мир» в составе группы.

9 февраля 1996 года был назначен командиром дублирующего экипажа по программе 24-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-24) и командиром основного экипажа 26-й экспедиции (ЭО-26).

С сентября 1996 по июль 1997 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа Э0-24 вместе с Сергеем Авдеевым и Жан-Пьером Эньере (Франция).

С октября 1997 года приступил к подготовке в составе основного экипажа Э0-26 вместе с Сергеем Авдеевым. 23 марта 1998 года к подготовке в этом экипаже приступил космонавт-исследователь Юрий Батурин.

6. Ученик:

Первый полёт: с 13 августа 1998 по 28 февраля 1999 года в качестве командира корабля «Союз ТМ-28» и командира 26-основной экспедиции (ЭО-26) на ОК «Мир». Стартовал с Сергеем Авдеевым и Юрием Батуриным. Посадку совершил с Иваном Беллой (Словакия).
Позывной: «Альтаир-1».

Во время полета выполнил один выход в открытый космос и один выход в разгерметизированный модуль «Спектр».

Продолжительность полета составила 198 суток 16 часов 31 минута 20 секунд.

3 февраля 1999 года решением коллегии РКА был назначен командиром дублирующего экипажа 29-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-29) вместе с Сергеем Трещёвым. 1 июня 1999 года Советом главных конструкторов было принято решение о переводе с августа 1999 года ОК «Мир» в беспилотный режим полета. Экипажи ЭО-29 были расформированы.

15 июня 1999 года приступил к подготовке в ЦПК имени Ю.А.Гагарина в качестве командира основного экипажа по программе «МКС-1R» («МКС-спасатель») вместе с Николаем Будариным. Предполагалось, в случае срыва автоматической стыковки служебного модуля «Звезда» со связкой ФГБ «Заря»/Node-1, отправить на орбиту экипаж для проведения стыковки в ручном режиме. Проходил подготовку до 6 июля 2000 года. 26 июля 2000 года автоматическая стыковка была выполнена успешно.

В июле 1999 года был назначен командиром дублирующего экипажа 4-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-4Д). С ноября 2000 года приступил к подготовке к полёту в качестве командира дублирующего экипажа МКС-4Д, вместе с Майклом Финком (США) и Стивеном Робинсоном (США).

7. Ученик:

С декабря 2001г. по апрель 2002г. вместе с Кононенко О. Д. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа ТПК “Союз ТМ-34” третьей экспедиции посещения на МКС.

В марте 2002 года был назначен командиром экипажа 9-й основной экспедиции на МКС (экипаж МКС-9 – Геннадий Падалка, Майкл Финк, Олег Кононенко). В феврале 2003 года, после катастрофы шаттла Columbia в связи с изменением в программе полёта МКС экипажи были переформированы.
В декабре 2003 года был назначен командиром дублирующего экипажа 9-й экспедиции на МКС (МКС-9Д) и командиром основного экипажа 10-й экспедиции на МКС (МКС-10), вместе с Майклом Финком. Однако после того как в январе 2004 года бортинженер основного экипажа МКС-9 Уилльям МакАртур был отстранен от подготовки по медицинским показателям, после нескольких перестановок в составе экипажей, 28 января 2004 года было принято решение назначить дублирующий экипаж (Геннадий Падалка, Майкл Финк) основным экипажем 9-й экспедиции МКС. В связи с тем, что до полета оставалось всего 2,5 месяца, экипаж МКС-9 приступил к подготовке в тот же день, не дожидаясь официального решения МСОР. Вместе с ними по программе экспедиции посещения проходил подготовку голландский астронавт Андрэ Кейперс.

8. Ученик:

Второй полет: с 19 апреля по 24 октября 2004 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-4» и командира 9-й основной экспедиции МКС. Во время полета выполнил четыре выхода в открытый космос.

Продолжительность полета составила 187 суток 21 час 16 минут 09 секунд.

В августе 2007 года был назначен командиром основного экипажа 19-й экспедиции на МКС (МКС-19А, с июля 2008 года обозначается просто МКС-19).

В январе 2008 года начал подготовку по программе 19-й экспедиции на МКС. В мае 2008 года, после перевода командира дублирующего экипажа МКС-18 Юрия Лончакова в основной экипаж, был включен на его место в дублирующий экипаж (МКС-18Д) и приступил к подготовке вместе с Майклом Барратом (США) и членом экспедиции посещения космическим туристом Ником Халиком.

После дублирования продолжил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 19-й и 20-й экспедиций на МКС вместе с астронавтом НАСА Майклом Барратом и членом экспедиции посещения, космическим туристом Чарльзом Симони.

9. Ученик:

Третий полет: с 26 марта по 11 октября 2009 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-14» и командира 19-й и 20-й основных экспедиций на МКС.

Во время полета выполнил два выхода в открытый космос.

Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 42 минуты 22 секунды.

Классность: военный лётчик 1-го класса. Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.

Почетные звания и награды:

Герой Российской Федерации (05.04.1999).

Летчик-космонавт РФ (05.04.1999).

Награжден медалью «Золотая звезда» Героя РФ (05.04.1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23.02.2005), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (02.04.2010), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Из интервью Падалки:

« Космос и невесомость – особая среда обитания, и обычные земные приспособления там не годятся. Поэтому все, что есть на МКС, сделано специально для нее. Одежда, пища и приспособления для ее приема, средства личной гигиены, средства фиксации космонавта для работы в невесомости внутри и снаружи станции, системы обеспечения жизнедеятельности в космосе – все они уникальны, и земных аналогов у них нет. Вот, к примеру, российская система регенерации воды из конденсата, которая используется для удаления влаги из атмосферы станции с последующей ее очисткой. Это та влага, которая выделяется при дыхании, через кожу либо остается в атмосфере станции при приеме водных процедур. Так вот: после сбора и очистки она вновь насыщается солями и минералами и делается пригодной для питья. Это порядка полутора литров ежедневно на каждого оператора. Некий круговорот воды в объеме комплекса. Это позволяет нам уменьшить поставки воды на станцию на грузовых кораблях»

10. Ученик:

Ученик: Горбатко Виктор Васильевич

Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. После окончания средней школы в 1952 году он поступил и в 1953 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения пилотов, а в 1956 году Батайское военное авиационное училище им. А.К. Серова. Далее служба в истребительном авиационном полку 48-й Воздушной армии Одесского военного округа, откуда в 1959 году по собственному желанию был направлен в Москву для отбора в отряд космонавтов. Пройдя все этапы отбора, Виктор Васильевич был зачислен в отряд 7 марта 1960 года на должность слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС в числе космонавтов первого, "гагаринского" набора. Начались этапы общекосмической и предполетной подготовки.

В 1968 году без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Свой первый полет в космос В.В. Горбатко совершил 12-17 октября 1969 года по программе группового полета трех кораблей "Союз-6", "Союз-7", "Союз-8" на КК "Союз-7" в качестве инженера-исследователя (позывной "Буран-3") в экипаже: командир корабля А.В. Филипченко, бортинженер В.Н. Волков.

Второй космический полет В.В. Горбатко совершил с 7 по 25 февраля 1977 года по программе "Алмаз" в качестве командира экипажа КК "Союз-24" и орбитальной станции "Салют-5" (позывной "Терек-1") вместе с бортинженером Ю.Н. Глазковым.

23-31 июля 1980 года В.В. Горбатко в качестве командира международного экипажа корабля "Союз-37" (позывной "Терек-1") вместе с космонавтом-исследователем, гражданином Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном совершил свой третий космический полет на орбитальную станцию "Салют-6" по программе экспедиции посещения.

После того как экипаж «Союз – 37″ перешел в помещение станции и немного отдохнул, начался эксперимент «Азола». Азолла, вьетнамский водяной папоротник, самое мелкое из высших растений. Это делает его удобным для опытов по влиянию невесомости на процессы роста и развитие растений, ведь в исследовательский прибор можно было поместить до 20 азол, что повышало достоверность получаемых данных. Кроме того, азолла быстро размножается, и за короткий срок можно исследовать полную смену поколений этих растений. Азолла, растущая на полях, повышает плодородие почвы. Это происходит оттого, что в воздушных пазухах живет одна их разновидностей синезеленой водоросли, которая может связывать атмосферный азот, переводить его в соединения, пригодные для питания растений. Такие качества могут позволить применять азоллу на долговременных станциях для создания экологических систем.

В рамках подготовки к полетам в космос летал на самолетах Як-11, УТИ МиГ-15бис, Л-29, МиГ-17, Ил-14, вертолете Ми-8.

Виктор Васильевич награжден двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (1969, 1977), тремя орденами Ленина (1969, 1976, 1980), орденом Красной Звезды (1961), медалью "Золотая Звезда" Героя Монгольской Народной Республики (1971), медалью "Золотая Звезда" Героя Социалистической Республики Вьетнам (1981), орденами и медалями МНР, СРВ, НРБ, ГДР, ПНР, КНДР. Звание "Летчик-космонавт СССР" он получил в 1969 году после первого полета в космос.

Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.
Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.

11. Учениик .

1969 год: 12-17 октября Детство мое проходило на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Полгода я проживал на оккупированной территории. Что особенно запомнилось мне в то время? Помню, когда наши войска отступали – а рос я на конном заводе «Восход», – бросали все, в т.ч. и табуны лошадей. Я наблюдал, как немецкие летчики заходили над табуном и расстреливали его. Если бы это была кавалерия – тогда понятно, но расстреливать мирный табун лошадей… Это произвело на меня ужасающее впечатление. Помню бои между нашими и фашистскими истребителями, которые проходили в небе над Кубанью. В то время я еще не знал, что именно в небе Кубани наша авиация впервые достигла превосходства в воздухе.

Не раз приходилось слышать, что самая земная профессия в мире - космонавт. Виктор Горбатко тоже так считает. Дважды Герой СССР, награжденный тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, золотой медалью им. К. Э. Циолковского, Герой Монголии и Республики Вьетнам, почетный гражданин Краснодара, Армавира, Калуги, других городов России, Казахстана, Болгарии и Монголии. Человек Вселенной… Его дорога к звездам начиналась с Млечного Пути. Того, который пролился в кубанском небе теплой летней ночью. Когда кобылы в полудреме мирно щиплют траву, а Кубань дымится паром, словно подогретое молоко.

12. Ученик.

Знакомство в больнице

Виктору Горбатко посчастливилось попасть в первый, «гагаринский» набор. Вышло так, что в больницу, куда претенденты на звание «космонавта N 1″ легли для обследования, первым пришел именно он.
- Как сейчас помню: провел в больнице весь день и был в палате совершенно один. Лежу на кровати, и тут открывается дверь и заходит молодой человек. «Старший лейтенант Гагарин», – просто представился он. Потом пришли и другие ребята. В группу нас попало 6 человек одного возраста. Мы дружим до сих пор. Всем в этом году исполняется 70 лет. Очень жаль, что Юра не отметит с нами замечательный юбилей.
Вместе летчики провели 45 дней, затем начались совместные тренировки. Они мечтали о том, как поднимутся над землей, и надеялись, что когда-нибудь полеты в космос будут доступны всем.

Пройдя специальную подготовку, все космонавты «гагаринского» набора поступили на один курс Академии имени Жуковского. Все они учились в одной группе и писали дипломные работы, посвященные разным аспектам одной темы. Гагарин и Горбатко исследовали возможность создания космических кораблей многоразового использования. Уже тогда они планировали строить «Бураны» и «Шаттлы».
- Юрий очень серьезно относился к учебе. Несмотря на массу дел, он в академии не числился, а именно учился. Иногда, правда, пропускал занятия и брал у нас лекции, для того чтобы готовиться. Сколько раз он и моими тетрадями пользовался. Мы защитили дипломы в 1968 году, а через 3 месяца Юра ушел в свой последний полет.

13. Ученик.

Вместе на конверте

После гибели Юрия Гагарина Виктор Горбатко внес огромный вклад в развитие советской космонавтики. Он был дублером Алексея Леонова и готовился по программе выхода в открытый космос. Первым в космосе оказался все же Леонов, но в октябре 1969 года наступил звездный час и Горбатко. Именно он принимал участие в совместном полете трех космических кораблей, а затем поднимался на орбиту в составе «советско-вьетнамской делегации».
Грудь космонавта Горбатко украшают две звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, орден Красной звезды, золотые звезды героя Монголии и Вьетнама. Особой гордостью Виктора Васильевича, однако, является… простой набор марок. На них он вместе с сокурсником Юрием Гагариным.

Просмотр фильма о В. Горбатко.

14. Ученик:

В Краснодарском историко-археологическом музее имени Е. Д. Фелицына сегодня открылась выставка «Космические маршруты кубанцев» . «Она посвящается 50-летию полета Юрия Гагарина и Году российской космонавтики»,- сообщил корр. ИТАР-ТАСС президент Краснодарской федерации космонавтики Энвер Трахов.
В экспозиции представлены личные вещи кубанских летчиков-космонавтов
Виктора Горбатко, Анатолия Березового, Александра Щукина и Геннадия Падалки , книги и письма ученых Константина Циолковского и Юрия Кондратюка, костюмы. В рамках выставки представлена экспозиция космического питания. «Космические разносолы» любезно предоставили на выставку сотрудники единственного в России Бирюлевского экспериментального завода космического питания. В центре экспозиции личные вещи дважды героя Советского Союза, побывавшего в космосе, Виктора Горбатко. Выступивший на церемонии открытия выставки Горбатко отметил, что «в Краснодаре и на Кубани для космоса делалось многое».

15. Ученик:

Мерцают созвездья.

Мерцают созвездья в космической мгле,

Заманчиво светят и ясно,

Но люди привыкли жить на земле,

И эта привычка прекрасна.

Космос как море, но берег -

Земля, Равнины ее и откосы.

Что значит земля для людей с корабля,

Вам охотно расскажут матросы.

О море мечтают в тавернах они,

Как узники, ищут свободы.

Но все же на море проходят лишь дни,

А берегу отданы годы.

Я тоже хотел бы на борт корабля,

Созвездия дальние манят.

Но пусть меня ждет дорогая Земля,

Она никогда не обманет.

Итог:

Учитель:

На этом наше мероприятие заканчивается. Но, я надеюсь, не закончится список космонавтов Кубани. Может быть, когда вы вырастите, кто – то из вас станет продолжателем начатого космического дела и прославит новыми подвигами нашу малую Родину – нашу Кубань.

Литература:

1 «Вознесший славу Кубани до лунных высот» (к 100-летию со дня рождения Н.Г. Чернышева). - Краснодар: Диапазон-В, 2006

2. Звездный сын Кубани: к 70-летию дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР генерал-майора авиации В.В. Горбатко. - Краснодар: Периодика Кубани, 2004.

3. Шалобаев А.Ю.
Во славу Руси/ А.Ю. Шалобаев, Ю.С. Устинов. - М.: Герои Отечества, 2005.

5. Интернетресурсы.

Сегодня – День космонавтики. 52 года прошло с момента исторического первого полета Юрия Гагарина.

Сейчас своими космонавтами гордится и Кубань – это Виктор Горбатко, Виталий Севастьянов, Анатолий Березовой, Геннадий Падалка, Сергей Трещев.

Так повелось, что миром правят штампы. Россия в понимании иностранца – медведь, водка и матрешка. А наш край представляется некубанцам только житницей, здравницей и местом проведения в скором времени Олимпиады. Такой угол зрения не подразумевает, что наша земля дала не только стране, но и всему миру людей, без которых трудно, а может быть, и нереально представить, например, современную космонавтику. Вы тоже этого не знали? Тогда разрешите представить вам еще одну сторону Кубани – космическую.

Где может начаться знакомство с космонавтом? Конечно, в аэропорту. Под мелким противным дождем мы, ежась, пробегаем в зал прилета. Для нас это особенный день. Мы встречаем летчика-космонавта, Героя Советского Союза Анатолия Березового, который прилетает на празднование Дня космонавтики на малую родину, на Кубань. Мы – это корреспонденты и президент Федерации космонавтики Кубани, академик Российской академии космонавтики им. К. Циолковского и Нью-Йоркской академии наук, близкий друг Анатолия Березового и многих других советских, российских и иностранных космонавтов Энвер Трахов.

– Рейс не задерживается. Так что все в порядке, – Энвер Махмудович внешне спокоен, как пилот перед полетом. Но тут оборачивается, и его лицо озаряется улыбкой:

– Какие люди! Сам Григорий Хаустов прибыл.

Для Героя Советского Союза, летчика, на счету которого только боевых вылетов 734 (Египет, Мадагаскар, Афганистан прошел), полковника запаса Хаустова эта встреча так же неожиданна.

– Я в Москву лечу. А ты, Энвер, что в аэропорту делаешь? Толика встречаешь?! А я и не знал, что он прилетает. Вот так дела. Я тоже успею его увидеть, – радуется Григорий Павлович и тут же немного огорчается. – Эх, знал бы, что однокашника встречу, обязательно захватил бы по «пятьдесят».

И Березовой, и Хаустов окончили легендарное Качинское летное училище и знают друг друга уже полвека. Тем временем самолет сел. Если бы не друзья высокого, в прямом смысле, гостя, то я не узнал бы в скромном, невысоком мужчине с военной выправкой прославленного кубанского космонавта.

– Здравствуйте. Спасибо, что встретили. Можно я с Гришей и Энвером немного поговорю, а потом поедем в федерацию, там и пообщаемся, – улыбается Анатолий Николаевич.

Кажется, что для этих людей время остановилось. Воспоминания, рассказы об общих знакомых, планы на празднование 12 апреля. Только объявление на рейс до Москвы, которым улетал Григорий Хаустов, смогло прервать душевный разговор.

– Гриша писал рапорт с просьбой принять его в отряд космонавтов. Как он говорит, указал, что согласен лететь на Луну даже без возвращения, если Родине надо будет. Но по здоровью не прошел, – провожает глазами друга Анатолий Березовой. – А вообще, летчики не делят небо – оно общее для всех.

– Но ведь космонавты – это элита. Разве нет? – недоумеваю я.

– Самые, как принято сегодня говорить, крутые – это испытатели. Их работа – постоянный риск. Без них никакие полеты в космос невозможны, – о том, что он сам летчик-испытатель, Анатолий Березовой тактично умалчивает.

Помещение в Доме ученых, где располагается краевая Федерация космонавтики, – это место, где можно по-настоящему оценить вклад кубанцев в освоение просторов Вселенной. Фотографии, журналы, плакаты, кипы папок архивных документов – концентрированная история.

Пятерых космонавтов дала миру наша Кубань. Как же не сказать о каждом отдельно! Ведь даже за скупыми строчками биографий просматриваются неповторимые и героические судьбы.

Безусловно, космонавты – это наша гордость. Но, как говорят сами покорители пространств, за каждым полетом стоит труд тысяч людей. Они не так знамениты, а порой и вовсе неизвестны. Но без них ничего бы не было. Например, как можно оценить вклад в освоение космоса Юрия КОНДРАТЮКА? Он родился еще в конце позапрошлого века. Хлебнул горя в Первую мировую. Прошел через хаос революции и Гражданской войны. Всю жизнь боялся, что кто-то узнает о его звании прапорщика царской армии, – тогда репрессии не избежать. На Кубани Юрий Васильевич оказался в середине 1920-х годов. Здесь работал смазчиком и прицепщиком вагонов, потом трудился на элеваторе. Но тяжелая жизнь не сломала Кондратюка. Даже не зная о трудах Циолковского, он сам вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе. Он на несколько десятилетий раньше американских спецов из МАБА обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны – старт на Луну с орбиты – возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем – полет на Землю. Чего стоит хотя бы тот факт, что после полета на Луну американский астронавт Нил Армстронг специально приехал в Новосибирск и у стены дома, где в последние годы жил и работал Юрий Кондратюк, набрал горсть земли: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». Когда началась война, Юрий Кондратюк пошел добровольцем на фронт и 25 февраля 1942 года погибу деревни Кривцово Калужской области.

Имя Николая ЧЕРНЫШЕВА, уроженца станицы Казанской Кавказского района, стоит в одном ряду с такими великими людьми, как Королев, Тихонравов, Лангемак, Галушко. Николай Чернышев считается одним из основателей химии ракетного топлива. Его жизнь прошла в постоянной борьбе, в которой он доказывал жизнеспособность своих изобретений. А вокруг шли репрессии. Даже неосторожное слово, не то что смелое научное решение могло стоить жизни исследователям. Но, несмотря на это, Чернышев участвовал в разработке реактивных снарядов для «Катюши». Вместе с неугодным власти академиком Михаилом Тихонравовым защищал новые подходы в ракетостроении, которые впоследствии и были приняты на вооружение. В конце концов время расставило все по своим местам. И правы оказались те коллеги, которые называли Николая Гавриловича главным химиком космонавтики.

«Без полетов Григория БАХЧИВАНДЖИ, возможно, не было бы и 12 апреля 1961 года», – эти слова Юрия Гагарина выложены на стене средней школы в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района. Григорий Яковлевич – первый испытатель ракетного истребителя БИ-1. Мало кто знает, но всего за полтора месяца, которые успел повоевать Григорий Бахчиванджи с начала войны до того момента, как его отозвали для испытаний новой техники, он успел совершить 70 боевых вылетов и сбить шесть самолетов противника. Это в начале войны, когда в небе безраздельно властвовали фашистские асы! 15 мая 1942 года летчик-испытатель Бахчиванджи выполнил первый полет на истребителе с жидкостно-реактивным двигателем – прототипом того, который вывел корабль Гагарина на орбиту нашей планеты. Погиб Григорий Яковлевич 26 марта 1943 года, когда при испытательном полете машина неожиданно вошла в пике и врезалась в землю.

Еще один наш земляк, летчик-испытатель Александр ЩУКИН погиб 18 августа 1988 года во время тестового полета на Су-26. Александр Владимирович тоже мечтал о космосе. После окончания 60-й школы в Краснодаре он поступил в Качинское авиационное училище. После службы в армии, где освоил более полусотни типов самолетов, он пошел в летчики-испытатели. А в июле 1977 года был зачислен в группу специальной космической подготовки по программе «Буран». Он жил только небом. Постоянно участвовал в испытаниях техники, предназначенной для полетов в космос, и ждал своего звездного часа. Но тот испытательный полет на Су-26 стал роковым.

Уроженец Тихорецка Дмитрий КОЗЛОВ известен как ведущий конструктор знаменитой ракеты Р-7. Чтобы перечислить все достижения и награды этого человека, потребуется специальный выпуск нашей газеты. Ограничимся лишь несколькими званиями, которые скажутсами за себя: дважды Герой Социалистического Труда, членкорреспондент РАН, профессор, бывший начальник и Генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро и так далее.

– Интересно? Еще бы. Такие люди, такие личности – дух захватывает. И кто скажет, что Кубань – не космический регион? – прерывает мое изучение истории Кубани во вселенских масштабах Энвер Трахов. – Кстати, наши земляки уже давно застолбили места в космосе. На Луне есть кратеры имени Бахчиванджи и Кондратюка. Правда, и заплатили за место в истории они сполна. Но небо того стоит.

Вывод: В этом проекте я ответила на все поставленные передо мной задачи. В этой работе изучены судьбы кубанских космонавтов и летчиков, также кратко рассмотрена история космонавтики. После написания этой работы, я поняла, что наша страна уделяет большое внимание развитию космонавтики (также музеям, посвященным космосу, учрежденьям, которые готовят космонавтов и др.), но подростки мало знают о космонавтике(этот вывод я сделала из опроса). Для того чтобы заинтересовать людей нужно предпринимать действия повышающие кругозор их знаний в области космонавтики.(Я внесла некоторые предложения по поводу этого вопроса, смотреть приложение.) Были произведены исследования, и я убедилась, что космическая тема актуальна в наши дни и будет таковой всегда. Мой проект поможет людям расширить кругозор своих знаний в области космонавтики и возможно даже выбрать будущую профессию, связанную с космосом. Я считаю, что изучение космоса всегда интересно и полезно для всех людей, независимо от их возраста.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 Сценарий урока кубановедения «День космонавтики. Космонавты Кубани». Подготовила и провела учитель начальных классов Козырева Н.А. СТ. СТАРОМИНСКАЯ. 2012 год. Цели: сформировать у учеников представление об истории освоения человечеством воздушного и космического пространства; развивать кругозор, речь. воспитывать гордость за своих земляков - космонавтов России. Оборудование: мультимедийная презентация урока; выставка моделей летательных аппаратов и рисунков по теме урока. Литература: дневник кубанского школьника; энциклопедия серии «Я познаю мир. Космос»ЭКСМО, 2006г. интернет-сайты; хрестоматия по чтению для начальной школы, АВАНТА, 2009г. СЛАЙД №1. Оргмомент. Объявление темы, целей урока. СЛАЙД №2. Чтение мифа «Дедал и Икар». Обсуждение. СЛАЙД №3. i ***Вы узнали этого героя? Что за предмет изображён художником позади Незнайки? Случайно ли это? На чём совершил герой путешествие к Луне? ***Читаю текст со слайда. -Кто же изобрёл воздушный шар? (французские изобретатели братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье) -В каком городе произошёл первый запуск воздушного шара? (в Париже) - В какой стране? (во Франции) - Когда? (5 июня 1783 года) СЛАЙД №4. ***-Посмотрите, кто прилетел к Незнайке! Узнали? -На каком летательном аппарате он прибыл на наш урок? -Чем он отличается от воздушного шара? (есть моторчик, управляемый пилотом аппарат) ****Карлсон хочет рассказать об летательных аппаратах, которые придумали после воздушного шара. *** Читаю со слайда. - Как называется этот аппарат? (дирижабль) ***АЭРОСТАТ (от греч. aer — воздух и statos — стоящий, неподвижный), летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полетов в стратосферу (стратостаты). ***- Что в его конструкции появилось такое, чего не было на воздушном шаре? - Кто его изобретатель? (А. Жиффар) -В какой стране жил А. Жиффар? (во Франции) - Когда? (в1852 году). СЛАЙД №5. ***А теперь посмотрите на первый самолёт. *** Познакомьтесь с его необычной историей. Читаю со слайда. ***- В какой стране был придуман аэроплан? (в Америке) -Назовите конструкторов. (братья Уилбер и Орвилл Райт) -Когда проходил полёт первого самолёта? (17 декабря 1903 году) - Что интересного вы запомнили об этом полёте? (пролетел 32 м, полёт длился 59 секунд) СЛАЙД №6. Назовите летательные аппараты, придуманные конструкторами позже. (***дельтаплан, ДЕЛЬТАПЛАНЕРНЫЙ СПОРТ (дельтапланеризм), разновидность авиационного спорта с использованием дельтапланов — сверхлегких планеров, взлет и посадка которых осуществляется при помощи ног планериста. Итак, на дельтаплане нет мотора, значит только дельтапланерный спорт можно назвать современным. А сам дельтаплан когда, по вашему мнению был сконструирован? ***вертолёт, *** реактивный самолёт, ***баллистическая ракета). СЛАЙД №7. Посмотрите на этого человека. ***Прочитайте рассказ о нём. -Кто изображён на фотографии? (С.П.Королёв) -Почему мы говорим о нём на сегодняшнем уроке? ***Рассказ детей о подготовке к полёту человека в космос. Итак, конструкторы придумали летательные аппараты, которые преодолевали земное притяжение и совершали полёты в космическое пространство. Теперь учёные готовились к полёту человека в космос. Начались испытания: на орбиты решено было отправить живых существ, чтобы понять, как они будут чувствовать себя на космических кораблях. 3 ноября 1957года с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск корабля с живым существом на борту, собакой Лайкой. «Спутник-2» с Лайкой на борту совершил 2570 оборотов вокруг Земли и сгорел в атмосфере 4 апреля 1958 года. 19 августа 1960 с космодрома Байконур (СССР) осуществлен пуск космического корабля «Спутник-5». На борту корабля находились собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю. 1 декабря в космос полетели собаки Мушка и Пчелка, однако из-за сбоя спускаемый аппарат не воспринял команду на возвращение и был потерян в космических высотах, на землю не вернулся. 22 декабря предпринята новая попытка вывести животных в космос. На участке вывода случилась авария третьей ступени ракеты-носителя, и спускаемый аппарат совершил аварийную посадку. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки Жемчужина и Жулька остались живы. В марте 1961 один виток по околоземной орбите совершила сначала собака Чернушка, а потом собака Звездочка. Обе собаки невредимыми вернулись на Землю. В космосе уже побывали растения, крысы и 9 собак. Все было готово к полету человека в космос. -Кто из живых существ побывал в космосе до человека? - Сколько собак побывало в полётах в космос? Запомнили клички этих героических животных? СЛАЙД №8. Ученик читает стихотворение. А.Мещеряков. Он проник в космические дали И прославил подвигом свой векЮрий Алексеевич Гагарин, Наш простой советский человек. На «Востоке» - корабле крылатомФлаг пронёс он матери-страны... Самым первым в мире космонавтом Люди всей Земли восхищены. Юрий Гагарин-первый космонавт. Прочитайте об этой удивительной профессии. (дети знакомятся со статьёй) По сравнению с другими профессиями профессия космонавта появилась относительно недавно, 50 лет назад. Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года и длился всего несколько минут. В те годы многие ребята мечтали стать покорителями космоса, их привлекала романтика этой необычной профессии. В наши дни профессия космонавта по-прежнему остается уникальной, за прошедшие годы ею овладели считанные люди, и каждый полет — это неповторимый эксперимент. Стать космонавтом очень и очень непросто, для этого надо иметь не только железное здоровье, силу воли, но и быть необычайно целеустремленным человеком. Современный космонавт — очень образованный человек, эрудит, он умеет управлять кораблем, отлично разбирается в работе бортовых систем, проводит испытания, исследования, научные эксперименты. Пребывание на орбитальной станции длится по несколько месяцев, и все это время космонавты живут и работают в условиях полнейшей изоляции и невесомости, что неблагоприятно сказывается на физическом и психическом здоровье. И как бы им не хотелось вдруг оказаться дома, обнять своих родных или просто пройтись прогуляться, сделать они это смогут лишь тогда, когда придет время вернуться на Землю. Работа космонавта очень трудна и опасна, но если кто-то, несмотря на сложности, все равно стремится оказаться на борту космического корабля, предстоит долгий и очень тяжелый путь. Прежде, чем приступить к обучению космонавта», надо получить профессию летчика, инженера, физика, врача биолога. все ему «на или Затем, требуется пройти специальную медкомиссию, и если здоровье окажется на высоте, то кандидата в космонавты ждёт учёба - два года он проходит космическую подготовку. Для полета отбирают самых лучших, самых упорных, самых образованных. СЛАЙД №9. Сейчас Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина — это всем известный Звездный городок. Здесь находятся учебные классы, тренажеры. Вы видите гидробассейн для тренировок в условиях гидроневесомости. А это- центрифуга. Есть тут и зал космической связи. Для занятий по астронавигации космонавты приходят в небольшой планетарий, который оборудован кабиной космического корабля. Внутри этой кабины создается полное впечатление, что ты находишься в космосе и рассматриваешь в иллюминатор звезды. При имитации различных движений космического корабля космонавт должен суметь правильно сориентировать корабль по звёздам. СЛАЙДЫ №10- 12. Пришло время познакомиться с космонавтами- кубанцами. Знакомьтесь. ***Падалка Геннадий Иванович родился в столице Краснодарского края - городе Краснодаре. Как и многие его сверстники, он учился в школе, мечтал стать космонавтом. В 18 лет поступил в высшее военное авиационное училище лётчиков в городе Ейске. Когда Геннадию Ивановичу было 30 лет, его зачислили в отряд космонавтов. Долгих 9 лет он готовился к полёту в космос. В 1998 году он впервые полетел на космические орбиты. А через шесть лет, в 2004 году он был уже в полёте в качестве командира экипажа. В настоящее время наш Падалка тоже находится в космосе. Кубанцы гордятся своим земляком. Ему присвоено звание «Почётный гражданин города Краснодара». *** Горбатко Виктор Васильевич. *** Горбатко Виктор Васильевич. БЕРЕЗОВОЙ Анатолий Николаевич родился 11 апреля 1942 года на Кубани, в посёлке Энем под городом Краснодаром. Папа и мама Толи были рабочими. Поэтому после школы парень поступил на завод и работал токарем. В 1961 году Анатолий поступил учиться в высшее военное авиационное училище. После окончания учёбы Анатолий Николаевич служил в родном училище инструктором, учил курсантов летать на самолетах. В 1970 году Анатолия Николаевича принимают в отряд космонавтов. Он стал 103-м космонавтом мира, совершив полёт 13 мая-10 декабря1982 в качестве командира корабля с рекордной продолжительностью пребывания в космосе - свыше 211 суток. Березовой Анатолий Иванович - Герой Советского Союза. Надеюсь, что кто-то из вас, ребята, захочет стать космонавтом. Учитесь, стремитесь, у смелых, честных, спортивных - получиться. Ученик читает стихотворение. Космонавтом хочешь статьДолжен много-много знать! Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд. Только дружных звездолёт Может взять с собой в полёт. Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на орбиты! Викторина №1. 1.Мифологический герой, впервые поднявшийся в небо на крыльях. 2.В каком городе произошёл первый полёт воздушного шара? (Париже) 3.Какой другой летательный аппарат придуман во Франции? (дирижабль) 4.Что интересного вы помните о полёте первого самолёта? (59 сек., 32 м) 5.Кто придумал космический корабль? 6.Назовите первых космонавтов до человека. 7. Назовите летательные аппараты в порядке появления. i Звёздочки обозначают необходимость щелкнуть по мыши компьютера для смены картинки или кадра на презентации.