Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Оценка состояния научно популярной литературы для детей. Познавательные рассказы для детей. Как развить у ребенка желание читать

Интерес детей к науке, безусловно, следует поддерживать всеми средствами, это общеизвестно. Еще во времена Советского Союза одним из важнейших факторов школьников служила научно-популярная литература. Книги, которые доступным и интересным языком повествуют о, скажем, ядерной физике, привели в инженерные вузы нашей страны множество молодых людей. Сегодня принимаются меры для возрождения интереса школьников к литературе данного жанра. Несмотря на временный спад интереса к такого перспективы развития жанра в нашей стране, безусловно, существуют.

Почему современные дети стали меньше интересоваться научно-популярной литературой?

По сравнению с предыдущими поколениями школьники сегодня не проявляют особого интереса к книгам, научная популярная литература здесь не исключение. Такое снижение интереса связано с тем, что на сегодняшний день существует огромное количество альтернативных источников информации, которые более затягивают детей, чем книга. Гораздо проще и быстрее узнать о том, что нас интересует, из телевизионной программы или интернета, чем отправляться в библиотеку в поисках подходящей книжки.

Еще один фактор, на который нельзя не обратить внимания - это, собственно, отсутствие авторов, способных действительно заинтересовать ребенка, ведь научно-популярная - достаточно нелегкий жанр. Писать для детей - это всегда непросто, ведь нужно не только донести информацию до юного читателя, но и удержать его внимание, увлечь в мир книги. На сегодняшний момент существует лишь ограниченное количество достойных внимания авторов. Если 70-е годы прошлого века можно смело назвать расцветом, временем обилия талантливых авторов, то 80-е уже характеризуются значительным спадом, в 90-е уже едва ли можно было найти издательство научно-популярной литературы. Некачественные работы, которые периодически издавались, не вызывали бурного интереса ни среди детей, ни среди их родителей, что неизбежно вело к тому, что жанр научно-популярной детской литературы постепенно придавался забвению.

Роль в общем образовании

Многие считают, что литература данного жанра может служить лишь для расширения общего содержания предметов, преподаваемых в школах, однако это не так. Помимо расширения кругозора ребенка, что само по себе крайне важная задача, существует и еще одна, не менее важная цель - мотивация. Научно-популярная литература для детей помогает пробудить неподдельный интерес к миру, который нас окружает, по-другому взглянуть на, казалось бы, скучные школьные предметы. Крайне важна не только собственно научная, но и биографическая составляющая. Школьникам полезно узнавать о том, как из простого ребенка вырастает ученый-первооткрыватель. Очень важно иметь пример того, как человек добивается успеха с помощью популярная литература полна таких примеров. Таким образом, мы мотивируем ребенка учиться, стремиться к познанию мира ради достижения высоких целей.

Как развить у ребенка желание читать?

Безусловно, в условиях современности крайне сложно заинтересовать ребенка книгой, тем более научной. Многим родителям представляется невозможным когда-нибудь увидеть собственное дитя за чтением, а не за компьютером. Конечно же, далеко не каждого ребенка можно увлечь литературой, однако способного школьника - вполне реально, в случае если будут приложены совместные усилия родителей и учителя. Задача педагога, по сути, состоит в том, чтобы вовремя заметить зарождающийся интерес ребенка к той или иной дисциплине и рассказать ему, какая существует научная популярная литература на эту тему. Родители, в свою очередь, должны всячески поощрять заинтересованность школьника. Не забывайте интересоваться его успехами, чаще общайтесь на темы, которыми он увлекается. Не стоит заставлять читать такую литературу насильно. Нужно попытаться убедить ребенка в том, что это интересно и необходимо, тогда у него возникнет желание взять в руки книгу.

Перспективы развития данного жанра в России

К счастью, в последнее время прослеживается уверенный рост внимания издательств к данному жанру. Научно-популярная литература медленно, но верно возрождается. Например, современное издательство «Просвещение» с 2007 года выпускает серию детских познавательных книг под названием «Твой кругозор», из которых можно узнать много нового, к примеру, прочитать о выдающихся женщинах Древней Руси, о том, как человек познал электричество, и о многом другом. Нельзя не отметить и еще одну серию книг, которая называется «На грани мира». Она подойдет тем, кто увлекается историей. Серия повествует о развитии отношений России и Германии, России и Японии, Франции, а также других стран, с которыми воевало наше государство. Существуют и другие серии, например научная популярная литература про природу пользуется сегодня спросом.

Подборка литературы для детей

Детский книжный клуб «Читариум» предлагает детям и их родителям собственную подборку произведений, заслуживающих внимания. Ориентированы книги, перечисленные ниже, на деток от шести до девяти лет. Если вы решили заинтересовать своего ребенка чтением и при этом хотите, чтобы было максимально полезным для развития его кругозора, вам подойдет научно-популярная литература.

Итак, представляем вашему вниманию пятерку наиболее интересных с точки зрения «Читариума» книг на различные тематики, выбирайте то, что по вкусу именно вашему ребенку. Каждый юный читатель индивидуален, поэтому необходимо учитывать вкусы каждого, чтобы действительно заинтересовать школьника, а не заставлять его читать то, что ему вовсе не интересно. Дети с удовольствием будут исследовать и изучать то, что им нравится, что они сами выбрали. Очень важно предоставлять им возможность выбирать, не нужно решать за ребенка, чем ему интересоваться. Не пытайтесь восполнить собственные пробелы в знаниях за счет своих детей.

«Крутая механика для любознательных» (автор - Ник Арнольд)

В книжке интересным, а главное доступным, языком описываются основные принципы работы и машин. Здесь не только объясняется, как работает тот или иной механизм, но также приведены примеры их использования в жизни. Следуя изложенным в издании инструкциям, ребенок может самостоятельно конструировать модели из деталей.

«Почему вода мокрая?» (Джемма Харрис)

Здесь можно найти ответ практически на любой детский вопрос. Ученые различных областей знаний отвечают на наиболее часто задаваемые школьниками вопросы. Книгу можно читать с начала, с конца или с середины или же просто искать интересующее с помощью предметного указателя.

«Тайны анатомии» (Кэрол Доннер)

Книга описывает невероятные приключения близняшек Макса и Молли, которые, сделавшись крошечными, оказались внутри организма великана. Читая книгу, ребенок вместе с ее героями исследует человеческий организм. Автору крайне удачно удалось превратить скучный рассказ о строении нашего тела в занимательное приключение.

«Детские энциклопедии с Чевостиком» (Елена Качур)

Уже известный всем из аудиоспектаклей герой - Чевостик - теперь переходит в книжный жанр под названием "научная популярная литература". Главные герои отправляются в захватывающие путешествия, во время которых познают мир. Конечно же, это куда интересней, чем слушать или читать скучные перечисления

«Космос» (Костюков, Сурова)

Название издания уже говорит само за себя. Книга представляет собой совместный проект, повествующий обо всем, что связано с космосом и его секретами. Научная и научно-популярная литература о бескрайнем космосе, таком далеком от нас, всегда привлекала детей всех возрастов.

Пока родители делают вид, что знают ответы на все вопросы, а сами после того, как не могут ответить на элементарную задачку ребенка – лезут за ответами в Интернет, издательства шагнули навстречу всем сторонам одновременно. Таким образом, вы можете вместе со своим крохой изучать в деталях различные направления науки . При этом получая концентрированные знания, удачно проиллюстрированные и написанные доступным языком. Как говорится, было бы желание!

Градация научно-популярных книг

Прежде чем скупать все серии научно-популярных изданий подряд, посмотрите какое именно направление будет интересно вашему малышу. Ведь книга способна дополнить его знания, но первоначально их должны вы вместе найти, например, в походе в краеведческий музей или музей физики Эйнштейна, дадут пищу для ума крохи, а вас заставят задуматься о том, готовы ли вы отвечать на остальные вопросы, постоянно сыплющиеся от малыша, верно или все же чувствуете пробелы и забытые доказательства теорий?! В общем, прикиньте вначале что вы хотите в итоге получить и приобретите интересующие серии или возьмите их в библиотеке.

  • Разделение идет по возрастным группам. Дошкольникам не будет интересен классический формат энциклопедий в котором есть перечень определений и нескольких фактов к ним, но вот старшим деткам этот формат точно понравится. Для детей книги делают в виде интерактивных игрушек, где можно будет что-то подвигать, пощупать, нажать.
  • Направления научно-популярных книг для детей . Можете выбрать точные науки (физика, химия), а можете уйти в гуманитарные (история, например). Опять же в зависимости от возраста выберете подходящую книгу.
  • Есть отдельные книги, а есть серии. В случае, например, с книгами про отдельных животных от издательства лучше постепенно изучать их все. Тем более, что пока насчитывается порядка 25 книг.

Есть серии книг по различным направлениям. Такие интересно собирать полностью. В них больше будут энциклопедические знания, которые будут всегда под рукой у малыша. Ведь очень важно научить школьника не просто гуглить в поисках полезной информации, но и находить нужные вещи в библиотеках.

Знакомые и не очень названия научно-популярных книг для детей

А.В.Тихонов "Животные России. Красная книга". Удивительный сборник исчезающих видов животных со всех уголков нашей необъятной Родины. Автор подробно описал каждый вид, сделал акцент на причинах, приводящих к исчезновению или сильному уменьшению популяции вида. Такая книга хороша не только для школьников, но и просто для , которые заботятся о братьях наших меньших.

Для тех, кто не только любит животных, но и путешествия – вас может заинтересовать научно-популярная книга "Иллюстрированный атлас географических открытий" в переводе автора Амченкова Юрия . В этой книге вас ждут все самые интересные и значимые истории и карты путешественников, связанные с открытиям от начала времен до наших дней. Фантазия вашего ребенка позволит ему, изучая эту книгу самостоятельно, путешествовать во времени и понимать ход истории.

А вот варианты книги для тех, кто по старше. Книга "Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить" автора Йаэль Адлер разберут по полочкам всю биологию для школьника, а может помогут сохранить красоту кожи вашей подрастающей дочке, которая очень хочет начать пользоваться косметикой. В общем, помните, что у каждого из нас около двух квадратных метров кожи, которая как антенна реагирует на все внешние и внутренние раздражители. Любое воздействие на нее наносит определенный вред или пользу для всего (!) организма. Такая научно-популярная книга будет, на самом деле полезна не только детям, взрослые найдут в ней множество неизвестных для себя фактов. Кстати, в этой серии книг вышли еще не менее очаровательные издания.

Отличная серия научно-популярных книг от автора Елены Качур " Детские энциклопедии с Чевостиком". Книга по возрастным цензам рекомендуется детям дошкольного и младшего школьного возраста. Серия завоевала России невероятную популярность за милейшие иллюстрации, подробное описание фактов в каждой книге. И если вы еще со времен своей школьной скамьи боялись, например, физики, то книга Елены "Увлекательная физика" вас аккуратно введет в курс дела. Позволит школьнику разобраться в сложных понятиях и попробовать их изучить самостоятельно. В серии вышли уже книги про химию, о здоровье и устройстве человека, о Земле.

А научно-популярная книга Перельмана Якова "Научные фокусы и загадки" задаст жару вам каждый день, ведь в ней собраны все самые интересные и занимательные задачки, загадки, серии опытов.

Можно сказать, шедевральная книга среди все серий сборников опытов от авторов Марии Яковлевой, Сергея Болушевского это научно-популярная книга "365 научных опытов на каждый день". Более подробного издания вы пока не встретите. Опыты просты, но дают понятия обо всех науках. Вы сможете не только получить понимание почему так происходит, но с помощью подручных средств провести все эксперименты вместе с детьми. Книга хороша тем, что в ней идет подразделение по временам года, градация по возможности делать этот опыт самостоятельно или только с помощью взрослых. Перед каждым опытом у вас будет список необходимых вещей для его проведения и иллюстрация.

Итоги

Научно-популярные книги для детей, авторами которых стали как российские, так и зарубежные писатели завоевывают рынок книжных магазинов с большой скоростью. Конечно, многое зависит от издания, иллюстраций или фотографий, качества изложенного материала, но в любом случае такими книгами зачитываются и дети и взрослые. Их вечера становятся совместными и появляются дела, которые можно провернуть только сообща! Авторы научно-популярных книг для детей стараются сделать их максимально полезными и интересными для широкого круга пользователей.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному. Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами. Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию. При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие. Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему, однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

Именно научно-популярные произведения в формах, определенных спецификой детского восприятия, традиционно способствуют последовательному осуществлению комплексного процесса познания ребенком реальной действительности

Обеспечение процесса познания мира в первоначальном, наиболее полном значении этого понятия, требует от детской литературы как сообщения универсальной, абсолютно достоверной информации о достигнутом обществом уровне знания о мире, так и пробуждения интереса к самому процессу познания, его отдельным этапам, способам получения реальных результатов, конкретным участникам процесса, формирования первичных навыков научной (познавательной) деятельности. На каждом этапе развития ребенка все эти задачи решаются в разном объеме и разными средствами. При этом присущая научно-популярной детской литературе универсальность тематики реализуется в произведениях для различных групп читателей с помощью способа постепенного раскрытия и усложнения темы, перехода от простого к более сложному . Подобный способ определяет не только принципы отбора фактического материала, но и использование художественных и собственно популяризаторских средств в точном соответствии с уровнем детского восприятия, общего развития в каждой конкретной возрастной фазе.

Необходимость обращения к различным типам детского читательского восприятия определяет традиционность существования и в составе современной научно-популярной литературы для детей двух основных направлений: дидактического (или собственно научно-популярного) и художественно-образного (или научно-художественного), отличающихся при единстве предмета, целевого назначения различными литературными методами . Воспитание материалистического мировоззрения, интереса к науке, навыков научного мышления и т.д. осуществляется в произведениях первого направления средствами популярного изложения, доступными детскому восприятию . При этом свойственная подобного рода произведениям занимательность (как необходимое качество любого детского произведения) достигается за счет полноценного раскрытия самого существа науки, ее методов, наиболее ярких и значительных достижений, конкретных результатов и нерешенных проблем, а также выявления героизма и целеустремленности научного поиска, связей между научными открытиями, иногда даже самыми парадоксальными, и явлениями обыденной жизни.



В качестве авторов произведений дидактического направления уже во второй половине ХIХ века часто выступают известные ученые, реже - писатели, подобная традиция получила в советское время дальнейшее развитие . Обращаясь к читателю-ребенку, ученые исходят, как правило, из того, что хотя «беллетристическая форма изложения вызывает интерес, завлекает, но жизнь в значительной мере состоит из труда. Научное исследование требует нередко больших волевых усилий. И представлять все это ребенку только в сугубо занимательной, точно нарочито облегченной форме - значит оказать ему плохую услугу, значит его обмануть. Научно-популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (М.М. Завадовский, известный ученый-биолог).

В силу своей специфики дидактическая детская научно-популярная литература обращается в основном к читателям, у которых определенный интерес к науке уже сформировался, существует конкретное (первичное или более развитое) представление о предмете, потребность в расширении своих знаний. В то время как произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются к читателям, чей интерес к науке еще не сформировался (или не до конца сформировался). Произведения данного направления как раз и стремятся пробудить у детей интерес к науке и технике, научному поиску.

Если классическая научно-популярная литература дидактического направления обращается, как правило, к уму читателя, к его логическому восприятию, расширяя и углубляя знания, отвечая на конкретно поставленные вопросы полно, точно и увлекательно, вводя непосредственно в суть предмета, выделяя главное, намечая исторические вехи и перспективы развития науки и техники, то художественная популяризация в лучших своих образцах обращается не столько к уму, сколько к чувствам ребенка, стремясь воспитать, развить творческую фантазию детей, дать им почувствовать себя хозяевами Вселенной, творцами мировой истории. Именно поэтому одной из наиболее характерных черт произведений данного направления является публицистичность.

Широкое использование художественно-образных средств, обращение к наиболее ярким событиям в истории науки составляют истоки занимательности данного направления в детской научно-популярной литературе. В частности, этим определяется широкое распространение жанра беллетризированной биографии в этом комплексе произведений. Обращение к жизни талантливого ученого, изобретателя, писателя, художника (любого другого деятеля искусства) дает благодатный материал для рассказа о самой сути творческой деятельности, о перипетиях научной мысли, романтике исследовательской, творческой работы. В русле художественного направления детской научно-популярной литературы параллельно существуют и произведения, условно называемые «информационной беллетристикой», в которых художественные средства лишь обрамляют сугубо научный материал, придают ему стройность, объединяют общим сюжетом и т.д. Большинство этих произведений адресовано младшим и средним возрастным группам детских читателей, особенно восприимчивым к художественно-образному строю произведений. При этом само применение художественного метода не приобретает в научно-популярных произведениях самодовлеющего характера. В противном случае речь будет идти о произведении художественной литературы для детей на соответствующую (научную) тему , однако провести разделительную черту между художественной и научно-художественной литературой для детей очень трудно.

В этот период продолжает формироваться и теория детской научно-популярной литературы. Значительным явлением в истории русской детской книги становится предпринятая в 60-е годы известным критиком и публицистом Н.В. Шелгуновым попытка создания подробного проекта «детской библиотеки» научно-популярных книг, дифференцированных по читательскому адресу на три раздела: для детей до 6 лет - книжки-картинки; для детей 6-8 лет - книжки-картинки с текстом; для детей 10 лет - краткие курсы по отдельным направлениям науки и техники. Построение каждого раздела определялось принципом энциклопедичности сообщаемого материала. В истории отечественной детской книги это одна из первых попыток разработки систематического комплекса научно-популярных книг, четко дифференцированного по возрастному признаку и учитывающего возможности различных типов изданий детской книги (книжки-картинки с текстом и без него, текстовые издания).

Репертуар научно-популярной детской книги, универсальный по тематике, разнообразный по жанрам публикуемых произведений, включающий книги для всех возрастных групп детского читателя, использующий понятийные и художественные способы популяризации, - одно из самых значительных достижений в истории русской детской книги третьей четверти XIX века. Почетное место в нем занимают научно-популярные книги по истории. Вдохновленные трудом Н.М. Карамзина «История государства Российского», детские писатели создали множество его переложений.

Помимо исторического комплекса в состав научно-популярного репертуара детской книги интересующего нас периода входили довольно многочисленные издания, посвященные различным естественным и гуманитарным наукам, развитию техники.

Среди изданий, адресованных младшим читателям, преобладали книги, посвященные объяснению явлений природы, которые ребенок видит ежедневно, предметам, окружающим его в быту . Затем следовали издания, увлекающие в близкие и дальние прогулки и путешествия, постепенно расширяющие границы детского мира от стен комнаты до пределов Вселенной . Подобные книги носили ярко выраженный энциклопедический характер, сообщая разнообразные сведения из ботаники, зоологии, географии, физики и т.д.; их отличает, как правило, живой образный язык, обилие иллюстраций. Научно-популярные книги для среднего и старшего возраста более фундаментальны, они привлекали для пояснения отдельных явлений и предметов значительный научный материал, использовали научную терминологию . В изданиях для этого возраста доминировала дидактическая популяризация, формирующая мировоззрение, интерес к науке, навыки научного мышления и т.д. средствами популярного изложения научной информации, доступными детскому восприятию .

В этот период среди изданий, адресованных среднему и старшему возрасту, появляются произведения одного из наиболее значительных и оригинальных жанров научно-популярной литературы для детей - так называемой «занимательной популяризации» («занимательной науки»), получившей широкое развитие несколько позже - в конце XIX - начале XX века. Произведения данного жанра не только информируют читателей о результатах развития науки и техники, но и воспитывают в детях смекалку, самостоятельность мышления, любовь и уважение к научным поискам, к методам научного мышления, наконец, к людям науки. Активность «занимательной популяризации» отвечает специфике детского возраста; не ставя своей задачей научить ребенка какой-либо науке, не подменяя учебную литературу, она способна внушить читателю увлеченность наукой, расширить его представления о научной деятельности, приучить мыслить в духе конкретной науки. Для произведений этого жанра в дальнейшем характерна подчеркнутая документальность, использование материала только твердо доказанного, без изложения догадок, гипотез; умение увидеть в обыденном необычное, взглянуть на привычные явления под новым, неожиданным углом зрения определяет здесь природу занимательности.

Появление подобного рода книг в детской популяризации связано с активизацией развития науки, в первую очередь с выдающимися открытиями, сделанными в том числе отечественными учеными. Произведения художественно-образного направления научно-популярной литературы обращаются в этот и все последующие периоды развития отечественной детской литературы к читателям младших возрастных групп, стремясь не только объяснить окружающий мир, но и пробудить у них интерес к науке и технике, научному поиску

До конца года осталось совсем немного, а это значит, что пора подводить итоги и строить планы (конечно только тем, кто любит это делать по календарю, а не в любой день года, по велению сердца). Попробуем и мы выбрать из книжного разнообразия самые-самые лучшие издания уходящего года.

Научно-популярная литература сегодня переживает самый настоящий расцвет – серии «нон-фикшн» появляются одна за другой, иллюстрации все интереснее, инфографика – сложнее. В расцветшей вдруг моде на самообразование, когда каждый уважающий себя взрослый хотя бы раз в неделю слушает он-лайн курс на очередной бесплатной образовательной платформе или посещает лекцию на актуальную тему «Есть ли жизнь на Марсе?», авторам и издателям приходится стараться изо всех сил, чтобы не отстать в гонке разнообразных источников доступной информации об окружающем мире для взрослых и детей. Они не отстают: практически каждую неделю в книжных магазинах появляются новые книги жанра «нон-фикшн» для детей. Предлагаем сегодня сосредоточиться на научно-популярных книгах 2015 г. (первое издание), написанных российскими авторами .

Следуя законам жанра, мы включили в обзор только 10 изданий, но на самом деле нельзя не порадоваться, что хороших книг, достойных участия в этом и любом другом «топе», гораздо больше! Многие из новых книг научно-популярного жанра выходят далеко за границы привычных нам направлений, помимо энциклопедий на предельно общие темы, вроде «Животные», «Динозавры» или там «Космос», появляются книги, посвящённые узким темам и неожиданным вопросам. Как вам, например, книга об избах черносошных крестьян? А энциклопедия, посвящённая барабану? Мы уже не говорим о книге, рассказывающей исключительно о старинных европейских замках, или издании о снежинках! Ещё одной отличительной чертой хорошей современной детской книги нон-фикшн является её изумительное оформление: перед нами не просто информативный текст, а высокохудожественное издание с красивыми иллюстрациями, с продуманным оригинальным макетом.

Е. Новичкова, Е. Бунтман, А. Ратина Петр I . – М.: Лабиринт, 2015. – 28 с., ил. – ISBN 978-5-9287-2647-8.

Книга, которую читатели ждали (а издатели готовили) больше трёх лет, наконец-то вышла в свет в уже привычном «интерактивном» воплощении. На толстых картонных страницах разместились иллюстрации, вырезки из указов и документы, дополнительные клапаны и кармашки, объёмные конструкции и «гармошки», вклейки и вкладки, посвящённые личности самого знаменитого российского императора и его эпохе. Каждый из четырнадцати разворотов книги посвящён какой-то одной теме, важной странице петровской эпохи, перед нами развернутся начало царствования, строительство Петербурга, основание русского флота, Северная война, «Юности честное зерцало» и многое другое.

Уже в прошлых подобных изданиях авторы продемонстрировали нешуточное умение не только выделять главное, но и обращать внимание на мельчайшие, самые любопытные детали. Так и тут: мы прочитаем не только о причинах начала Северной войны, её этапах и итогах, но и в подробностях рассмотрим военные мундиры обеих армий, узнаем все нюансы изготовления пушек, рассмотрим военные награды. Подобные нюансы есть в каждой теме, затронутой в книге.

Пальцев обеих рук не хватит, чтобы перечислить всех научных консультантов этой, казалось бы, «игровой» книги, недели не хватит, чтобы переварить всю информацию, которую авторы каким-то чудом умудрились впихнуть в 28 разноцветных страниц!

Читателям от 7 лет.

Н. Голь, Е. Лестр Санкт-Петербург. Время Петра . – СПб.: Арка, 2015. – 120 с., ил. – ISBN 978-5-91208-140-8.

Можно сказать, что Петру I в этом году повезло: издатели детских книг не обидели его персону своим вниманием. Вот и книга петербургского писателя, постоянного автора познавательных страничек журнала «Костёр», созданная в соавторстве с Еленой Лестр, посвящена петровскому времени, правда здесь авторы не стремятся охватить неохватное, а в подробностях освещают лишь начальный период правления Петра I, сосредоточившись на строительстве новой столицы – Петербурга. Все главы начинаются со слова «первый»: «Первый камень», «Первая крепость», «Первый дом», «Первая верфь». Издание, созданное с помощью научных сотрудников Государственного Эрмитажа, отлично проиллюстрировано, в качестве картинок использованы гравюры, литографии и другие изображения, созданные очевидцами описываемых событий. Вместе с тем, большинство улиц, строений и вещей, о которых говорится в книге, сохранилось до сих пор, что делает её не только отличным познавательным историческим чтением, но и своего рода путеводителем по историческому Санкт-Петербургу.

Читателям от 10 лет.

Д. Ржанников Библейские сюжеты в барельефах Петербурга . – СПб.: Фордевинд, 2015. – 64 с., ил. – ISBN 978-5-904736-30-9.

Ещё одна книга, связанная с Санкт-Петербургом, правда не столько в историческом, сколько в искусствоведческом смысле, – это очередной выпуск серии «Иллюстрированный путеводитель». С первого взгляда, барельефы – это не тот предмет, который особенно интересен детям. Но может это оттого, что никто не пытался их этим заинтересовать? Уверяем вас, у автора книги «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга» это наверняка получится! Особенно если ребёнок любит разгадывать загадки и решать сложные квесты.

Последовательно и подробно автор книги рассказывает о том, что такое барельеф и знакомит читателя с десятью самыми известными зданиями с барельефами библейской тематики, расположенными в современном Санкт-Петербурге. Каждая глава, посвящённая определенному архитектурному памятнику, рассказывает решительно обо всем: там обязательно указан адрес строения (кстати, на стенах Казанского и Исаакиевского собора больше двух десятков барельефов, вы их когда-нибудь рассматривали?), описаны особенности каждого изображения, приведена история сюжета, представлены все персонажи, кроме этого автор не забывает объяснить незнакомые термины. Текст сопровождается великолепными иллюстрациями, а в конце книги и вовсе праздник для юного исследователя: сначала приводится список всех упомянутых в книге библейских событий, потом – краткий словарик с картинками архитектурных терминов из книги, и наконец – игра «Охота на шедевры»: указатель музеев, на экспонатах которых можно увидеть те же самые события!

Читателям от 10 лет

Е. Борисова Детство на кораблях . – М.: Арт-Волхонка, 2015. – 88 с., ил. – ISBN 978-5-9905968-0-1.

/>

История Октябрьской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войны – не самый популярный сегодня сюжет в детской литературе. Однако третья книга серии «Про…» как раз повествует об одном из эпизодов этой большой истории: Русской эскадре, группе кораблей и пароходов, которые в 1020 г. покинули Крымский берег и отправились в плавание сначала в Турцию, а затем – к берегам Туниса. Через историю семьи офицера Манштейна, его жены и дочери Асты (книга написана именно на основе её воспоминаний), членов Русской эскадры, автор рассказывает о малоизвестном эпизоде истории российского общества. Мы узнаём детали жизни русских офицеров в Африке: как они бытовали, на что надеялись, как учились дети, что праздновали, чем питались. Не забывает автор прояснить для читателя самый важный контекст: историю русского флота, моряцкого образования, говорит об Андреевском флаге и морской чести. Книга завершается словарём терминов и подробной схемой корабля, точно такого, который стал домом для эмигрантов.

Богатству оформления этой книги могут позавидовать лучшие исторические труды: она напичкана редкими фотографиями, изображениями документов и артефактов, взятых из собраний частных и государственных архивов. Вся эта информация очень умно и красиво организована, перед нами как раз тот случай, когда дизайн книги можно приводить в качестве примера для подражания.

Читателям от 12 лет.

Н. Синельникова Десять картин о войне . – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2015. – 22 с., ил. – ISBN 978-5-91982-667-5.

Казалось бы, каких только книг с дежурно-парадными фразами о героизме и мужестве наших солдат в Великой Отечественной войне не вышло за последние 70 лет! Но эта, кажется, единственная в своём роде: перед нами искусствоведческий анализ десятка батальных живописных полотен, созданных во время и после войны, таких как «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юона, «Защитники Брестской крепости» П. А Кривоногова, «Александр Невский» П. Д. Корина и других. Книга сделана в формате инфографики: на каждом развороте приведена репродукция картины, краткое описание истории её появления и событий, изображённых на ней, справка о художнике, а также врезки и вставки с фактами и цитатами, которые имеют какое-то отношение к картине и событию. Например, описание картины «Александр Невский» сопровождается фотографией лётчика Билюкина, летавшего на именном истребителе «Александр Невский», и изображениями военных агитационных плакатов, в которых также использовалась «богатырская» тематика.

К сожалению, авторам не удалось избежать дежурных штампов об «отчаянной борьбе обычных советских людей в тылу врага», о рабочих и колхозниках, сражавшихся «плечом к плечу», о том, что «страна мужала», несколько выхолощенных уже за десятилетия постоянного использования. Видимо, мы пока не научились как-то иначе говорить об этой войне.

Читателям от 7 лет.

Русские ремёсла . – М.: Редкая птица, 2015.

Маленькая энциклопедия о традиционных русских ремёслах и промыслах, созданная редакцией «Редкой птицы» при участии художников Русаны Наливайко и Капыча, а также научного консультанта д. и. н. Л. В. Беловинского, рассказывает о том, как русские крестьяне делали своими руками самые необходимые для хозяйства вещи. Плетение из бересты, изготовление ложек из дерева, гончарный промысел, плетение корзин, прядение, ткачество – это далеко не полный перечень промыслов, описанных в книжке. Авторы расскажут о разделении ремёсел на мужские и женские, не забудут прояснить и изобразить все непонятные слова и термины, завалят читателя интересными забавными фактами, которые делают чтение весьма занимательным. Не забудут даже историю о том, как Петр I лапоть не смог сплести!

При нынешней моде на ручную работу все эти знания могут оказаться не только любопытным дополнением к курсу истории русской культуры, но и составить теоретическую подготовку будущего мастера.

Читателям от 7 лет.

А. Литвина Метро: на земле и под землёй . – М.: Пешком в историю, 2015. – ISBN 978-5-905474-30-9.

Познавательная книжка-картинка об истории железной дороги вообще и подземки в частности выделяется из ряда себе подобных благодаря оформлению. Анна Десницкая, которая нарисовала иллюстрации к этой книге, давно уже полюбилась читателям по книгам О. Мандельштама «Два трамвая» и Э. Шендеровича «Инопланетяне у египтян», однако здесь она впервые проявила себя в познавательном жанре. Надо сказать, что получилось на редкость хорошо: художнику удалось сохранить свой оригинальный стиль, в котором юмор сочетается с изяществом, а любовь к деталям не ведёт к избыточности. Текст книги служит дополнением к иллюстрациям. От разворота к развороту читатели узнают об изобретении паровоза и первых железных дорогах, о том, как пробивали туннели в скалах и прокладывали высокие эстакады, о строительстве метро в Москве и за рубежом. Не забывает автор про трамваи, велосипеды и автомобили. Те, кто устанут читать, могут поиграть: отыскать на картинке все машины или «железнодорожные» профессии, сравнить площадь Мясницкие ворота в Москве в 1920-е гг. и сегодня, поиграть в игру-ходилку по схеме Московского метрополитена и ответить на хитрые вопросы.

Читателям от 5 лет.

Петр Багин В лесу . – М.: Мелик-Пашаев, 2015. – 48 с., ил. – ISBN 978-5-00041-125-4.

Жизнь леса средней полосы России в очередной раз стала темой красивейшей книги для детей (кстати, именно она получила в этом году премию «Образ книги» в познавательной номинации). Сочетание иллюстраций и текстов в этом издании далеко не в пользу последнего – перед нами книга художника в самом лучшем смысле этого слова, что никак не сказывается на информативности.

В книге условно выделяется две части: в первой художник последовательно представляет нам времена года. Для каждого месяца создана своя масштабная панорамная иллюстрация, на которой собрано всё сразу: животные, хищники и травоядные, рыбы, птицы, насекомые, растения, грибы и соответствующая погода. Воспринимать этот подход художника как избыточность или «декоративность» – дело вкуса. Вторая часть книги имеет подзаголовок «Гнёзда и норы. Родители и детёныши», именно там можно увидеть поэтапное развитие тех живых существ, которых читатели уже наблюдали на панорамных иллюстрациях, их жилища «в разрезе». В этом разделе есть что почитать: каждое изображение сопровождается ёмким комментарием.

Читателям от 5 лет.

В. Малеев Занимательная зоогеография . – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 192 с., ил. – ISBN 978-5-00057-294-8.

Известный биолог и фотохудожник Валерий Малеев сам объездил полмира и сделал множество фотографий животных. Затем он отобрал примерно полторы сотни самых интересных, разместил их по соответствующим климатическим зонам и составил для каждого из своих героев короткое, нескучное описание. Получился своего рода фото-справочник, где каждый зверь представлен тремя-четырьмя очень красивыми фотографиями, небольшой статьёй и энциклопедической информацией, размещённой сверху каждой статьи: там указан рост и вес взрослого животного, продолжительность его жизни и любимая пища. Книга разделена на главы в соответствии с климатическими зонами, а в предисловии автор говорит, что данное издание – лишь крохотная частица знаний о мире живой природы и призывает читателя расширять свои познания.

Читателям от 5 лет.

И. Панкратов Слонодёмия . – СПб.: Азбука, 2015. – 256 с., ил. – ISBN: 978-5-389-07698-3.

Автор книги, кандидат физико-математических наук, в сказочной форме знакомит читателей с законами физики. Главный герой книги – маленький демон Максвелла Дёма – попадает в сказочную страну Тыквено, где каждый день рядом с ним перестаёт работать один из законов физики. Героям приходится выпутываться из ситуаций, когда мир вокруг ведёт себя не так, как обычно, а читателям предстоит понять целый ряд важнейших физических принципов и законов. В этом им помогут «Заметки Дёминого папы», расположенные после каждой главы, где простым и понятным слогом автор объясняет изумительно сложные для выбранной целевой аудитории вещи, как-то: второй закон термодинамики, закон Архимеда, гравитация, отдельные вопросы астрофизики и даже научные исследовательские методы.

Забавно, что эта в первую очередь познавательная книжка получила премию именно за литературные достоинства: в 2014 г. автор был отмечен премией «Дебют» в номинации «Проза».

Читателям от 8 лет.