Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

20 миллионов жизней унесла вов. Как утаивали величину военных потерь. Информационная война: все методы хороши

В память о трудных годах военного детства и послевоенного времени Вологодская областная общественная организация «Дети войны» в начале сентября провела декаду «Наше военное детство»

«Дети войны», как в песне, приближали, как могли великую победу. Ровно 70 лет назад закончилась вторая мировая война, и это не случайное совпадение. И в эту декаду надо как можно больше пройти по школам, провести открытые уроки, встречи с молодёжью.

2015 год – год 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Знаем, что уже много было сказано и сделано, но понимаем и другое: ничто не сможет целиком передать, что пережил тогда советский народ. Поэтому и мероприятия, проводимые в честь этой памятной даты, никогда не станут излишними или ненужными. В память о трудных годах военного детства и послевоенного времени Вологодская областная общественная организация «Дети войны» в начале сентября провела декаду «Наше военное детство». Да, названия говорят сами за себя – декада посвящена тем, кто в 40-е был ещё совсем мал. Жаль вот только, что возраст никак не уберёг их от ужасов войны.

«Великая Отечественная война – трудное испытание, выпавшее на долю русского народа. Её тяжести и кровопролития оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжёлые последствия для жизни целого поколения. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. Войну помнят и знают не только те, кто с оружием в руках защищал отечество, но и те, кто не получали повесток в военкомат – дети. "Дети войны" пережили все ужасы тех лет. Война оставила незаживающие раны. "Дети войны" – великие страдальцы и её последние свидетели. Далеко не всем детям сороковых пришлось вовремя пойти в школу. Шла война. Школы были разрушены, некоторые сгорели, некоторые оборудованы под госпитали. А выпускники, мечтавшие стать инженерами, врачами, геологами, лётчиками, простились с мечтами. Всё изменила война. Молодые ребята добровольцами ушли на фронт, многие из них не вернулись. Послевоенные годы также тяжёлым бременем легли на «детей войны». Они строили города, возводили заводы, фабрики, школы», - такими словами открыла декаду председатель Вологодской областной общественной организации «Дети войны» Маргарита Шадрина.

Проходила декада со второго по десятое сентября. Открылась череда мероприятий праздничным концертом и митингом на Кремлёвской площади.

«Дети войны», как в песне, приближали, как могли великую победу. Ровно 70 лет назад закончилась вторая мировая война, и это не случайное совпадение. И в эту декаду надо как можно больше пройти по школам, провести открытые уроки, встречи с молодёжью. Потому что вы – последние свидетели войны. И из первых уст можете рассказать молодёжи об ужасах войны. Это самый большой вклад, который можно сделать», - обратился к «детям войны» Игорь Степанов, председатель Общественной палаты Вологодской области.

«Дети войны» и современные дети

В рамках декады «дети войны» посетили пять учебных заведений, точнее - пять школ нашего города. Но это, конечно, не предел: в течение всего учебного года «дети войны» будут ходить на уроки к школьникам. Как говорят члены организации, рассказы просто захватывают детей, ведь так трудно поверить в жестокую реальность, хоть она уже и ушла в прошлое.

«Когда мы приходим, дети нас очень хорошо воспринимают. Они очень внимательно слушают и не могут поверить в то, что действительно так было. Младшие просто впитывают наши рассказы, а дети постарше часто не могут принять, что люди действительно люди так жили и так питались», - поделилась Маргарита Шадрина.

Кроме встреч в школе, состоялось ещё одно большое мероприятие – так называемая встреча трёх поколений. Прошла она четвёртого сентября в Городском дворце культуры. Название не случайно: вместе здесь собрались ветераны войны, «дети войны» и школьники.

Отдых культурный

Помимо образовательной части, в декаду вошли и мероприятия культурные. Например, все вместе «дети войны» посетили Вологодский Краеведческий музей. Посетители говорят, что экскурсовод рассказывал о военной Вологде и вологжанах – героях Великой Отечественной. Выделить можно много подвигов наших земляков, например, смелый шаг Александра Панкратова.

24 августа 1941 года в боях под Новгородом роте 125-го спешенного танкового полка преградил путь огонь вражеского пулемета. И тогда политрук роты, бывший токарь Вологодского паровозовагоноремонтного завода Александр Панкратов закрыл амбразуру своим телом. В истории Великой Отечественной войны это был первый пример такого самопожертвования. Мы по праву можем гордиться своим земляком.

Братские могилы, в которых были похоронены наши земляки, есть под Смоленском и Москвой, на Украине и в Белоруссии, в Латвии и Эстонии, Чехословакии и Германии, практически в каждой точке бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Всего за годы Великой Отечественной войны из 340 тысяч ушедших на фронт вологжан домой не вернулись более 178 тысяч человек. Их имена увековечены в тридцати пяти томах «Книги Памяти Вологодской области».

Ещё одно из развлекательных мероприятий в рамках декады – совместный просмотр кинофильма.

Смотрели старое советское кино «Весна на Заречной улице». Несмотря на дождливую погоду, желающих посмотреть собралось немало – около сорока человек.

«Весну на Заречной улице» сняли в 1956 году режиссёры Феликс Миронер и Марлен Хуциев. Это одна из самых популярных картин «оттепели». В основе фильма - любовные линии, ухаживания молодого рабочего металлургического завода за учительницей русского языка. Фильм отражает традиции, быт, труд, поведение послевоенной молодёжи.

«Мы не планировали показать военное детство, по желанию ветеранов смотрели лёгкий фильм, не касающийся войны. После фильма все сошлись во мнении, что нашу молодёжь нужно учить на таких вот фильмах. Это поучительный, хороший фильм для молодёжи», - говорит Маргарита Шадрина.

Закончилась декада в Детском музыкальном театре. Кроме собственно торжественного закрытия, гостей ждал спектакль о «детях войны». После столь насыщенных десяти дней, участники хотят немного отдохнуть и снова активно включиться в общественную жизнь города.

Активны «дети войны» не только Вологды, но и Вологодской области. Жители посёлков Огарково, Майский, Сосновка, городов Тотьмы, Грязовца приезжали на мероприятия декады. А в Вытегре даже открыли памятник «детям войны». Власти этого города предложили творческим жителям разработать эскиз для гранитной плиты памятного знака. На это предложение откликнулись два вытегорских художника – Ольга Юшкова и Вера Абрамова. Специалисты отдали предпочтение работе Ольги Юшковой, в августе ее идею воплотили в жизнь местные мастера. Так появился памятный знак «Детям войны посвящается».

Юные в душе

Сейчас пожилые люди как будто навёрстывают юность – встречаются, общаются, делятся достижениями. Очень любят они выставки рукоделия. Многие умеют вязать, вышивать, рисовать. Сейчас выставки проводятся по зонам – в восточных, западных и центральных районах области. Представители разных зон собираются вместе и показывают свои успехи. В своих районах все друг друга знают, а посмотреть на поделки людей другого района – интересно, говорят участники. За свои работы «дети войны» получают дипломы и призы. «Это поколение не умеет сидеть дома, ничего не делая. Они так приучены с самого-самого детства. Ещё маленькими они научились помогать родителям: вязать для фронта варежки и носки, вышивать кисеты. А потом домашнее хозяйство было полностью на них. Это привычка с раннего детства – постоянно что-то делать. И хотя им сейчас далеко за семьдесят, они успевают и следить за домом, и ходить на дачу, и заниматься рукоделием. Это же они прививают сейчас своим внукам, правнукам», - рассказывает Маргарита Шадрина.

Одна из таких активных участниц – Великонида Михайловна Поварова. Веля в сентябре 1942 года пошла в первый класс. В школе было очень холодно – даже чернила замерзали. Со второго класса ребята изучали военное дело. Маленькие дети ползали по-пластунски, маскировались, ходили в противогазах, учились бросать гранату. Вскоре исчезли тетради, приходилось писать на газетах между строк, благо много их осталось от отца. Сам же отец Вели ушёл на фронт с началом войны. В первые месяцы девочка войну не ощущала, только очень ждала отца с гостинцами. Привыкла, что он из командировки всегда привозил игрушки, бублики, конфеты. Но папа так и не вернулся в семью. Несколько раз по запросу из военкомата приходили извещения, что в списках убитых, умерших от ран и пропавших без вести он не значился. А в начале июня 1945 года семья получила казённую бумагу, на которой прочли следующее: «Ваш муж, Бабушкин Михаил Александрович, в годы Великой Отечественной войны пропал без вести». Матери тогда было 30 лет. Дети росли сиротами.

Другой «ребёнок войны» - Алевтина Павловна Жукова. Война в её памяти неразрывно связана с голодом. Например, был такой случай. Однажды в магазин завезли хлеб. Мама работала с утра до поздней ночи. Она дала детям денег и велела сходить за хлебом. Рано утром Алевтина с сестрой побежали в магазин. Стоять длинную очередь приходилось несколько раз, потому что в одни руки давали одну буханку. По дороге домой решили зайти в парк и поесть мороженого. Сестра убежала, а Алевтина осталась ждать её с хлебом на скамейке. Тут к ней подошёл высокий человек в военной форме и попросил сходить ему за мороженым, протянул три рубля. А сам предложил пока покараулить хлеб. Алевтина быстро сбегала, но когда вернулась, обнаружила только сестру на пустой скамейке. Они вместе целый день икали мужчину по городу, но тщетно. Пришлось возвращаться домой с пустыми руками. К тому времени уже наступил поздний вечер, мама ждала дочек дома. Она так за них волновалась, что когда узнала всё, не ругала, а только сказала: «Хорошо, что хоть живы остались».

Книга памяти

Истории этих и других людей, кто пережил войну ребёнком, опубликованы в сборнике «Детство, опалённое войной».

Две части сборника уже увидели свет в прошлом и позапрошлом годах. Всего в них были включены воспоминания и стихи 240 ветеранов войны и труда. Первая книга оказалась настолько популярной и востребованной среди земляков, что сразу решили продолжить сборник. Сохранить свидетельства и воспоминания о том героическом и трагическом времени теперь задача тех, кто живет в настоящем.

Авторы описывают обычные дни, прожитые во время Великой Отечественной, перенесенные голод, холод, нищету, слезы родных, соседей, получивших известие о гибели мужей, сыновей, братьев. Дети войны трудились наравне со взрослыми, выполняя и перевыполняя норму, приближая Победу. Заголовки воспоминаний похожи друг на друга – простые, но страшные: «Хлеб был из травы», «От отца было всего одно письмо», «Бабушка приносила хлебные крошки», «С шести лет работал в колхозе», «Детства у меня не было», «Счастье – это дополнительный маленький кусочек хлеба».

Сейчас готовится к выпуску третий том сборника. Точной даты выхода пока нет. «Хоть и прошло 70 лет с победы, но люди очень многое помнят и могут многое рассказать. Но до сих пор не могут спокойно говорить. Это самое больное место. Об этом тяжело вспоминать, даже спустя 70 лет…», - с тоской говорит Маргарита Шадрина.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!" (Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26).
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).


Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.


А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:

"В палате выключили радио...
И кто-то гладил мне вихор.
В Зиминским госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор..."

А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!


Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

"Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"
, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.

У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.


"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения. Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали. Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

"Аналогичные случаи преступлений и невыполнения педагогическими работниками своих обязанностей выявлялись и в других регионах. Так, в ноябре 1942 г. в Саратовский городской комитет обороны было направлено специальное сообщение о тяжелом материально-бытовом положении воспитанников детских домов… Интернаты отапливаются плохо или вообще находятся без топлива, теплой одеждой и обувью дети не обеспечены, в результате несоблюдения элементарных социально-гигиенических правил наблюдаются инфекционные заболевания. Воспитательная работа запущена… В интернате в селе Нестерове в некоторые дни дети вовсе не получали хлеба, словно проживали не в тыловой Саратовской области, а в блокадном Ленинграде. Учеба из-за отсутствия учителей и нехватки помещений была давно заброшена. В интернатах Ровенского района, в селе Волкове и других, дети также по нескольку дней вообще не получали хлеба". (Там же с. 391-392).

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter



В канун 70-летия начала Второй мировой войны человечество вновь обращается к ее урокам, к опыту сотрудничества в рамках антигитлеровской коалиции, стремится осмыслить истоки нацистской агрессии. Потому-то очень важно знать и беречь правду о самой страшной в истории войне и пресекать любые попытки ее исказить или сфальсифицировать.
Честная и объективная позиция особенно важна сегодня, когда мир сталкивается с угрозой терроризма, с пропагандой насилия, межнациональной и межрелигиозной нетерпимости.
От той войны нас отделяют десятилетия. Но до сих пор не утихают споры о ее причинах, победителях и последствиях. Почему перипетиям Второй мировой придается такое большое значение? Об этом рассказывает председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей МИРОНОВ.

Была ли война неизбежна? Хотя у истории нет сослагательного наклонения, большинство экспертов сходятся во мнении, что фатальной неотвратимости самой трагичной баталии XX века не было. Как писал У. Черчилль в своей знаменитой книге «Вторая мировая война»: «Нетрудно было сохранить Германию в течение 30 лет разоруженной, а победителей - должным образом вооруженными...»
Политика «умиротворения» нацистской Германии, проводимая европейскими державами, игнорирование ее стремительной милитаризации, других нарушений Версальского мирного договора 1919 г., а главное - желание руками нацистов задушить ненавистный Советский Союз - вот те фундаментальные причины, которые привели ко Второй мировой войне.
Гитлер умело воспользовался благоприятной политической ситуацией, тем более что она отвечала его стратегическим замыслам добыть «жизненное пространство на Востоке». Но сначала он вопреки надеждам своих попустителей повернул против них - на Запад – и оккупировал почти всю Европу.
Это был молниеносный блицкриг агрессора, который практически не встретил серьезного сопротивления: война фашистов против Польши длилась 4 недели, против Норвегии - 8, Голландия была взята за 5 дней, Бельгия - за 17. Франция оказалась в руках Гитлера через 6 недель, Югославия - за 11 дней, Греция - за 3 недели.
Безусловно, могут быть различные подходы к историческим событиям. Как верно заметил известный французский писатель Г. Флобер: «О Цезаре у нас было бы другое представление, если бы историю Галльской войны написал Верцингеторис» (главный противник Цезаря в этой войне).
К сожалению, наряду с объективными научными исследованиями в последнее время широкое распространение получили и откровенные фальсификации истории Второй мировой войны. Под лозунгом восстановления исторической справедливости создаются беспочвенные, лживые мифы о ней.
Война унесла миллионы человеческих жизней. Я считаю крайне безнравственным манипулировать событиями 70-летней давности в угоду политической конъюнктуре.
Сегодня зачастую приходится слышать, что СССР повинен в развязывании войны наравне с гитлеровской Германией. Острие критики в основном направлено на Договор о ненападении между Германией и СССР 1939 г. и секретный протокол к нему, который часто называют «пактом Молотова - Риббентропа».
Истина состоит в том, что подписание этих документов было для Советского Союза вынужденным шагом. Ему предшествовали Мюнхенское соглашение о разделе Чехословакии 1938 г. («мюнхенский сговор»), провал по вине Запада переговоров СССР с Англией и Францией о союзных действиях против Германии. Предложения Советского Союза прийти на помощь Чехословакии, в том числе с использованием вооруженных сил, были проигнорированы.
К тому времени уже были заключены англо-германская и германо-французская декларации о ненападении. Практически все ведущие европейские государства старались прежде всего обезопасить себя за счет других. В итоге проиграли все.
Не была исключением и Польша. Она всерьез рассматривала возможность союза с Гитлером против СССР в 1934 г., считала себя «стражем Запада против проникновения коммунизма с Востока». В 1938 г. Польша приняла непосредственное участие в разделе Чехословакии, получив Тешинскую область. Но сама стала первой жертвой фашистской агрессии.
К моменту подписания договора между Германией и СССР в мире отчетливо назревала угроза большой войны. Это было ясно из военно-политических планов и конкретных действий гитлеровцев. Кроме того, в то время СССР, верный союзническим обязательствам перед Монголией, вел военные действия против Японии в районе реки Халхин-Гол. Перед советским государством встала дилемма: остаться один на один с Германией и с перспективой войны на два фронта или попытаться оттянуть неизбежное вторжение.
Другое дело, что Сталин не ожидал столь скорой развязки событий.
Много сегодня говорится и о так называемой «оккупации» Советским Союзом Прибалтики.
Но в Латвии, Литве и Эстонии на протяжении всего периода их пребывания в составе Советского Союза, за исключением подлинной оккупации Германии во время Великой Отечественной войны, действовали национальные органы власти.
Что касается процедуры вхождения прибалтийских государств в состав СССР в 1940 г., то к ней можно относиться по-разному. Но решения высших законодательных органов прибалтийских государств, получивших весомую поддержку избирателей на выборах, соответствовали нормам международного права того времени.
Да, присоединившись к СССР, латыши, литовцы и эстонцы на себе испытали последствия проводимых во всем советском государстве политических репрессий. Но какая бы участь ждала их, выиграй Гитлер войну? Приведу выдержки из меморандума от 2 апреля 1941 г. «уполномоченного по централизованному решению проблем восточно-европейского пространства» Розенберга в отношении жителей рейхскомиссариата «Остланд», куда должны были войти Латвия, Литва и Эстония: «Необходимо будет обеспечить отток значительных слоев интеллигенции... в центральные русские области, затем приступить к заселению Прибалтики крупными массами немецких крестьян... Не исключено переселение в эти районы также датчан, норвежцев, голландцев, а после победоносного окончания войны и англичан, чтобы через одно или два поколения присоединить этот край, уже полностью онемеченный, к коренным землям Германии...».
Заметьте, эти планы вынашивались еще до нападения на СССР.
Люди, которые «не дружат» с историей, заявляют также о том, что Вторую мировую войну выиграли Великобритания и США, а вклад Советского Союза в победу над Германией незначителен.
Сразу оговорюсь, мы отдаем глубокую дань уважения всем ветеранам Второй мировой войны, скорбим о ее многочисленных жертвах. Мы преклоняемся перед подвигом советского народа, вынесшего на себе непосильные тяготы и лишения той войны. Начавшаяся 22 июня 1941 года агрессия против Советского Союза была, по сути, венцом гитлеровских захватнических планов. Наша армия остановила и разрушила военную машину III рейха.
Отдавая должное роли союзников по антигитлеровской коалиции, хочу подчеркнуть, что сражения на полях Великой Отечественной были основными событиями Второй мировой войны. Против советских войск одновременно действовало от 190 до 270 боеспособных дивизий, то есть более 75% от их общего количества. Именно в битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, при прорыве блокады Ленинграда и обороне Севастополя, в ходе Днепровско-Карпатской и Белорусской операций, других крупных сражениях решались судьбы мира и человечества. Немецкая армия понесла здесь 82% всех своих потерь.

«Вторая мировая война действительно является главным уроком XX столетия».

Президент России
Дмитрий МЕДВЕДЕВ.

Поэтому хочу еще раз повторить: мы не дадим предать забвению память о павших героях Великой Отечественной войны и дискредитировать наших живых победителей. Не позволим умалить роль советского солдата в победе над фашизмом. Для всех, кто хоть мало-мальски знаком с подлинными документами и рассказами очевидцев, истина настолько бесспорна, что она не требует дополнительных доказательств.
Несостоятельным является утверждение о том, что соглашения о послевоенном переустройстве мира, достигнутые на встрече глав государств антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании - в феврале 1945 г. в Ялте, положили начало «холодной войне».
Американские исследователи договорились даже до того, что обвинили собственного президента Ф. Рузвельта в «умственной неполноценности», объясняя ее прогрессирующей болезнью во время встречи «большой тройки». Пусть это останется на их совести. Фактически же заключительное коммюнике, в котором предусматривался раздел Европы на зоны влияния, - американский проект, в который советское руководство не внесло ни одной поправки, а английская сторона ограничилась лишь несущественными стилистическими замечаниями.
Почему-то критики Ялтинской конференции умалчивают еще об одном из главных ее итогов - договоренности о создании Организации Объединенных Наций, международной организации для предотвращения войны. Только на волне перенесенных страданий мир смог найти тот формат противодействия военной агрессии, который устроил всех.
Предвестниками «холодной войны» стали отнюдь не действия СССР. Она началась с тайных сепаратных переговоров Великобритании и США с высшими фашистскими военачальниками о капитуляции Германии, поддержания англо-американским командованием плененных эсэсовских дивизий и захваченного оружия в боевой готовности для их возможного использования против Советского Союза.
Полностью же философия «железного занавеса» оформилась в речах У. Черчилля перед студентами Вестминстерского колледжа в Фултоне и Г. Трумэна перед американским конгрессом. Их суть сводилась к тому, что главной угрозой миру теперь является возросшая мощь СССР, которой нужно противопоставить адекватную вооруженную силу. Вот так тогда обстояли дела.
Сегодня мы с вами являемся свидетелями очередной попытки эскалации напряженности в мире, милитаризации международных отношений. Свидетельство тому - расширение НАТО на Восток, фактическое торпедирование рядом стран этого альянса ДОВСЕ, планы размещения элементов ПРО в Европе. В недавнем прошлом - массированные ракетно-бомбовые удары НАТО по Югославии, политическая и военная поддержка варварской агрессии Грузии против народа Южной Осетии.
Как говорил римский философ Сенека: «Безопасного времени нет. В мирную пору начинается война».
При таком развитии событий мир может вновь, как и 70 лет назад, оказаться перед серьезными испытаниями. Именно поэтому Россия, помня уроки прошлого, выступает за укрепление коллективной европейской безопасности, призывает к заключению нового юридически обязывающего документа, отвечающего современным реалиям.

Таков итог Второй мировой для агрессора.

Как утаивали величину военных потерь

Приближается 22 июня, и снова мы вспоминаем о самой печальной дате последних семидесяти лет российской истории. Наверно, опять будут разговоры и статьи о войне, вечные вопросы «как?», «почему?», и «какой ценой»?

Ответ на последний вопрос – о цене войны, и не просто о цене, а о цене, выраженной в человеческих жизнях, сам по себе имеет собственную историю, небольшим добавлением к которой становится публикуемый ниже документ, обнаруженный нами в архивах. Он лишний раз свидетельствует о том, с каким трудом пробивалась на свет правда о военных потерях, пробивалась через плотный заслон сознательных фальсификаций и сокрытий, призванных, во что бы то ни стало, преуменьшить заплаченную цену.

Всякий читавший многочисленные исследования по этому вопросу знает, как любят авторы перечислить вехи оценок потерь:

Сталин – 7 миллионов (1946) :

«В результате немецкого вторжения Советский Союз потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу – около семи миллионов человек» .

Хрущев – 20 миллионов (1961):

«Разве мы можем сидеть, сложа руки и ждать повторения 1941 года, когда германские милитаристы развязали войну против Советского Союза, которая унесла два десятка миллионов жизней советских людей?» .

Горбачев – 27 миллионов (1990) :

«Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. А кроме того были миллионы раненых, контуженных, обмороженных» .

Что касается «хрущевских» «двух десятков миллионов» и брежневских «более двадцати миллионов», то об источниках этих цифр можно только догадываться. В книге «Демографическая модернизация России: 1900-2000» в отношении брежневской оценки говорится: «Сохранившиеся в архиве ЦСУ СССР документы позволяют приблизительно восстановить методику расчетов и статистические материалы, лежащие в основе этой оценки. Она опиралась на данные и оценки численности гражданского населения, погибшего (прямые потери) на оккупированных территориях (13,1 млн. человек), оценки военных потерь (от 7 до 8,8 млн. человек) и оценки потерь, объединенных в достаточно невнятную категорию «превышение резко увеличившейся смертности над сильно сократившейся рождаемостью» на оккупированных территориях (3–3,5 млн. человек). К этим потерям было добавлено еще 2,4 млн. человек - превышение смертности над рождаемостью по не оккупированной территории. В сумме получено от 25,5 до 27,8 млн. человек. Результаты расчетов были переданы «наверх» и там трансформировались в расплывчатую формулу «свыше 20 миллионов» .

Публикуемый документ проливает свет на пути этой «трансформации». Речь идет о секретной записке «особой важности», направленной в ЦК КПСС в ноябре 1956 года тогдашним начальником ЦСУ СССР Владимиром Никоновичем Старовским, в которой он, реагируя на запрос Д.Шепилова , подсказывает приемлемые, по его мнению, формулировки, которые и были впоследствии использованы руководством страны.

рассекречено
Особой важности
экз.№ 2

В ЦК КПСС

Тов. Шепилов просит телеграфировать подлежащие публикации цифры о людских потерях советской армии и советского народа за годы второй мировой войны.

В связи с этим докладываю:

а) в интервью И.В.Сталина, опубликованном в печати 14 марта 1946 года было сказано: «... В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу – около семи миллионов человек. Иначе говоря, Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые».

б) по расчетам ЦСУ убыль населения СССР за годы войны в результате потерь советской армии истребления советских людей оккупантами и превышения смертности над рождаемостью составила более 20 миллионов человек;

в) из опубликованных в сборнике ЦСУ цифр о населении СССР за 1940 год (191,7 млн.) и на апрель 1956 года (200,2 млн.), а также из данных о приросте населения, опубликованных за последние годы, можно сделать вывод, что потери в СССР в войну составили не 7 млн., а значительно больше.

В связи с этим считал бы необходимым дать тов. Шепилову указание или не называть вовсе цифру потерь, ограничившись формулировкой «многие миллионы», или же назвать цифру – свыше 20 млн. человек дав ее, примерно, в следующей редакции:

«Советский Союз за период Великой Отечественной войны потерял в боях с захватчиками, в результате истребления населения оккупантами, а также от снижения рождаемости и увеличения смертности, особенно в оккупированных районах, свыше 20 миллионов человек».

Прошу указаний.

НАЧАЛЬНИК ЦСУ СССР (В. СТАРОВСКИЙ)

РГАЭ. Ф. 1562. Оп.33 Д.2990. Л.75

Таким образом, можно считать, что основа цифр и Хрущева, и Брежнева, впервые указана Старовским в этой записке. Кстати, и «горбачевские» «почти 27 млн» формально вполне попадают в определение «свыше 20 миллионов человек» из письма начальника ЦСУ СССР. Видимо, ЦСУ все же вело свой собственный счет потерь, и в этом – немалая заслуга Старовского. Но верно и то, что он считал совершенно нормальными сокрытие от народа и от всего мира истинных масштабов потерь и искал способов продолжать утаивать имевшиеся в его распоряжении цифры в изменившейся политической ситуации.

Даже в своем сверхсекретном письме Старовский не называет конкретных цифр, а приводит уклончивые и «округленные» оценки. Кроме того, он ошибался, а может быть и лукавил, включая в предлагаемую им формулировку потери от снижения рождаемости. Такие потери, пусть и гипотетические, конечно, были, но с ними «цена Победы» оказалась бы еще большей.

Остается только еще раз подчеркнуть, что все, кто используют цифры потерь, должны помнить и понимать, что речь идет не только о боевых и других потерях армии , в эти числа входят и смерти мирных граждан . После Сталина это прямо указывали в своих речах все советские руководители.

Мы только добавим, что сюда входят и погибшие от фашистских репрессий, в частности жертвы Холокоста; погибшие от бомбежек и других военных действий обеих сражающихся армий; а также умершие от голода и болезней – т.е. от повышенной, по сравнению с мирным временем, смертности, как на оккупированной немцами территории, так и в советском тылу, в том числе среди заключенных советских лагерей и спецпоселенцев, и еще те, кто навсегда покинул территорию СССР в период войны.

В заключение напомним, что «опубликованные в сборнике ЦСУ цифры о населении СССР», о которых говорится в записке Старовского, это данные из статистического сборника «Народное хозяйство СССР» Андреев Е.М., Дарский Л.Е. и Харькова Т.Л. Население СССР. 1922-1959. М.: Наука, 1993.
Михалев Сергей Николаевич. Людские потери в Великой Отечественной войне 1941-45 г. Статистическое исследование. 2-е изд. Красноярск: РИО КПГУ, 2000. С.97. Здесь приведена «Справка о боевых потерях личного состава Красной Армии в Великой Отечественной войне» и дается ссылка на ЦАМО. Ф.14. Оп. 3028. Д.8. Л.1-2.
Интересно, что современные официальные данные о военных потерях, впервые появившиеся в 1990 (Военно-Исторический журнал. 1990, 3) и в развернутом виде в 1993 (в книге «Гриф секретности снят» М.: Воениздат, 1993) в количестве убитых и умерших от ран практически совпадают с этими цифрами из далекого 1945 года.
Советский Союз в годы Великой отечественной войны. 1941-1945. М. Наука, 1976. С.369; Перковский А.Л., Пирожков С.И. Из истории демографического развития 1930-1940-х годов (на примере Украинской ССР). /Экономика. Демография. Статистика. М.: 1990. С.189-190; Полян П. Жертвы двух диктатур. М., 1996. С.368-369. Ссылаясь на одни и те же архивные источники, эти авторы приводят различные цифры, наименьшая из которых – 6075 тысяч погибших мирных граждан.
Демографическая модернизация России 1900-2000. М.: Новое издательство, 2006. С.453.
Демографическая модернизация России 1900-2000. М.: Новое издательство, 2006. С.439.
Дмитрий Трофимович Шепилов (1905-1995) , в 1956 министр иностранных дел СССР и кандидат в члены Президиума ЦК КПСС (эквивалент Политбюро в 1952-1966).
Народное хозяйство СССР. М.: Госстатиздат, 1956. С.17.

Великая Отечественная война никогда не перестанет волновать людей, терзая старые раны. Мы не хотим войны, но ведь её не хотели и те, кто погиб тогда, не думая о том, что не увидит больше ни солнца, ни детей, ни своего дома.

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Моя семья не исключение. Мой прадед прошёл всю войну. Он воевал за Родину, за нас, за то, чтобы все мы жили в мире, за спокойную дорогу в школу, за моих друзей и радость общения с близкими людьми. К сожалению, моего прадеда давно нет в живых. В нашей семье редко говорили о войне, наверное, слишком тяжелы были воспоминания о ней. Но я бесконечно благодарна прадеду и всем защитникам нашей Родины.

Спасибо им за то, что они не щадили свои жизни, сражаясь с фашистами. Спасибо женщинам, старикам и детям, которые стояли у станка и повторяли бессмертную фразу: «Всё для фронта, всё для Победы!». Спасибо тем, кто, пройдя через страшное испытание пленом, шёл освобождать захваченные города. Спасибо вам, что теряя близких, не сдавались, не опускали рук; за то, что в ваших глазах горел, горит и будет гореть огонь, огонь надежды.

Мы, молодое поколение, должны научиться ценить мирную жизнь, ведь именно за неё бились на войне наши деды и прадеды. Вечный огонь Победы не должен потухнуть в наших сердцах!

Много страдала наша земля от иноземцев. Кто только не нападал на неё: татаро-монголы, шведы, французы. Но наш народ выстоял!

Слёзы и горе пришли в каждый дом, наступило тяжёлое военное время. Борьба с фашистами шла везде: в небе, на земле, на море. Какие муки пришлось перенести нашему народу: холод, голод, пытки, издевательства! Но люди, совершая свои ежедневные подвиги, выстояли! Они прошли свой путь от жизни к смерти и к бессмертию.

Мой прадедушка, Трофимов Василий Григорьевич, ушёл на фронт в 1941 году. Из Рязани эшелоны отправлялись прямо в бой. Прадед воевал в танковых войсках, дошёл до Кёнигсберга. Был обстрелян, горел в танке, получил контузию, долго лечился в госпитале. После войны вернулся в родное село - и снова на войну, с японцами. Вот таким был мой прадед! И если я встречу ветерана войны, обязательно скажу ему: «Спасибо Вам за чистое небо над головой! Если бы не Вы, нас бы не было на свете!»

Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Истории о ней передаются от старших к младшим, живущим сейчас, в наше мирное время.

Я знаю о войне из кинофильмов, книг, рассказов ветеранов. Нас учат тому, что Родина – это святое слово для каждого человека. В тяжкие для нашей страны времена весь советский народ объединился и защищал свою Родину до последней капли крови.

Мой прадедушка в начале сентября 1941 года ушёл на фронт. Его звали Муродов Мамашариф. Ему тогда было 17 лет. Он воевал под Сталинградом, освобождал Белоруссию, Украину и Польшу. День победы встретил в Берлине. Прадед прошел всю войну, домой вернулся без ноги.

К сожалению, я его никогда не видел, но мне кажется, что он был очень добрым и сильным.

Дорогие ветераны, спасибо вам за то, что бесстрашно сражались за Родину, близких, за наше будущее. Мирное небо над головой – это ваша заслуга. Вы достойны самых высоких слов и добрых пожеланий. Здоровья вам, счастья и долголетия!

Я тоже буду служить в армии и постараюсь стать хорошим солдатом, настоящим защитником своей Родины!

72 года прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное слово «Победа!»

9-ое мая. Добрый девятый майский день. В это время, когда оживает вся природа, мы ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И вместе с этим ощущением приходит понимание, что жизнью мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал и выживал в тех адских условиях. Тем, кто, не щадя себя, работал в тылу, тем, кто погиб при бомбежках городов и сел, тем, чья жизнь мучительно оборвалась в фашистских концлагерях.

В День Победы мы соберемся у вечного огня, возложим цветы, вспомним, благодаря кому мы живем. Помолчим и в который раз скажем им «Спасибо!». Спасибо за нашу мирную жизнь!

А в глазах тех, чьи морщинки хранят ужасы войны, помнят осколки и раны, читается вопрос «Сохраните ли вы то, за что мы проливали кровь в те страшные годы, будете ли помнить о настоящей цене Победы?»

У нашего поколения меньше возможности увидеть живых участников боев, услышать их рассказы о том тяжелом времени. Поэтому так дороги мне встречи с ветеранами. Когда вы, герои войны, вспоминаете о том, как отстояли, защитили Родину, каждое ваше слово отпечатывается в моем сердце. Для того чтобы передать грядущему поколению услышанное, сохранить благодарную память о великом подвиге народа-победителя, чтобы сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, помнили и чтили завоевавших для нас мир.

Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Свой долг перед вечно живыми солдатами Великой Отечественной войны, перед вами, ветераны, перед светлой памятью павших я вижу в том, чтобы прожить свою жизнь честно и достойно, чтобы своими делами крепить могущество Родины.

Вся страна готовится к празднованию 70-летия Великой Победы. Готовится и наша школа. На уроке литературы нам предложили написать сочинение на тему: «Что бы я сказала герою-освободителю».

О войне я знаю только из книг, из фильмов, из истории. Но я уверена, что никакие художественные произведения не смогут передать всего того, что пережили солдаты за те далекие годы войны ради нашего будущего. 9 Мая вот уже на протяжении многих лет проходит парад Победы, на котором можно увидеть сильно поредевшие ряды ветеранов.

Я родилась под мирным небом, никогда не слышала воя бомб или грохота канонады. Великая Отечественная… Что я знаю об этой страшной войне? Я знаю, что она была очень долгой и тяжелой, что погибло много людей. Больше 20 миллионов! Наши солдаты были храбрыми и очень часто поступали как настоящие герои.

Слушая рассказы ветеранов, я не могла остаться равнодушной к подвигу простых солдат, которые прошли эту страшную войну, которых ничто не могло сломить, ничто не заставило дрогнуть, предать, отступить.

Сейчас совсем другое время по сравнению с временами Великой Отечественной войны. Мое поколение взрослеет поздно, но оно знает и помнит, какой ценой завоевано счастье. Забыть прошлое – значит предать память о тех, кто отдал жизнь и сражался за наше будущее.

Дорогой солдат! Мне так хочется рассказать тебе о том, как хорошо, спокойно жить в мире без войны. Мир без войны – это моя мама, братья, сестра, друзья, родные. Мир без войны – это радостная трель школьного звонка, это завтрашний день и моё будущее. Мир без войны прекрасен. Он весь в цветах – розовых, небесных, желтых, зеленых. Я буду радоваться первому подснежнику, радуге после дождя, щебечущим птицам и ярко-зеленым листьям деревьев.

Спасибо тебе, солдат, за мир без войны! Спасибо за то, что ты отстоял нашу землю! Низкий поклон тебе, солдат!

В 2015 году мы отмечаем великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Из поколения в поколение передается память о мужестве, подвиге наших отцов, дедов и прадедов, гордость за великую победу и боль невосполнимых утрат.

Эта война унесла миллионы человеческих жизней, и мы всегда должны помнить о тех, кого нет рядом с нами. Каждую семью в России, так или иначе, коснулась война: у кого-то на ней погиб дед, у кого-то прадед, но благодаря их подвигу мы все получили возможность счастливо и свободно жить.

Наши воины-победители шли в бой по зову сердца, чтобы отстоять независимость нашей Отчизны, чтобы мы могли свободно жить под мирным небом. И сегодня все мы приносим самые искренние слова благодарности нашим дорогим ветеранам, тем, кто принимал участие в сражениях, кто трудился для фронта, кто прошел партизанскими тропами. Мы помним наших ровесников, отличившихся в годы Великой Отечественной Войны. Четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза – Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и Лёня Голиков.

Сейчас идет весна 2015 года. Скоро 9 мая. Вся страна будет отмечать этот Великий Праздник, День Победы. Я с удовольствием и с большой гордостью пойду на парад, посвящённый Дню Победы. Я не хочу, чтобы была война на земле. Ведь лучше жить в мире и согласии.

Мы помним ваш великий подвиг, ценим его, и это уважение к воинам-победителям пронесем через время. Мы должны быть достойными памяти воинов-победителей и передавать ее из поколения в поколение. Вечная память тем, кто не вернулся с полей сражений, низкий поклон и благодарность всем ветеранам! Слава воинам-победителям за Победу, за май 1945!

70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остается ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне, но как можно забыть тот ужас, который пережили наши близкие?

Мой прадедушка – участник войны. Будучи молодым, он испытал все ужасы Великой Отечественной. Он был молод, ему страшно было умирать, но он смог выстоять и донести правду этой войны.

Когда я была маленькой, то очень любила день накануне 9 мая. В этот вечер прадед очень волновался, а прабабушка тщательно готовила парадный китель прадедушки к предстоящему празднику. В доме была приподнятая радостная атмосфера ожидания праздника. Однажды, уже поздно вечером, когда мы никак все не могли заснуть, я пришла к прадедушке и увидела, что он задумчиво смотрит на свои боевые ордена. Я знала, что он был на многих фронтах, и решилась спросить у него: «Дед, а тебе было страшно?» Мой прадедушка задумался и ответил: «Я мог бы сказать, что нет, но, поверь, умирать молодым так не хотелось. Хотелось дожить до Победы, увидеть поверженного врага, которого никто не звал на нашу землю».

Многим товарищам прадеда не суждено было вернуться. Однажды он и сам чуть не погиб.

В одном из боев прадедушка был контужен. Когда он очнулся, рядом на развороченной ударом земле лежали его погибшие товарищи. Над ним, расставив широко ноги и пристально глядя в лицо, стоял немец. Он посчитал, что все уже погибли и решил удостовериться в этом. Из нагрудного кармана гимнастерки прадеда был виден уголок фотографии. Фашист наклонился, держа пистолет наготове, взял в руки фотографию и замер, поразившись красотой девушки, изображенной на фотографии. Это был снимок невесты прадедушки, моей будущей прабабушки. Этих минут, во время которых фашист отвлекся, разглядывая фотографию, хватило, чтобы прадедушка вскочил на ноги и вступил в схватку с врагом. Вот так фотография спасла жизнь прадедушке. Он встретил окончание войны в Берлине, еще не раз заглядывая смерти в глаза.

Вернувшись с фронта, он женился на моей прабабушке, и они прожили долгую жизнь вместе. Их давно уже нет, но я помню, что именно мои родные люди, прошедшие через ад войны, сохранили в себе до конца своих дней доброту, сострадание и милосердие.

Уже много лет, накануне 9 Мая, я смотрю на фотографии своего прадеда, прабабушки и мысленно говорю им: «Спасибо Вам, мои родные! Спасибо Вам за то, что я есть, что я могу дышать, жить, дружить, горевать и радоваться. Спасибо всем ветеранам! И пусть Вас осталось очень мало, я хочу еще раз сказать: «Мы Вас помним и любим!»

Великая отечественная война для меня она, как и для многой молодежи, отголосок чего-то страшного, чего-то горестного, того, что никогда б не захотелось, что б это вновь случилось. Никогда ни кому не пожелаешь, чтоб это горе случилось вновь. Сколько слез, сколько бед принесла эта злая вещь, эта война, и как долго люди отходили от нее и забыто ли это, да и возможно даже предположить, что забудется она когда-то.

Фильм, книги, рассказы наших дедов и бабушек, все это навеки останется и в нашей памяти.
Война ворвалась неожиданно, незвано, в теплый день 22 июня утром 1941 года, когда все мирные жители спокойно спали и думали о завтрашнем дне, как об обычном. У всех были свои планы, свои мысли на это «завтра» и никто не думал, что для многих этот день так и не наступит. Прогремела война…

Она, жесткая и коварная, унесла за собой миллионы жизней, а те, кто остался, перенес много горя, страха и ужаса. Долгие годы люди не могли отойти от нее. Много деревень спалили, много полей и пастбищ растоптали…
И, хотя прошло уже много лет, больше семидесяти лет, а в памяти воинов войны навсегда остались отпечатки той страшной поры. Сколько благодаря им было освобождено сел и городов, сколько людей они сумели спасти. А слезы матерей? Те, которые ждали с войны своих детей? И те, кто не дождавшись, с ума от горя сходили, а те, кто видел и мог созерцать своего ребенка, пусть и раненого, пусть лишенных конечностей, но своего родного, любимого ребенка. Эти чувства не описать словами, не передать их на бумаге, это чувства маминых слез.

Нет такой семьи, чтоб война, так или иначе, не коснулась их. Многие мужчины ушли на фронт, многие работать на заводах, в больницах, делать все то, чтоб хоть как-то приближать конец этой подлой жесткой войне.

И мой дедушка участвовал в военных делах. В 1941 году служил в Белоруссии. До дембеля оставалось всего ничего - 2 месяца и началась война. Дедушка служил на передовой, возле него взорвалась немецкая бомба, которая оглушила его, и он потерял сознание. Очнулся в плену. Зима 1941-1942 была холодной. Дедушка, чтоб ноги обогреть решил от одеяла на портянки немного оторвать… Утром кто-то из своих доложил, что ночью одеяло кто-то рвал. Немцы стали у всех одеяла проверять. Увидели, что он. В наказание, чтоб неповадно было другим, деда на виселицу. На виселице дед потерял сознание, очнулся в машине. Немцы, чтоб не везти его обратно, перевезли в другой конец лагеря. Где за забором был лагерь с Поляками. Дед знал, что Польским немцам выдавали сигареты и начал ходить вдоль забора и говорить по-польски. Один из Поляков откликнулся. Они начали общаться и вечером тот на свой страх, и риск перебросил блок сигарет деду. Наутро наш дедушка записался к врачу, очень боялся, что врачом окажется немец. Но на его благо врач был русским. Дед не заметно в карман положил 50шт сигарет. Врач сказал, что дед серьезно болен и нужно его к хозяину. Немцы его записали. На оставшихся 50 штук сигарет дед смог купить фуфайку и обувь себе. Когда из лагеря выходил, боялся, что немцы при осмотре найдут обувь и фуфайку… Но на его благо немцев в тот момент, когда он выходил, куда-то позвали и его осматривал русский, который выпустил его. Через какое то количество метров дед переобулся - сопровождающие немцы были удивлены его вещам и похвалили деда. У хозяина была возможность, какое-то расстояние проходить без сопровождения, и дед, накопив продукты - сбежал от них. Попал в русский отряд. И оказавшись не далеко от хозяина в затишье между боями, сходил к хозяину поблагодарить о хорошем обращении. Хозяин сначала испугался приходу деда. Но потом вместе чай пили.

Сейчас все это кажется интересными захватывающими историями, но я помню лицо деда, когда он рассказывал их, и что при этом творилось с его душой…