Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Что такое бессознательное в психологии определение. Сознание и бессознательное: определения, характеристики, составляющие. Несколько основных классов проявлений бессознательного

Однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики ( и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Б. Г. Херсонский "Что такое бессознательное?"

    ✪ Бессознательное управляет нами? (Лекция Игнатия Журавлева)

    ✪ Вопрос-Ответ #3. Что такое бессознательное?

    ✪ Как работает подсознание? Подсознание как управлять. Подсознание с научной точки зрения. Сознание.

    ✪ Психотерапия личностных расстройств

    Субтитры

Несколько основных классов проявлений бессознательного

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании , оставалась господствующей вплоть до нового времени .

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания . Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология », 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но даже физическая бесконечная сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз - любовь к себе, или скорее память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество. Хотелось бы мне сказать, что лучшее средство вырваться есть любовь к другим, но, к несчастью, это было бы несправедливо. Всемогущество есть бессознательность, бессилие - память о себе. Спасаться от этой памяти о себе можно посредством любви к другим, посредством сна, пьянства, труда и т. д.; но вся жизнь людей проходит в искании этого забвения. Отчего происходит сила ясновидящих, лунатиков, горячечных или людей, находящихся под влиянием страсти? Матерей, людей и животных, защищающих своих детей? Отчего вы не в состоянии произнести правильно слова, ежели вы только будете думать о том, как бы его произнести правильно? Отчего самое ужасное наказание, которое выдумали люди, есть - вечное заточение? (Смерть как наказание выдумали не люди, они при этом слепое орудие провиденья.) Заточение, в котором человек лишается всего, что может его заставить забыть себя, и остается с вечной памятью о себе. И чем человек спасается от этой муки? Он для паука, для дырки в стене хоть на секунду забывает себя. Правда, что лучшее, самое сообразное с общечеловеческой жизнью спасенье от памяти о себе есть спасенье посредством любви к другим; но не легко приобрести это счастье.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии , где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом , показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения , а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях , невротических симптомах и творчестве . Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах Юнга

По мнению Юнга, существует не только личное бессознательное субъекта, но и коллективное бессознательное , образуемое совокупностью архетипов . Коллективное бессознательное является общей основой психики всех людей, в то время как личное бессознательное формируется в процессе жизни человека. . В отличие от психоанализа, в аналитической психологии бессознательное рассматривается как совокупность паттернов , образцов поведения, которые являются врожденными, порождающими реальное поведение. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

Бессознательное в работах Лакана

Бессознательное в работах Роберто Ассаджиоли

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе . Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым , исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий. Однако в истории философии можно указать на многих философов, которые высказывали догадки о Б. У Сократа и Платона это учение об амнезисе - знании как припоминании. Б. Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют . И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, т.е. с непосредственным получением знания в форме догадки без доказательств и логики.
Немалый вклад в разработку понятия Б. внесли романтики. Они стремились обнажить темную сторону души, описать интуитивные творческие силы, на которые опирается . Едва оказывается бесконтрольным, он устремляется к жизни с намерением овладеть ею и подчинить ее себе. Рассудок и рациональная лишают жизнь ее корней и питательной почвы. А. Шопенгауэр рассматривал Б. как стихийное жизненное начало, многоликое воли в мире. Мировая воля у него - это бессознательное начало. Феномен Б. в человеческой душе описан, по сути дела, и Ф. Ницше в его рассуждениях о двух мощных первоначалах антич. культуры - аполлоническом и дионисийском. Последнее и есть Б. Экстаз Диониса - это полное в поток мировой жизни. Человек стремится слиться со вселенским трепетом бытия.
В 1869 Э. фон Гартман опубликовал книгу «Философия бессознательного». Автор, ссылаясь на Ф.В.Й. Шеллинга и Шопенгауэра, рассматривал Б. как начало жизни во всех ее обнаружениях. Т.о., открытие Б. подготовлено длительным развитием философии. Заслуга же австр. психолога и философа 3. Фрейда состоит в том, что ему удалось дать развернутую картину этого феномена, раскрыть и конфликт Б. с волей человека и с окружающей его реальностью.
До Фрейда исследователи полагали, что неосознанное человеческой психики кристаллизуется в сознании, а затем вытесняется из него. Фрейду принадлежит приоритет в открытии Б. как автономного, не зависящего от сознания безличного начала человеческой души: «Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное».
Б. интенсивно вмешивается в человеческую жизнь. По мнению Фрейда, о том, что нашими поступками руководит Я, не более чем . На самом деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души, т.е. психики. Разделение психики на сознательное и Б. является основной предпосылкой психоанализа. Благодаря этому определению появляется понять частые и важные патологические процессы психической жизни.
Психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает как качество психики, которое может присоединяться к др. качествам или отсутствовать вовсе. Б. начало Фрейд называл Оно и подчеркивал, что наше Я есть лишь игрушка в руках этой древней и темной силы. Оно, в понимании Фрейда, имеет чисто природное происхождение. В нем сконцентрированы все первичные влечения человека: во-первых, сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти , которое, будучи обращено вовне, оказывается устремлением к разрушению. Темная бурлящая бездна Оно скрывается под тонкой пленкой сознания. Приглаженные образы сознания, рафинированная скрывают клокочущий .
Человеческое Я, по Фрейда, изо всех сил пытается выжить в мире природы и общества. Однако побуждения индивида наталкиваются на безрассудную силу Оно. Если Я соотносится спринципом реальности, иначе говоря, пытается приспособиться к объективным, действительным условиям жизни, то Оно руководствуется принципом удовольствия. Так рождается непримиримая между Я и Оно: «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади».
Если Гегель обратил на «хитрость разума», то Фрейд - «на хитрость бессознательного», т.е. на глубин психики реализовать собственные влечения, придавая им сознательного выбора. Восприятие для Я играет ту же роль, какую в Оно занимает . Я представляет то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью.
Понятие Б. родилось в результате обработки опыта, в котором особую роль играет психическая . Многие сильные психические процессы не осознаются. Представления не могут быть осознаны, когда этому противится Б. Между тем в психоаналитической технике нашлись средства, которыми можно прекратить сопротивляющейся силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором они находились до их осознания, Фрейд называет «вытеснением». Сила же, которая привела к вытеснению и его поддерживала, ощущается во аналитической работы как сопротивление.
Во фрейдизме Б., ведущее борьбу с сознательным, рассматривается как основной регулятор, внутренняя пружина всей деятельности человека. Как Б. характеризуются непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматическое действие, патологические состояния и т.п.
Иную трактовку Б. дает К.Г. Юнг. Б. уже не рассматривается как чисто природный ; родилось у истоков человеческой истории в коллективном психическом опыте, так что можно говорить о культурном генезисе Б. Юнг определяет Б. как исключительно психологическое. Оно покрывает все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему Я.
В современной глубинной психологии Б. не считается больше результатом вытесняющей деятельности сознания, как полагал Фрейд. Юнг представляет Б. как специфическое и творческое, как некую психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживания, как источник творческой фантазии духа.
Б. представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь Б. Оно способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, фантазиях, творчестве и традиционных мифологических образах.
Феномен Б. изучается также трансперсональной психологией. Оно рассматривается как необъятный материк и неисчерпаемое психологическое . В нем можно обнаружить некие стойкие стандарты, те потоки видений, которые вызывает пациент в своей психике во время экспериментов.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

в широком смысле - совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.- особая психического или процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия которого не осознаются.


БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще - врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

В.И. Овчаренко

Бессознательное (Шапарь)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1) Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2) Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Бессознательное (Грицанов)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил , он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил , Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное). Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию , когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию. А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и . Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом .

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за , вдохновение, героические устремления, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это , как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.

Для развития интуиции достаточно устраивать периодически мозговой штурм, хватать идею, мелькнувшую в воздухе, и пытаться её развивать. Интуиция хороша на первых этапах и тогда, когда совершенно непонятно, какой же шаг совершить следующим, идти же по открытым тропкам лучше всего, взяв в проводники аналитический сознательный ум. Остается добавить, что тревожным людям следует быть аккуратнее в выводах, так как они, хотя и могут предугадывать негативное развитие событий на основе интуиции, обычно отфильтровывают все образы позитивного будущего. Автор: Екатерина Волкова

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное вчувствование;

2) идентификация;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким‑то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (‑> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) надсознательные явления (‑> надсознательное);

2) неосознаваемые побудители деятельности (‑> побудитель неосознаваемый) - неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим.

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (‑> регулятор неосознаваемый);

4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения - необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Основной регулятор этой системы - принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства - действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов - вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него - как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде - в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь - взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета - причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. - своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного - это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы - истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2) поведенческие автоматизмы и стереотипы - действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;

3) восприятие подпороговое - в силу большого объема информации не осознаваемое.

Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном - два вида:

1) латентное - способное стать сознательным (‑> предсознательное);

2) вытесненное - само по себе не могущее стать сознательным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ‑> сопротивление бессознательного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) - Согласно Р. Ассаджоли - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (‑> психология аналитическая).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ - формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, - комплексы.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ - согласно Э. Фромму - бессознательное, свойственное большинству людей, - вытесненные элементы, содержание коих - то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious ) - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З . Фрейдом , который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами , которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии , так и в экспериментальной психологии . На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая ). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии , в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений . Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.

4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции , вдохновения , творческого озарения и др.).

5. Структуры общественного Б. - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы , определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление ).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека - неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания , что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. (Д. А. Леонтьев.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)