Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Какое образование считается высшим. Бакалавр - это высшее образование или нет? Особенности, описание и возможности. Суть реформы высшего образования

В последнее время стремительно увеличивается количество соискателей в различных сферах, имеющих несколько высших образований. В этом нет ничего удивительного, ведь многие авторитетные компании предпочитают сотрудничать с многопрофильными специалистами. Кроме того, второе высшее помогает успешно достигать вершин в карьере, углублять познания в выбранной профессии. Однако немало людей руководствуется личными целями, не собираясь прекращать обучение после получения одного диплома.

Принято считать, что предусматривает осваивание студентом программ высшего образования на основании имеющегося либо незаконченного высшего образования. Как правило, у значительной части абитуриентов присутствуют дипломы, подтверждающие получение высшего профессионального образования.

Но можно ли параллельно получать второе высшее? Этот вопрос для абитуриентов не теряет актуальности. Достаточно часто высшие учебные заведения предоставляют своим студентам такую возможность. Однако главным отличием от получения первого высшего становится обучение на коммерческой основе. При этом студенты считаются слушателями и могут учиться только на заочном отделении. Важно подчеркнуть приравнивание данного статуса к статусу студентов, обучающихся на дневном отделении.

Что касается сроков получения диплома, то на них непосредственное влияние оказывает первый диплом и форма обучения, указанная абитуриентом. В процессе зачисления осуществляется перезачет дисциплин, совпадающих в соответствии с программами. Таким образом, наименьшая продолжительность обучения будет у студентов, которые предпочли смежную специальность. Сходство учебных программ станет залогом существенного процента совпадений предметов. В среднем на получение дополнительного высшего образования человеку придется затратить от двух до трех с половиной лет.

С какого курса можно получать второе высшее?

Одномоментно получать еще одно образование способны студенты как начальных, так и более старших курсов. Но большинство их них предпочитает приступать к получению еще одного диплома, окончив третий курс по основной специальности. Данный шаг позволит избежать повторной сдачи экзаменов по предметам, которые являются общими для учебных программ. Решать, с какого курса можно получать второе высшее, человек должен самостоятельно, исходя из собственных возможностей и поставленных целей. Статистика свидетельствует о том, что получение второго диплома одновременно с первым выбирают студенты, обучающиеся на третьем-пятом курсе.

Чтобы начать обучение для получения дополнительной специальности, студенту необходимо пройти аттестационные испытания, представленные письменным тестированием профильной направленности. Приемной комиссии требуется предоставить не только привычный пакет документов, но также академическую справку, выданную основным местом учебы.

После завершения параллельного обучения выпускники, в отличие от своих однокурсников, получают два диплома государственного образца, подтверждающих получение высшего профессионального образования. Следует отметить, что это способны сделать только вузы, имеющие лицензию на образовательную деятельность, государственную аккредитацию по определенной специальности. О такой особенности обязательно стоит помнить современным студентам, рассматривая возможность параллельного обучения в разных институтах либо университетах.

Второе высшее образование сейчас актуально как никогда, но процесс его получения вызывает множество вопросов. Законодательство разъясняет будущим студентам, как получить второе высшее образование.

Второе высшее образование: особенности и преимущества

Дополнительное образование дает возможность повысить квалификацию и профессиональный уровень любого гражданина, а также способствует более широкому всестороннему развитию. Поэтому получение второго высшего образования имеет преимущественно достоинства. Единственным минусом можно назвать финансовые потери, поскольку этот вид образования не предполагает бюджетной формы обучения. При этом получение дополнительного образования имеет целый ряд преимуществ, среди которых следующие:

  • меньшие затраты времени : вместо 5-ти лет на прохождение программы потребуется 3,5 года;
  • возможность работать и совмещать учебу с другой деятельностью;
  • более высокий статус и профессиональный уровень специалиста , имеющего два высших образования, соответственно, более высокой будет и заработная плата;
  • получение новых знаний и навыков положительно влияет на уверенность в себе и самооценку самого выпускника.

Перед тем как получить второе высшее образование , важно определиться, какие профессиональные приоритеты стоят в данный момент перед абитуриентом. Это может быть как кардинальная смена профессии, так и освоение новой отрасли уже знакомой специальности.

Нюансы, важные моменты

Абитуриентам важно знать, что срок обучения часто зависит от того, насколько кардинально новая специальность будет отличаться от уже полученной. В большинстве случаев это время составляет около 3-х лет.

Важной особенностью является и то, что несмотря на исключительно платную основу, стоимость второго образования все равно ниже, чем при получении первого образования на контрактной основе.

Поступить учиться во второй раз можно в любом ВУЗе страны , правила в основном одинаковы. Так, абитуриенту после выбора специальности нужно узнать в деканате выбранного ВУЗа, как получить второе высшее образование, все нюансы поступления и перечень необходимых документов. После этого поступающий должен сдать требуемый вступительный экзамен и, дождавшись его результатов, заключить с ВУЗом контракт, оплатив часть оговоренной суммы.

График студентов, получающих второе высшее образование , нередко составляется с учетом индивидуальных пожеланий и возможностей студентов . Это может быть обучение по вечерам или выходным, а также на заочной форме или экстерном.

Редакция "сайт"

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Не знаете свои права?

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура.

Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

В последнее время на рынке рабочих мест наблюдается тенденция увеличения количества соискателей, имеющих два высших образования.

Действительно, чтобы получить престижную работу в крупной компании, порой недостаточно высшего образования, что получено после школы. Современный работодатель ищет универсального специалиста, обладающего глубокими познаниями сразу в нескольких областях и готов обладателю двух дипломов платить гораздо больше.

Причиной получения «второй вышки» может стать желание продвигаться по карьерной лестнице, стремление расширять знания в области своей профессии или даже просто личный интерес. Необходимость «переучиться» может появиться в любой момент: кто-то поступает во второй вуз сразу же после окончания первого, а кто-то становится студентом спустя много лет. Второй диплом дает нам возможность, уже имея один вузовский документ, получить еще одну новую специальность или профессию.

Где можно получить второе высшее?

Решение получить еще одну профессию обычно приходит к людям, которые уже осознали, что она нужна им на самом деле. Многие из них уже поработали по специальности и поняли, чего им не хватает для дальнейшего роста.

Сегодня шанс сесть еще раз на студенческую скамью имеют практически все желающие, без возрастных ограничений. С ростом их числа растет и количество вузов, предлагающих такую услугу. На сегодняшний день более 70 высших образовательных учреждений России могут дать возможность обучаться по «второму кругу».

Второе высшее образование в России имеет свои особенности:

  • обучение непременно платное;
  • в основном вступительных экзаменов не бывает, в некоторых вузах может проходить собеседование или профильное тестирование;
  • длительность обучения значительно короче, чем при получении первого образования. Оно обязательно зависит от формы обучения по первому диплому и составляет приблизительно 2,5 - 3,5 года.

Формы получения второго диплома

Российские вузы предлагают всем желающим получить возможность повторно стать специалистом с дипломом, используя одну из форм обучения:

  • дневную, при которой для студентов с дипломом создаются на курсе отдельные группы;
  • вечернюю, требующую посещения занятий несколько раз в неделю и по вечерам;
  • заочную, при которой в течение семестра студенты самостоятельно выполняют данные им ранее задания, а в сессию слушают лекции по отдельным предметам и сдают обязательные экзамены и зачеты;
  • дистанционную, когда студенты могут связываться с преподавателями и получать консультации через интернет;
  • периодическую, при которой студенты изучают только отдельные предметы, сдают по ним экзамены и получают подтверждающие сертификаты. При наличии определенного количества сертификатов выдают диплом о высшем образовании;
  • обучение по типу «выходного дня», которое организуется пару раз в неделю для работающих или занятых студентов;
  • экстернат - когда требуемые для студента дисциплины полностью выучены самостоятельно и по ним сдаются экзамены.

Плата за учебу

Оплачивать учебу может или сам студент, или направляющая его организация. Стоимость обучения зависит от:

  • количества и объема изучаемых дисциплин;
  • выбранной формы обучения;
  • времени выплат, которые осуществляются каждый семестр или бывают ежемесячными или единовременными.

Стоимость учебы может быть значительно снижена или полностью отменена для некоторых студентов-льготников.

Правила поступления

На второе высшее образование во многих вузах поступать можно в любое время, поскольку прием документов ведется круглый год. Для поступления на обучение по второй специальности необходимо предъявить те же документы (подлинники), что и для получения первого высшего. А именно:

  • стандартное заявление с просьбой о зачислении на имя ректора;
  • паспорт, а также документ, подтверждающий изменение фамилии, если такое произошло;
  • обычное фото размером 3х4.

Кроме этого надо представить:

  • диплом о высшем образовании;
  • приложение к диплому, где перечислены изученные ранее предметы.

Однако при поступлении в конкретные вузы перечень требуемых документов желательно уточнить.