Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Методическое пособие поурочное планирование 10 11 семакин

Пособие содержит универсальные поурочные разработки по курсу информатики для 10-11 классов (базовый уровень), кроме того, в нем рассматриваются общие подходы к обучению в школе с использованием разных учебно-методических комплексов и внедрением профильного обучения.
Издание поможет учителю качественно подготовиться к учебным занятиям: подобрать теоретический материал, а также материал и задания для практических занятий. В качестве проверочных работ предложены варианты тестов, основная цель которых - отработка теоретических знаний и практических навыков работы на компьютере.
Пособие автономно и универсально, может быть использовано учителями, работающими по любым учебникам информатики для 10-11 классов: С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной (М.: Бином. Лаборатория знаний); Н.Д. Угриновича (М.: Бином. Лаборатория знаний); И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер (М.: Бином. Лаборатория знаний) и др.

Особенности обучения информатике школьников на старшей ступени.
В старшей школе с 2006 года реализуется профильное обучение, когда каждое общеобразовательное учреждение в зависимости от выбранного профиля внедряет различные модели обучения. Основной задачей ввода профильного обучения является дифференциация и индивидуализация обучения, что влечет за собой изменение в структуре, содержании и организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся. Также предполагается создание условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В основе профильного обучения положена концепция личностно-ориентированного обучения, когда каждый ученик может выстроить собственную образовательную траекторию.

Формирование гибкого учебного плана с учетом различных направлений (технического, гуманитарного, математического и т. д.), с одной стороны, даст возможность более глубоко изучить отдельные предметы, с другой стороны, позволит создать такие условия учебной деятельности, которые существенно повлияют на адаптивность учащихся к быстро изменяющимся условиям. В области информатики основной акцент делается на то. что владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) необходимо всем участникам образовательного процесса вне зависимости от выбранных профилей.

СОДЕРЖАНИЕ
Oт автора
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в школе
2. Особенности обучения информатике школьников на старшей ступени
3. Сравнительные характеристики учебно-методических комплектов по информатике
4. Учебная программа по базовому уровню курса школьной информатики для 10-11 классов
Тематическое планирование учебного материала
Глава II. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) 10 КЛАСС
Модуль «Информация и информационные процессы»
Урок 1. Основные подходы к определению понятия «информация»
Урок 2. Информационное взаимодействие
Урок 3. Носители информации
Урок 4. Виды и свойства информации
Урок 5. Количественная характеристика информации
Урок 6. Алфавитный подход к измерению информации
Урок 7. Решение задач на нахождение количества информации
Урок 8. Обобщение пройденного материала за I четверть
Модуль «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
Урок 9. Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Урок 10. Знакомство с операционными системами
Урок 11. Типология информационных объектов
Урок 12. Личное информационное пространство
Урок 13. Защита информации
Урок 14. Обобщение учебного материала за I полугодие
Модуль «Информационные модели»
Урок 15. Информационное моделирование
Урок 16. Основные параметры информационной модели
Урок 17. Формы представления моделей
Урок 18. Основные этапы построения моделей
Урок 19. Виды компьютерного моделирования
Урок 20. Структурирование данных
Урок 21. Алгоритм как модель деятельности
Урок 22. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Урок 23. Моделирование различных объектов
Урок 24. Модель процесса управления
Урок 25. Различные модели управления
Урок 26. Самоорганизующиеся системы
Урок 27. Подведение итогов за III четверть
Модуль «Информационные системы»
Урок 28. Типы информационных систем и баз данных
Урок 29. Геоинформационные системы
Урок 30. Реляционные базы данных
Урок 31. Проектирование баз данных
Урок 32. Разработка многотабличных баз данных
Урок 33. Манипулирование данными
Урок 34. Подведение итогов за год
11 КЛАСС
Модуль «Компьютерные технологии представления информации»
Урок 35. Дискретное представление информации
Урок 36. Способы представления данных в памяти компьютера
Урок 37. Двоичная арифметика
Урок 38. Кодовые таблицы
Урок 39. Способы представления графической информации
Урок 40. Способы создания анимационных изображений
Урок 41. Представление звуковой информации
Урок 42. Обобщение материала по теме «Компьютерные технологии представления информации»
Модуль «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»
Урок 43. Текст как информационный объект
Урок 44. Основные приемы преобразования текстов
Урок 45. Гипертекстовое представление информации
Урок 46. Электронные таблицы
Урок 47. Средства и технологии работы с таблицами
Урок 48. Основные способы представления математических зависимостей
Урок 49. Графические информационные объекты
Урок 50. Средства и технологии работы с графикой
Урок 51. Работа в среде Adobe Photoshop 6.0
Урок 52. Обобщение учебного материала по теме
Модуль «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)»
Урок 53. Основные характеристики каналов связи
Урок 54. Возможности и преимущества сетевых технологий
Урок 55. Принципы работы в глобальной сети
Урок 56. Сервисные службы Интернета. Электронная почта
Урок 57. Телеконференции в сети
Урок 58. WWW и FTP
Урок 59. Поисковые информационные системы
Урок 60. Инструментальные средства создания веб-сайтов
Урок 61. Основные подходы к созданию сайта
Урок 62. Этапы создания сайта
Урок 63. Виды навигации
Урок 64. Основные элементы веб-ресурса.
Урок 65. Веб-хостинг
Модуль «Основы социальной информатики»
Урок 66. Информационная культура - основа информационной цивилизации
Урок 67. Правовые и культурно-этические нормы информационной деятельности человека
Урок 68. Обобщение учебного материала за курс 10-11 классов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Активизация процесса обучения через приемы занимательности на уроках информатики
Приложение 2. Методика организации проектной деятельности школьников по созданию учебных веб-ресурсов Приложение 3. Тема «Архитектура компьютера». Модель содержания
Словарь основных терминов
Литература.

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


Дата публикации: 23.02.2016 16:08 UTC

Теги: :: :: :: :: ::

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем;

уметь:

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать

необходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;

    представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;

    подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;

    личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;

    соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Информатика и информация. Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. Содержательный подход к измерению информации. Вероятность и информация.

Основные понятия систем счисления. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления. Смешанные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления.

Кодирование. Информация и сигналы. Кодирование текстовой информации. Кодирование изображения. Кодирование звука. Сжатие двоичного кода.

Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Коррекция ошибок при передаче данных. Обработка информации.

Логические основы обработки информации. Логические операции. Логические формулы. Логические схемы. Методы решения логических задач. Логические функции на области числовых значений.

Алгоритмы обработки информации. Определение, свойства и описание алгоритма. Алгоритмическая машина Тьюринга. алгоритма. Алгоритмическая машина Поста. Этапы алгоритмического решения задачи. Поиск данных: алгоритмы, программирование. Сортировка данных.

Компьютер

Логические основы компьютера. Логические элементы и переключательные схемы. Логические схемы элементов компьютера.

История вычислительной техники. Эволюция устройства ЭВМ. Смена поколений ЭВМ.

Обработка чисел в компьютере. Представление и обработка целых чисел. Представление и обработка вещественных чисел.

Персональный компьютер и его устройство. История и архитектура ПК. Микропроцессор, системная плата, внутренняя и внешняя память. Устройства ввода и вывода информации.

Программное обеспечение ПК. Виды программного обеспечения. Функции операционной системы. Операционные системы для ПК

Информационные технологии

Технологии обработки текстов. Текстовые редакторы и процессоры. Специальные тексты. Издательские системы.

Технологии обработки изображения и звука. Графические технологии. Трехмерная графика. Технологии обработки видео и звука. Мультимедиа. Мультимедийные презентации.

Технологии табличных вычислений. Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами. Деловая графика. Фильтрация данных. Поиск решения и подбор параметра.

Компьютерные телекоммуникации

Организация локальных компьютерных сетей. Назначение и состав ЛКС. Классы и топологии

ЛКС.

Глобальные компьютерные сети. История и классификация ГКС. Структура Интернета. Основные службы Интернета.

Основы сайтостроения. Способы создания сайтов. Основы HTML . Оформление и разработка сайта. Создание гиперссылок и таблиц.

Итого

113

Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата проведения занятия

план

факт

Введение

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение. Структура информатики

2.09

Информация

6

Информация. Представление информации. Практическая работа №1 «Кодирование информации» ЗП : Раздел 1. п.п. 1.1, 1.2

4.09

Алфавитный подход к измерению информации. Практическая работа №2 «Определение количества информации» ЗП: Раздел 1. п. 1.3

11.09

Содержательный подход к измерению информации. Практическая работа №3 «Определение количества информации» ЗП: Раздел 1. п. 1.3

18.09

Единицы измерения информации Практическая работа №4 « Пересчет количества информации в разные единицы»

2.10

Решение задач по теме «Измерение информации» П : Работа 2.1

9.10

Компьютерное тестирование №1 «Представление и измерение информации»

16.10

Информационные процессы в системах

15

Анализ контрольной работы №1. Основы системологии. ЗП: Раздел 2. п. 2.1

23.10

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

Практическая работа №5 «Информационные процессы в системах»

7.11

Хранение информации

8.11

Передача информации

9.11

Обработка информации и алгоритмы ЗП: Раздел 4. п. 4.1

13.11

Автоматическая обработка информации

14.11

Поиск данных

15.11

Кодирование изображения

16.11

20.11

Кодирование изображения. Решение задач

21.11

Кодирование звука

21.11

Самостоятельная работа. Численные эксперименты по обработке звука(начало).

22.11

Самостоятельная работа. Численные эксперименты по обработке звука(продолжение)

27.11

Самостоятельная работа. Численные эксперименты по обработке звука(окончание)

28.11

Сжатие двоичного кода

28.11

Информационные процессы

7

Хранение информации

29.11

Передача информации

4.12

Передача информации. Решение задач

5.12

Коррекция ошибок при передаче данных

5.12

Компьютерный практикум. Программирование модели работы алгоритма Хемминга

6.12

Обработка информации

12.12

Компьютерный практикум. Обработка информации. Программирование на Паскале

12.12

Логические основы обработки информации

18

Логические операции

13.12

Компьютерный практикум. Построение таблицы истинности в электронных таблицах

16.12

Компьютерный практикум. Построение таблицы истинности с помощью программирования

19.12

Логические формулы и функции

19.12

Логические формулы и функции. Решение задач

20.12

Компьютерный практикум. Логические формулы и функции. Решение задач в электронных таблицах

23.12

Логические схемы

9.01

Самостоятельная работа. Конструирование логических схем в электронных таблицах (начало)

9.01

Самостоятельная работа. Конструирование логических схем в электронных таблицах (продолжение)

10.01

Самостоятельная работа. Конструирование логических схем в электронных таблицах (окончание)

15.01

Методы решения логических задач

16.01

Компьютерный практикум. Решение логических задач программированием метода перебора

16.01

Логические функции на области числовых значений

17.01

Компьютерный практикум. Программирование метода Монте- Карло для вычисления площади фигуры

22.01

Решение логических задач ЕГЭ

23.01

Решение логических задач ЕГЭ

23.01

Решение логических задач ЕГЭ

24.01

Компьютерное тестирование по разделу «Логические основы обработки информации»

29.01

Алгоритмы обработки информации

9

Определение, свойства и описание алгоритма

30.01

Этапы алгоритмического решения задачи

30.01

Компьютерный практикум. Этапы алгоритмического решения задачи Программирование на Паскале.

31.01

Алгоритмы поиска данных

5.02

Программирование последовательного поиска

6.02

Программирование бинарного поиска

6.02

Сортировка данных

7.02

Компьютерный практикум.

12.02

Компьютерный практикум. Программирование сортировки данных

13.02

2Компьютер

15

Логические основы компьютера

4

Логические элементы и переключательные схемы

13.02

Логические схемы элементов компьютера

14.02

Компьютерный практикум.

19.02

Компьютерный практикум. Моделирование на электронной таблице логических схем

20.02

История вычислительной техники

2

Эволюция устройства ЭВМ

20.02

Смена поколений ЭВМ

21.02

Обработка чисел в компьютере

4

Целые числа в компьютере

26.02

Целые числа в компьютере. Особенности целочисленной машинной арифметики

27.02

Представление и вещественных чисел

27.02

Представление вещественных чисел.

Особенности вещественной арифметики

28.02

Персональный компьютер

3

История и архитектура ПК

5.03

Процессор, системная плата, внутренняя память

6.03

Внешние устройства ПК

6.03

Программное обеспечение ПК

2

Классификация ПО

7.03

Операционные системы

12.03

3Информационные технологии

28

Технологии обработки текстов

8

Текстовые редакторы и процессоры

13.03

Компьютерный практикум. Обработка информации с использованием текстового процессора

13.03

Специальные тексты

14.03

Компьютерный практикум. Составление документа, содержащего различные объекты

19.03

Издательские системы

20.03

Компьютерный практикум. Работа с настольной издательской системой - текстовым процессором.

20.03

Урок-семинар. Шаблоны документов

21.03

Компьютерный практикум. Работа с настольной издательской системой

4.04

Технологии обработки изображения звука

8

История и основные понятия компьютерной графики Основы графических технологий. Цветовые модели

9.04

Основы графических технологий. Растровая и векторная графика. Основы графических технологий. Проверочная работа

10.04

Трехмерная графика

10.04

Компьютерный практикум. Основы трехмерной графики

11.04

Технологии работы с цифровым видео. Компьютерный практикум. Технологии работы с цифровым видео

16.04

Технологии работы со звуком. Компьютерный практикум. Технологии работы со звуком

17.04

Мультимедиа. Мультимедийные презентации. Компьютерный практикум. Мультимедийные презентации (начало)

17.04

Компьютерный практикум. Мультимедийные презентации (окончание)

18.04

Технологии табличных вычислений

12

88

.

1

23.04

89-90

Компьютерный практикум. Структура электронной таблицы и типы данных

2

24.04

24.04

91

Встроенные функции. Передача данных между листами

1

25.04

92

Компьютерный практикум. Встроенные функции

1

30.04

93

Компьютерный практикум. Передача данных между листами

1

2.05

7.05

94

Деловая графика

1

2.05

7.05

95

Компьютерный практикум. Деловая графика

1

7.05

7.05

96

Фильтрация данных

1

7.05

8.05

97

Компьютерный практикум. Фильтрация данных

1

8.05

8.05

98

1

8.05

8.05

99

Компьютерный практикум. Поиск решения и подбор параметров

1

14.05

14.05

4.Компьютерные телекоммуникации

14

Организация локальных компьютерных сетей

1

100

Назначение и состав локальных сетей. Классы и топологии локальных сетей

1

15.05

Глобальные компьютерные сети

6

101

Глобальные компьютерные сети. Структура Интернета. Сетевая модель DoD . Основные службы Интернета

1

15.05

102

Компьютерный практикум. Создание FTP -аккаунта. Работа с тематическими каталогами в Интернете

1

16.05

103

Компьютерный практикум. Поиск информации в Интернете

1

16.05

104

Компьютерный практикум. Скачивание файлов из Интернета с использованием менеджера загрузки

1

21.05

105

Компьютерный практикум. Работа с электронной почтой с помощью программы электронной почты

1

22.05

106

Компьютерный практикум. Использование FTP -менеджера для закачивания файлов на Web -сервер

1

22.05

Основы сайтостроения

7

107

Способы создания сайтов. Понятие о языке HTML . Оформление и разработка сайта. Создание гиперссылок и таблиц. Браузеры

1

23.05

108

Компьютерный практикум. Разработка простейшего сайта на языке HTML

1

23.05

109

Компьютерный практикум. Разработка сайта на языке HTML с использование таблиц и списков

1

28.05

110

Компьютерный практикум. Разработка сайта на языке HTML с использование графики

1

28.05

111

Компьютерный практикум. Разработка сайта с применением основных законов Web -дизайна

1

29.05

112

Компьютерный практикум. Создание Web -сайта с использованием конструктора сайтов Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Поурочное планирование по курсу «Информатика и ИКТ»Семакин И.Г для 10 класса

№ урока
Тема урока
Параграф учебника

1.
Введение. Структура информатики.

Введение

Тема «Информация» 11 часов

2.
Понятие информации.

3.
Представление информации, языки, кодирование

4.
Практическая работа 1.1

5.
Измерение информации. Алфавитный подход.

6.
Измерение информации. Содержательный подход.

7.
Практическая работа 1.2

8.
Представление чисел в компьютере.

9.
Практическая работа 1.3

10.
Представление текста, изображения и звука в компьютере

11.
Практические работы 1.4 и 1.5

12.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Информация». Проверочная работа.

Тема «Информационные процессы» 5 часов

13.
Хранение и передача информации

14.
Обработка информации и алгоритмы
§9
Пр 2.1

15.
Автоматическая обработка информации
§10
Пр 2.2

16.
Информационные процессы в компьютере

17.
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Информационные процессы». Проверочная работа.

Работа 2.3

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 2.4

Тема «Программирование» 18 часов

18.
Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование.
§12-14

19.
Программирование линейных алгоритмов
§15-17

20.
Практическая работа 3.1

21.
Логические величины и выражения, программирование ветвлений
§18-20

22.
Практическая работа 3.2

23.
Практическая работа 3.3

24.
Программирование циклов

25.
Практическая работа 3.4

26.
Составление программ

27.
Подпрограмма

28.
Практическая работа 3.5

29.
Массивы

30.
Типовые задачи обработки массивов

31.
Практическая работа 3.6

32.
Практическая работа 3.7

33.
Работа с символьной информацией

34.
Практическая работа 3.8

35.
Итоговое тестирование

Всего 35 часов

Поурочное планирование по курсу «Информатика и ИКТ»Семакин И.Г для 11 класса

№ урока
Тема урока
Параграф учебника

Тема «Информационные системы и базы данных» 10 часов

1
Системный анализ
§1-4

2
Практическая работа 1.1

3
Практическая работа 1.1

4
База данных. Проектирование многотабличной БД
§5-6

5
Практическая работа 1.3

6
Создание базы данных
§7

7
Практическая работа 1.4

8
Запросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных.
§8-9

9
Практическая работа 1.6
Практическая работа 1.7

10
Практическая работа 1.8

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 1.2

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 1.5

Тема «Интернет» 10 часов

11
Организация и услуги Интернет
§10-11

12
World Wide Web – Всемирная паутина
§12

13
Практическая работа 2.1
Практическая работа 2.2

14
Практическая работа 2.3

15
Практическая работа 2.4

16
Основы сайтостроения
§13-14

17
Инструменты для разработки сайтов
§15

18
Практическая работа 2.5

19
Практическая работа 2.6

20
Практическая работа 2.7

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 2.8

Тема «Информационное моделирование» 12 часов

21
Компьютерное информационное моделирование
§16

22
Моделирование зависимостей между величинами
§17

23
Практическая работа 3.1

24
Модели статистического прогнозирования
§18

25
Практическая работа 3.2

26
Практическая работа 3.2

27
Моделирование корреляционных зависимостей
§19

28
Практическая работа 3.4

29
Практическая работа 3.4

30
Модели оптимального планирования
§20

28.
Практическая работа 3.6

29.
Практическая работа 3.6

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.3

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.5

Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.7

Тема «Социальная информатика» 3 часа

30
Информационное общество
§21, 22

31
Информационное право
§23

32
Информационная безопасность
§24

33
Итоговое тестирование

Резерв 2 часа

Всего 35 часов

Тема (раздел учебника)
Всего часов
Теория
Практика
(номер работы)

Информационные системы и базы данных
10 ч.

1. Системный анализ (§1-4)
3
1
2 (Работа 1.1)

2. Базы данных (§5-9)
7
3
4 (Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7, 1.8)

Проект для самостоятельного выполнения
Работа 1.2. Проектные задания по системологии

Проект для самостоятельного выполнения
Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

Интернет
10 ч.

3. Организация и услуги Интернет (§10-12)
5
2
3 (Работы 2.1-2.4)

4. Основы сайтостроения (§13-15)
5
2
3 (Работы 2.5-2.7)

Проект для самостоятельного выполнения
Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов

Информационное моделирование
12 ч.

5. Компьютерное информационное моделирование (§16)
1
1

6. Моделирование зависимостей между величинами (§17)
2
1
1 (Работа 3.1)

7. Модели статистического прогнозирования (§18)
3
1
2 (Работа 3.2)

8. Моделирование корреляционных зависимостей (§19)
3
1
2 (Работа 3.4)

9. Модели оптимального планирования (§20)
3
1
2 (Работа 3.6)

Проект для самостоятельного выполнения
Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей

Проект для самостоятельного выполнения
Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»

Проект для самостоятельного выполнения
Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

Социальная информатика
3 ч.

10. Информационное общество
1
1

11. Информационное право и безопасность
2
2

Методические рекомендации и поурочное планирование
к учебнику «Информатика 10 - 11 класс»

Москва
«Просвещение»
2004

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленный учебник входит в состав программно-методического комплекта по информатике для 10–11 классов общеобразовательной школы. Комплект в целом призван обеспечить преподавание базового курса информатики в рамках «Обязательного минимума содержания», разработанного в соответствии с проектом Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Основные теоретические сведения и минимальный комплект заданий, обеспечивающих усвоение материала, приведены собственно в учебнике. Там же содержатся описания работ лабораторного практикума, который обеспечивает приобретение практических навыков в освоении информационных технологий и применений компьютера в решении различных задач информатики. Значительно расширяет возможности учебника входящий в программно-методический комплект «Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям» (авторы: А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман), где, в частности, конспективно воспроизводится основные теоретические сведения. В комплект входит также книга для учителя тех же авторов, в которой даны рекомендации по изучению курса в соответствии с требованиями «Обязательного минимума содержания», дополнительные дидактические материалы, в частности, для проведения самостоятельных и контрольных работ.
В основе курса лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения задач. Мы трактуем базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе мы относим понимание учащимися информатики как фундаментальной науки о закономерностях информационных процессов, протекающих в системах различной природы, формирование у них общего представления об информации и информационных системах, знание ими общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также принципов строения компьютера.
Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ. Существенную роль играет освоение средств и технологий компьютерных телекоммуникаций (в связи с этим в учебнике данным вопросам посвящена отдельная глава учебника).
В соответствии с общим принципом деятельностного подхода освоение фундаментальных понятий информатики - информации, информационных процессов различных типов, различных видов информационных систем и т.п. - проводится в контексте изучения и работы в технологиях, поддерживающих соответствующие информационные объекты и процессы.
Ниже приведено конкретное указание того, какие разделы учебника обеспечивают темы «Обязательного минимума содержания».
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов обмен информацией между ними рассматриваются в § 22 и § 23 учебника; классификация информационных процессов рассматривается в § 3 главы 1, § 15 главы 2 и § 20 главы 3. Выбору способов представления информации в соответствии с поставленной задачей посвящены §§ 3, 4, 6, 8, 20, 21, а также отдельный материал других параграфов, в которых обсуждаются примеры конкретных задач, решаемых с помощью компьютера. Двоичное представление информации с указанием на универсальность цифрового представления информации объясняется в § 3, 8, 9, 45–48.
Поиску, хранению и систематизации информации посвящены § 15 и § 20. Проблемы передачи информации (в том числе в социальных и биологических системах) обсуждаются в §§ 3, 41–44.
Преобразованию информации на основе формальных правил и изучению алгоритмизации посвящена глава 4.
Вопросам организации личной информационной среды, защите информации посвящен §17.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике специально изучается в главах 1, 3 и 5.Значительное внимание уделено в учебнике изучению информационного моделирования и систем. Понятию информационной модели и использованию информационных моделей в деятельности человека вообще и учебной и познавательной деятельности учащихся посвящены §§ 18, 19, 21 – 27, 39 – 44. В этих же параграфах рассматриваются виды информационных моделей, изучаются методы формализации задач, приводятся примеры формализации задач из различных предметных областей (физики, химии, биологии, экономики и т.п.). Учащиеся учатся сами строить информационные модели и исследовать их с помощью компьютера (Лабораторные работы 16 и 17, 26 – 28). Проблема адекватности модели рассматривается в § 28, а в Лабораторной работе 17 учащиеся учатся находить границы адекватности построенной ими модели.
Аппаратное обеспечение компьютера и его архитектура рассматриваются в § 2 и § 46. Программное обеспечение, многообразие языков программирования и операционных систем рассматриваются в §§ 37, 52 и 53. Проблема выбора конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи обсуждается в § 2. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности, а также программные средства создания информационных объектов подробно обсуждаются в §§ 1, 4–12, 16, 37, 53. Вопросы защиты информации обсуждаются в § 17.
Средства и технологии создания информационных объектов описаны прежде всего в главе 1. Понятие текста как информационного объекта, рассмотрение автоматизированных средств создания и обработки текста рассматриваются в § 4 и § 5, а также лабораторных работах 2–5. Гипертекстовое представление информации изучается в § 14 и лабораторных работах 12 и 13.
Электронные таблицы в полном объеме вопросов, обозначенных в «Обязательном минимуме содержания», рассмотрены в § 6 и § 7 и Лабораторных работах 6 и 7. В дальнейшем электронные таблицы используются в большинстве лабораторных работ, посвященных решению задач с помощью компьютера (Лабораторные работы 16 – 19, 26 – 28).
Работе с компьютерной графикой, полностью покрывающей требования «Обязательного минимума содержания», посвящены §§ 8–11 и Лабораторные работы 8–10.Теория баз данных рассмотрена в § 20, а практическая работа с БД - в лабораторной работе 14.
Компьютерным сетям посвящена глава 2. В ней рассмотрены локальные и глобальные компьютерные сети, аппаратные и программные средства организации сетей, основные поисковые системы, правила описания информационных объектов для их поиска в глобальных сетях, различные сервисы Интернета.
Основные этапы становления информационного общества рассматриваются главе 2 и особо в § 13 этой главы. Этическим и правовым нормам информационной деятельности человека посвящен §17.
Учебник обеспечивает выполнение всех требований к уровню подготовки выпускников.
В целях более полного представления о курсе информатики, представленном данным учебником, приведем тематическое планирование учебного материала. В нем указано как общее количество часов, отводимых на изучение данной темы, так и их распределение на изучение теоретической части и проведение компьютерных лабораторных работ: запись 3 = 2 + 1 означает, что общее число часов на тему 3, из них 2 часа отводятся на теоретические занятия, а 1 час на компьютерный практикум. Приводятся два варианта распределения часов: при норме 2 часа в неделю и при норме 1 час в неделю на информатику.

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
10 класс

N
п/п

Название темы

2 часа в неделю

1 час в неделю

Введение. Информация и информатика в жизни общества. Необходимость применения компьютера в различных сферах информационной деятельности человека.

1=1+0

1=1+0

Знакомство с основными устройствами компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы машины. Правила техники безопасности. Начальные сведения об операционной системе. Освоение клавиатуры.

3=1+2

2=1+1

Кодирование информации. Единицы измерения информационного объема сообщения.

1=1+0

1=1+0

Принципы устройства текстового редактора и работа с ним.

7=3+4

2=1+1

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

6=3+3

2=1+1

Графическое представление информации. Компьютерная графика. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений. Сжатие информации. Форматы графических файлов.

6=3+3

2=1+1

Средства обмена информацией. Понятие локальных и глобальных компьютерных сетей. Электронная почта. Понятие Интернета.

3=2+1

2=1+1

Гипертекст. Понятие HTML-формата.

1=1+0

1=1+0

Информационные ресурсы Интернета. Средства просмотра информации в Интернете. Знакомство с браузером. Универсальный указатель ресурса. Доменная система имен. Поиск информации в Интернете. Изготовление Web-страниц.

5=2+3

2=1+1

10.

Сервисы Интернета. Этика и опасности Интернета.

3=2+1

2=1+1

11.

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением жизненной задачи.

1=1+0

1=1+0

12.

Виды моделей. Информационные и математические модели.

2=1+1

2=1+1

13.

Понятие базы данных и ИПС. Занесение информации в базу данных. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

4=2+2

2=1+1

14.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

2=2+0

1=1+0

15.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели.

2=2+0

1=1+0

16.

Статические и динамические системы. Понятие черного ящика

5=2+3

2=1+1

17.

Модели, построенные с использованием понятия «черный ящик». Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Влияние инструментария на построение модели.

5=2+3

2=1+1

18.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера.»

3=1+2

2=1+1

19.

Метод половинного деления.

3=1+2

2=1+1

20.

Измерение количества информации

1=1+0

1=1+0

Резерв учителя

4=1+3

1=1+0

Итого:

68=36+32

34=20+14

11 класс

N
п/п

Название темы

Распределение часов при норме

2 часа в неделю

1 час в неделю

3=2+1

2=1+1

Понятия исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель Паркетчик, его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

5=3+2

2=1+1

Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная формы ветвлений. Ветвление в форме «Выбор». Циклы в форме «Делать пока». Применение ветвлений и циклов при решении задач.

7=4+3

4=2+2

Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы

4=2+2

2=1+1

Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме «Делать от... до... с шагом...».

6=3+3

4=2+2

Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки.

7=4+3

2=1+1

Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных

5=3+2

3=2+1

Организация вычислений методом рекуррентных соотношений.

3=2+1

2=1+1

Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов.

5=2+3

2=1+1

Принцип обратной связи. Модель «хищник – жертва».

3=2+1

2=1+1

10.

Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразования.

2=1+1

2=1+1

11.

Глобальные модели.

1=1+0

1=1+0

12.

Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления.

3=3+0

2=2+0

13.

Знакомство и работа с учебной виртуальной микроЭВМ «Малютка».

11=5+6

4=2+2

14.

Ассемблер. История языков программирования.

3=2+1

Итого:

68=40+28

34=19+15

    Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика, 10 – 11. – М.: Просвещение, 2000 – 2004.

    Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 10 –11. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

    Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение, 2003.

К учебнику: и др.

М.: 200 9. - 349 с.

Пособие содержит универсальные поурочные разработки по курсу информатики для 10-11 классов (базовый уровень), кроме того, в нем рассматриваются общие подходы к обучению в школе с использованием разных учебно-методических комплексов и внедрением профильного обучения. Издание поможет учителю качественно подготовиться к учебным занятиям: подобрать теоретический материал, а также материал и задания для практических занятий. В качестве проверочных работ предложены варианты тестов, основная цель которых - отработка теоретических знаний и практических навыков работы на компьютере. Пособие автономно и универсально, может быть использовано учителями, работающими по любым учебникам информатики для 10-11 классов: С.А. Бешенкова, Е.А. Ракитиной (М.: Бином. Лаборатория знаний); Н.Д. Угриновича (М.: Бином. Лаборатория знаний); И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер (М.: Бином. Лаборатория знаний) и др.

Формат: pdf

Размер: 35,7 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
От автора 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в школе 4
2. Особенности обучения информатике школьников на старшей ступени 6
3. Сравнительные характеристики учебно-методических комплектов по информатике 8
4. Учебная программа по базовому уровню курса школьной информатики для 10-11 классов " 12
Тематическое планирование учебного материала 15
Глава II. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
10 КЛАСС
Модуль «Информация и информационные процессы» 22
Урок 1. Основные подходы к определению понятия «информация» 23
Урок 2. Информационное взаимодействие 29
Урок 3. Носители информации 36
Урок 4. Виды и свойства информации 40
Урок 5. Количественная характеристика информации 44
Урок 6. Алфавитный подход к измерению информации 49
Урок 7. Решение задач на нахождение количества информации... .51
Урок 8. Обобщение пройденного материала за I четверть 56
Модуль «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» 62
Урок 9. Аппаратное и программное обеспечение компьютера 63
Урок 10. Знакомство с операционными системами 66
Урок 11. Типология информационных объектов 73
Урок 12. Личное информационное пространство 76
Урок 13. Защита информации 81
Урок 14. Обобщение учебного материала за 1 полугодие 89
Модуль «Информационные модели» 92
Урок 15. Информационное моделирование 93
Урок 16. Основные параметры информационной модели 99
Урок 17. Формы представления моделей 103
Урок 18. Основные этапы построения моделей 106
Урок 19. Виды компьютерного моделирования 109
Урок 20. Структурирование данных 115
Урок 21. Алгоритм как модель деятельности 118
Урок 22. Гипертекст как модель организации поисковых систем. .121
Урок 23. Моделирование различных объектов 128
Урок 24. Модель процесса управления 131
Урок 25. Различные модели управления 136
Урок 26. Самоорганизующиеся системы 138
Урок 27. Подведение итогов за III четверть 141
Модуль «Информационные системы» 144
Урок 28. Типы информационных систем и баз данных 145
Урок 29. Геоинформационные системы 149
Урок 30. Реляционные базы данных 152
Урок 31. Проектирование баз данных 155
Урок 32. Разработка многотабличных баз данных 160
Урок 33. Манипулирование данными 162
Урок 34. Подведение итогов за год 165
11 КЛАСС

Модуль «Компьютерные технологии представления информации» 169
Урок 35. Дискретное представление информации 170
Урок 36. Способы представления данных в памяти компьютера 176
Урок 37. Двоичная арифметика 179
Урок 38. Кодовые таблицы 183
Урок 39. Способы представления графической информации 186
Урок 40. Способы создания анимационных изображений 193
Урок 41. Представление звуковой информации 196
Урок 42. Обобщение материала по теме «Компьютерные технологии представления информации» 199
Модуль «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» 202
Урок: 43. Текст как информационный объект 203
Урок 44. Основные приемы преобразования текстов 209
Урок 45. Гипертекстовое представление информации 213
Урок 46. Электронные таблицы 221
Урок 47. Средства и технологии работы с таблицами 224
Урок 48. Основные способы представления математических зависимостей 227
Урок 49. Графические информационные объекты 230
Урок 50. Средства и технологии работы с графикой 234
Урок 51. Работа в среде Adobe Photoshop 6.0 239
Урок 52. Обобщение учебного материала по теме 243
Модуль «Средства н технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)» 247
Урок 53. Основные характеристики каналов связи 248
Урок 54. Возможности и преимущества сетевых технологий 252
Урок 55. Принципы работы в глобальной сети 258
Урок 56. Сервисные службы Интернета. Электронная почта 264
Урок 57. Телеконференции в сети 269
Урок 58. WWW и FTP 273
Урок 59. Поисковые информационные системы 276
Урок 60. Инструментальные средства создания веб-сайтов 279
Урок 61. Основные подходы к созданию сайта 282
Урок 62. Этапы создания сайта 286
Урок 63. Виды навигации 289
Урок 64. Основные элементы веб-ресурса 292
Урок 65. Веб-хостинг 295
Модуль «Основы социальной информатики» 297
Урок 66. Информационная культура - основа информационной цивилизации 297
Урок 67. Правовые и культурно-этические нормы информационной деятельности человека 300
Урок 68. Обобщение учебного материала за курс 10-11 классов 302
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Активизация процесса обучения через приемы занимательности на уроках информатики 308
Приложение 2. Методика организации проектной деятельности школьников по созданию учебных веб-ресурсов 329
Приложение 3. Тема «Архитектура компьютера». Модель содержания 333
Словарь основных терминов 338
Литература 345