Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Старший пионервожатый в школе. Кем были и кем стали советские пионервожатые. Кем был юный барабанщик

17/05/2012

90 лет назад – 19 мая 1922 года - была образована Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. В результате в Советском Союзе появилась такая профессия – пионервожатый. Советского Союза нет, пионерия ушла в прошлое, а профессия странным образом осталась. Потому что те, кто успел в 70-е, 80-е, 90-е поработать пионервожатым, уверены: вожатых бывших не бывает. О том, чем так хорошо было быть пионервожатым, вспоминают люди, ими в душе и оставшиеся.


К то в вожатые пошел

Пионервожатым в СССР можно было работать в пионерском лагере и в школе (в школах была такая штатная единица - старший пионервожатый). Там вожатый подчинялся завучу по внеклассной работе, тот в свою очередь - директору школы.

Зарплата у старшего пионервожатого была 70 - 80 рублей в месяц. Вожатыми, как правило, работали студенты, совмещая работу с учебой, чаще всего в педагогическом вузе (но - не обязательно).

Я сама с пионерами проработала пять лет, два года вожатой и три - зам. директора школы по воспитательной работе. Муж любит вспоминать, как в первые годы нашей совместной жизни я, практически не просыпаясь, садилась ночью на кровати и очень убедительно его просила: «Посиди с моими пионерами».

Летом дети разъезжались в пионерские лагеря (впрочем, после 8-го или 9-го класса школьники еще ездили работать в ЛТО - лагерь труда и отдыха, а с ними отправлялись и воспитатели). Пионерские лагеря были разными.

Главным лагерем страны считался «Артек» - официальный, пафосный, фасадный, всесоюзный. Совсем другое дело - всероссийский лагерь «Орленок» под Туапсе. В «Орленок» и «Артек» должны были попадать лучшие дети - пионерские и комсомольские активисты, победители всяческих олимпиад и соревнований, творческих конкурсов и фестивалей. Смены в этих лагерях, как правило, были тематическими. Путевки распределялись через горкомы и райкомы комсомола, можно сказать, по разнарядке.

Например, смена пионерского актива, нужно отправить председателя совета пионерской дружины, желательно девочку (мальчика) определенного возраста... Или спортивная смена - детей ищут в спортшколах и клубах и т.п. Эти лагеря работали круглогодично, там не только отдыхали, но и учились. Считалось, что каждый советский пионер мечтал там побывать.

Путевки в пионерлагеря были как бесплатными, так и платными, или частично платными. В Ленинградской области своеобразным аналогом «Орленка» был «Зеркальный». В 1990-е годы стало возможным просто купить туда путевку для своего ребенка. Из таких детей создавался отдельный отряд (об этом см. в рассказе Игоря Павловского).

Остальные лагеря были в основном от различных производственных объединений, заводов и фабрик. Чем богаче предприятие, тем лучше лагерь.

Пионерская жизнь во многом зависела от директора лагеря и старшего пионервожатого. Но людей, которым совсем не нравилось в пионерском лагере, я лично знаю немного - как правило, это те, у кого аллергия на дисциплину и коллективный образ жизни. Для большинства - это, прежде всего, романтика: костры, песни, походы, первая любовь, концерты, спектакли и т.д.

Часто директор пионерского лагеря формировал отряд вожатых и воспитателей, собирая людей по вузам и школам. Но в основном туда ездили студенты, работали иногда за деньги, иногда в рамках студенческого вожатского отряда, иногда бесплатно. Так Алла Репина работала в «Орленке» в качестве волонтера.

Кем был юный барабанщик?

Все, что я сама больше всего любила в пионерской работе, - орлятский круг, вечерние посиделки «расскажи мне обо мне» и творческое отношение к любому делу - пришло к нам из «Орленка». С 1976 по 1980 год вожатой в «Орленке» работала Алла Репина, сейчас редактор отдела газеты «Вечерний Петербург», а тогда студентка факультета журналистики ЛГУ. Дух 60-х (лагерь задумывался в 1957-м, а начал свою работу в 1960-м), новые идеи, творческая атмосфера - все это тянуло Репину в «Орленок», где она и проводила свои летние студенческие каникулы.

Раз в год в лагере устраивалась международная смена. В «Орленок» приезжали «наши иностранцы»: дисциплинированные чехи и еще более дисциплинированные немцы из ГДР, веселые греки и кубинцы. Последние мерзли и не могли понять, зачем их привезли к этому холодному морю, а еще - почему мальчикам и девочкам нельзя спать в одной спальне? Алла Репина помнит, как почетным гостем лагеря была Алейда Гевара Марч - дочь команданте Эрнесто Че Гевары. Но настоящим культурным шоком для нее стал приезд палестинцев.

Это был отряд юных палестинских партизан, - вспоминает Алла. - Неуправляемых мальчишек 10 - 12 лет. В пионерской дружине «Стремительная», где я работала, так же, как и во всем лагере, отряды были профильными. Кто пел, кто танцевал. Это очень подходило, например, кубинцам. Но чем занять этих палестинских детей? Нужно было как-то их дисциплинировать, предложить что-то армейского плана. Решили создать из них отряд юных барабанщиков.

И вожатая Алла Репина изо дня в день, к удовольствию палестинцев, разучивала с ними на барабане всем известный пионерский марш «Кем был, кем был, юный барабанщик? Чем был, чем был старый барабан?».

И вот смотрю я как-то новости по телевизору, - продолжает Алла. - В секторе Газа идет демонстрация палестинцев, во главе - солидные 40-летние арабские дядьки, идут и играют практически на пионерских барабанах. Сердце екнуло: не те ли это барабанщики? Я даже стала интересоваться у специалистов по Ближнему Востоку, часто ли палестинцы ходят на демонстрации с барабанами?

Взрослые игры

Идеология в работе вожатого, конечно, присутствовала. Но количество этой идеологии зависело от тех, кто с детьми работал. Умные использовали ее как инструмент. Или - как пример нравственного идеала.

19 мая, а я училась в школе в Ивангороде, мы уходили в поход, обязательно с ночевкой. Ставили лагерь на Нарове, - рассказывает Наталия Савощик, редактор Радио России, пионервожатая «призыва» 1982 - 1985 гг. Может быть, поэтому, получив диплом Ленинградского института культуры по специальности «Режиссура массовых праздников», Савощик стала членом Межвузовского воспитательного отряда и не одно лето работала в пионерском лагере вожатой. Особенно памятным оказалось лето 85-го, проведенное в поселке Анино, в трудовом лагере, которым руководил психолог и педагог Анатолий Осницкий.

По-моему, Анатолий Викторович пытался адаптировать систему Макаренко к современным условиям, - рассказывает Савощик. - У нас не было отрядов, были разновозрастные экипажи. Все ребята были матросами, вожатые - младшими офицерами. Мы носили форму, желтые морские рубашки с погонами капитан-лейтенантов. Уборка, дежурство на кухне - дисциплина соблюдалась легко, все проходило в игровой форме.
Благодаря Осницкому я первый раз поняла, что любая игра - это отражение жизни.

Помню, как 22 июня в четыре утра в лагере раздался тревожный вой сирен, за ним прозвучали взрывы снарядов, - мы с вожатыми решили не просто отметить день начала войны, а погрузить ребят в атмосферу того времени. По тревоге в лагере прошло срочное построение, за ним последовал 8-километровый марш-бросок на Воронью гору, это Пулковские высоты. После уборки возложили цветы к мемориалу, а на рассвете провели Вахту памяти. По-моему, это из разряда того, что нас формирует и остается с нами навсегда. Форма лагеря была игровой, а отношения между людьми самыми настоящими.

За жизнь и здоровье

Самым трудным для пионервожатого в лагере было не только понять, что в этот момент ты «за жизнь и здоровье детей отвечаешь» (мы все подписывались под этой фразой в приказах о назначении на должность пионервожатым, об организации школьного турслета, о выезде старшеклассников на каникулы и т.п.), но и реально отвечать за жизнь и здоровье двадцати - тридцати детей, которые младше тебя всего на несколько лет.

Именно профессия вожатого научила Игоря Павловского, сейчас зам. главного редактора агентства Regnum, работать с большими сложными коллективами. Вожатым Павловский, тогда студент исторического факультета Педагогического института, работал летом 1991 - 1993 гг. И он совершенно четко помнит момент, когда впервые почувствовал себя взрослым. Пионерский лагерь «Зеркальный». Лето 92-го. Игоря, который приехал на смену в качестве помощника, ставят вожатым на самый сложный старший сводный отряд.

Если в других отрядах отдыхали творческие коллективы Дворца пионеров, пионерские и комсомольские активисты, то в старшем сводном - раздолбаи (определение Павловского), которым состоятельные родители купили путевки в лучший лагерь Ленинградской области. Встретил Игорь свой отряд на железнодорожной платформе, довел до жилого корпуса, построил. Стоят 20 человек, все на него смотрят и ждут, что он скажет. Вот тут-то Павловский и понял, что теперь он здесь крайний. «Вчера еще ты студент 18 лет, а сегодня - «за жизнь и здоровье отвечаю» - уточняет на тот момент свое состояние Игорь Павловский.

Следующим летом Павловский в «Зеркальном» был вожатым у клуба «Дерзание» Дворца пионеров. Вместе придумали символику отряда: герб, флаг - голубое полотно, в центре фолиант с пером и золотые звезды по кругу, как сейчас у Евросоюза. Но он здесь ни при чем - так на пионерскую жизнь влияло пристрастие Игоря к «Золоту на голубом» Гребенщикова. Игорь до сих пор общается с некоторыми из своих воспитанников, например, с Елизаветой Агамалян, пресс-секретарем спикера ЗакСа. А в помощниках у пионервожатого Павловского был известный ныне Денис Клявер из группы «Чай вдвоем».

Я помню, - рассказывает Игорь, - что в лагере спали мы 2 -3 часа, не более. Целый день с детьми возишься, а после отбоя жизнь вожатская начинается. У нас, например, часть вожатского отряда уходила ночью на лодках на остров, мы там пели, жгли костры и варили «гамми-ягод-сок» - на три литра сливового компота один литр спирта «Рояль» и перемешать…

Сейчас в школе никаких вожатых нет, остался только завуч по воспитательной работе. В летних лагерях что-то похожее на пионервожатых есть, хотя они и по-другому называются. Впрочем, по сути это все те же молодые люди, которых влечет все та же романтика. И песни до сих пор поют у костра под гитару, и в походы ходят... С идеалами только посложнее, не очень понятно, кого детям в качестве этих идеалов предлагать.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Задонск

Задонский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.

с участием представителя истицы Тормышевой М.А.

при секретаре Пановой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якушевой Л.С. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью

установил:

Якушева Л.С. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ссылаясь на то, что ответчик незаконно исключил из льготного стажа периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - тренером Задонской детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- старшей пионервожатой и учителем истории Задонской средней школы № 2, так как должности тренера и старшей пионервожатой не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а педагогическая нагрузка по должности учителя истории за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была менее установленной за ставку.

Свои требования мотивирует тем, что, работая тренером Задонской ДЮСШ, выполняла педагогические функции тренера-преподавателя. При заполнении ее трудовой книжки было использовано ненормативное наименование должности, вместо «тренер-преподаватель» указано «тренер». Между тем, в трудовых книжках педагогов Задонской ДЮСШ, принятых на работу одновременно с ней, их должности записаны как «тренер-преподаватель».

Должность старшего пионервожатого предусмотрена приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 года № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем», и в период с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года она фактически выполняла обязанности по этой должности. Однако из-за отсутствия пионерской организации в ее трудовой книжке за указанный период имеются записи о наименовании ее должности как «организатор детского движения». В течение всего указанного периода она работала непосредственно с детьми, занимаясь педагогической деятельностью. В 1999 году прошла аттестацию по должности организатора детского движения, в 2004 году- по должности старшей пионервожатой, награждена грамотами. Старший пионервожатый работает в тесном контакте с завучем по воспитательной и учебно-воспитательной работе, с учителями и детьми, а также является членом педагогического совета, возглавляет методическое объединение классных руководителей. В период с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года она также работала учителем истории в Задонской средней школе № 2, хотя ею не выполнялась норма педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы учителя.

В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя Тормышеву М.А.

В предыдущих судебных заседаниях Якушева Л.С. поддержала свои исковые требования и дала суду объяснения, аналогичные изложенному в заявлении, дополнив, что должность старшей пионервожатой тождественна должности заместителя директора по воспитательной работе и должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, которые имеются в Списке должностей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, но отсутствовали в штатном расписании школы в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем обязанности по этим должностям фактически выполняла она. Кроме того, она не выполняла учебную нагрузку по должности учитель истории, но выполняла норму рабочего времени по должности старшей вожатой, поэтому в целом можно считать, что ее деятельность была связана с образовательным процессом, подлежащим зачету в спецстаж.

Представитель истицы по ордеру адвокат Тормышева М.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Якушевой Л.С., дала суду объяснения, аналогичные изложенному выше.

Представитель ответчика по доверенности Чернухина Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В предыдущих судебных заседаниях она не признала исковые требования и суду объяснила, что Якушевой Л.С. отказано в назначении пенсии, т.к. у нее нет необходимых 25 лет педагогического стажа. При подсчете стажа исключены периоды ее работы тренером Задонской ДЮСШ, а также старшей пионервожатой и учителем истории МОУ СОШ №2 г.Задонска, т.к. данные должности не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. По должности «учитель истории» объем ее педагогической нагрузки составил менее установленного за ставку, а согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы

Выслушав представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу , что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Судом установлено , что ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 162-164).

Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе от 26 августа 2011 года № 45 Якушевой Л.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии, поскольку при подсчете специального стажа исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - тренером Задонской ДЮСШ, т.к. данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года, Списком, утвержденным постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года. Период работы с 01 сентября 2000 года по 01 июня 2005 года также не включен в подсчет специального стажа, так как должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а по должности «учитель истории» объем педагогической или учебной нагрузки менее установленного на ставку, а согласно п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Ответчиком включены в специальный стаж периоды работы Якушевой Л.С. общей продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ (л.д.148-150).

Из копии трудовой книжки Якушевой Л.С. следует, что она работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тренером Задонской детско-юношеской спортивной школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- учителем физической культуры в Задонской средней школе № 2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- старшей пионервожатой и учителем истории той же школы, которая с ДД.ММ.ГГГГ переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 (МОУ СОШ № 2) г.Задонска. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Якушева Л.С. работает заместителем директора по воспитательной работе с сохранением часов учителя истории МОУ СОШ №2 г.Задонска (л.д.165-170).

Таким образом, согласно записям в трудовой книжке истицы она была принята на работу в Задонскую ДЮСШ тренером ДД.ММ.ГГГГ и проработала в этой должности до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

В указанном Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» имеется наименование « детско-юношеские спортивные школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» имеется должность «тренер-преподаватель», должность «тренер» отсутствует.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, при оценке пенсионных прав Якушевой Л.С. в период работы до 01 октября 1993 года может быть применено Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года- Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года- Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Однако ни в одно из названных постановлений в списке должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, не поименована должность «тренер».

Вместе с тем, Суд считает , что ответчик необоснованно исключил период работы истицы в Задонской ДЮСШ из льготного стажа.

Так в соответствии с Типовыми штатами детско-юношеских спортивных школ системы образования, утвержденных начальником управления народного образования и начальником управления финансов администрации Липецкой области, нормативное наименование должности, в которой работала Якушева Л.С.,- «тренер-преподаватель» (л.д.215-216).

Из копий трудовых книжек К. и Г. усматривается, что они работали в Задонской ДЮСШ вместе с истицей, и их должность была указана как «тренер-преподаватель» (л.д.205-2120.

Свидетель К. суду показал, что работал в ДЮСШ г.Задонска ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя. В ДД.ММ.ГГГГ в этой же школе начала работать Якушева Л.С. Они оба тренировали детей- лыжников, выполняли одни и те же педагогические функции, в том числе, по воспитанию детей.

Свидетель Г. суду показала, что работала в ДЮСШ г.Задонска тренером-преподавателем по лыжному спорту с ДД.ММ.ГГГГ У всех тренеров школы были одни и те же трудовые функции, в которые входили тренировка, воспитание и образование детей. Различия заключались только в возрасте детей, с которыми каждый занимался, и в виде спорта, которому тренировал.

Суд доверяет показаниям данных свидетелей и относит их к допустимым доказательствам, поскольку они последовательны, логичны и объективно подтверждаются письменными материалами дела.

В тарификационных списках учителей и других работников ДЮСШ г.Задонска на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ все работники, тренировавшие детей, указаны как «тренеры-преподаватели», в том числе К. и Г., ни одной должности «тренер» в списках нет (л.д.236-238).

Однако в тарификационный список учителей и других работников ДЮСШ г.Задонска на ДД.ММ.ГГГГ все тренеры-преподаватели занесены как тренеры, в том числе Якушева Л.С., К. и Г. (л.д.220-221).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при заполнении трудовой книжки Якушевой Л.С. при приеме на работу в Задонскую ДЮСШ имело место переименование должности (тренер- тренер-преподаватель), а фактически речь идет о тождественных должностях, и работодателем ошибочно указана должность Якушевой Л.С. как тренер, вместо тренер-преподаватель.

Кроме того, как следует из объяснений Якушевой Л.С. и показаний свидетелей К. и Г., истица занималась педагогической деятельностью, с занятием которой законодатель связывает назначение досрочной пенсии, поскольку работник подвергается неблагоприятному воздействию факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Из приведенного Списка должностей усматривается, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют тренеры-преподаватели, работавшие с детьми в детско-юношеских спортивных школах. А поскольку Якушева Л.С. тренировала детей именно в таком учреждении, то очевидно, что ее работа была связана с детьми.

С учетом изложенного, оспариваемый период работы истицы в должности тренера (тренера-преподавателя) в Задонской ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должен быть включен в педагогический стаж.

Из записей в трудовой книжке Якушевой Л.С. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала старшей пионервожатой и учителем истории МОУ СОШ № 2 г.Задонска, при этом в ДД.ММ.ГГГГ ей присваивалась квалификационная категория по должности «организатор детского движения», а в ДД.ММ.ГГГГ- по должности «старшая вожатая» (л.д.168,169).

В Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» имеется наименование: «общеобразовательные школы всех наименований». В разделе «Наименование должностей» имеются должности: «заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом», «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» и «учитель». Должности «старший пионервожатый», «старший вожатый», «организатор детского движения» отсутствуют как в данном Списке, так и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, действовавшим в период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Стороны не оспаривают, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. работала учителем истории, но по этой должности не выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, тогда как согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября XXXX г.работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Коль скоро истица не выполняла по должности учителя норму рабочего времени за ставку заработной платы, то утверждение о том, что ее деятельность в спорный период была связана с образовательным процессом, правового значения для дела не имеет. В силу действующего пенсионного законодательства характер труда определяется не в целом по всем должностям, занимаемым работником одновременно, а по каждой должности отдельно.

Доводы истицы и ее представителя о фактическом выполнении Якушевой Л.С. обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и о тождественности должности старшей пионервожатой данной должности также правового значения для дела не имеют, т.к. ответчиком исключен из подсчета льготного стажа период работы истицы, начиная с 01 сентября 2000 года, а согласно пункту 10Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

Доводы истицы и ее представителя о тождественности выполняемых истицей функциональных обязанностей в должности старшей пионервожатой, организатора детского движения обязанностям заместителя директора школы по воспитательной работе, а также об отсутствии в МОУ СОШ №2 г.Задонска в спорный период должности заместителя директора школы по воспитательной работе, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Министерством труда и социального развития РФ не устанавливалось тождество должностей «старший пионервожатый», «организатор детского движения» и «заместитель директора по воспитательной работе».

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачёте этих периодов в специальный стаж, может быть решён судом в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истицей должности.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утверждённым Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, предусмотрена должность «вожатый».

Должность организатора детского движения вообще отсутствует в каких-либо нормативных документах.

Согласно Постановлению Министерства труда РФ от 17 августа 1995 года № 46-1 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования РФ предусмотрены тарифно-квалификационные характеристики по должности «старший вожатый».

Согласно штатным расписаниям МОУ СОШ № 2 г.Задонска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе имелась одна должность старшего вожатого, должностей старшего пионервожатого, организатора детского движения, предусмотрено не было (л.д.49-65).

Из копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Якушева Л.С. была переведена на должность заместителя директора школы по воспитательной работе с должности старшей вожатой (л.д.28).

Как видно из материалов дела, в школе была разработана и утверждена должностная инструкция именного старшего вожатого (л.д.197-199).

Стороны не оспаривают, что в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ СОШ № 2 г.Задонска отсутствовала пионерская организация. Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании и свидетели К. и С.

Коль скоро, истица принималась на должность старшей пионервожатой МОУ СОШ №2 г.Задонска ДД.ММ.ГГГГ, а в период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе отсутствовала пионерская организация, и согласно штатному расписанию ее должность поименована как «старший вожатый», с этой должности она переводилась на другую работу, именно должность «вожатый» сохранена в Общероссийском классификаторе профессий, то суд полагает, что правильное наименование должности, которую истица занимала в спорный период «старший вожатый».

Из штатных расписаний МОУ СОШ № 2 г.Задонска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ видно, что ежегодно в школе имелось по несколько ставок заместителя директора школы, в том числе по воспитательной работе.

Согласно должностной инструкции заместитель директора школы по воспитательной работе руководствовался своей должностной инструкцией. Трудовые обязанности по этой должности значительно отличались от обязанностей старшего вожатого (л.д.200-203).

Из приказов по школе о замещении на время болезни усматривается, что в спорный период должность заместителя директора по воспитательной работе занимала К..(л.д.25,26,29). Данное обстоятельство она подтвердила в суде при допросе в качестве свидетеля.

Свидетель К. также суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ Якушева Л.С. была вожатой, но выполняла такие же функции, как и она в должности заместителя директора школы по воспитательной работе, занималась педагогической деятельностью. Разница была лишь в возрасте учащихся, с которыми они работали.

Свидетель С.- директор МОУ СОШ №2 г.Задонска до ДД.ММ.ГГГГ, дал суду аналогичные показания.

Показания свидетелей К. и С. о тождественностихарактера работы заместителя директора по воспитательной работе и старшего вожатого объективно ничем не подтверждаются, опровергаются вышеуказанными письменными материалами дела, поэтому суд им не доверяет и считает недопустимыми доказательствами.

При таких данных и с учетом того, что в МОУ СОШ №2 г.Задонска согласно штатному расписанию имелась как должность старшего вожатого, так и должность заместителя директора школы по воспитательной работе, эти должности занимали разные работники, каждый из которых руководствовался должностной инструкцией по соответствующей должности, должностные обязанности по каждой должности были абсолютно различны, то суд приходит к выводу , что должность старшего вожатого не может быть признана тождественной должности заместителя директора школы по воспитательной работе.

Довод истицы и ее представителя о том, что Якушева Л.С. фактически выполняла работу заместителя директора школы по воспитательной работе из-за отсутствия в штате такой должности, ничем не подтверждается и опровергается вышеизложенными доказательствами.

Довод истицы и ее представителя о том, что в спорный период она работала непосредственно с детьми, аттестовывалась и награждалась как педагог и т.д., то есть занималась педагогической деятельностью, не может быть принят судом во внимание, т.к. по смыслу пенсионного законодательства включению в специальный педагогический стаж подлежит не любая педагогическая работа с детьми, а только та, выполнение которой предусмотрено по должностям, названным в указанных списках.

Из материалов дела видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица несколько раз исполняла обязанности заместителя директора школы по воспитательной работе. Однако исходя из того, что основания иска иные, и имеющихся в деле доказательств не достаточно для установления всех юридически значимых для включения этих периодов в льготный стаж обстоятельств, то суд не принимает это во внимание.

На основании изложенного суд приходит к выводу , что в удовлетворении исковых требований Якушевой Л.С. к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Задонском районе Липецкой области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за педагогическую деятельность, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.

Поскольку истица имеет специальный педагогический стаж менее 25 лет, то ее требование о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности также подлежит отказу.

Судебные расходы истица отнесла на себя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области включить в стаж Якушевой Л.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за педагогическую деятельность, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований Якушевой Л.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Задонский районный суд.

Председательствующий

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

19 мая 1922 года - была образована Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. В результате в Советском Союзе появилась такая профессия - пионервожатый. Советского Союза нет, пионерия ушла в прошлое, а профессия странным образом осталась. Потому что те, кто успел в 70-е, 80-е, 90-е поработать пионервожатым, уверены: вожатых бывших не бывает. О том, чем так хорошо было быть пионервожатым, вспоминают люди, ими в душе и оставшиеся.

К то в вожатые пошел

Пионервожатым в СССР можно было работать в пионерском лагере и в школе (в школах была такая штатная единица - старший пионервожатый). Там вожатый подчинялся завучу по внеклассной работе, тот в свою очередь - директору школы.

Зарплата у старшего пионервожатого была 70 - 80 рублей в месяц. Вожатыми, как правило, работали студенты, совмещая работу с учебой, чаще всего в педагогическом вузе (но - не обязательно).

Я сама с пионерами проработала пять лет, два года вожатой и три - зам. директора школы по воспитательной работе. Муж любит вспоминать, как в первые годы нашей совместной жизни я, практически не просыпаясь, садилась ночью на кровати и очень убедительно его просила: «Посиди с моими пионерами».

Летом дети разъезжались в пионерские лагеря (впрочем, после 8-го или 9-го класса школьники еще ездили работать в ЛТО - лагерь труда и отдыха, а с ними отправлялись и воспитатели). Пионерские лагеря были разными.

Главным лагерем страны считался «Артек» - официальный, пафосный, фасадный, всесоюзный. Совсем другое дело - всероссийский лагерь «Орленок» под Туапсе. В «Орленок» и «Артек» должны были попадать лучшие дети - пионерские и комсомольские активисты, победители всяческих олимпиад и соревнований, творческих конкурсов и фестивалей. Смены в этих лагерях, как правило, были тематическими. Путевки распределялись через горкомы и райкомы комсомола, можно сказать, по разнарядке.

Например, смена пионерского актива, нужно отправить председателя совета пионерской дружины, желательно девочку (мальчика) определенного возраста… Или спортивная смена - детей ищут в спортшколах и клубах и т.п. Эти лагеря работали круглогодично, там не только отдыхали, но и учились. Считалось, что каждый советский пионер мечтал там побывать.

Путевки в пионерлагеря были как бесплатными, так и платными, или частично платными. В Ленинградской области своеобразным аналогом «Орленка» был «Зеркальный». В 1990-е годы стало возможным просто купить туда путевку для своего ребенка. Из таких детей создавался отдельный отряд (об этом см. в рассказе Игоря Павловского).

Остальные лагеря были в основном от различных производственных объединений, заводов и фабрик. Чем богаче предприятие, тем лучше лагерь.

Пионерская жизнь во многом зависела от директора лагеря и старшего пионервожатого. Но людей, которым совсем не нравилось в пионерском лагере, я лично знаю немного - как правило, это те, у кого аллергия на дисциплину и коллективный образ жизни. Для большинства - это, прежде всего, романтика: костры, песни, походы, первая любовь, концерты, спектакли и т.д.

Часто директор пионерского лагеря формировал отряд вожатых и воспитателей, собирая людей по вузам и школам. Но в основном туда ездили студенты, работали иногда за деньги, иногда в рамках студенческого вожатского отряда, иногда бесплатно. Так Алла Репина работала в «Орленке» в качестве волонтера.

Кем был юный барабанщик?

Все, что я сама больше всего любила в пионерской работе, - орлятский круг, вечерние посиделки «расскажи мне обо мне» и творческое отношение к любому делу - пришло к нам из «Орленка». С 1976 по 1980 год вожатой в «Орленке» работала Алла Репина, сейчас редактор отдела газеты «Вечерний Петербург», а тогда студентка факультета журналистики ЛГУ. Дух 60-х (лагерь задумывался в 1957-м, а начал свою работу в 1960-м), новые идеи, творческая атмосфера - все это тянуло Репину в «Орленок», где она и проводила свои летние студенческие каникулы.

Раз в год в лагере устраивалась международная смена. В «Орленок» приезжали «наши иностранцы»: дисциплинированные чехи и еще более дисциплинированные немцы из ГДР, веселые греки и кубинцы. Последние мерзли и не могли понять, зачем их привезли к этому холодному морю, а еще - почему мальчикам и девочкам нельзя спать в одной спальне? Алла Репина помнит, как почетным гостем лагеря была Алейда Гевара Марч - дочь команданте Эрнесто Че Гевары. Но настоящим культурным шоком для нее стал приезд палестинцев.

Это был отряд юных палестинских партизан, - вспоминает Алла. - Неуправляемых мальчишек 10 - 12 лет. В пионерской дружине «Стремительная», где я работала, так же, как и во всем лагере, отряды были профильными. Кто пел, кто танцевал. Это очень подходило, например, кубинцам. Но чем занять этих палестинских детей? Нужно было как-то их дисциплинировать, предложить что-то армейского плана. Решили создать из них отряд юных барабанщиков.

И вожатая Алла Репина изо дня в день, к удовольствию палестинцев, разучивала с ними на барабане всем известный пионерский марш «Кем был, кем был, юный барабанщик? Чем был, чем был старый барабан?».

И вот смотрю я как-то новости по телевизору, - продолжает Алла. - В секторе Газа идет демонстрация палестинцев, во главе - солидные 40-летние арабские дядьки, идут и играют практически на пионерских барабанах. Сердце екнуло: не те ли это барабанщики? Я даже стала интересоваться у специалистов по Ближнему Востоку, часто ли палестинцы ходят на демонстрации с барабанами?

Взрослые игры

Идеология в работе вожатого, конечно, присутствовала. Но количество этой идеологии зависело от тех, кто с детьми работал. Умные использовали ее как инструмент. Или - как пример нравственного идеала.

19 мая, а я училась в школе в Ивангороде, мы уходили в поход, обязательно с ночевкой. Ставили лагерь на Нарове, - рассказывает Наталия Савощик, редактор Радио России, пионервожатая «призыва» 1982 - 1985 гг. Может быть, поэтому, получив диплом Ленинградского института культуры по специальности «Режиссура массовых праздников», Савощик стала членом Межвузовского воспитательного отряда и не одно лето работала в пионерском лагере вожатой. Особенно памятным оказалось лето 85-го, проведенное в поселке Анино, в трудовом лагере, которым руководил психолог и педагог Анатолий Осницкий.

По-моему, Анатолий Викторович пытался адаптировать систему Макаренко к современным условиям, - рассказывает Савощик. - У нас не было отрядов, были разновозрастные экипажи. Все ребята были матросами, вожатые - младшими офицерами. Мы носили форму, желтые морские рубашки с погонами капитан-лейтенантов. Уборка, дежурство на кухне - дисциплина соблюдалась легко, все проходило в игровой форме.
Благодаря Осницкому я первый раз поняла, что любая игра - это отражение жизни.

Помню, как 22 июня в четыре утра в лагере раздался тревожный вой сирен, за ним прозвучали взрывы снарядов, - мы с вожатыми решили не просто отметить день начала войны, а погрузить ребят в атмосферу того времени. По тревоге в лагере прошло срочное построение, за ним последовал 8-километровый марш-бросок на Воронью гору, это Пулковские высоты. После уборки возложили цветы к мемориалу, а на рассвете провели Вахту памяти. По-моему, это из разряда того, что нас формирует и остается с нами навсегда. Форма лагеря была игровой, а отношения между людьми самыми настоящими.

За жизнь и здоровье

Самым трудным для пионервожатого в лагере было не только понять, что в этот момент ты «за жизнь и здоровье детей отвечаешь» (мы все подписывались под этой фразой в приказах о назначении на должность пионервожатым, об организации школьного турслета, о выезде старшеклассников на каникулы и т.п.), но и реально отвечать за жизнь и здоровье двадцати - тридцати детей, которые младше тебя всего на несколько лет.

Именно профессия вожатого научила Игоря Павловского, сейчас зам. главного редактора агентства Regnum, работать с большими сложными коллективами. Вожатым Павловский, тогда студент исторического факультета Педагогического института, работал летом 1991 - 1993 гг. И он совершенно четко помнит момент, когда впервые почувствовал себя взрослым. Пионерский лагерь «Зеркальный». Лето 92-го. Игоря, который приехал на смену в качестве помощника, ставят вожатым на самый сложный старший сводный отряд.

Если в других отрядах отдыхали творческие коллективы Дворца пионеров, пионерские и комсомольские активисты, то в старшем сводном - раздолбаи (определение Павловского), которым состоятельные родители купили путевки в лучший лагерь Ленинградской области. Встретил Игорь свой отряд на железнодорожной платформе, довел до жилого корпуса, построил. Стоят 20 человек, все на него смотрят и ждут, что он скажет. Вот тут-то Павловский и понял, что теперь он здесь крайний. «Вчера еще ты студент 18 лет, а сегодня - «за жизнь и здоровье отвечаю» - уточняет на тот момент свое состояние Игорь Павловский.

Следующим летом Павловский в «Зеркальном» был вожатым у клуба «Дерзание» Дворца пионеров. Вместе придумали символику отряда: герб, флаг - голубое полотно, в центре фолиант с пером и золотые звезды по кругу, как сейчас у Евросоюза. Но он здесь ни при чем - так на пионерскую жизнь влияло пристрастие Игоря к «Золоту на голубом» Гребенщикова. Игорь до сих пор общается с некоторыми из своих воспитанников, например, с Елизаветой Агамалян, пресс-секретарем спикера ЗакСа. А в помощниках у пионервожатого Павловского был известный ныне Денис Клявер из группы «Чай вдвоем».

Я помню, - рассказывает Игорь, - что в лагере спали мы 2 -3 часа, не более. Целый день с детьми возишься, а после отбоя жизнь вожатская начинается. У нас, например, часть вожатского отряда уходила ночью на лодках на остров, мы там пели, жгли костры и варили «гамми-ягод-сок» - на три литра сливового компота один литр спирта «Рояль» и перемешать…

Сейчас в школе никаких вожатых нет, остался только завуч по воспитательной работе. В летних лагерях что-то похожее на пионервожатых есть, хотя они и по-другому называются. Впрочем, по сути это все те же молодые люди, которых влечет все та же романтика. И песни до сих пор поют у костра под гитару, и в походы ходят… С идеалами только посложнее, не очень понятно, кого детям в качестве этих идеалов предлагать.

Младшую сестру и дочь Надежды Степановны Сухоруковой ее бывшие коллеги и знакомые всегда спрашивают: «Как там, наша мать родная?». Надежда Степановна отметила 85-летний юбилей, но в памяти многих до сих пор осталась старшей пионервожатой, молодой учительницей, обязательным и исполнительным секретарём райисполкома.

Надя родилась в 1931 году в деревне Сухоруково в начале осени. Отец Степан Андреевич был учителем, поэтому семья часто переезжала из села в село — была всеобщая ликвидация безграмотности. Жили в Калачёво, Копытово, в Селезяне, где родилась вторая дочь Сталина. Когда девочки подросли, семья переехала в Еткуль, здесь родилась Светлана. Всех дочерей Степан Андреевич назвал не просто так: идейный советский гражданин, коммунист выбрал им имена в честь Надежды Крупской, Иосифа Сталина и его дочери Светланы. Девочки росли в любви и ласке и до сих пор очень дружат между собой.

Старшая дочь, старшая сестра — на Надежде всегда лежала большая ответственность. В войну она была труженицей тыла — помогала собирать картошку на полях Еткульского совхоза. Отец умен рано, погиб, когда Наде было всего 14 лет. В это же время девушка вступила в ряды комсомола, до сих пор сохранились и наградной знак ЦК ВЛКСМ, и комсомольский билет. А в 15 — в трудовой книжке уже появилась первая запись: «Принята на работу в Еткульскую среднюю школу старшей пионервожатой». В Еткуле тогда была пионерская дружина имени Ульяны Громовой. Проходили торжественные линейки, общешкольные пионерские сборы. Председатели советов отрядов сдавали председателю совета дружины рапорты, тот, в свою очередь, сдавал их старшей пионервожатой, а она — директору школы. Было что-то в этой системе особенное, от чего до сих пор у старшего поколения мурашки по коже, их выдержка, дисциплинированность, ответственность — всё тоже оттуда. У каждого отряда были свой флажок, пионерская атрибутика. Старшая пионервожатая занималась организацией всей пионерской работы в школе. Пропаганда, советская идеология — всё входило в её обязанности. Пионерия и комсомол были очень тесно связаны, Надежда поддерживала связь с райкомом комсомола. Сталина и Светлана, как и старшая сестра, тоже прошли через комсомол. Спортсменки, комсомолки, красавицы — ну, точно про этих девушек. Вспоминают они, как готовились к вступлению, как серьёзно к этому относились. «Вступить в ряды ВЛКСМ было не так-то просто, учитывались и успеваемость, и дисциплина, и общественная работа, — вспоминает Светлана Степановна Леонова. — На общешкольном комсомольском собрании принимаемый в комсомол стоял на сцене перед всеми, а ему задавали вопросы, в основном о политике. Затем выносили решение о принятии, будущего комсомольца утверждали на бюро райкома ВЛКСМ и только тогда вручали комсомольский билет».

Будучи старшей пионервожатой, Надежда заочно училась в Челябинском педучилище. Вышла замуж, родилась дочь Нина. Окончив учебу, Надежда Степановна стала работать учителем начальных классов. К ученикам была всегда доброй, до сих пор они вспоминают её. Так получилось, что в классе Надежды Степановны училась и её самая младшая сестренка Люся, (она появилась, когда мама Евдокия Васильевна вышла замуж во второй раз), отношение к ней не было особенным, требования - наравне со всеми. Люси не станет всего в 23 года, она умрет, будучи студенткой последнего курса мединститута, и это станет большой потерей для сестёр.

Довелось Надежде Степановне поработать и завучем в детском доме, к тому времени в семье уже было двое детей — родился сын Александр. Очень тепло вспоминают бывшие ученики Еткульской средней школы и мужа Надежды Степановны Григория Александровича Едига. «Математик от бога» — так о нем говорили. Спокойный, мудрый — именно с супругом советовалась Надежда Степановна, когда предложили ей ответственную должность секретаря райисполкома. Много лет проработает она на этом месте, в трудовой книжке останется не одна благодарность. Строгая, но справедливая, так вспоминают её те, с кем довелось работать. На этой должности нужно было готовить все заседания, сессии, держать связь с сельскими советами — председателями и секретарями. Ответственно? Очень. Уважали? Да. До сих пор добрым словом вспоминают Надежду Сухорукову секретари и председатели сельских советов: Г.П. Тряскина, Н.С. Гуцелюк, М.А. Воторопина, Е.М. Турукина и многие другие.

Большим сюрпризом на 85-летии стало неожиданное появление Марии Алексеевны и Нины Семёновны: с гитарой они приехали поздравлять именинницу. Пели, вспоминали…

Во время работы секретарём райисполкома Надежда Степановна заочно получила высшее образование, окончила Московский юридический институт по специальности «Советское строительство», на сессии ездила в Куйбышевский филиал, на госы — в Москву.

К работе она всегда относилась очень серьёзно, но семья никогда не была на втором плане. Здесь особые отношения к родным прививались с самого детства. По характеру волевая, сдержанная, дома она была любящей и доброй. До сих пор сестры дружат семьями, хотя давно стали прабабушками. Несколько раз в неделю созваниваются, все праздники, семейные даты глубо чтят, часто встречаются. Тепло относятся к Надежде Степановне её дети, внуки. Для них в доме часто устраивались новогодние ёлки, были сюрпризы, подарки. Сегодня у Надежды Степановны уже семь правнуков. Она живёт одна, но все родные всегда рядом.

Декан одного из факультетов Академии госслужбы Владимир Киселёв знает об этом не понаслышке. Когда-то он сам был отрядным вожатым.

- Владимир Николаевич, пожалуйста, расскажите какую-нибудь историю про макулатуру из собственного вожатского опыта!

Однажды, чтобы сделать сбор макулатуры привлекательным для ребят, мы придумали целую историю. Тогда многие увлекались творчеством ленинградского писателя Вольта Суслова. Мы с друзьями обратились к нему. Пригласили к себе в дружину, и он честно рассказал - мол, задумал новое произведение, работаю над ним сейчас. Чтобы книжка в результате получилась иллюстративной, на хорошей бумаге, нужно собрать определённый объём макулатуры. Собрав названное количество - счёт шёл на тонны! - пионеры отрапортовали Вольту Суслову. Книга вышла, и писатель сразу пришёл с ней в школу, подарил экземпляр с автографом и пожеланиями нашей библиотеке. Понятно, что не обошлось без хитрости со стороны взрослых. Зато сбор был мотивированным. Кое-где, конечно, занимались «орнитологией» - работали ради «галочки» или «птички». Райком комсомола скрупулёзно подсчитывал килограммы и тонны - какая пионерская дружина больше собрала, та и победила. На следующий год мы, вожатые, придумали игру по станциям. Дети изучали, сколько нужно потратить деревьев на изготовление бумаги определённого сорта, решали иные задачки. Ответы подводили ребят к пониманию, что это - важное государственное дело.

Позже вы долгое время работали в Ленинградском Дворце пионеров, стали последним его директором. Тогда в бывшем Аничковом дворце была сосредоточена методическая работа всей городской пионерской организации. Ключевыми людьми в ней являлись пионервожатые. В чём заключались их задачи?

Директором Ленинградского дворца пионеров имени Жданова я стал в 1990 году, в самый переломный период. Уже через год бывший Аничков стал Санкт-Петербургским городским дворцом творчества юных. Но смысл его деятельности не изменился - служить интересам детей, организуя их досуг на благо здоровью и творческому развитию. Семь лет до назначения директором я был замдиректора по учебной работе, ведал творческими коллективами, к организации пионерской работы имел только касательное отношение. Но задачи вожатых, конечно, знаю. Вожатый должен был научить пионеров многим практическим навыкам: как одной спичкой разжечь костёр в походе, правильно установить палатку и не промокнуть в ней, если пойдёт дождь, сварить вкусную еду на костре. Вожатые обязаны были заниматься спортом сами и уметь организовывать соревнования по пионерболу и «взрослым» видам спорта. При активном участии вожатых был придуман хоккейный турнир «Золотая шайба». В то же время вожатые создавали театральные студии или клубы любителей поэзии, музыкальные коллективы. Пробудив в талантливых детях интерес к какой-либо творческой или научной сфере, грамотные вожатые направляли их в районный Дом пионеров или городской Дворец имени Жданова к профессиональным преподавателям в этой области.


Командующий парадом на Дворцовой площади председатель Городского пионерского штаба Максим Соколов отдаёт рапорт председателю Ленинградского Совета пионерской организации Олегу Кузину в присутствии первого секретаря обкома ВЛКСМ Валентины Матвиенко

В каждой советской школе был старший пионервожатый, являвшийся членом педагогического коллектива. Значит, были и рядовые пионервожатые?

В советское время должность старшего пионерского вожатого числилась в штатном расписании каждой общеобразовательной школы. Работа старшим пионервожатым засчитывалась в педагогический стаж наравне с учительской. На старшего вожатого учили в педучилищах и некоторых педагогических вузах нашей страны. Самый серьёзный из них, Костромской педагогический институт, занимался и подготовкой вожатых, и методическим её обеспечением - в общем, разрабатывал эту профессию на научной основе. В Санкт-Петербургском университете имени Герцена пионерским движением занимались на кафедре педагогики. В тарифно-квалификационном справочнике с должностными обязанностями 2010 года, нормативы которого утверждены Министерством труда, можно найти формализованную должностную инструкцию старшего вожатого, в которой перечислены все его функции и квалификационные требования. Должность существует по-прежнему, только называется не «пионерский вожатый», а «старший вожатый» или «вожатый в детских лагерях». В школе вожатые появились в 1922 году, сразу с образованием Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Старшие вожатые были назначены чуть позже - сначала работа шла на уровне отрядов. В каждом классе школы действовал пионерский отряд, причем одноклассников принимали в него не одновременно - сначала лучших из лучших, а постепенно и всех остальных. В результате класс полностью становился пионерским. В качестве отрядных пионервожатых, как правило, выступали старшеклассники, а к октябрятским классам в начальной школе иногда «приставляли» шефов из числа пионеров-семиклассников.

В первые годы существования пионерии в СССР отрядными вожатыми часто становились пролетарии. Точнее, работающая молодёжь с предприятий, из молодёжных организаций, вузов, а также из театров и других творческих коллективов. Постепенно на опыте общественной работы возникла «освобождённая» должность старшего пионерского вожатого, получавшего зарплату. Старший пионервожатый отвечал за организацию всей внешкольной работы и систему воспитательной работы в школе. А отрядные вожатые были добровольными помощниками старшего.

То есть старший вожатый координировал работу отрядных. Если школа была большая, в ней иногда трудились двое старших вожатых. Директор школы определял их взаимодействие, соподчинённость и так далее. Когда в начале 1970-х годов была создана должность замдиректора школы по воспитательной работе, вожатые стали его подчинёнными. Замечу, что опытные педагоги ценили вожатого как коллегу, являвшегося полезным и хорошим помощником - тут и энергия через край, и здоровые амбиции, и мощный творческий потенциал. Вожатый, как правило, был немногим старше самих пионеров - возрастная дистанция составляла три-четыре года. Поэтому подопечные испытывали к нему особое доверие, как к своему и в то же время - кумиру.

Знаете ли вы примеры, когда педагог старшего возраста задерживался в должности пионервожатого - например, когда ему переваливало за сорок лет?

Старшими пионервожатыми, в основном, работали выпускники педагогических вузов или даже студенты вечерних и заочных отделений. Были примеры, когда люди оставались в этой «молодёжной» должности чуть ли не до пенсии. Но вообще-то, вожатый - это профессия с быстрым «выгоранием». Три-пять лет, и надо уступать дорогу молодым. Глаза уже не горят как прежде, становится неинтересно самому, и эту фальшь очень быстро чувствуют пионеры. Многим успешным сейчас людям вожатская работа вспоминается как удачный старт.

Моё детство, с 1996-го до 2005-го, прошло в пионерских лагерях, то есть в детских оздоровительных центрах. У нас в отрядах тоже работали вожатые как помощники воспитателей. Можно ли считать их «наследниками» пионервожатых советского времени?

Разумеется! В советское время точно так же в отряде работали вожатый и воспитатель, у которого было больше организационных функций - он отвечал за весь режим дня. Вожатые занимались подготовкой конкретных творческих дел и приучали ребёнка к выполнению элементарных бытовых обязанностей, ведь дома за него всё делали родители.

Сейчас просто исчезла политическая составляющая работы вожатого, при том, что она не была главной и в советское время. Даже если вожатые проводили политинформации, они были интересны для детей. Я и сам вёл занятия в Городском пионерском штабе по текущей политике, учил своих слушателей самостоятельно оценивать и анализировать события. Ведь «Пионерская правда» и «Ленинские искры» давали штампованные, скучные комментарии. В узком кругу можно было себе позволить относительно искренние разговоры с ребятами, которые ценили доверие старшего товарища.

У Дворца пионеров был свой лагерь «Зеркальный», он и сейчас действует, называясь загородным центром детско-юношеского творчества. Туда я приезжал ещё школьником. Утро в «Зеркальном» всегда начиналось с зарядки, заканчивался день «Светланой», мелодией из фильма «Гусарская баллада», которая по-прежнему там звучит - с самого открытия лагеря в 1969 году:

Лунные поляны, ночь, как день, светла...

Спи, моя Светлана, спи как я спала

В уголок подушки носиком уткнись

Звезды, как веснушки, мирно светят вниз.

Зазвучала «Светлана» - значит, отбой, все в постелях. Утром раздаются позывные, которые тоже сохранились в «Зеркальном».


Пионеры сдают макулатуру у дверей школы. Архивная фотография

- Значение вожатых было выше в школах или в пионерских лагерях?

Безусловно, в лагерях. Но вожатый в лагере - ещё более «выгораемая» работа, чем в школе. Два года подряд - это уже серьёзный стаж. Ведь там они вместе с детьми круглые сутки. Поэтому в лагере и отрядные вожатые, и старшие вожатые всегда получали и получают зарплату. Кстати, вожатым, как и в советское время, помогает наш петербургский детский журнал «Костёр», который до сих пор выходит в Петербурге. Был и профессиональный журнал «Вожатый», там печаталось много инструктивно-методических материалов из опыта работы. Во Дворце пионеров каждый год выходили материалы - методические рекомендации, как можно построить жизнь пионерских дружин в этом учебном году. В том «Зеркальном» ежегодно проходила школа вожатского мастерства, проводились семинары, были и лекции, но чаще - практические занятия. Газета «Ленинские искры» устраивала всевозможные общегородские акции. Движение «Красных следопытов», по сути, было рождено этой газетой. Когда я был пионером, мы с вожатыми занимались поисками в Тосненском районе - там в болоте обнаружили детали самолёта, извлекли оттуда вещи лётчика - в планшете сохранились полуистлевшие документы. Впоследствии по этим документам нам удалось узнать его имя - Алексей Рычин. До того он числился пропавшим без вести. Мы два года искали его родственников, месяцами ждали ответа из архивов, отправляли новые запросы. И всё-таки нашли в Перми сестру и других родственников пилота. Они приехали в посёлок, где я тогда учился. Состоялось торжественное захоронение останков героя, погибшего, защищая Родину. Я вспоминаю, как мы встречали их и ходили на эту могилу. Сейчас я приезжаю туда очень редко, но всегда хожу на улицу Алексея Рычина. Ведь она появилась на карте благодаря тому, что было сделано мальчишками и девчонками нашего класса во главе с вожатым в далёком уже 1965 году.

Да, вожатские будни действительно впечатляют! Но случались ведь в деятельности пионерской организации и праздники? Была красивая парадная форма, значки, галстуки - вожатые их носили?

Форма, конечно, была - и парадная, и повседневная. Пионерский галстук, значок, шевроны: у звеньевого один, у председателя Совета отряда - два, у председателя Совета дружины - три. Старший пионервожатый, естественно, уже член Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), носил на груди комсомольский значок. Каждый год 19 мая, в день рождения Пионерской организации, в Ленинграде обязательно проводился парад на Дворцовой площади. Право выйти на него предоставлялось только правофланговым дружинам. Многие из них носили имена известных учёных, полководцев или героев войны. С трибуны парадом командовал председатель Городского пионерского штаба. В каждом классе был председатель Совета отряда, в школе - председатель Совета дружины, в районе действовали пионерские штабы, состоявшие из представителей дружин всех школ района, и главный штаб - городской. Он находился во Дворце пионеров. Одно время председателем Городского пионерского штаба был нынешний министр транспорта России Максим Соколов. У меня в личном архиве есть фотография, где он мальчишкой-старшеклассником командует парадом и отдаёт рапорт Олегу Кузину, тогда - председателю Ленинградского Совета пионерской организации, будущему главному редактору «Ленправды» и «СПб Ведомостей». Рапорт отдаётся в присутствии Валентины Матвиенко, в те времена - первого секретаря обкома комсомола, а теперь - председателя Совета Федерации России.


С пионеров в общественно полезных делах, таких как сбор макулатуры, брали пример их более юные товарищи - октябрята. Архивная фотография

À PROPOS

Владимир Николаевич Киселёв - заслуженный работник культуры России, состоит в Правлении Всемирного клуба петербуржцев

Обложка публикации: Владимир Николаевич Киселёв. Фотография из личного архива