Выявление зависимости между компонентами природы. Выявление зависимости между компонентами природы примере отдельных районов
Программные практические работы, обязательные для выполнения
ПРИРОДА
Главныеособенности
природы
Рельеф, геологическое
строение и минеральные ресурсы
№ 1. Определение поясного времени по карте часовых поясов.(Решение задач в тетради.)
Всем
№ 2. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей. (Заполнение к/к.)
Всем
№ 3. Определение и объяснение закономерностей размещения магматических осадочных полезных ископаемых по тектонической карте. (Работа с к/к. сопоставительная таблица в тетради.)
Всем
Климат и агроклиматические ресурсы
№ 4. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощен ной радиации и их объяснение. (Заполнение таблицы в тетради.)
Всем
№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. (Сравнительная таблица в тетради.)
Всем
№ 6. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков. (Работа с к/к и выводы в тетради.)
Всем
№ 7. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. (Решение задач в тетради.)
Всем
Внутренние воды и водные ресурсы
№ 8. Определение по картам и статистическим материалам особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования. (Заполнение таблиц в тетради.)
Всем
Почвенно-раститель-
ный покров,
животный
мир, почвенные и
биологические ресурсы
№ 9. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)
Всем
Природные
комплексы
Природные зоны
№ 10. Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон. (В тетради схема, таблица.)
Всем
Человек и
природа
Природные районы
№11. Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов. (Заполнение к/к, выводы на отдельном листочке.)
Всем
№ 12. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования). (Заполнение таблицы в тетради, составление схемы.)
Всем
Определение поясного времени по карте часовых поясов
Цели работы: в ходе выполнения практической работы, используя текст учебника «Часовые пояса» Отработать новые понятия: местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, московское время, летнее время.
Научиться определять поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны.
I. Теоретическая часть ( время выполнения 15 мин).
Изучив текст § 3 и рис. 5 на с. 24:
Определите, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за I ч, за 4 мин.
Какое время называется местным?
Определите, на сколько часовых поясов разделена Земля.
Чему равна разница между часовыми поясами по долготе? По времени?
Сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны?
В каком часовом поясе находится Ставрополь?
Что называется поясным временем?
Как будет изменяться поясное время к востоку от любого часового пояса? К западу?
Что такое линия перемены дат. Какие изменения произойдут во времени при пересечении линии перемены дат с запада на восток? С востока на запад?
Какое время называют декретным, летним, московским?
Обсуждение вопросов (10 мин).
II . Практическая часть работы: решение задач на определение поясного времени (выполняется в тетради, время выполнения 10 мин).
Пример : определить поясное время в Якутске, если в Москве 10 ч.
Краткая запись условия : Москва - 10 ч.
Якутск - ?
Последовательность выполнения задания:
определить, в каких часовых поясах находятся данные пункты:
Москва - во 2-м, Якутск - в 8-м;
определить разницу между часовыми поясами:
8-2 = 6;
определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается:
10 + 6 = 16.
Ответ: в Якутске 16 ч.
Выполнить самостоятельно
Определить поясное время в Москве, если в Петропавловске-Камчатском 8 ч вечера.
Определить поясное время в Ставрополе, если в Новосибирске 13 ч.
В Чите 18 ч, определить поясное время в Москве.
Дополнительные задания
На сколько и в каком направлении нужно перевести стрелки часов, если мы перелетим из 3-го часового пояса в 8-й? в 1-й?
Почему при перелете из Москвы в Екатеринбург нужно переводить стрелки часов, а при перелете в Мурманск на такое же расстояние не надо?
Чем отличается поясное время от декретного?
Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном часовом поясе (2-ом). Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?
4. Можно ли получить поздравление с Новым годом в Ставрополе 31 декабря, если оно было послано из Владивостока 1 января?
Практическая работа № 2
Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей
Цели работы:
1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.
Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указанных в таблице форм рельефа.)
Формы рельефаПреобладающие высоты
Тектонические структуры, залегающие в основании территории
Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры
Восточно-Европейская равнина
Среднерусская возвышенность
Горы Хибины
Западно-Сибирская низменность
Алданское нагорье
Кавказ
Алтай
Саяны
Верхоянский хребет
Хребет Черского
Сихотэ-Алинь
Срединный хребет
Практическая работа № 3
Определение и объяснение закономерностей размещения
магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте
Цели работы:
1. По тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых.
2. Объяснить выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы
По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.
Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?
Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие - к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?
Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?
Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.
Полезные ископаемые
Вывод об
установленной зависимости
Древние платформы:
осадочный чехол; выступы кристаллического фундамента
Осадочные (нефть, газ, уголь...)
Магматические (...)
Молодые платформы (плиты)
Складчатые области
Практическая работа № 4
Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение
Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли, называется суммарной радиацией.
Часть солнечной радиации, которая нагревает земную поверхность, называется поглощенной радиацией.
Она характеризуется радиационным балансом.
Цели работы:
1. Определить закономерности распределения суммарной и поглощенной радиации, объяснить выявленные закономерности.
2. Учиться работать с различными климатическими картами.
Последовательность выполнения работы
Рассмотрите рис. 40 на с. 71 учебника. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?
Каким способом показан радиационный баланс? В каких единицах он измеряется?
Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Суммарная радиация,
ккал/см 2
Радиационный баланс,
ккал/см 2
Мурманск
С.-Петербург
Якутск
Екатеринбург
Ставрополь
4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.
Практическая работа № 5
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды
Сложные явления, происходящие в тропосфере, отражаются на специальных картах - синоптических, которые показывают состояние погоды на определенный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Синоптическая карта создавалась постепенно. А. Гумбольдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и составлял карты погоды, которые очень ценили моряки.
Цели работы:
1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться составлять элементарные прогнозы погоды.
2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы - погоду.
Последовательность выполнения работы
Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей состояние погоды на 11 января 1992 г. (карточка).
Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложенному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.
Омск
Чита
1. Температура воздуха
2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)
3. Облачность; если есть осадки, то какие
4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды
5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время
Практическая работа № 6
Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков
Цели работы:
1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения.
2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
Рассмотрите рис. 48 на с. 81 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Рассмотрите рис. 49 на с. 82 учебника. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких - самые высокие. Чему они равны?
Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Рассмотрите рис. 50 на с. 84 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где - меньше всего?
Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.
Практическая работа № 7
Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов
Цели работы:
1. Сформировать знание о коэффициенте увлажнения как об одном из важнейших климатических показателей.
2. Научиться определять коэффициент увлажнения.
Последовательность выполнения работы
Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запишите определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.
Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите коэффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Норильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якутска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (можно дать задания для двух вариантов).
Выполните расчеты и распределите города по группам в зависимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы оформите в виде схемы:
Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в формировании природных процессов.
Можно ли утверждать, что восточная часть территории Ставропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?
Практическая работа № 8
Определение по картам и статистическим материалам особенностей литания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования
Реки - «продукт климата».
А. И. Воейков
Питание и режим реки обусловлены климатом, падение реки определяется рельефом территории, по которой протекает река.
Цели работы:
1. Определить особенности питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможности ее хозяйственного использования.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
I. Используя физическую карту атласа, текстовые карты учебника, рис. 65 на с. 99, рис. 68 на с. 100, табл. «Крупные реки России» на с.298, составьте характеристику реки Лены по предложенному плану.
4. Особенности водного режима:а) продолжительность ледостава
б) половодье
в) межень
г) паводки
5. Годовой сток
6. Длина реки
7. Падение реки
8. Уклон реки
9. Возможность ее хозяйственного использования
Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание реки, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подписано название реки; 2) отмечены исток и устье; 3) показано, к бассейну какого океана принадлежит; 4) указаны источники питания; 5) указаны особенности водного режима; 6) указан годовой сток; 7) показаны падение, длина и уклон реки; 7) указана возможность ее хозяйственного использования. Знаки легенды карты придумать самостоятельно.
Практическая работа № 9
Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)
Цели работы:
1. Познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны. Определить условия их образования.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
На основе анализа текста учебника, с. 120-124, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 122-123) определите условия почвообразования для основных типов почв России.
Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).
Тундровые
Подзолистые
Дерново- подзо- л истые
Серые лесные
Черно земы
Бурые полупустынь
Серо- бурые пустынь
Практическая работа № 10
Выявление по картам зависимостей между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон
Цели работы:
1. Выявить зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере одной из зон.
2. Проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
Изумив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами и природными ресурсами на примере зоны степей.
Результаты работы оформите по желанию: в виде схемы, письменного описания, в табличной форме.
На схеме стрелками укажите выявленные взаимосвязи.
Сделайте вывод о зависимости между компонентами природы.Практическая работа № 11
Выявление по картам и статистическим источникам природных ресурсов и условий их освоения на примере отдельных районов
Природные ресурсы - компоненты и явления природы, которые используются или могут быть использованы человеком для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Наряду с термином «природные ресурсы» часто используется более широкое понятие «природные условия». Грань, отделяющая одно понятие от другого весьма условна.
Природные условия отражают все разнообразие природной среды, оказывают влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Цели работы:
1. Используя различные источники географической информации, выявить природные ресурсы и условия их освоения на примере Кавказа.
Последовательность выполнения работы
На основе анализа физической карты атласа, а также тематических карт атласа на с. 16-27 установите, какими природными ресурсами богат данный район.
На контурной карте укажите границы района, обозначьте условными знаками выявленные природные ресурсы, экологические Проблемы, связанные с их освоением. Знаки легенды карты должны соответствовать знакам легенды атласа.
На отдельном листе, прикрепленном к контурной карте, сделайте вывод о том, какие природные ресурсы являются наиболее перспективными для их хозяйственного использования в данном районе, оцените условия их освоения (особенности рельефа, климата, внутренних вод, возможные стихийные явления, связанные с этими компонентами природы, и т. д.).
Практическая работа № 12
Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из видов природных ресурсов (значение, составные части, распределение по территории, пути и способы рационального использования)
Восхождение человечества к вершинам прогресса теснейшим образом связано с использованием им разнообразных даров природы - природных (или естественных) ресурсов.
Цели работы:
1. Составить по картам и статистическим материалам характеристику водных ресурсов.
2. Проверить и оценить умение использовать различные источники географической информации для решения практических задач.
Последовательность выполнения работы
На основе анализа карты атласа «Водные ресурсы», с. 21, составьте характеристику водных ресурсов по предложенному плану.
Результаты оформите в виде таблицы.
НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО
1. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. (Работа с к/к и письменный вывод.)Всем
№ 2. Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и закономерностей их размещения. (Заполнение таблицы.)
Всем
№ 3. Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. (Таблица и выводы в тетради.)
Всем
Хозяйство
География
отраслей
и межотраслевых
комплексов
№ 4. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. (Таблица в тетради.)
Всем
№ 5. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. (Заполнение таблицы в тетради или описание по плану.)
Всем
№ 6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. (Работа с к/к.)
Всем
№ 7. Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. (Таблица в тетради.)
Всем
№ 8. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. (Таблица в тетради.)
Всем
№ 9. Определение по картам и статистическим материалам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. (Письменная характеристика в тетради или заполнение к/к с подробными выводами.)
Всем
Хозяйствен
ные
районы России
№ 10. Составление схемы производственных связей на
примере одного из районов (по выбору учителя.)
Всем
№ 11. Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя). (Сравнительная таблица в тетради.)
Всем
Практическая работа № 1
Определение по каргам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение
Цели работы:
1. Получить знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить причины неравномерного размещения населения.
2. Учиться работать с картами и статистическими материалами: сопоставлять различные формы предъявленного учебного материала (карты атласа, текстовые карты, статистические материалы), делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
Определите среднюю плотность населения России.
Рассмотрев карту атласа «Население», текстовые карты учебника, с. 48, рис. 9; с. 56-57, рис. 14; с. 58-59, рис. 15, сделайте вывод: может ли показатель средней плотности населения характеризовать размещение населения по территории страны?
На контурной карте нанесите границы России, выделите зоны расселения: основную зону расселения и хозяйственного освоения и зону Севера. Легенду карты придумайте самостоятельно.
Сделайте вывод о том, какие причины оказывают влияние на размещение населения по территории страны.
Практическая работа № 2
Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения
По переписи 1989 г. в России выделено 130 народов. Каждый из народов отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, а также по трудовым навыкам. По языковой принадлежности народы России относят к 4-м языковым семьям: индоевропейской (89% населения), алтайской (6,8%), кавказской (2,4%) и уральской (1,8%). В состав языковых семей входит много языковых групп.
Цели работы:
1. Определить крупнейшие народы Российской Федерации и особенности их размещения.
2. Продолжить формирование умения работать с картами и статистическими материалами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
Пользуясь табл. 13 учебника на с. 40, определите крупнейшие народы.
Анализируя карту атласа «Народы» на с. 13, определите основные районы размещения крупнейших народов.
Крупнейшие народы
Районы компактного проживания
Индоевропейская
1. 2. 3.
Алтайская
1. 2. 3.
Уральская
1. 2. 3.
Кавказская
1. 2. 3.
Сделайте вывод: какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?
Практическая работа № 3
Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства страны
Цели работы:
1. На основе анализа статистических материалов определить изменение числа занятых в сферах народного хозяйства.
2. Продолжить формирование умения анализировать статистические материалы, делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
1. Изучите табл. «Распределение населения России, занятого в народном хозяйстве, по отраслям» (в %).
Отрасли народного хозяйстваГоды
1940
1960
1980
1990
1993
Всего
Промышленность и строительство
Сельское и лесное хозяйство
Транспорт и связь
Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; образование, культура и искусство; наука и научное обслуживание
Аппарат органов управления, финансы, кредитование и страхование
Другие отрасли (жилищно- коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.)
2. Посмотрите, какие указаны отрасли народного хозяйства и как изменилось количество занятых в этих отраслях за указанный период (с 1940 по 1993 гг.). 2. Ответьте на вопросы:
какие отрасли относятся к производственной, а какие - к непроизводственной сфере?
Подсчитайте количество занятых в обеих сферах в 1980 и 1993 гг.
Какая сфера на современном этапе имеет наибольшее число занятых?
Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы? Чем они вызваны?
Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере? Почему?
Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства? Будет ли она сохраняться и в последующие десятилетия? Обоснуйте свою точку зрения.
Краткие выводы запишите в тетрадь.
Практическая работа № 4
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам
Цели работы:
1. Определить главные районы размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
2. Закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоемким, какие - к металлоемким.
Проанализируйте экономическую карту атласа на с. 28-29. В каких районах страны будет преобладать трудоемкое, а в каких - металлоемкое машиностроение?
Обоснуйте сделанный вывод.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Примеры
отраслей
Особенности производства
Основные
районы размещения
Факторы
размещения
Трудоемкое
Металлоемкое
Практическая работа № 5
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
Цели работы:
1. Составить характеристику Печорского угольного бассейна,
2. Проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы.
Последовательность выполнения работы
Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на с. 131-13? и рис. 33 на с. 130, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.
Справочная информация
Угольная промышленность России находится в состоянии экономического кризиса. Какие общие экономические, социальные, экологические проблемы стоят перед регионами, в которых угольная промышленность имеет важное значение? Как решать эти проблемы? Давайте совершим небольшое путешествие за Полярный круг, в район Воркуты.
Печорский угольный бассейн расположен на севере Республики Коми, в районе Воркуты. Начал активно разрабатываться во время Великой Отечественной войны. После войны мощности угледобычи здесь были увеличены, возведены новые шахты, но в целом бассейн требует уже больших средств на модернизацию. Здесь добывается около 8% российского угля, причем высокого качества. Однако больших перспектив бассейн не имеет из за высокой себестоимости угля (поскольку он находится за Полярным кругом, шахтеры получают «северные надбавки», их зарплата в 2-3 раза выше, чем в других угольных бассейнах).
Но и сокращение добычи угля здесь осуществить сложнее. Если закрываются угольные шахты в каких-либо других угольных бассейнах, то в тех же городах и поселках можно создать новые производства, чтобы занять потерявших работу шахтеров. Создавать же новые производства в Заполярье экономически нецелесообразно - они будут убыточны.
3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, оформив результаты работы в виде таблицы.
План характеристики угольного бассейнаКраткие записи результатов работы
1. Название бассейна.
Вид добываемого угля (каменный, бурый)
2. Географическое положение
3. Запасы угля:
а) обшегеологические;
б) промышленные
4. Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов)
5. Объем добычи
6. Способ добычи
7. Качество добываемого угля
8. Себестоимость
10. Эффективность перевозок
11. Перспективы развития
Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влияют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бассейна?
Практическая работа № 6
Составление характеристики одной из металлургических
баз по картам и статистическим материалам
Цели работы:
1 . Познакомиться с основными металлургическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения металлургических предприятий.
2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.
Последовательность выполнения работы
Фронтально, устно
Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите основные металлургические базы страны.
Дайте характеристику каждой из них по плану:
а) географическое положение базы;
б) доля базы в общероссийском производстве проката;
в) основные месторождения железных руд и бассейны каменного угля, находящиеся на территории базы;
г) основные направления перевозок недостающего сырья;
д) главные центры производства металла.
На контурной карте
Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.
Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные месторождения используемого сырья.
Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.
С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла, отразите их специализацию.
Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий металлургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?
Практическая работа № 7
Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия
Цели работы:
1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения производства.
2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.
Последовательность выполнения работы
Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 50-51.
Изучив легенду карт, определите, какими условными обозначениями показаны центры выплавки меди и алюминия.
Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.
Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
цветной металлургии
Главные центры
Факторы, объясняющие
размещение
Металлургия меди
Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,
Медногорск)
И т.д.
Наличие медных руд
Металлургия алюминия
Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы)
Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию
И т.д.
Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размещении металлургии меди и алюминия?
Практическая работа № 8
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
Цели работы:
1. Познакомиться с основными химическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения химических предприятий.
2. Проверить и оценить умение составлять экономико-географические характеристики на основе анализа карт и статистических материалов.
Последовательность выполнения работы
Фронтально, устно
1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, назовите основные химико-лесные базы страны.
2. Дайте характеристику каждой из них по плану:
а) географическое положение;
б) база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;
в) используемое сырье;
г) доля базы (%) в химической и лесной промышленности России;
д) основные производства.
На контурной карте
Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.
Укажите основные месторождения используемого химического сырья.
С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры химической и лесной промышленности, отразите их специализацию.
Сделайте вывод: какие факторы размещения химической промышленности оказались наиболее действенными при формировании сибирской химико-лесной базы?
Практическая работа № 9
Определение по каргам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
Цели работы:
1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.
2. Проверить и оценить умение анализировать экономические карты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные районы производстваЗерновые культуры:
рожь пшеница кукуруза рис
Технические культуры:
лен
сахарная свекла подсолнечник
Оленеводство
Скотоводство:
молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство
Свиноводство
Овцеводство
Сделайте вывод : от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?
Практическая работа № 10
Составление схемы производственных связей на примере одного из районов (по выбору учителя)
Цели работы:
1. Установить производственные связи Центральной России с другими районами как внутри нашей страны, так и за рубежом, отразить выявленные производственные связи с помощью картосхемы.
2. Проверить и оценить умение работать с различными формами предъявленного учебного материала, отражать результаты работы в знаковой форме.
Последовательность выполнения работы
Нанесите на контурную карту границы района.
Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся справочные материалы, нанесите на контурную карту (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) те природные ресурсы, которыми богат район.
С помощью круговых диаграмм укажите крупные промышленные центры и отразите специализацию этих промышленных центров.
Нанесите крупные предприятия, имеющие общероссийское значение.
Пользуясь текстом учебника, картами атласа, установите, откуда район получает недостающие природные ресурсы, потребность в которых при данном уровне развития производства очень велика.
Стрелками различного цвета покажите ввозимую и вывозимую продукцию, сырьевые материалы. При характеристике производственных связей постарайтесь точнее показать районы поставки топлива, сырья, продовольствия.
Сделайте выводы:
1. В чем можно видеть перспективы развития производственных связей данного района?
2. Какое влияние производственные связи оказывают на развитие экономики района? Приведите конкретные примеры.
Практическая работа № 11
Сравнительная характеристика хозяйства двух районов (по выбору учителя)
Что представляете вы, когда слышите словосочетание «Дальнии Восток», если вы никогда там не бывали? Дикие горы? Свинцово-серые морские волны? Хмурую тайгу? Карту страны со знакомыми с детства названиями в самом правом углу - Камчатка, Сахалин, Владивосток... Говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаемая работа в какой-то мере поможет вам увидеть Дальний Восток.
Цели работы:
1 . Выявить специфические черты хозяйства Дальнего Востока, его хозяйственную специализацию.
2. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Последовательность выполнения работы
1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),
сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравненияСравниваемые районы
Черты
Причины,
определяющие сходство и
различие
Восточная Сибирь
Дальний
Восток
сходства
различия
1. Население и площадь
2. ЭГП и ПГП
3. Условия и ресурсы
4. Специализация промышленности
5. Специализация сельского хозяйства
6. Участие в разделении труда (внешние связи)
Практические работы к курсу «География» 8 класс
Практическая работа №1
Географическое положение России
Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ
Ход работы
Используя текст учебник, план а и карты атласа дайте характеристику ГП России
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу России;
Определите протяжённость России с севера на юг по 100 о в.д. и с запада на восток по 60 о с.ш. (до залива Шелихова);
Подпишите названия приграничных с Россией государств;
Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
Практическая работа №2
Решение задач на определение поясного времени
Цель работы: формирование умений определять поясное время
Ход работы
1 вариант.
1.Определить местное время вЯкутске, если в Мурманске полдень.
2.Опрелить поясное время в Анадыре, если в Санкт - Петербурге 10 часов утра.
3.Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов.В каком часовом поясе находится этот пункт?
4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Якутска в Москву?
5. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 пояс) самолет, вылетевший из Новосибирска (5 пояс) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 5 часов.
2 вариант.
1.Определить местное время Верхоянска, если в Новосибирске полночь.
2. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 15 часов.
3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот пункт?
4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Анадыря в Якутск?
5. Самолет вылетел в 9 часов по местному времени из Якутска (8 пояс) в Москву (2 пояс). Когда по московскому времени совершит посадку в Москве самолет, находившийся в полете 5 часов.
Практическая работа №3
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа
Цель работы: познакомиться с основными формами рельефа России
Ход работы
Используя текст учебника и карты атласа, отметить на контурной карте основные формы рельефа России, выделенные курсивом в тексте параграфа
Практическая работа №4
Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых
Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми
Ход работы
Территория | Тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Полезные ископаемые |
Западно-Сибирская равнина |
Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми
Практическая работа №5
Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов
Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой
Ход работы
Используя карты атласа, текст и карты учебника, заполните таблицу:
Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год) | Средняя температура января | Средняя температура июля | Годовое количест- во осадков | Коэффициент увлажнения |
||
Мурманск Астрахань |
Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха, осадков и испаряемости
Практическая работа №6
Характеристика реки по плану
Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую, климатическую карты, карту водных ресурсов и климатограммы атласа, карту экологических проблем, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
Вариант 1 - Лена
Вариант 2 - Амур
Географическое положение реки на территории России (в какой части России протекает река);
Местонахождение истока реки, направление течения, устье;
К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
Источники питания реки
Тип водного режима
Падение и уклон реки
Характеристика течения
Хозяйственное использование реки
Вывод: Отчего зависит падение реки, питание и ее режим?
Практическая работа №7
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон
Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне
Ход работы
Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу, опишите природную зону степей.
Географическое положение
Климат (температура января, июля, количество осадков, увлажнение)
Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни)
Типичные животные и их приспособленность к условиям обитания
Практическая работа №8
Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом их природных районов.
Ход работы
Особенности географического положения
Особенности климата
Особенности внутренних вод
Особенности почв
Особенности растительного и животного мира
Природная зона, в которую входит район
Сделайте вывод об условиях жизни и деятельности человека, о приспособлении человека к жизни в экстремальных условиях.
Практическая работа №9
Географическое положение Ивановской области
Цель работы: сформировать умение оценки географического положения своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу
Ход работы
По карте на стр. 4 определите, в каком природном районе находится Ивановская область.
По карте на стр. 5 выясните, с какими областями и где граничит Ивановская область.
Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток.
Чему равна площадь нашей области?
Сколько административных районов выделяется на территории нашей области?
Определите географические координаты Иванова и Приволжска.
Практическая работа №10
Оценка природных условий Ивановской области .
Ход работы
1.Какова высота местности в Ивановской области?
2.В какой части области встречается наименьшая высота? Чему она равна?
3. Какие полезные ископаемые есть в Ивановской области?
4.В каком климатическом поясе находится Ивановская область?
5. Чему равна средняя температура января и июля? (Указать где)
6.Чему равно наибольшее количество осадков?
7. Где на территории области наблюдалась самая низкая и самая высокая температуры? Какие?
8. К бассейнам каких рек относятся все реки Ивановской области?
9. Назовите 2 самых крупных озера области
10. Охарактеризуйте почвы Приволжского района
Практическая работа №11
Оценка природных ресурсов Ивановской области
Цель работы: сформировать умение оценки природных ресурсов своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу
Ход работы
1. Используя карты атласа ивановской области и дополнительную литературу, дайте характеристику:
А) агроклиматическим ресурсам
Б) минеральным (количественная и качественная оценка)
В) почвенных ресурсов
Г) водных ресурсов
Д) биологических ресурсов
2. Вывод: дайте оценку природных ресурсов для развития хозяйства Ивановской области
Тип урока: Урок формирования умений
Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.
Задачи:
1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.
2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.
3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие.
Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.
Актуализация: Давайте вспомним
Показывается природная зона, а ученики ее называют.
1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)
2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?
3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?
4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?
5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?
6. Приведите ПК различного масштаба?
7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)
8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?
9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?
А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.
Ход работы.
Территория
Климат
Природные
зоны
Почва
Растительность
Животный
мир
Полуостров
Ямал
Астраханская область
Остров Врангеля
Закрепление и подведение итогов:
1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?
2. Между растительностью и почвой? Пример
3. Между растительностью и животным миром? Пример
4. Между климатом и растительностью? Пример
5. Между климатом и животным миром? Пример
Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?
В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.
Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.
1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.
Итог урока: Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.
Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?
Выставление оценок
Дидактический материал для урока
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Цель работы:
Ход работы.
Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.
Территория
Климат
Природные
зоны
Почва
Растительность
Животный
мир
Полуостров
Ямал
Астраханская область
Остров Врангеля
Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.
Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».
Цель работы:
Ход работы.
Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.
Территория
Климат
Природные
зоны
Почва
Растительность
Животный
мир
Полуостров
Ямал
Астраханская область
Остров Врангеля
Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.
Цель работы: формирование умений на конкретных приме-рах показывать взаимосвязи, существующие между природ-ными компонентами в природной зоне.
Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно-растительного покрова при движении с севера на юг.
Профиль может быть выполнен на отдельном листе, кото-рый вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить про-филь и в своих тетрадях.
Затем учащиеся отвечают на вопро-сы, подтвердив свои ответы фактическими данными, получен-ными при анализе профиля:
1. Как изменяются основные виды почв при движении с се-вера на юг по Восточно-Европейской равнине?
2. Как изменяется плодородность почв и от чего она зави-сит?
3. Как и почему изменяется характер растительности?
После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вы-вод о зависимости, существующей между почвой и типом рас-тительного покрова.
Для доказательства взаимосвязи между характером расти-тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные ле-са, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.
Практическая работа может быть проведена на основе ана-лиза различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природ-ных компонентов (таблица):
Таблица
Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору).
Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложен-ную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (таблица).
В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.
Таблица. Природная зона — тундра
ЛИТЕРАТУРА
1. Аквилева Г. Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. Пособие для учителя.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М., 2001.
3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей. [Текст] / В.П. Герасимов. - М., 1997.
4. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учебное пособие для учащихся пед. Уч-щ по специальности «Учитель начальных классов». [Текст] / В.П. Горощенко, И.А.Степанов. - М., 1984.
5. Детская энциклопедия «Я познаю мир». - М., 1998.
6. Изучаем природу Земли. Творческие задания, практические работы, моделирование и эксперимент по естествознанию. [Текст] / О.М. Краснова, Е.И. Белякова. - Р-н/Д, 1996.
7. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2-3 класс к учебному комплекту А.А. Плешакова. [Текст] / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. - М., 2006.
8. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание. Землеведение и краеведение. [Текст] / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг. - М. 2002.
9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. [Текст] / В.М. Найдыш. - М., 1999.
10. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. Для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». [Текст] / В.М. Пакулова, В.И.Кузнецова. - М., 1990.
11. Природоведение. Методическое пособие к учебнику «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. [Текст] / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, Н.И. Сонин. - М., 1998.
13. Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 1-2 класс к учебному комплекту А. А. Плешакова. [Текст] / Е.П.Фефилова, Е.А. Поторогина. - М., 2004.
14. Хрестоматия по зоологии. [Текст] / Сост. С.А. Молис. - М., 1971.
15. Энциклопедический словарь «Естествознание». - М., 2002.
16. Энциклопедический словарь географических терминов. [Текст] / Под ред. С.В. Калесника. - М., 1968.
17. Энциклопедия для детей «Аванта +». - М., 2001.
Итоговая практическая работа
Итоговая практическая работа
1. Тема: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки.
2. Образовательные задачи:
1. Углубление и расширение знаний о взаимосвязи компонентов природного комплекса на примере влажных экваториальных лесов и саван Южной Америки.
2. Формирование умений комплексного использования различных карт атласа.
3. Сделать вывод не только о наличии взаимосвязи между компонентами внутри комплекса, но также и о их зависимости от географического положения той территории, на которой расположен комплекс.
Провести сравнение природных комплексов двух различных природных зон Южной Америки (влажных экваториальных лесов и саван) и сделать вывод о зависимости между компонентами внутри комплекса и географического положения на которой расположена данная природная зона. Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблицы.
4. Источники знаний, на основе которых выполняется работа:
Учащиеся анализируют карты атласа: физическая карта Южной Америки, климатическая, природные зоны, почвенная карта и текст учебника « География материков и океанов»- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв № 40 – 44.
5. Способы познавательной деятельности учащихся:
Предлагаю выполнить данную работу на основе анализа карт атласа и текста учебника в форме сравнения двух природных комплексов Южной Америки. Результаты работы и полученные выводы учащиеся оформляют в виде таблицы. Анализ таблицы даёт возможность показать учащимся различие между природными компонентами и природными условиями (рельеф, климат), оказывающим влияние на качественное содержание компонентов в зависимости от географического положения той территории, на которой формировался рассматриваемый комплекс.
6. Задание учащимся:
1. Ознакомить с приложением учебника « География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев на стр. 313 « Как правильно сравнивать»
2. Сравнить природные зоны Южной Америки: влажные экваториальные леса и саванны по следующему плану:
а. Географическое положение.
б. Природные условия: а) рельеф б) климат.
в. Природные компоненты: а) почва б) внутренние воды в) растительность животный мир.
г. Сделать вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и об их зависимости от географического положения.
7. Планируемый результат выполнения работы учащимися.
Природные условия и природные компоненты комплекса | Влажные экваториальные леса | Саванны |
1. Географическое положение | Расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса. | Занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий. |
2. Природные условия | ||
А) рельеф | Амазонская низменность | Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье. |
Б) климат | Экваториальный, жарко и влажно круглый год. | Субэкваториальный, четко выражены сухой и влажный (декабрь- май) периоды, частично в тропическом. |
3. Природные компоненты | ||
А) почва | Красно- желтые ферраллитные | Красные ферраллитные |
Б) внутренние воды | Река Амазонка и её притоки | Реки Ориноко, Парана, вдп. Анхель, вдп. Игуасу. |
В) растительность | Сейба, дынное дерево, шоколадное дерево, пальмы, фикусы,гевея | Злаковые и бобовые травы, пальмы, мимозы, бутылочное дерево, кебрачо. |
Г) животный мир | Ягуар, капибара, анаконда, колибри, туканы, попугаи | Олень, свиньи- пикари, броненосец, крокодилы, ягуар, пума, страус- нанду |
Вывод – Зона влажных экваториальных лесов занимает большую территорию в Южной Америке в следствие наличия обширных низменных равнин. Из–за влажного климата и богатым соединением железа почвы приобретают красноватый оттенок. Отсюда и название почвы – красные ферраллитные. Поступающие в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней, а также обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину. Рельеф равнинный и поскольку в этой природной зоне очень влажно, неудивительно, что здесь протекает самая полноводная река в мире – Амазонка. Характерные черты влажных экваториальных лесов Южной Америки (в сельвасе): они вечнозеленые, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветение и плодоношение круглогодичное. Местами лесные чащи непроходимы и солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому многие животные живут на деревьях или ночуют на деревьях.
Саванны в Южной Америки занимают меньшую площадь. Из–за двух сезонов сухого и влажного климата почвы также легко промываемые, но здесь растительный покров состоит из различных и бобовых растений. В сухой период из–за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется и растительный опад разлагается не полностью и поэтому накапливается перегной. В период обильных дождей природа оживает. Животные, как и растения приспосабливаются к сухому и влажному периоду. Реки также имеют сезонный характер режима, или полноводны и затапливают окружающие плоские пространства, или в сухой период сильно милеют. Реки стекают с плоскогорий (Гвианского, Бразильского) и поэтому здесь много порогов и водопадов – Игуасу, Анхель. Таким образом это очень разные, уникальные природные зоны расположенные в Южной Америке.