Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Презентация к уроку "этапы развития и современное хозяйство урала" презентация к уроку по геометрии на тему. Этапы развития хозяйства Этапы развития и современное хозяйство урала таблица

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Урал заселялся иначе. Урал и до революции был своего рода фильтром, отсеивающим из потока подневольных переселенцев людей своеобразной природы и специфических профессий. И не только мастеровых людей, но, как это не странно, жаловали здесь и мошенников, и фальшивомонетчиков. Местному начальству нужны были грамотные и сметливые подручные.

Сегодня ученые говорят не без основания о судьбе Урала, как культурного памятника промышленного развития России, где наряду со старинными предприятиями появляются новые фабрики металлургического и горнодобывающего производств. Российской металлургической промышленности 300 лет. Ученые историки, археологи считают подарком к юбилею – превращение Урала в заповедную зону и установление там музеев художественного литья, декоративной посуды, российской промышленной архитектуры 17–18 веков, оригинальных технических усовершенствований, истории горных разработок. К сожалению все это требует больших материальных затрат и большого человеческого труда. Однако, дивный Урал терпеливо ждет своего часа. Выразительный портрет горного края, мастеров умельцев и их творений не должны исчезнуть из памяти человеческой.

Литература

1. Алеврас Н.Н. Горнозаводской Урал: специфика провинциальной субкультуры – Челябинск, 2008.

2. Евсиков Е. Об Уральской земле и о «словесных дел мастере» П.П. Бажове – Челябинск, 2008.

3. Марков Д. Уральский край – Екатеринбург, 2007.

4. Уральцы как субэтнос // Уральский дайджест / под ред. Сидоркина М.Е., Екатеринбург, 2008.

Конспект урока географии в 9 классе

по теме «Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района».

Учитель географии ГБОУ СОШ № 390 Луневич И.Н.

Тип урока - изучение нового материала.

Форма проведения урока – практическая работа.

Способы действия учащихся : анализировать карты атласа и текст учебника, презентацию урока.

Цели:

Обучающие:

1.Изучение особенностей Уральского экономического района.

2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие

Учебно-методический комплекс:

  1. Физическая карта Уральского района;
  1. раздаточный материал: инструктивные карточки
  2. атласы, учебник (автор Алексеев А.И.)
  3. ИКТ(презентация)

План урока.

  1. 1. Организационный момент (2 минуты).
  2. 2. Повторение ранее изученного материала (10 минут).
  3. 3. Изучение новой темы (25 минут).
  4. 4. Закрепление изученного. (5 мин.)
  5. Рефлексия (3 мин)

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами начнём изучать Уральский экономический район.

Цели:

Изучить особенности Уральского экономического района.

Задачи:

Выявить значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;

Оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства;

Выделить этапы освоения территории Урала.

В начале урока вы получили инструктивные карточки для работы на уроке. Следуя инструкциям, вы оформляете работу в тетради. За каждое выполненное задание вы получите баллы. В конце урока баллы суммируются и вы сами выставляете себе оценку за урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Получите карточки-задания с вопросами по прошлой теме.

I вариант

II вариант

  1. В чем особенность географического положения Уральских гор?
  2. Назовите основные части Уральских гор.
  3. Какой склон Уральских гор получает больше атмосферных осадков? Почему?
  4. Истоки каких крупных рек находятся в Уральских горах?
  5. Назовите высочайшую вершину Уральских гор.
  1. Назовите основную причину незначительных высот Уральских гор.
  2. Какова специфическая черта рельефа Уральских гор?
  3. В какой части Урала экологическая ситуация наиболее острая? С чем это связано?
  4. Назовите природные богатства Уральских гор.
  5. В какое время года в температуре между северным и южным Уралом более значительны?
  1. Основная часть урока – изучение новой темы.

Учащиеся получают инструктивные карточки – задания по извлечению новой информации и ее анализу. Вся работа проходит самостоятельно. Учитель выполняет роль консультанта.

Приложение. Образец инструктивной карточки.

Тема урока: «Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района».

Твоя цель на уроке:

1)Познакомиться с этапами развития хозяйства Уральского экономического района.

  1. С отраслями специализации и факторами их размещения.

3)Определить состояние экономики Урала и показать значение Уральского района.

Входной контроль

Сначала проверим, как ты усвоил материал прошлого урока. Получи у учителя карточку и на отдельном листке, предварительно подписав его, выполни задание карточки. Сдай листок учителю.

Самостоятельное изучение нового материала

Внимательно прочитай содержание параграфа 42 на стр. 191-193

Запиши в тетрадь тему урока. Перед тобой карта учащегося с заданиями по теме урока. За каждое выполненное задание ты зарабатываешь баллы. В конце урока баллы суммируются, и ты сам выставляешь себе оценку. Будь внимателен, учись самостоятельно приобретать знания.

№ заданий

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

Баллы.

Какие субъекты Р.Ф.

входят в состав

Уральского

экономического района?

Укажите центры

субъектов федерации в

составе Уральского

района.

Укажите государства и

экономические районы, с

которыми граничит Уральский район.

Какими природными

ресурсами богат Урал?

Какие ресурсы явились

базой для развития

промышленности на

Урале?

Каких ресурсов на Урале

нет или недостаточно?

Какие этапы развития

промышленности Урала

можно выделить?

Отобразите на столбчатой

диаграмме отрасли

промышленной

специализации

Уральского района.

Работа с картой:

1) найдите центры черной

металлургии

2) цветной металлургии:

Центры выплавки меди

Центры выплавки алюминия

3) крупнейшие в Р.Ф. центры производства калийных удобрений.

4) центры производства:

Ж/д машиностроения

Автомобилестроения

Тяжелого машиностроения

Урал является одним из центров ВПК России. Приведи факты, свидетельствующие об этом

Определи виды продукции, по производству которых Уральский район занимает первое, второе и третье место в России.

2 6.

с. 184

Воспользуйся картой атласа с. 40-41 или учебником

1 б.

с. 184

2 6.

с.40-41

Учебник, с. 191-193

Учебник, с. 191

Пользуйся таблицей №2 приложений (с.275)

2 6.

3 6.

На диаграмме 0,5 см. - 10%

Пользуйся экономической картой Урала в атласе

1 б.

с.40-41 и текстом учебника с. 191-193

2 6.

Пользуйся учебником с. 68-69

Пользуясь таблицами №3,4 приложений в учебнике с.276-277 заполни таблицу:

10 б

5 б

Самооценка

Посчитайте количество заработанных баллов, оцените свой труд:

Более 22 баллов - «5» 18 баллов - «4»; менее 18 баллов - «3»

Рефлексия:

  1. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?
  2. Какой вид деятельности вам больше нравится: работать с картой, заполнять таблицу, отвечать на нестандартные вопросы?

Домашнее задание: ответь на вопросы в конце параграфа 42 (на стр.194)

4. Закрепление изученного

1. Какие территории входят в состав Уральского экономического района?

2. Удобно ли ЭГП Урала?

3. Какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Каких ресурсов нет или недостаточно?

4. Какие этапы развития промышленности Урала вы выделили?

5. Назовите отрасли специализации Уральского экономического района.

6. Каково значение Уральского района в хозяйстве страны.

5. Рефлексия

Учитель. Молодцы, справились с заданиями, хотя и не на все вопросы получены ответы. Это и хорошо: знание бесконечно. Но каждый из вас, хоть на короткий срок, стал исследователем, творцом. Вы ощутили радость открытий, собственную значимость. Спасибо вам.

6. Выставление оценок.


Разделы: География

Краткая аннотация урока: Предложенная модель уроков по географии России (тема “Уральский экономический район”) позволяет учащимся с помощью Интернет – ресурсов выявить значимость Уральского района, в том числе Оренбургской области, для хозяйства страны, оценить природные ресурсы для развития хозяйства, выделить этапы освоения территории, установить специфические черты населения, определить отрасли специализации территории, сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения. Уроки представлены в едином формате в виде презентации.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы учащихся на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Интернет рассматривается как средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, и кроме Интернет - ресурсов используются и другие технологии и виды работ: работа с картой, учебником. Разработанная презентация является некоторым эстетическим и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Учащиеся, работая в творческих группах, получают целостное представление о современном хозяйстве региона, проблемах и перспективах развития. У них формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Предложены методические материалы к проведению урока (Приложение 1 .)

Тема: “Уральский экономический район”

Количество часов – 3

Тип: уроки с применением ИКТ

Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская

Оборудование: компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, учебник, атласы)

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  3. Обучение школьников использованию Интернета

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

  • выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;
  • составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР
  • сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;
  • дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;
  • определить состояние экономики Урала и проблемы.

Способы действия учащихся:анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов, создание презентаций.

ПЛАН УРОКА.

Первый урок.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала на основе презентации (Приложение 2)

На экране 1-й слайд.

Учитель объявляет тему урока.

Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

На экране 2-й слайд.

Урал – опорный край державы,

Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец.

Переход к 3-му слайду.

Изучением Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 3-х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

На экране 4-й слайд.

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

  • Выявить
  • значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;
  • Оценить
  • природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;
  • Выделить
  • этапы освоения территории Урала;
  • Установить
  • специфические черты населения;
  • Определить
  • отрасли специализации УЭР;
  • Сформулировать
  • проблемы и выявить пути их решения.

Вопрос к классу:

Учитель: Что такое Урал?

На экране 5-й слайд.

Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:

  1. Это низкие горы.
  2. Это граница между Европой и Азией.
  3. Горы вытянуты с севера на юг.

На экране 6-й слайд.

А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

  1. Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  2. После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  4. Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.

Слайд – 7.

  • В состав Уральского экономического района входят 2 республики
  1. Удмуртия
  2. Башкирия

Коми-пермяцкий

  • 5 областей
  1. Свердловская
  2. Пермская
  3. Челябинская
  4. Оренбургская
  5. Курганская

На экране слайд – 8.

(Учащиеся проводят поисковую работу по сайтам).

Задача – создать презентацию, в которой отразить образ территорий, входящих в состав УЭР.

(создаются группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации по плану:

  1. Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).
  2. Население.
  3. Хозяйство (отрасли специализации);

(на работу отводится 30 минут урока, и внеурочное время)

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий. В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.
Управление Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории. Выбор сайтов

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

Интеграции В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.
Оценка Сравнить информацию из разных статей. Чтение текста. Отбор информации.
Создание Разработать документ в программе создания презентаций. Создание презентации.

Основные научные труды

2-ой урок.

Урок начинается с ответов учащихся. Каждая группа за 5-7 минут представляет выбранную территорию.

  1. Прочитайте в учебнике (стр.290-291) статью и выделите основные этапы освоение территории Урала.
  2. Почему на рубеже XIX-XX вв. хозяйство Урала вступало в полосу кризиса?

Слайд – 10.

Учитель: Известный геолог Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал

“жемчужиной минерального царства”, считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. Сложная геологическая структура Урала обусловила исключительные богатства и многообразие его ресурсов, а длительные процессы разрушения Уральской горной системы обнажили эти богатства и сделали их более доступными для эксплуатации.

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его уровень развития.

  1. Докажите, что природные ресурсы Урала в целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятны условия имеет Предуралье и юг Урала.
  2. Определите, какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Нанесите их на контурную карту.

Слайд – 11.

Урал – граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал множество влияний разных народов.

По предложенной таблице постройте диаграмму “Соотношение башкир, чуваш и удмуртов с 1936 по 2007 гг.”

Слайд - 12.

Используя Интернет-ресурсы:

  • Определите численность и плотность населения района. Оцените степень заселения территории УЭР.
  • Проанализируйте
  • динамику численности населения района. Сделайте выводы.
  • Оцените
  • урбанизированность района. Перечислите города-миллионеры Урала.
  • Составьте
  • рассказ о народах, проживающих на Урале.

Учащиеся выполняют работу на уроке и во внеурочное время.

3-ий урок.

В начале урока учащиеся представляют проделанную работу на прошлом уроке.

Хозяйство Урала стало складываться еще в начале XVII в., но особенно быстро развивается в начале XVIII в. после реформ Петра I. Вскоре район становится ведущей промышленной базой России. Урал, называемый “опорным краем державы”, вынес основную хозяйственную нагрузку в годы Великой Отечественной войны.

Современный Урал – один из наиболее насыщенных тяжелой индустрией районов России. Этот факт, а также низкий технический уровень большинства предприятий индустрии определили крайне высокую энергоемкость валового регионального продукта района.

Среди базовых отраслей промышленности ведущая роль принадлежит черной (18,8%), цветной (7,3%) металлургии, машиностроению и металлообработке (18,8%), а также химической и нефтехимической промышленности (7,2%).

Используя Интернет – ресурсы составьте характеристику

отраслей специализации района. (примеры работ учащихся – приложение 8 , приложение 9 )

Слайд – 14.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

В настоящее время Урал переживает очень тяжёлый период своей истории.

1.Определите основные проблемы УЭР.

2.Обоснуйте причины существования этих проблем и пометьте пути их решения.

Заключение:

  • В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов.
  • Природные ресурсы
  • Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. Здесь обнаружено 5 тысяч минералов и 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50. Однако многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Так же, некоторые природные ресурсы Урала либо исчерпаны, либо на грани исчерпания.
  • Население
  • Уральского экономического района только уменьшается. Естественное движение населения на Урале к концу 90-х годов приобрело отрицательное значение (-3,3 чел. На 1000 жителей в 1998 г.) и было только отчасти компенсировано положительным коэффициентом миграции(-2,9 на 1000 жителей).
  • Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - это всемирная интенсификация производства. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования.
краткое содержание других презентаций

«Уральский экономический район России» - Климат Уральского экономического района. Проблемы района. Перспективы развития района. Природа. Хозяйство и отрасли специализации. Транспорт. Уральский экономический район. Условия развития хозяйства. Население. Изображение уральского района. Карта уральского экономического района.

«Уральский экономический район» - Малахит среди уральских камней. Александрит. Эпиграф. Янтарь. Камень иллюзий. Яшма – второй по значимости камень Урала. Климат. Положение района. Родонит. Природные ресурсы Урала. Гора Народная. Золотистый селенит. Рельеф. Агаты. Географическое положение. Уральский экономический район. Алмазы. Переливчатый адуляр. Значимость Уральского экономического района. Нефрит. Мрамор. Состав Уральского экономического района.

«Уральский регион» - Флора. Геологическое строение. Особенности природы. Озера. Климат. Месторождения медноколчеданной руды. Славится Урал обилием самоцветных и поделочных цветных камней. Рельеф. Гари. Месторождения высококачественных железных руд. Территория увалистой полосы. Межгорные понижения. Истоки Печоры и Урала. Пойменные озера-старицы. Горные птицы. Рысь. Урал. Фауна носит смешанный характер. Близко расположенные хребты.

«Экономический район Урал» - Оборудование. Программное обеспечение. Тип урока. Какие ресурсы Урала явились базой для развития его промышленности. Реализация плана урока. Состав района. В чем проявляется пограничность Урала. Оценка ГП Урала. Географический диктант. Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец. Оценка обеспеченности Урала водными ресурсами. Основное содержание. Установите соответствие. Вид урока. Цель урока.

«Состав Уральского экономического района» - Природные условия. Народно-хозяйственный комплекс. Общая карта. Свердловская область. Топливо-энергетический комплекс. Г.Уфа. Оренбургская область. География России. Уральский экономический район. Ресурсы. Экономико-географическое положение. Курганская область. Соотношение мужчин и женщин. Коми-Пермяцкий автономный округ. Республика Башкортостан. Пермская область. Население. Добывающая промышленность.

«Характеристика Уральского экономического района» - Природные ресурсы УЭР. Этапы развития хозяйства. Промышленная специализация. Электроэнергетика. Уральский экономический район (УЭР). Границы УЭР. Население. Машиностроение. Цветная металлургия. Состав УЭР. Башкирия, Удмуртия, Пермский край. Сельское хозяйство. Нефте – и газоперерабатывающие заводы. Экономико-географическое положение района. Какие территории входят в состав Уральского экономического района.

1. Изучите по карте, какие промышленные цент-ры региона имеют наиболее полный набор «типич-но уральских отраслей» — черной и цветной метал-лургии, машиностроения и др. В каких областях и республиках Урала наблюдается их концентрация? Какие территории «выпадают» из такого списка? Ка-кие направления хозяйства получили там преиму-щественное развитие?

На социально-экономической карте Урала полный «типич-но уральский набор отраслей» (черная, цветная металлургия и машиностроение) имеет только Челябинск. Концентрация этих отраслей наблюдается в Свердлов-ской и Челябинской областях. В западных частях района (Пермском крае, Удмуртия и Башкирия) вместо цветной металлургии развита легкая и лесная промышленность. Полностью «выпадает» из такого состава Курганская область (машиностроение и пищевая промышленность).

2. Сопоставьте черную металлургию Урала и Центрально-Черноземного района. В чем их сход-ство и различие? Есть ли у каждого района свои преимущества и слабые стороны? Чем они обу-словлены?

Урал и Центрально-Черноземный рай-он дают основную массу черных металлов России, Урал — почти половину. Оба этих района первоначально базировались на собственном сырье. Только Уральские месторождения разрабатываются давно, с XVII в. и уже практически исчерпаны. Собственного сырья и технологического топлива на Урале почти нет, поэтому все приходится завозить из других районов страны и из Казахстана. Стареет и обору-дование. В районе значительно развита передельная металлургия, сохранилось много мелких старых заводов. Помимо этого существует много вспомогательных производств (ферросплавы, огнеупоры).

Курская магнитная аномалия была от-крыта в 1931 г. Обогащенная руда КМА отправляется не только на местные пред-приятия, но и за пределы района. Пере-дельная металлургия в Центрально-Черноземном районе практически не развита. Оборудование относительно современное. Имеется также единственный в России электрометаллургический завод (Старый Оскол), где железо восстанавливают пря-мо из руд, т. е. минуя одну стадию произ-водства — доменную.

3. Как вы думаете, в какие районы России и зару-бежные страны удобно поставлять продукцию лесо-промышленного комплекса Урала, используя воз-можности географического положения региона?

Это должны быть близкорасположен-ные (пограничные) страны и регионы, на-ходящиеся в лесодефицитных районах. Например, юг европейской территории России: Поволжье, Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район; из зару-бежных стран — Казахстан, Узбекистан.

4. Сравните сельскохозяйственную специализа-цию южных районов Урала и районов Поволжья и Центра России, расположенных в тех же широтах. Какие отрасли являются общими? Чем это можно объяснить? Материал с сайта

На карте сельскохозяйственных райо-нов эти территории попада-ют в один район — зерново-животновод-ческий со значительными посевами кар-тофеля, овощей и технических культур. Это неслучайно, потому что общими для этих территорий являются и основные черты климата, только с запада на восток увеличивается его континентальность. Значительная часть сельскохозяйствен-ной продукции Урала потребляется вну-три района, так как городское население района значительно. Из отраслей специ-ализации можно выделить производство льна в Удмуртии, сахарной свеклы и меда в Башкирии, твердых сортов пшеницы в южных регионах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сопоставьте чёрную металлургию урала и центрально- черноземного района. в чём их сходство и различие? есть ли у каждого райоона
  • хозяйство урала кратко
  • сравните сельскохозяйственную специализацию южных районов Урала и районов поволжья и центра россии, расположенных в тех же широтах. какие отрасли являются общими?
  • этапы развития и современное хозяйство урала
  • мини реферат тема Этапы развития и современное хозяйство