Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми. Эмоциональный интеллект — из чего он состоит Контролирование своих эмоций

Эмоциональная компетентность важна для людей любого возраста и рода занятий. Она позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять родные ценности, добиваться поставленных целей. имеет прямую связь с уровнем личной эффективности. Такой навык не даётся с рождением, он является результатом усердной работы над собой и своими привычками.

  • Содержание:

Понятие эмоциональный интеллект

Само понятие появилось в конце 20 века благодаря Дж. Мейеру и П. Сэловею, определявшими его как осознание и управление собственными эмоциями , а также эмоциями других людей. Это один из ментальных навыков, находящийся в ряду прочих личностных качеств человека.

В широком понимании — это умение обрабатывать поступающую информацию, которая содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации. Он является составной частью общего понятия социальный интеллект .

Основные составляющие

Управление собой и другими можно представить в виде пирамиды, в фундаменте которой лежит осознание себя, а на вершине — владение общей ситуацией, умение повернуть её в нужное русло. Поступательное движение к вершине и есть личностный рост человека.

Самосознание

Самосознание необходимо для анализа собственных эмоций. Нужно учиться выявлять взаимосвязь между проявлением своих настроений и последствиями, каким образом то или иное поведение влияет на окружающих. Понимание себя это первый шаг к пониманию окружающих и база для управления собой.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Наше внутреннее состояние напрямую влияет на восприятие окружающего мира, формируя соответствующий образ мыслей. Сообразно мыслям мы начинаем действовать. Поддерживая высокий эмоциональный фон, можно легко и быстро решать вопросы, заряжая окружающих позитивной энергией. С негативными ощущениями также надо уметь работать, прорабатывать их и отпускать, иначе запущенные отрицательные мысли могут стать причиной болезней.

Самомотивация

Начать движение по целям помогает особый настрой. Верно установленные ценности не требуют дополнительной мотивации, вас несёт в потоке событий в нужном направлении. При возникновении трудностей необходим самоконтроль, умение отказать себе в сиюминутных удовольствиях ради большой цели. Формула «Плохо сейчас, хорошо потом» не позволит отступить от намеченного плана. Если цели родные, в большей степени нужна самодисциплина, нежели мотивация. Таким образом развивается воля к действию .

Распознавание эмоций окружающих

Кто умеет контролировать себя и имеет желание действовать, получает доступ к следующей ступени — возможности улавливать социальные сигналы, несущие в себе информацию о настроении и переживаниях окружающих людей. Зная свои слабости и способы их преодоления, человек тонко чувствует настроения окружающих. Один из показателей общего уровня интеллекта — умение распознать эмоциональное состояние собеседника. В этом случае можно выбрать модель поведения и взять ситуацию в свои руки.

  • распознавание эмоций окружающих + воля к действию = управление ситуацией

Управление отношениями

Через работу над собой зарождаются лидерские качества. На вершине эмоциональной осознанности приходит понимание законов человеческих отношений. Уверенный в себе, спокойный, проницательный, волевой — всё это характеристики сильного лидера. Каждый руководитель обязан продолжать саморазвитие в области эмоционального интеллекта, применяя новые знания на практике. Иначе он рискует попасть под влияние более сильной личности и утратить нити управления. Переворот может произойти как внутри руководимой им группы, так и путём поглощения со стороны.

Темп жизни постоянно ускоряется, возрастает частота и интенсивность нагрузок на нервную систему. Тревожность, тоска, беспомощность, стрессовые реакции - все эти негативные симптомы являются результатом низкого уровня эмоциональной культуры . Увеличивается число людей, у которых проявляется непринятие собственной личности, непонимание и отвержение окружающих.

Если вас что-то не устраивает в других, проще изменить собственное отношение к ситуации, чем пытаться всех переделать. Вместо предъявления требований к окружающим, следует для начала повысить требования к себе. Хороший руководитель это эмоционально компетентный человек. Эффективное управление коллективом возможно тогда, когда вы в ладу с самим собой.

  • путь к управлению другими лежит через умение управлять собой

Можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект или записаться на специальные тренинги. Это должны быть в основном практические занятия в той последовательности, о которой мы написали выше. То есть начать движение от понимания себя и развития своей воли. Принимайте участие в командных играх, станьте судьёй в игровом виде спорта, организуйте мероприятие, найдите возможность выступить перед аудиторией. это мощный инструмент управления вниманием и настроением окружающих.

Тренировка эмоционального интеллекта важна в той же степени, как и физическая подготовка. Людям свойственно ослаблять усилия, погружаясь в зону комфорта. В запущенных стадиях это приводит к потере уверенности в себе и снижению качества жизни. Покидать зону комфорта надо для выхода на новый уровень или возвращения прежней формы. Как и в спорте, набирать ход надо размеренно, постепенно повышая нагрузку. Фокус должен быть направлен на приобретение трёх групп навыков.

  • ЭИ = ЭН + КН + ПН

I. Эмоциональные навыки направлены внутрь своей личности:

  • определение настроений;
  • выражение эмоций;
  • определение интенсивности эмоций;
  • владение своими и управление чужими состояниями;
  • понимание того, когда действия основаны на эмоциональных импульсах;
  • умение контролировать импульсы;
  • умение направить эмоции для достижения определенных целей, воздержавшись от сиюминутных удовольствий.

II. Когнитивные навыки дают представление о себе в окружающем мире:

  • осознание настоящего момента, мысли о прошлом и будущем уместны только тогда, когда в этом есть польза;
  • умение ставить цели, предвидение последствий и поиск альтернативных путей;
  • усвоение поведенческих норм;
  • уважение чужого мнения и отличных точек зрения;
  • направление мыслей на решение проблем, исключая пустые переживания;
  • установление своей роли в обществе;
  • позитивная настроенность к себе, жизни и окружающим.

III. Поведенческие навыки направлены на совершение действий во внешнем мире:

  • умение вести себя сдержанно в любой ситуации;
  • совершенствование речевых навыков;
  • внутренний самоконтроль тела во избежание неосознанных движений;
  • придерживание здорового образа жизни.

Считается, что в деловой сфере нельзя полагаться на эмоции и они не должны влиять на результат. Однако в действительности эмоциональное взаимодействие в бизнесе очень важно, поскольку позволяет выработать эффективные решения и обеспечить их выполнение.

Надо правильно разграничивать понятия эмоциональный интеллект и эмоциональность . Последняя обнаруживает себя в нестандартном проявлении настроений, имеющем яркий и эксцентричный характер. Высокая интенсивность эмоций становится препятствием для принятия взвешенных решений, ими невозможно управлять, поэтому они идут во вред общему делу. Эмоции умеренной интенсивности содержат большой объём полезной информации.

Перемены настроения присущи всем без исключения людям, и часто определяют их поведение. Нобелевскую премию по экономике в 2002 году получил Даниэль Канеман. Он доказал, что эмоциональные факторы влияют на принятие важных экономических решений.

Связь лидерства и эмоционального интеллекта

В каждой общности есть человек, который стремится занять лидирующую позицию. Успеха достигает тот, кто имеет развитый эмоциональный интеллект . Это не всегда самый начитанный представитель коллектива, но тот, кто на деле не боится взять в свои руки ответственность за себя и остальных. Именно совокупность практических навыков и воля к действию определяют успех.

  • сильный лидер — эмоционально зрелая личность

Высокий уровень эмоционального интеллекта избавляет от пустых страхов и сомнений, делает понятными чужие мотивы, позволяет наладить эффективное взаимодействие с окружающими. Умение окружить себя профессионалами намного целесообразнее, чем делать всё самостоятельно. Сильный лидер умеет ставить чёткие цели, обладает высокой степенью самоактуализации, уверен в себе, умеет признавать свои промахи и ошибки. Иными словами, он способен проявлять эмоциональную зрелость.

Примеры успеха в развитии эмоциональной компетентности

Об эмоциональном интеллекте говорят уже давно, но не во всех странах ему уделяют одинаковое внимание. На Западе его преподают в школах и институтах, как основу успеха в трудоустройстве и личной жизни. Программы MBA делают упор на управление эмоциями и лидерство .

Зарубежный пример

Компания American Express с выводом на рынок нового продукта «Страхование жизни» столкнулась с огромным сопротивлением. Негативное отношение наблюдалось и у клиентов, и сотрудников, ведь данная услуга наводила на мысли о смерти. Агрессивный стиль продаж не сработал, нужно было срочно предпринимать эффективные меры. Тогда в American Express всех сотрудников отправили на обучение по развитию эмоционального интеллекта . В результате продажи резко увеличились.

Отечественный пример

В России концепция не так популярна, но в последнее время к ней стали относиться с повышенным интересом. Всё больше и больше компаний целенаправленно способствуют развитию эмоционального интеллекта своих сотрудников. Хорошим примером являются компании «СИБУР», «Сбербанк». Этот навык имеет хороший отклик в производственной сфере, где результат внедрений виден практически сразу.

Многие люди обладают талантами, умом и сообразительностью, но это не делает их состоятельными. Они часто находятся в одном шаге (знании) от полноценного преуспевания. Возможно, для вас это недостаточный уровень эмоционального интеллекта?

Эстер руководит небольшой сплоченной командой. Будучи добрым и отзывчивым человеком, она всегда учитывает потребности окружающих. Она умеет решать проблемы и видит в неудачах новые возможности. Она увлеченно работает и является образцом невозмутимости длял коллег. Руководителю Эстер повезло с подчиненной, и он часто хвалит ее за высокий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ). Эстер гордится своим эмоциональным интеллектом и радуется, что ей не нужно работать над ним в рамках программы по развитию лидерских качеств и навыков. Несмотря на позитивный настрой, Эстер кажется, что ее карьера стоит на месте. Ее производительность просто не соответствует критериям для повышения. "Вот тебе и эмоциональный интеллект", - думает она.

Эстер и ее руководитель попали в одну и ту же ловушку. Они определяют этот термин слишком узко. Они сосредотачиваются на умении Эстер общаться, проявлять чувства и нравиться подчиненным, однако забывают о других важных компонентах эмоционального интеллекта, которые требуются сильному и эффективному руководителю. В статье, недавно опубликованной на портале HBR отмечается, что доброму и положительному руководителю вроде Эстер может недоставать таких качеств, как умение сообщать сотрудникам плохие новости, возражать им при необходимости, внедрять изменения и нестандартно мыслить. Это свидетельствует отнюдь не о том, что уровень эмоционального интеллекта Эстер слишком высок, а о том, что ее навыки развиты неравномерно. За последние 30 лет мы изучили сильные стороны выдающихся лидеров и выработали оптимальную модель эмоционального интеллекта и лидерского мастерства. Мы очертили гармоничный круг способностей, благодаря которым лидер может справляться с вышеперечисленными трудностями.

Существует немало моделей эмоционального интеллекта с различными наборами способностей. Иногда эмоциональный интеллект называют EQ, по аналогии с коэффициентом интеллекта. Мы предпочитаем называть его EI. Эмоциональный интеллект состоит из четырех основных компонентов: самоанализа, самоуправления, социальной осведомленности и управления отношениями. С этими четырьмя компонентами напрямую связаны 12 приобретаемых компетенций, которые определяют производительность работы руководителя (см. таблицу). Эстер обладает несколькими компетенциями - например, умением сопереживать, контролировать себя и позитивно смотреть на мир. Тем не менее, некоторые компетенции ей недоступны - например, стремление к достижениям, влиятельность, умение улаживать конфликты, работать в команде и воодушевлять окружающих. Компетенции из первой и второй групп требуют равной эмоциональной отдачи и обладают равным приоритетом для руководителя, который желает развиваться в правильном направлении.

Компоненты и компетенции эмоционального интеллекта

Самоанализ Самоуправление Социальная осведомленность Управление отношениями
Анализ собственных эмоций Управление своими эмоциями Умение сопереживать Влиятельность
Способность адаптироваться Обучение и наставничество
Стремление к достижениям Организационная осведомленность Управление конфликтами
Позитивный взгляд на мир Командная работа
Вдохновляющее руководство

К примеру, если бы Эстер умела управлять конфликтами, она бы не испытывала затруднений при раздаче отрицательных отзывов о работе подчиненных. Если бы она стремилась расширить свою зону влияния, она хотела бы давать подобные отзывы, потому что они помогают людям расти в профессиональном плане. Предположим, что у Эстер есть властный и жесткий коллега. Если бы она обладала сбалансированным набором компетенций, связанных с эмоциональным интеллектом, она бы обсудила проблемы с коллегой напрямую, вместо того, чтобы пытаться сгладить углы при каждой попытке взаимодействия. При этом способность контролировать свои эмоции помогла бы ей конструктивно рассказать собеседнику, что конкретно идет не так, как ей хотелось бы. Вся суть управления конфликтами заключается в том, чтобы поднимать проблемные вопросы. Кроме того, Эстер могла бы поработать над стратегией распространения влияния и объяснить коллеге, что она желает ему успехов и что если бы он последил за тем, как его стиль управления воздействует на окружающих, он бы понял, какую выгоду сулят изменения.

Аналогичным образом, если бы Эстер развивала свои способности к вдохновляющему руководству, она бы реализовала эти изменения с большим успехом. Руководитель с этой компетенцией умеет подбирать аргументы, которые взывают не только к тем, с кем он говорит, но и к нему самому, что дает всем мотивацию двигаться в нужном направлении. И в самом деле, некоторые исследования обнаружили тесную связь между уровнем эмоционального интеллекта, способностью внедрять изменения и стратегически руководить.

Таким образом, для достижения успеха лидер должен развить в себе компетенции, связанные с уровнем эмоционального интеллекта, и поддерживать баланс между ними. Только в этом случае от него можно ожидать великолепных результатов.

Как узнать, какую именно компетенцию следует развивать, особенно если вам кажется, что в некоторых областях у вас все в порядке?

Вернитесь к таблице и прочтите список повторно. Как было отмечено выше, существует несколько формальных моделей эмоционального интеллекта. Некоторые из них включают в себя инструменты для оценки. Выбирая инструмент, всегда учитывайте, насколько хорошо он позволяет предсказать результаты управленческой деятельности. Некоторые инструменты помогают исследовать самооценку. Они больше похожи на личностные тесты, формирующие "я-схему". Другие инструменты (например, коммерческий продукт MSCEIT, разработанный президентом Йельского университета Питером Саловеем и его коллегами) больше соотносятся с коэффициентом интеллекта.

Мы рекомендуем провести всестороннюю оценку, основанную не только на самоанализе, но и на взглядах тех, кто хорошо вас знает. Информация извне позволит оценить все компоненты эмоционального интеллекта, включая способности к самоанализу (если бы вы не анализировали свои действия, то как бы вы узнали о своей неспособности к самоанализу?). Точная оценка ваших достоинств и недостатков может исходить только от тех, с кем вы непосредственно работаете. Чем больше людей вы опросите, тем полнее будет общая картина.

По результатам исследований, формальная всесторонняя оценка, которая включает в себя систематические анонимные опросы подчиненных, не имеет никакой связи с личностью руководителя и коэффициентом его интеллекта, но при этом наилучшим образом предсказывает эффективность его действий, реальные результаты, степень вовлеченности в работу и удовлетворенности жизнью. В эту категорию попадает наша модель ESCI 360 (Emotional and Social Competency Inventory), разработанная в соавторстве с Korn Ferry Hay Group. Он позволяет оценить 12 компетенций на основании наблюдений за деятельностью лидера со стороны. Чем сильнее различия между тем, как он оценивает себя сам, и тем, как оценивают его окружающие, тем ниже его уровень эмоционального интеллекта и тем хуже результаты его деятельности.

Экология жизни: Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит...

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?»

Подтверждений этому много. Например, будущий миллиардер Пол Орфала в начальных классах не мог даже выучить алфавит и был отчислен из четырех школ. Его табель пестрил двойками и единицами. Школу юноша окончил кое-как – восьмым с конца в списке успеваемости (из книги «Копируй это») .

Известного всем Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий - он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой» (из книги «iKoна. Стив Джобс» Джеффри С. Янга, Уильяма Л. Саймона).

Эмоциональное лидерство

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте . У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ. Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Понятие «эмоциональный интеллект» многозначное и сложное. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» пишет, что он складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются:

  • в высоком уровне понимания себя,
  • в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение,
  • контролировать свои и чужие эмоции,
  • в умении принимать правильные решения,
  • способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Одно из важных проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.

Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство».

Гоулман выявил четыре составляющие эмоционального интеллекта . Высокие результаты в этих категориях гарантируют лидерам достижение максимально комфортных и гармоничных отношений с окружающими, уважение и доверие своих сотрудников, а значит - неизменный успех в управлении и руководстве.

1. Самовосприятие

Это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей. Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе.

2. Управление собой

Объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов. Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу.

3. Социальная восприимчивость

Понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур.

4. Управление отношениями

Это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения. Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.

Марина Мелия добавляет еще и 5-ю составляющую эмоционального интеллекта:

5. Умение принимать решения

В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Мелина Мелия обозначает пять ключевых слов, которые отличают людей эффективных, то есть умеющих принимать решения, от неэффективных.

Эти слова – осознание, реальность, критерий, ответственность и безальтернативность .

Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Эффективный человек способен увидеть максимально объективную картину, «посмотреть правде в глаза».

Эффективный человек всегда осознает, на основании чего (на основании каких критериев) он принимает решение в конкретной ситуации.

Эффективный человек никогда не перекладывает ответственность на чужие плечи.

И наконец, эффективный человек не возвращается на полпути к другим вариантам. Приняв решение, он твердо действует в выбранном направлении.

И еще один важный момент. Если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни . И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

По материалам книг Дэниела Гоулмана "Эмоциональное лидерство" и Марины Мелия "Бизнес - это психология"

Американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман считает, что наши эмоции играют в достижении успеха гораздо большую роль, чем это принято считать. В своей книге «Эмоциональный интеллект» Гоулман раскрывает все тайны наших эмоций и учит ими управлять.

Ниже мы расскажем о пяти главных составляющих эмоционального интеллекта, над которыми нужно работать каждому разумному человеку.

Знайте свои эмоции

Зачастую кажется, что наши чувства очевидны и мы можем сразу же в них разобраться. Однако как правило, при зрелом размышлении мы понимаем, как часто не замечали своего отношения к тому или иному событию. Либо понимали всю глубины собственных эмоций лишь спустя долгое время.

Возможность отслеживать собственные чувства имеет огромное значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол.

Что это даёт : Люди, более уверенные в своих чувствах, и которые вовремя успевают в них разобраться, демонстрируют впечатляющие результаты. Им проще принимать решения и они меньше сомневаются в их правильности.

Управляйте эмоциями

Порой каждый из нас выходил себя, то есть давал волю своим эмоциям. Вспомните, когда это произошло в последний раз? Как вы себя при этом чувствовали? Наверняка, вы пожалели о том, что сделали.

Умение справляться с чувствами и не давать их выходить за подобающие рамки - навык человека с развитым эмоциональным интеллектом.

Что это даёт: Люди, которым не хватает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством. А люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.

Мотивируйте самого себя

Исследования, проведенные при участии олимпийских чемпионов, музыкантов мирового класса и шахматных гроссмейстеров, показали, что всех их объединяет одна общая черта - способность находить для себя стимул неотступно следовать определенному режиму тренировочных занятий.

Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий.

Что это даёт: Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.

Распознавайте эмоций других людей

Все мы живём в социуме и каждый день общаемся с разными людьми. А одна из составляющих продуктивного общения - эмпатия - умение распознавать и прочувствовать эмоции окружающих.

Эмпатия зиждется на самоосознании. Чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела будем прочитывать чувства других людей.

Что это даёт: Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления.

Поддерживайте взаимоотношения

Как мы уже отметили, искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Умение сопереживать, находить общий язык, интересоваться и быть интересным - вот ключи к продуктивному и постоянному общению.

Что это даёт: Обладая способностями к общению, человек сумеет придать нужный характер случайной встрече, мобилизовать и воодушевить, преуспеть в интимных отношениях, убедить и приобрести влияние, успокоить и ободрить других.

Когда мир впервые узнал об эмоциональном интеллекте (EQ), это открытие сыграло роль недостающего звена в целом ряде исследований: люди со средними показателями IQ в разы превосходили людей с высокими показателями в 70 процентах случаев. Эта аномалия вызвала серьезные вопросы к концепциям, которые ставили IQ основным источником успеха.

Десятки исследований показали, что именно эмоциональный интеллект является критически важным фактором, который выделяет лучших сотрудников на фоне остальных. Эта взаимосвязь настолько высока, что 90 процентов лучших работников имеют высокие показатели эмоционального интеллекта.

«Нет никаких сомнений в том, что эмоциональный интеллект – более редкий навык, чем книжный интеллект, но мой личный опыт говорит о том, что этот навык гораздо важнее на пути к становлению лидером. Вы просто не можете пройти мимо него», - Джек Велч

Эмоциональный интеллект – это нечто неосязаемое, что есть в каждом из нас. Он влияет на то, как мы управляем своим поведением, как ориентируемся в сложных социальных взаимоотношениях и как принимает личные решения для достижения позитивных результатов.

Несмотря на всю важность эмоционального интеллекта, его неуловимая природа существенно усложняет понимание вашего личного уровня EQ и способов, которыми вы могли бы его повысить. Вы всегда можете пройти научно подтвержденный тест, вроде того, который идёт вместе с книгой «Эмоциональный интеллект 2.0».

К сожалению, качественные (научно подтвержденные) тесты EQ не бесплатны. Поэтому я проанализировал данные, полученные TalentSmart во время исследования более миллиона людей, чтобы определить, какое поведение является показателем низкого уровня эмоционального интеллекта. И эти типы поведения вам следует немедленно устранить из своего репертуара.

1. Вы легко впадаете в стресс

Когда вы накапливаете ваши чувства, они быстро выстраиваются в плотное ощущение напряжения, стресса и отчаяния. Нереализованные эмоции нагружают разум и тело. Ваши навыки эмоционального интеллекта помогают вам избегать стрессовых ситуаций, вовремя замечая их и стараясь не доводить конфликты до предела.

Люди, которые не умеют пользоваться своим эмоциональным интеллектом, склонны к неумению управлять своим собственным настроением. Они вдвое чаще испытывают отчаяние, депрессию, употребляют наркотики и алкоголь и даже задумываются о суициде.

2. Вы испытываете проблемы с самоутверждением

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют находить баланс между хорошими манерами, сочувствием, добротой и способностью к самоутверждению и установлению границ. Эта тактическая комбинация является идеальным способом справляться с конфликтами. При столкновении большинство людей занимают пассивную или агрессивную позицию. Люди с развитым эмоциональным интеллектом сохраняют баланс и сохраняют контроль, фильтруя свои эмоциональные реакции. Это позволяет им нейтрализовать сложных и токсичных людей, не делая из них собственных врагов.

3. У вас ограниченный эмоциональный словарный запас

Все люди испытывают эмоции, но лишь немногие могут чётко описать, что именно они чувствуют. Наше исследование показало, что только 35 процентов людей могут сделать это, что крайне критично, потому как неозвученные эмоции зачастую приводят к недопониманию, что, в свою очередь, ведёт к иррациональным выборам и контрпродуктивным действиям. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта управляют своими эмоциями, потому что они понимают их, и они используют широкий словарный запас, чтобы описывать свои чувства. В то время как многие люди описывают своё состояние простым «плохо», люди с развитым эмоциональным интеллектом могут указать, что они ощущают себя «раздраженными», «разочарованными», «подавленными» или «обеспокоенными». Чем более специфичное слово вы сможете выбрать, тем лучше вы дадите понять, что вы испытываете в данный момент, что послужило тому причиной и как вам с этим справиться.

4. Вы делаете быстрые предположения и рьяно из защищаете

Люди с недостатком эмоционального интеллекта быстро выстраивают собственное мнение и поддаются под натиском предубеждений, из-за чего они обращают внимание только на свидетельства, которые подтверждают их точку зрения, а все остальные факты оставляются проигнорированными. В большинстве случаев они спорят до тошноты, чтобы другие поддержали их точку зрения. Такой тип мышления особенно опасен для лидеров в тех случаях, когда их необдуманные идеи становятся стратегией для целой команды. Люди с развитым эмоциональным интеллектом долго обдумывают свои мысли, потому что они знают, что их первоначальное мнение могло быть вызвано эмоциями. Они дают себе время на размышления, чтобы тщательно проработать идею и определить её возможные последствия. Затем они сообщают о своих идеях другим самым эффективным способом, уделяя внимание чужому мнению.

5. Вы таите обиды

Негативные эмоции, которые идут рука об руку с обидами – это, по сути, реакция на стресс. Одно лишь обдумывание таких ситуаций вводит ваш организм в режим бей-или-беги – древний механизм выживания, который ставит перед вами выбор: встать и сражаться или бежать далеко в горы, чтобы не столкнуться с проблемами. Когда угроза только надвигается, такая реакция невероятно важна для вашего выживания, но, когда угроза становится моментом прошлого, обида может опустошить ваш организм и вызывать негативные последствия для вашего здоровья в будущем. Исследователи из Университета Эмори показали, что сохранение стресса приводит к повышенному кровяному давлению и проблемам с сердцем. Затаенные обиды означают, что вы сохраняете стресс, поэтому люди с развитым эмоциональным интеллектом стараются избежать этого любой ценой. Умение забыть об обидах не только заставляет вас чувствовать себя лучше, но также и улучшает ваше здоровье.

6. Вы не отпускаете свои ошибки

Люди с развитым эмоциональным интеллектом сохраняют дистанцию между собой и своими ошибками, но не забывают о них. Сохраняя свои ошибки на безопасном расстоянии, чтобы о них можно было вспомнить при необходимости, они сохраняют возможность адаптироваться и улучшиться для будущего успеха. Данный навык требует высокого уровня самосознания, чтобы пройти по канату между зацикливанием и воспоминаниями. Слишком долгое зацикливание на собственных ошибках заставляет вас беспокоиться и делает вас стеснительными, но забыть об ошибках – значит рискнуть повторить их вновь. Секрет сохранения баланса лежит в вашей способности превратить провал в возможность для улучшения. Это создаёт задел для возвращения в строй каждый раз, когда вы испытываете провал.

7. Вы часто чувствуете недопонимание

Когда вы испытываете недостаток эмоционального интеллекта, вам сложно определить, как вас понимают другие люди. Вы чувствуете недопонимание, потому что вы не доносите свой посыл таким способом, чтобы люди могли его понять. Даже с большой практикой люди с развитым эмоциональным интеллектом знают, что они не всегда доносят свои идеи идеально. Они отслеживают моменты, когда люди не понимают их идей, улучшают свой подход и затем объясняют свои идеи в более понятном виде.

8. Вы не знаете о собственных «спусковых крючках»

У каждого человека имеются собственные «спусковые крючки» - ситуации и люди, которые заставляют их вести себя импульсивно. Люди с развитым эмоциональным интеллектом изучают свои «спусковые крючки» и используют эти знания, чтобы обходить ситуации и людей, чтобы не сорваться на них.

9. Вы не злитесь

Эмоциональный интеллект вовсе не говорит о том, что вам всегда нужно быть милым; он говорит о том, что вам нужно управлять собственными эмоциями, чтобы достигать самых лучших результатов. Иногда для этого необходимо продемонстрировать людям, что вы огорчены, грустны или разочарованы. Постоянное сокрытие своих эмоций под маской счастья и позитива – это не умный и не продуктивный выбор. Люди с развитым эмоциональным интеллектом проявляют свои негативные и позитивные эмоции, ориентируясь на ситуации, в которых они находятся.

10. Вы обвиняете других людей в том, как вы себя чувствуете

Источник эмоций находится внутри человека. Существует огромный соблазн обвинить в своём плохом настроении других людей, но именно вы должны взять ответственность за свои эмоции. Никто не может заставить вас испытывать то, чего вы сами не хотите. Иное мнение лишь тянет вас на дно.

11. Вас легко обидеть

Если у вас есть четкое понимание того, кем вы являетесь, другим людям довольно сложно сделать или сказать что-то такое, чтобы вывести вас из себя. Люди с развитым эмоциональным интеллектом уверенны в себе и открыты миру, что создает довольно сильный защитный слой. ВЫ даже можете смеяться над собой или дать другим людям посмеяться над вами, потому что в собственной голове вы можете провести линию между юмором и деградацией.

Подводя итоги

В отличие от IQ, ваш эмоциональный интеллект довольно податлив. Постоянно практикуя новые виды эмоционального поведения, ваш мозг выстраивает в голове дорожки, необходимые для того, чтобы сделать из этого поведения привычку. Вместе с постоянным использованием этих новых видов поведения ваш мозг уничтожает связи со старым поведением. Уже в скором времени вы начнете отвечать окружающим, используя свой эмоциональный интеллект, даже не замечая этого.

Travis Bradberry, entrepreneur.com. Перевод: Артемий Кайдаш

  • Психология: личность и бизнес