Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Особенности развития связной речи посредством детского театра. Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности. Механизм реализации проекта

Светлана Сухорукова
Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности»

Сообщение на педсовете

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельност

и ».

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса . Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время, как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса .

Перед педагогами возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс , чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения .

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи .

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек

бежит среди камней, нетороплива

И ты готов внимать ее поток.

И восклицать – О! как же ты красива!» (Е. Щукина) .

В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств для решения комплекса задач по развитию связной речи является . Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Возможности театрализованной деятельности очень широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи . В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

развиваются элементы речевого общения : мимика, жесты, пантомимика, интонация, модуляция голоса.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное , яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи . В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи . Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики , а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи .

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка . Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Сказка – это наиболее применяемый, эффективный, универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи . Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию , прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.

Таким образом, выявлены положительные возможности театрализованных игр в комплексном воздействии на основные психические и физиологические возможности ребёнка. Воспитательно-образовательный процесс , организованный средствами театрализованных игр обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру , формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности ребенка.

Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы :

Игры в кукольный театр ;

Игры-драматизации;

Игры-представления (спектакли) .

Речь ребенка и различные виды театра .

Пальчиковый театр способствует развитию речи , внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость , точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития "

Театр картинок и фланелеграф развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук , что способствует более успешному и эффективному развитию речи .

Вязаный театр Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи .

Театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие : помогает бороться с нарушениями речи , неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр , используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи . Целостное воздействие на личность ребенка : его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов ; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Игра-драматизация-самый «разговорный» вид . Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма , выразительности движений и речи , как игра-драматизация.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Театрализованная деятельность -это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей , обогащения словаря, развития мышления , воображения, творческих способностей.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С . В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно .

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи , звукопроизношения, навыков связной речи , темпа, выразительности речи . А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература.

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание , 2005.-N4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду . -М., 2006

3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду .

Творческий Центр, Москва, 2009.

Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

1слайд : Визитная карточка

Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»

Педагогический стаж :13 лет

Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»

Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу

Профессиональное кредо :

«Горжусь профессией своей за то,

что детство проживаю многократно»

2слайд : Тема

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »

3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)

Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :

1. Научно-исследовательские условия

2. Методические условия

3. Организационно-педагогические условия

Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

4 слайд :Актуальность.

Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :

Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;

Диагномтика по развитию речи показала ,что

Низкая речевая активность детей

Кроме того, существует проблема :

Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;

Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада

Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.

Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…

Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

6слайд. Цель и задачи

Перед собой я поставила следующую цель

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .

И такие задачи :

Развивать все компоненты устной речи ;

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

-Развивать литературную речь ;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;

Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;

Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.

7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.

8слайд :Деятельностный аспект

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.

9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях

10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )

Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….

11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )

В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.

12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )

Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.

13слайд :условия

Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.

14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности

Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….

15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста

Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.

16слайд : Знакомство с постановкой сказки

Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.

17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.

18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .

19 слайд :Результативность

У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ

Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»

Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мониторинг речевого развития

детей второй младшей группы






Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.








Введение
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой.
Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Но предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов.
Программы, связанные с развитием творческих способностей, используются отдельно от программ амплификации интеллектуального развития и литературного образования.
Единственное исключение составляют парциальные программы, ориентированные на развитие художественно-речевого творчества детей посредством театрально-игровой деятельности (программа «Арт-фантазия» А.Г. Чуриловой), а так же современные методические разработки (пособия А.И. Бурениной «От игры до спектакля», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр»).
Проанализировав работы по этому направлению, было решено, в межаттестационный период создать условия для развития связной речи у детей посредством театрализованной деятельности.
Исходя из вышеизложенного темой аналитического отчета является: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Цель аналитического отчета : проанализировать созданные условия для развития связной речи у детей через театрализованную деятельность.
Задачи отчета :
    Оценить эффективность работы по развитию связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
    Подобрать театрализованные игры, сценарии, пьесы для развития связной речи у детей, провести коррекционную работу по развитию связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
    Проанализировать полученный опыт, обобщить, наметить перспективы дальнейшей деятельности.
Объект : условия и средства, влияющие на развитие связной речи
Предмет : связная речь дошкольников в театрализованной деятельности.
Гипотеза : Использование театрализованной деятельности способствует развитию связной речи дошкольников.
    Аналитическая часть.
      Теоретический аспект проблемы
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой. Стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса.
КОП «Детство» предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка (приложение 1). Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметна, художественно - театральная и др. виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия.
Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи.
Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления.
Выбор театрализованной игры в качестве условия и средства развития связной речи обусловлен результатами анализа взаимосвязи между уровнями развития способностей детей.

1.2 Педагогическая диагностика
Таблица. Динамика уровня освоения разделов «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», «Развиваем речь детей»

Год

Уровень

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (театрализованная деятельность) «Развиваем речь детей» (связная речь)
2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г
Высокий 10% 15% 15% 20% 20% 25% 15% 20% 10% 15% 15% 20% 20% 25% 10% 15%
Средний 60% 60% 60% 60% 60% 60% 60% 70% 55% 50% 55% 60% 60% 60% 55% 70%
Низкий 30% 25% 25% 20% 20% 15% 25% 10% 35% 35% 30% 20% 20% 15% 25% 15%

Так результаты диагностического обследования детей показал недостаточно высокий уровень развития связной речи, при более высоком уровне развития пассивного словаря и игровых умений. Результаты по заданиям (Приложение 2).
По результатам диагностики уровня сформированности навыка связной речи у детей младшего дошкольного возраста можно отметить следующие недостатки:
    связные высказывания короткие;
    высказывания отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
    высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
    уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Из таблицы видно, что к подготовительной группе высказывания детей стали более связными, полными по объёму. Развитие выделенных речевых умений вызвало положительные изменения других показателей речи. Так, у большинства детей структура рассказов представлена всеми частями. В рассказах детей сократилось количество пауз и повторов. Речь их стала более плавной, ясной и доступной слушателям.
Это подтверждает необходимость использования театрализовано-игровой деятельности в качестве условия и средства речевого развития детей и, в особенности для развития связной речи.
1.3 Анализ условий деятельности: организация работы с детьми, коллегами и родителями.
Работа с детьми.
Подготовку детей к театрализации сказок осуществляла постепенно. Работая с малышами, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно я стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Я организовала просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Так как в основном дети плохо владели речью я начала знакомство с театральной игрой через игру имитацию:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Чтобы расширить словарный запас, развить грамматический строй речи и совершенствовать звукопроизношение, в работе с детьми применяла сказки, которые используют в своей работе логопеды.
Логопедическая сказка это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков (приложение 3).
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовала рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершенным действием.
Большое место занимало чтение художественной литературы, в процессе которого обращала внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем, заканчивается), на его языковые особенности. После того, как дети ответили, перед ними выкладывался пальчиковый театр, и детей просила рассказать сказку. В случае затруднения, оказывала помощь, которая заключалась в том, что начинала предложение, а детям нужно было добавить нужное слово.
Использовала инсценировки с игрушками, в которых главные герои - выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т.п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе (Приложение 4).
Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили их в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.
Использовала приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).
Параллельно обогащался детский словарь. Проводились игры типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывались игрушки, дети искали, что описано. Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учились подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" они подбирали прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т.п.).
К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь моей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Кроме того, дети осваивали разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные, и т.д.), а также умение водить куклу за настольной ширмой.
В нашей группе имеются следующие виды театров:
Пальчиковый театр (куклы – головки).
Театр би-ба-бо. (куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Однако допускается и выход водящего к зрителям с куклой на руке).
Теневой театр (плоскостные куклы на освещенном экране в виде силуэтов).
Театр игрушек (любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу).
Театр из картона (картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки).
Театр на фланелеграфе.
Театр рукавички.
Театр больших верховых кукол.
Театр кукол с «живой рукой».
Театр на магнитах.

Затем с детьми освоили мини постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".), провела цикл занятий «Кошки-мышки».
Игра ребенка за ширмой позволяет ему спрятаться и раскрыться одновременно. Если ребенок боится говорить, стесняется, то за ширмой он начинает говорить уверенно – это же не он говорит, а его герой.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставил ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Конечно, не все дети могут участвовать в спектаклях, ведь это игра для зрителей, а многие дети очень застенчивы. С такими детьми проводила игры-драматизации. Дети играли для собственного удовольствия, не задумываясь о том, интересно ли другим.
Игровые ситуации позволяли детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывали у детей большой интерес и переносились ими в самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью.
Вместе с тем, некоторым детям по-прежнему было трудно самостоятельно составить предложения по ситуации, они лишь договаривали отдельные слова, фразы.
С целью создания интереса и желания участвовать в последующей деятельности детей приглашали в комнату сказок. В ней их встречали Торопыжка и бабушка-сказительница. "Как сказки получаются? – спрашивала я у сказительницы. Она отвечала: "Сказок и рассказов я много знаю, люблю их рассказывать детям, а вот, как они получаются, не знаю, а может и знала да забыла. Стара я стала". Тогда обращались к детям с вопросами, которые помогали вспомнить, как сказки или рассказы могут начинаться, заканчиваться. ("С чего бы вы начали составлять рассказ или сказку?" Дети отвечали: "Жили-были...", "В некотором царстве...". "А я бы начала со слова: "Однажды..." и т.д.) "Как можно закончить рассказ или сказку?" - спрашивали у детей дальше. (Ответы: "Вот и сказке конец...", "Стали жить-поживать...").
В ходе занятия обращалось внимание на то, что и в рассказе, сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний были использованы готовые ситуации. Детям предлагала: "Помоги мне, пожалуйста. Я буду рассказывать свою историю (сказку), а ты показывать её". (Ребёнок внимательно слушал и расставлял фигурки на фланелеграфе или игрушки).
"Я уже приготовила игрушки, чтобы рассказать Олегу и Саше вчерашнюю историю. Ведь их не было в детском саду, но мне нужна твоя помощь. Ты очень внимательно слушал рассказ, а я забыла некоторые слова. Давай расскажем историю вместе".
"К нам пришли гости (3-4 ребёнка из другой группы). Они услышали, что вы учитесь придумывать разные рассказы и сказки. Давайте покажем, чему мы научились". С детьми обговаривала, какую ситуацию создать. Затем один из них рассказывал по этой ситуации. Подсказывала ребенку начало предложений, отдельные слова, фразы, соединяющие части текста. Так, создавала следующую ситуацию при помощи игрушек: девочка собирает грибы в лесу, а навстречу ей идет медведь.
Дети научились создавать с помощью сюжеты из игрушек, фигурок на фланелеграфе; переносили игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.
В качестве усложнения предлагалось придумать рассказ.
Торопыжка приносил детям игрушки и просил придумать про них новые сказки или рассказы, которые можно показать маме или младшим детям. С этой целью каждому ребенку предлагали набор игрушек или фигурок для фланелеграфа (набор игрушек: кукла, слоненок, еж; набор фигурок для фланелеграфа: лес, колобок, девочка, еж), с помощью которых можно придумать рассказ или сказку. Детям нужно было рассмотреть игрушки, фигурки и отобрать те, которые понравились. Затем обговаривалась ситуация, по которой он будет рассказывать. В том случае, если ребенок не справлялся с заданием, привлекала к помощи детей группы (в ходе занятия опрашивалось 6-7 детей, остальные имели возможность высказаться в свободных играх, в самостоятельной деятельности) (Приложение 5).
В самостоятельной деятельности дети часто использовали предлагаемые игрушки, фигурки на фланелеграф. Придумывали и разыгрывали ситуации друг перед другом (получался импровизированный театр). Вместе с тем было отмечено, что часто они скачкообразно переходили в рассказе от одной части к другой, использовали короткие предложения, однообразные связи, чаще формальную и цепную-местоименную.
Благодаря централизованным занятиям у детей развилась активная речь, и выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывали говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Моя работа с детьми среднего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включились в процесс игрового общения с театральными куклами.
Самое трудное в работе с детьми по театрализованной деятельности – это добиться единства слова и действия.
Дети подросли, и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей группе моей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
В работе с детьми я использовала:
многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
постановка спектакля по произведению;
«Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки.
За счет освоения централизованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.
В подготовительной группе я направила свою работу на углубление интересов детей к определенному виду театрализованной игры, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению, старалась поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращала внимание на умение детей свободно владеть связной речью.
Наблюдая за детьми, я заметила, что яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. У детей наблюдается развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Общение со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу и при анализе результатов становится более позитивным благодаря умению пользоваться связной речью и богатому активному словарю. Дети более ярко и разнообразно стали проявлять самостоятельность в театрализованной игре. Их интерес к творчеству стимулировался в процессе придумывания театральной игры и воплощения задуманного образа с помощью различных средств выразительности и связной речи.
Затем необходимо обучить детей правильному построению фразы. Эта работа осуществлялась в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.
и т.д.................

Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности . Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности;

Формировать устойчивый интерес к слушанию сказок и их инсценировкам;

Способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

Развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

Осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

Свою работу я начала с формирования предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде). Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Мы оформили центр речевого развития, где подобраны игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.

Создала театральный уголок с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка»……

Работая с детьми второй младшей группы, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывала просмотр небольших кукольных спектаклей, представленных старшими детьми, на основе содержания знакомых потешек, стихов и сказок.

Затем мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок").

Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвовала, озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли.

На следующих этапах своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе.

В ходе регламентированной образовательной деятельности провожу большую работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи –

    произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации;

    музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений;

    пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;

    упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности.

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. Постепенно они включилась в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь.

Для более эффективного достижения поставленных задач я организовала кружок «Оригами». В ходе работы кружка мы изготавливаем бумажные фигуры разных животных птиц и другие атрибуты для настольного театра. Эти фигуры позволяют насыщать театрализованную деятельность творческими заданиями, проблемными ситуациями, различными словесными играми.

Благодаря системной регламентированной образовательной деятельности и театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для родителей провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Дети принимают активное участие в праздниках и развлечениях.

Свою работу по выбранной теме планирую продолжать и дальше: создать теневой и платочный театры, познакомить детей с новыми видами театра, совместно с родителями провести тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная», в которых родители станут активными участниками действий.