Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Психологический мониторинг в образовании. Криминальная психология Мониторинг психологической службы в школе

Схема социально-психологического мониторинга преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.

Первоначально изучаются те свойства общественного сознания и правовой психологии, которые выступают внутренними факторами появления и

развития тенденций ухудшения состояния правопорядка.

По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.

Далее проводится криминогенетический анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных воздействий, которые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии. Установление этих факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.

Социально-психологический мониторинг ориентируется на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из этих сфер необходимо отнести: 1) сферу обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сферу взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния). Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним относятся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.

Социально-психологический мониторинг в отношении общества или определенных общностей людей предполагает изучение общественного правосознания и распределение индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости в обществе совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество и способствует, и препятствует преступным деяниям»). Необходимо различение видов позиций по их разным психологическим особенностям.

Первая особенность - отношение к преступному деянию как способу удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации):

1) решимость вести преступный образ жизни и готовность осуществлять поиск или создание возможностей для его ресоциализации;

2) приемлемость преступлений лишь при возникающих благоприятных возможностях для этого либо в составе референтной группы (склоняющего влияния значимых лиц) при отсутствии собственного стремления к инициативному поиску или созданию таких возможностей;

3) допустимость преступлений лишь при невозможности обеспечить правомерно удовлетворение жизненно значимой потребности (разрешение острой проблемной ситуации);

4) полная неприемлемость для себя использования преступлений даже при вынуждающем характере обстоятельств.

Вторая особенность индивидуальной правовой позиции, значимая для криминологического мониторинга, выражает степень принятия личностью правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации:

1) безусловное принятие только правомерного способа и решимость его постоянно использовать;

2) приемлемость правомерного способа и решимость его использовать сочетаются с неудовлетворенностью его результативностью;

3) противоречивое отношение к правомерному способу и отсутствие решимости его использовать наряду с отсутствием решимости отказа от него;

4) определенное неприятие правомерного способа с решимостью отказа от его использования.

Третья особенность правовой позиции личности проявляется по отношению к выполнению общественного долга участия в борьбе с преступностью. Она основывается на отношении личности к использованию другими людьми противозаконного способа действий, которое может быть: солидарным (оправдывающим, лояльным); противоречивым (содержащим элементы и оправдания, и осуждения) в зависимости от мотивов совершения противозаконных действий, объекта посягательства и т.д.; индифферентным (неопределенным, неясным, несформированным); умеренно отрицательным (выражающим сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния); обостренно отрицательным (осуждающим противозаконные действия).

Позиции личности по отношению к участию в борьбе с преступностью, выполнению общественного и гражданского долга в этой деятельности могут быть дифференцированы следующим образом:

1) позиция принципиального неучастия;

2) позиция участия при затрагивании личных интересов или интересов близких людей;

3) позиция избирательного участия в зависимости от того, кто является потерпевшим (заслуживает ли он сочувствия) или преступником (существует ли угроза мести со стороны преступника и т.д.);

4) позиция обязательного участия в любом случае.

Приведенная дифференциация основных сторон правовой позиции личности может быть использована в качестве основы для разработки методики изучения их распределения в обществе (общности) при осуществлении социально-психологического мониторинга предпосылок преступности.

Психологическое исследование отражения в индивидуальном и общественном сознании социальной приемлемости совершения противоправного деяния показало наибольшую значимость следующих социальных представлений:

О распределении в обществе, референтном социальном окружении или среди представителей социальной группы, к которой относит себя субъект, правовых позиций, указанных в приведенной выше их типологии;

О благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ удовлетворения потребностей (разрешения проблемных ситуаций);

О социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и вероятности наступления отрицательных последствий (юридических или не юридических);

О возможности и благоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;

О социальном реагировании (отношении ближайшего окружения) на использование субъектом исключительно правомерного способа действий для удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации), т.е. на принципиальное неиспользование противоправного способа

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

В последние годы, несмотря на неблагоприятную социаль­но-экономическую ситуацию в стране, наметилась положи­тельная динамика в изменении отношения общества к инва­лидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о пробле­мах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих цен­ностей, милосердия, гуманизма; с переходом от государст­венно-центристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в пе­дагогике гуманистической. В связи с изменением отношения


В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:

Подростки и молодые люди, страдающие церебральным
параличом (I группа);

Специалисты (II группа);

Обыватели (III группа), а именно: молодежь (граждане
в возрасте до 30 лет); интеллигенция (люди с высшим об­
разованием); пенсионеры (лица пенсионного возраста).

Каждую из перечисленных групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были учтены лишь наиболее важные.


Целостность групп определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного ис­следования:

Молодежь и пенсионеры, представители нового и стар­
шего поколений, живущие и жившие при разном общест­
венном управлении (тоталитарном и демократическом);

Специалисты - люди, наиболее информированные о про­
блемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;

Интеллигенция - наиболее образованная часть общест­
ва, отражающая вектор изменения отношения к интегра­
ции инвалидов в социум.

В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и дет­ским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опро­шены 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых - от 15 до 20 лет.

Вторая группа включала в себя людей, связанных по ро­ду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее со­ставили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудни­ки психолого-медико-педагогических центров, представи­тели общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты ве­чернего отделения Института специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы - 180 че­ловек.

Б третью группу вошли представители пяти государст­венных и семи частных организаций и предприятий различ­ных форм собственности, студенты десяти учебных заведе­ний различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка.


Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:

Молодежь - 130 человек;

Интеллигенция - 100 человек;

Пенсионеры - 170 человек.

Процедура исследования

Проведение мониторингового исследования в пределах да­же одного города по проблеме социальной интеграции инва­лидов-опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выбороч­но. Выборочное исследование также может дать реальную картину результатов при соблюдении определенных требо­ваний к совокупной выборке.

Главные критерии корректности выборки в исследовании: случайность отбора респондентов; формиро­вание групп в соответствии с общей возрастно-половой струк­турой населения.

Основой исследования стали анкеты, разработанные Л.М. Шипицыной. Вопросы, пред­лагаемые в анкетах, были составлены так, что­бы удовлетворять следующим основным тр е-бованиям:

1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.

2. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок
и единиц измерения.

3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не
более пяти).

4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений
к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)

5. Исключение непосильных требований к памяти опраши­
ваемого.

Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА


§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов

Анкетирование инвалидов-опорников проводилось орга­низатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашивае­мых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкети­рования.

Целью проведения анкеты 1 (см. приложение 1) являет­ся оценка информированности общества об инвалидах. Ан­кета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации, где предоставляется возможность выбора из перечисленных ис­точников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищаю­щих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой пе­речислить известные организации.

Вопросы анкеты носят содержательный характер и позво­ляют выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.

Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отноше­ния общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами про­блем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педа­гогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анке­ты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инва­лидов.

Вопросы 2 и 3, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяс­нить возможные причины того или иного отношения к инва­лидам.

Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, ко­торое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основной частью анкеты. Перечисленные


вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.

В целом анкета 2 построена на использовании прямых во­просов, так как они психологически нейтральны к личности респондента.

Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих ин­валидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороны общества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о труд­ностях общения и психологической устойчивости при кон­тактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве - как важнейшем элемен­те социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.

Выявление трудностей в общении позволяет сделать вы­воды о степени социализации подростков, страдающих це­ребральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, так как при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопро­са 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмо­циональной устойчивости респондентов.

Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд оп­рашиваемого на окружающий мир и ощущение своего поло­жения в нем. Седьмой вопрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми.

Заключительные вопросы анкеты - 9 и 10 - позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причи­ны неуверенности в будущем,-которые предлагается указать респонденту.

Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в ОУ;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям:

психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия -> психологическая диагностика -> анализ результатов -> рекомендации, консультация -> коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

При помощи психологического мониторинга оценивается процессуальная сторона обучения и, прежде всего, качественные характеристики восприятия и усвоения знаний учащимися. Следовательно, в качестве показателя результативности нами рассматривается динамика психологического развития ребенка (то есть возникновение и развитие психических новообразований – познавательной мотивации, расширения зоны ближайшего развития, субъективной позиции в деятельности, произвольности и др.).

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.

Периодичность проведения психологической диагностики на различных ступенях обучения:

1. Диагностика познавательной сферы учащихся. В соответствии со спецификой качественных изменений в умственном развитии школьников и закономерностей становления учебной деятельности можно выделить особые “показательные” этапы школьного образования. Психологическая диагностика, проведенная на этих этапах, выявляет качественные изменения и определяет общие тенденции в умственном развитии и формировании учебной деятельности у школьников, т.е. наиболее достоверно представляет результаты образовательного процесса с точки зрения общей образованности учащегося.

1 этап – поступление в школу . Задачи этапа: выявить фоновый уровень умственного развития и сформированность предпосылок к участию в учебной деятельности.

2 этап – обучение в первом классе. Задачи этапа: обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии в школьных ситуациях, оказание им необходимой помощи.

3 этап - обучение во втором – третьем классах начальной школы. Задачи этапа: выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников для построения эффективного обучения и создания условий для развития школьника.

4 этап переход из начальной школы в среднюю. Задачи: выявить изменения в умственном развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития, спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе; выделить учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития.

5 этап – обучение в среднем звене школы. Задачи: изучение и отслеживание уровня обученности школьников и развития умственных способностей.

6 этап – интеллектуальное и познавательное самоопределение. Задачи: определить умственный “профиль” и изучить качество и уровень усвоения базовых учебных предметов учащимися; выявить уровень развития теоретического и практического интеллекта; определить приоритетное развитие гуманитарных, математических и технических способностей; измерить развитие различных функций интеллекта.

7 этап – итоговый. Задачи: изучить общий уровень умственного развития и сформированности учебной деятельности у выпускников средней школы, проанализировать качество овладения понятиями и логическими операциями на материале основных учебных дисциплин, оценить способность к наглядному и образному мышлению, а также получить характеристику общей образованности учащихся.

2. Диагностика мотивационной сферы учащихся. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом. Принято выделять три периода: младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов), средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов), старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов). Учебная мотивация будет иметь для этих возрастов свои особенности.

Чтобы проследить динамику развития учебной мотивации, необходимо провести изучение ее в следующих “контрольных” точках возрастов:

  • перед поступлением в 1-й класс;
  • по окончании 1-го класса;
  • по окончании начальной школы или в период поступления в 5-й класс;
  • в период обучения в 7-м классе;
  • по окончании 9-го класса;
  • по окончании 11-го класса.

3. Диагностика эмоционально-волевая и личностной сферы. Так как особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе, поэтому особенно целесообразно ее изучение в “критические” возрастные адаптационные периоды:

  • поступление в первый класс и период обучения в первом классе;
  • период перехода из начального звена в среднее и обучение в 5-ом классе;
  • период обучения в 10-м классе.

Для реализации поставленных задач пользуемся специально подобранным инструментарием, который подбирается по следующим основным критериям:

  • валидность по отношению к измеряемым показателям; психодиагностические методики должны быть направлены именно на измерения заданных параметров;
  • стандартизированность исследовательских процедур; подобранные психодиагностические методики должны предусматривать в своем содержании унифицированные процедуры проведения, обработки и интерпретации полученных данных, так как возникает необходимость сравнения результатов;
  • сопоставимость тестовых показателей методик, используемых на различных этапах возрастного становления учащегося; необходимо использовать психодиагностические методики, дающие сопоставимые показатели, но с учетом возрастного аспекта;
  • экономичность; в связи с загруженностью психологов необходим пакет методик, требующий минимальных временных, организационных и материальных затрат, но в то же время дающих возможно полную информацию о всех сторонах диагностируемых процессов.

Например, при проведении психологической скрининговой диагностики (в рамках проведения психологического мониторинга) с учащимися в адаптационные периоды школьного обучения (1, 5 и 10 классы) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Диагностируемые параметры

Диагностический инструментарий

Учащиеся первого года обучения

Уровень развития произвольной сферы

Уровень сформированности предпосылок учебной деятельности

Методика Д. Б. Эльконина “Графический диктант”

Степень самостоятельности в учебной деятельности

Методика Д.Б. Эльконина “Графический диктант”

Уровень развития визуального восприятия и памяти

Методика “Клоун”, Методика “Домик”

Уровень развития аудиального восприятия и памяти

Методика “Домик Пяточка”, Методика “Погодные картинки”

Уровень умственной работоспособности, темп психической деятельности

Методика “Корректурная проба”

Анкета Н.Г. Лускановой, Проективная методика “Что мне нравится в школе”

Уровень школьной тревожности

Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан,

Проективная методика “Школа зверей”

Характер дезадаптационных нарушений

Опросник по дезадаптации Л.М. Коваленко, Н.Н. Тарасенко

Учащиеся 5-ых классов

Уровень умственного развития

Уровень сформированности учебной деятельности

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Уровень и характер школьной тревожности

Тест школьной тревожности Филлипса

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения у учащихся 5-ых классов М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Учащиеся 10-ых классов

Уровень тревожности (школьной, самооценочной, межличностной)

Шкала тревожности Прихожан

Уровень агрессивности

Опросник Басса-Дарки

Уровень сформированности адекватной самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна

Уровень сформированности учебной мотивации

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой

Особенности акцентуации характера

Опросник Шмишека

Комплексное, всестороннее психолого-педагогическое изучение процесса личностного развития учащихся (детей) посредством психологической диагностики (психодиагностических обследований) включающее в себя

  • познавательную сферу;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • мотивационную сферу;
  • поведенческую сферу;
  • личностные особенности и черты характера;

проводится вместе с планомерным изучением личностного развития ученика (ребенка) методом экспертного наблюдения (учителя, родители).

В результате параллельного использования двух направлений деятельности (психолога–психодиагностическое обследование, педагога–метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам;
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Итоговый результат психологической диагностики предоставляется на различных уровнях:

1 уровень – информация для ученика. Интерпретация выдержана в положительном ключе и сообщает учащимся об особенностях их мышления, внимания, памяти, мотивации и т.д. Эти результаты служат основой для формирования рефлексии учащихся (особенно в старших классах), и с их обсуждения может начинаться индивидуальная работа психолога или учителя с учеником.

2 уровень – информация для учителя. Здесь информация представлена в наиболее развернутой форме. В зависимости от текущих целей образовательного процесса учитель может получить информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели. Результат предоставляется в таблицах, в виде графиков, гистограмм. Эти комплексные сведения позволяют не только оценить возможности ученика на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения.

3 уровень – информация для управленческого звена (администрации школы, районных и городских управлений образования). Информация представлена в наиболее обобщенных результатах, так, чтобы на их основе можно было составить целостное представление о качестве образовательного процесса.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика (ребенка), проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

В рамках психологического мониторинга также осуществляется психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения, одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, учащихся, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

Работа с данными классами в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

  • систематическую диагностику развития детей в данных классах;
  • отслеживать эффективность обучения детей по программам классов КРО;
  • разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить такие задачи, как:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В 5-11 классах проводится компьютерная диагностика обучающихся по двум направлениям: интеллект и личность.

Тест «Интеллект» состоит из шести субтестов, которые были направлены на:

ü Выявление реакции

ü Выявления уровня внимания:

ü Выявление уровня памяти (вербальной, невербальной);

ü Выявления умения устанавливать аналогии;

ü Выявления сформированности такой операциональной стороны мышления, как логические классификации;

ü Нахождение правила построения числового ряда

Анализ результатов позволяет дать характеристику обучающихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий, об уровне развития психических процессов в динамике. Тест «Личность» направлен на выявление:

ü Наличия и характера учебной мотивации;

ü Устойчивого эмоционального состояния (уровня тревожности);

ü Уровня самооценки;

ü Отношению к себе (Позитивная «Я-концепция»)

ü Отношению со сверстниками (социометрия)

ü Отношения с педагогами

Результаты диагностики позволяют классным руководителям, педагогам-предметникам проводить индивидуальную и групповую работу с обучающимися.

Продолжается диагностическая работа по формированию компонентов учебной деятельности детей, обучающихся по системе РО Д.Б.Эльконина –В.В Давыдова: начальные классы, 5-е классы, 6-е классы, 8 класс. В целом уровень формирования учебной деятельности у большинства учащихся находится в норме.

Показатели:

· Тип мотивации учебной деятельности (преобладают внутренние мотивы учения – 53%);

· Наблюдается высокий уровень развития познавательного интереса, учебной активности (74%)

· Особенности целеполагания: высокая степень совпадения фактической цели учащихся с целью, заданной учителем (48%)

· Недостаточный уровень оценки действий контроля (32%)

· Недостаточный уровень способностей учащихся содержательно оценивать свои возможности, самостоятельно решать новые учебные задачи (31%)

Продолжается диагностика интеллектуального развития учащихся:

· Средний уровень эмпирического обобщения;

· Высокий уровень содержательного обобщения грамматического материала;

· Достаточно высокий уровень содержательного обобщения математического материала;

· Высокий уровень интеллектуальной рефлексии;

· Достаточно высокий уровень вербального и невербального интеллекта.

Диагностировались особенности развития ученических коллективов:

· Высокий уровень сплоченности коллективов;

· Непосредственная роль совместной учебной деятельности в межличностных отношениях;

· Индивидуально- психологические особенности учащихся (уверенность в себе, достаточно высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень агрессивности в отношениях со сверстниками и взрослыми, отсутствие демонстративности в поведении, отсутствие трудностей в общении).

Диагностировался уровень умений и навыков учащихся:

· Орфографический навык;

· Грамматические умения;

· Уровень математических умений:

· Вычислительный навык

В 5 – 10 – ых классах изучаются мотивы обучения, их взаимосвязь с уровнем притязаний, выявляются уровни ведущих мотивов, уровни учебной мотивации, уровни личностной и ситуативной тревожности.

Проводится диагностика потребностно-эмоциональной сферы учащихся для выявления эмоционального состояния учащихся в школе, нарушений в аффективно- эмоциональной сфере детей.

Используется социометрический метод для изучения структуры эмоциональных отношений в группах, для получения адекватных представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре класса, для выявления референтных лиц класса, обладающих ценностной привлекательностью психологическим влиянием в классе. Исследуется самооценка и уровень притязаний школьников в учебной деятельности, ценностный потенциал учащихся, жизненные и моральные установки школьников.

У учащихся в рамках предпрофильного обучения (8-е, 9-е классов) исследуется интеллектуальная сфера, определяются способности, склонности учеников к определенному типу профессии, изучаются творческие способности ребят. На учащихся 9-х классов составляются полные психолого-педагогические характеристики («портфолио» ученика), что позволяет учащимся делать осознанный выбор профиля.


Слово «мониторинг » (от латинского « monitor »)

в переводе означает

напоминающий или предостерегающий.


Понятие « мониторинг »

может рассматриваться

  • и как способ исследования реальности , используемый в различных науках,
  • и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

Психологический мониторинг

представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).


Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям

  • Психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия – психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия и т.д.

Психологический мониторинг реализует следующие задачи:

  • получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;
  • предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
  • структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:

  • познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
  • мотивационная сфера и динамика ее развития;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
  • личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.


Психологический мониторинг это

  • комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.

Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие

  • 1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах
  • 2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами
  • 3. Индивидуальная и групповая работа с учениками
  • 4. Индивидуальные собеседования с родителями
  • 5. Групповая работа с родителями
  • 6. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:

  • определить относительное место учащегося в классе и параллели;
  • провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
  • выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
  • отследить динамику изменений результатов от года к году;
  • провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.