Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Какие структурные компоненты составляют экологию как науку. Структура современной экологии. Введение в экологию

Одной из наиболее характерных особенностей современного экологического знания является непрерывно возрастающая его актуальность.

В философской литературе экологические проблемы весьма активно об - суждаются на разных уровнях и в самых разнообразных аспектах, относительно предмета экологии, чёткости в определении границ её компетентности и методов исследования существуют самые разные мнения. Предлагается множество вариантов названия современной экологии: глобальная экология, мегаэкология, экология человека, ноогеника, натурсоциология, ноология, созология, экология общества, социальная экология и др.

Если смотреть на эту проблему с точки зрения философии, то составить адекватное представление о биосфере невозможно без достоверных аналитических данных о каждом её фрагменте, и наоборот, решить какую какую - либо конкретно- экологическую задачу нельзя без знаний основных закономерностей развития биосферы в целом, не определив, какую роль играет исследуемый конкретный объект в этом целом. Здесь в полной мере реализуется принцип диалектической взаимосвязи всеобщего, особенного и единичного, где не только отдельные компоненты биосферы отражают её природу, но и сама она как целостное образование определяет природу и сущность отдельных слагающих её компонентов. Тщательное исследование возможно большего круга отдельных конкретных экологических взаимодействий является необходимым условием для развития общеэкологических концепций. Причём развитие развитие последних благотворно воздействует на совершенствование первых. Взаимообусловливающее одновременное развитие общеэкологических и конкретно - экологическх концепций приводит к усложнению структуры современного экологического знания и порождает существенные затруднения гносеологического и методологического характера. Специализация и интеграция экологических направлений, усиление роли вероятностно - статистических методов, синтез исторического и структурно -функционального подходов определяют довольно сложную гносеологическую ситуацию, сложившуюся в экологическом исследовании.

Традиционное разделение экологического знания осуществляется на основании следующих основных критериев (11).

ПО ТИПАМ ОРГАНИЗМОВ (таксономическое деление). В основе лежит принцип специфичности таксономических ответвлений органического мира. Согласно этому критерию, экология прежде всего подразделятся на экологию животных и экологию растений. Как первая, так и вторая экология подразделяется на ряд более частных экологий. Надо отметить, что экология человека носит специфичный характер, ибо объектом ее рассмотрения является человек, сущность которого неотрывна от его социальной природы, от форм его практической и общественной деятельности. Возрастающее влияние факторов антропогенного происхождения на естественное окружение придает особую значимость экологии человека, выводит ее за рамки экологии биологического профиля.

ПО ТИПАМ СРЕДЫ (биомам). Несколько упрощая особенности строения биосферы, можно сказать, что она. подобна мозаике, слагается из множества разнообразных компонентов (биомов, место-обитаний), каждый из которых имеет отчетливо выраженные естественные границы и характеризуется особым набором климатических, биотических и абиотических факторов, специфическим соотношением между интенсивным развитием (сукцессией) и периодом относительного равновесия в развитии экологических систем (климаксом). Однако следует оговорить, что дифференциация экологического знания по особенностям местообитания акцентирует внимание не на функциональных, а скорее на структурных характеристиках, учитывая целостность природных комплексов географических ландшафтов. При разработке частных экологии, образовавшихся на основе ландшафтного подхода, внимание исследователя концентрируется на конкретном, четко обозначенном участке земной поверхности. Такое подразделение дает возможность не только охарактеризовать каждый природный комплекс в отдельности, но и исследовать связь между ними.

ПО ТИПАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ как между самими организмами, так и между многообразными формами органического мира, посредством которых органические формы осуществляют трофический и детритный перенос веществ и энергии, всегда поражали исследователей своей сложностью и многоплановостью.

ПО УРОВНЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. Здесь дифференциация экологического знания проведена в соответствии с концепцией структурных уровней организации живого. Так, Ю. Одум выделяет следующие подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ.

Подразделение экологических исследований на отдельные специальные направления, согласно концепции структурных уровней организации живого, представляется ведущим в современной экологии. Эта концепция основывается на объективной иерархической упорядоченности материального мира, которому в равной степени присущи как единство, так и многообразие. Концепция структурных уровней организации жизни, подчеркивая одновременно сущностное единство жизни и многокачественность ее проявлений в каждый конкретный момент и на определённом структурном уровне, приводит к важному заключению о неразрывной связи специфики живого со способом его организации.

ПО ВИДАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. Сюда можно отнести такие специальные отделы экологического исследования, как ресурсоведение, почвоведение, экологию города (урбанизационная экология), инженерная экология, изучение круговоротов воды и воздуха, продуктивности окультуренных биоценозов (агроценозов), агрохимическая экология, исследование всевозможных видов загрязнения промышленными отходами, химикатами, радиацией (радиоэкология), шумовое загрязнение и др. К этому типу можно отнести и космическую, или, как её ещё называют экологию космического полета (экзо-экологию).

Развитие этих частных отраслей современного экологического исследования обусловлено рядом отрицательных последствий сопутствующих научно-техническому прогрессу и имеющих определяющее влияние на современную экологическую ситуацию. Как справедливо отмечает Ю. Одум, "" совершенствование техники исследований требует от нового поколения экологов усиления активности с этих малоизученных направлениях, ибо более глубокое познание природы стимулируется ныне не одним лишь любопытством: невежество в вопросах поддержания равновесия в экосистемах становится угрозой самому существованию человека "" (18).

Все названные отрасли современной экологии, образованные согласно этому критерию, представляют собой компоненты одной из самых важных сфер приложения экологии - охраны природы и рационального использования ее ресурсов. Поэтому эти отрасли получили наименование прикладных и технологических аспектов экологии.

Отдельно выделяются группа ОБЩИХ экологий, отражающих тенденцию объединения в единую концепцию всего многообразия фундаментального отношения " человек-природа" и синтеза всех частноэкологических аспектов. Они и являются в настоящее время предметом дискуссий в литературе. Это прежде всего глобальная экология (мегаэкология), экология человека, экономическая экология (эконология), экология общества, социальная экология.

Дискуссия о статусе современной общей экологии во многом основывается на попытках отнести её к компетенции обществоведения или только естествознания. “Глобальную экологию интересуют не все виды и формы связей человека (и общества) с природой, а лишь определенные, прежде всего отношения с природой Земли как целостной системой. Глобальная экология не разрабатывает и вопрос о духовных отношениях человека с природой Земли” (7).

И взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают .

Термин «экология» (от греч. oikos — дом, logos — наука) предложил в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.

Почему каждому человеку, в том числе и инженерно-техническим работникам, необходима экологическая культура и экологическое образование?

В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучение основ экологии . Что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д.

Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки.

Предмет экологии

Современная экология — комплексная дисциплина, которая объединяет основы нескольких наук (биологии, химии, физики, социологии, географии, геологии и др.).

Основной объект изучения в экологии – экосистемы — единые природные комплексы , образованные живыми организмами и средой обитания. Экология также изучает отдельные виды организмов (организменный уровень), популяции (популяционно-видовой уровень) и биосферу в целом (биосферный уровень).

Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, или биоэкология, которая изучает взаимоотношения живых систем разных рангов (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой.

Структура науки экологии

В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:

  • аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
  • демэкологию или экологию популяций, изучающую структуру и динамику популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
  • синэкологию, т.е.экологию сообществ;
  • экосистемную экологию;
  • биосферную экологию.

Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования,т.е. различают экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов.

На стыке экологии с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология и т.д.

С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология раскрывает общие закономерности организации жизни.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов . Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.

Задачи экологии

Задачи экологии весьма многообразны.

В теоретическом плане к ним относятся:

  • разработка общей теории устойчивости экологических систем,
  • изучение экологических механизмов адаптации к среде,
  • исследование регуляции численности популяций ,
  • изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
  • исследование продукционных процессов,
  • исследование процессов, протекающих в биосфере , с целью поддержания ее устойчивости,
  • моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:

  • прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека,
  • улучшение качества окружающей природной среды,
  • сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов,
  • оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы .

Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего.

Со времен Э. Геккеля представление о содержании предмета «Экология» (биологическая наука, изучающая взаимоотношения животных с органической и неорганической средами), претерпело ряд уточнений, конкретизаций и многократно расширилось. Однако до сих пор нет чёткого, строгого и единого определения.

Определений понятия «экология» в современной научной литературе множество. И почти все они концентрируют внимание на взаимоотношениях между живыми организмами и средой их окружения.

Одно из определений:

Экология (от греч. «ойкос» – жилище, местообитание, «логос» – учение) - наука, которая изучает закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней - от организмов до биосферы и их взаимоотношение с внешними условиями.

Объектом исследования в экологии являются и единичные особи (организмы), и группы особей (популяции, виды и их сообщества, т.е. биоценозы и экосистемы), а также отдельные факторы среды и в целом окружающая среда. К числу объектов экологического изучения принадлежат дикие и разводимые человеком растения, животные и сам человек как организм, его природная и социальная среды жизни.

Современная экология это комплексная (междисциплинарная) наука, которая синтезирует данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества (схема. 1. 1).

Схема. 1. 1 Структура современной экологии.

Главным из всех направлений современной экологии является изучение выживания живых существ в окружающей среде. Поэтому основной, частью экологии как биологической науки является общая экология (биоэкология), которая изучает закономерности взаимоотношений живых организмов, популяций и сообществ друг с другом и окружающей средой.

В составе биоэкологии выделяют следующие разделы:

Аутэкология (экология особей) - изучает влияние экологических факторов на отдельные организмы (вид, особь);

Демоэкология (экология популяций) - изучает структуру и динамику популяций отдельных видов;

Синэкология (биогеоценология, экология экосистем) - изучает законы существования и свойства сложных сообществ организмов как единых систем.

Глобальная экология - изучает биосферу как глобальную экосистему, образованную из совокупности биогеоценозов (экосистем).

По конкретным объектам исследования в биоэкологии различают экологию растений, экологию животных, экологию микроорганизмов и др.

Раздел - геоэкология изучает биосферные оболочки Земли (атмосферу, литосферу, гидросферу) и требует интеграции геологии и географии, почвоведения и геохимии, гидрогеологии и гидрологии и др. в единую систему знаний. По конкретным средам исследования в геоэкологии различают экологию суши, экологию пресных вод, экологию моря, экологию высокогорий и др.



Прикладная экология представлена комплексом дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности. На стыке экологии с другими отраслями знаний развиваются такие направления как сельскохозяйственная экология, промышленная экология, химическая экология, промысловая экология, медицинская экология, природопользование и др. Все эти направления изучают сложные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, разрабатывают способы предотвращения разрушения биосферы человеком и разрабатывают принципы рационального природопользования.

В конце 20 века появилась и существует - социальная экология, которая изучает взаимоотношения в системе «человеческое общество-природа» и определяет: специфическую роль человека в системах различного ранга, отличие этой роли от роли других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, теоретические основы рационального природопользования.

Экология человека, рассматривает взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей его природной, социальной и культурной средами. В ее рамках развиваются: экология города, экология народонаселения, аркология (архитектурная концепция, предложенная итальянским архитектором П. Солери в 1919 г.; он предложил решать урбанистические проблемы 20 века путем строительства гигантских вертикальных сооружений способных вмещать миллионы жителей).

Таким образом, в последние десятилетия современная экология фактически вышла за рамки только биологии и переживает колоссальное развитие в различных направлениях. Отсюда вытекает многообразие объектов, методов и средств экологических исследований, многие из которых, оказываются, заимствованы из смежных областей знаний.

Задачи современной экологии

n разработка общей теории устойчивости биологических систем;

n изучение экологических механизмов адаптации живых организмов к окружающей среде;

n исследование регуляции численности популяций;

n изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

n исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

n моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов;

n прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей среде под влиянием деятельности человека;

n улучшение качества окружающей природной среды;

сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Основные разделы современной экологии:

Общая экология,

Биоэкология,

Геоэкология,

Экология человека,

Социальная экология,

Прикладная экология.

Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими частями экологии и смежными науками (рис. 1 ).



Рис. 1. Подразделения современной экологии (Акимова)

Общая экология посвящена объединению разнообразных эко­логических знаний на едином научном фундаменте. Ее ядром яв­ляется теоретическая экология, которая устанавливает общие зако­номерности функционирования экологических систем. Экспериментальная экология дополняет натурные наблюденияи обеспечивает методи­ческим инструментарием различные разделы науки. Но воз­можности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому ши­роко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. Вместе с обработкой информации и количест­венным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией.

Биоэкология – праматерь всей экологии. Главная ее часть – системная экология, экология естественных биологических сис­тем: особей, видов (аутоэкология); популяций (популяционная экология, или демэкология); многовидовых сообществ, биоцено­зов (синэкология); экологических систем (биогеоценология, учение об экосистемах).

Другая часть биоэкологии – экология систематических групп организмов –царств бактерий, грибов, растений, животных, а также более мелких систематических единиц: типов, классов, отрядов и т. п.

Еще одно подразделение составляет эволюционная экология учение о роли экологических факторов в эволюции.

Именно в биоэкологии на основе изучения роли потоков веществ, энергии и информации в жизнедеятельности организ­мов формируется представление об экологии как об экономике природы.

Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности. В нее входят: экология сред воздушной, наземной (суши), почвен­ной, пресноводной, морской, преобразованной человеком; эколо­гия природно-климатических зон тундры, тайги, степи, пустыни, гор, других зон и их более мелких подразделений ландшафтов (экология речных долин, морских берегов, болот, островов, корал­ловых рифов и т. п.). К геоэкологии относится также экологическое описание различных географических областей, регионов, стран, кон­тинентов.

Совместной областью биоэкологии и геоэкологии является учение о биосфере биосферология главное содержание глобаль­ной экологии.

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природ­ной и социальной средой. Важной особенностью экологии человека является социобиологический подход пра­вильное уравновешивание биологических и социальных аспек­тов.

Социальная экология как часть экологии человека это объединение научных отраслей, изучающих связь обществен­ных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения. К это­му объединению относятся: экология человеческих популяций, экология народонаселения экологическая демография, эко­логия этносов и этногенеза образования рас и наций. К со­циальной экологии относится и экология культуры (цивилизации) как главной отличительной черты человеческого сообщества. Вершиной этой ветви знания является эволюционная (исто­рическая) экология человечества, также входящая в глобальную экологию.

Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Она формирует экологические критерии экономики, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу и окружаю­щую человека среду, следит за ее качеством, обосновывает норма­тивы неистощительного использования природных ресурсов, осу­ществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятель­ности, контролирует экологическое соответствие различных пла­нов и проектов, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и восстановления нарушенных человеком природ­ных систем.

Выделяются следующие прикладные разделы экологии:

Инженерная экология – изучение и разработка инженерных норм и средств, отвечающих экологическим требованиям׃

Контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий (т. е. испускания, выброса побочных продуктов) от различных инженерных объектов;

Экологическая безопасность производственной и внепроиз-водственной среды, производственных процессов, сооруже­ний, машин и изделий;

Контроль состояния производственной среды и окружающей человека среды в зонах воздействия хозяйственных объектов;

Оптимизация отраслевой структуры промышленных комплексов и размещения мощностей строительства и эксплуа­тации гражданских и хозяйственных объектов.

Сельскохозяйственная экология в своей значительной части сли­вается с биологическими основами земледелия (агроэкология) и животноводства (экология сельскохозяйственных животных). Экосистемный подход обогащает агробиологию принципами и средст­вами рациональной эксплуатации земельных ресурсов, повышения продуктивности и получения экологически чистой продукции.

Биоресурсная и промысловая экология изучает условия, при кото­рых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологи­ческого разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование создания заповедников.

Коммунальная экология– раздел приклад­ной экологии, посвященный особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах (урбоэкология).

Медицинская экология– область изучения экологических ус­ловий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе острых и хронических заболеваний, обу­словленных природными факторами и неблагоприятными тех­ногенными воздействиями среды. Медицинская экология включает в качестве раздела рекреаци­онную экологию, т. е. экологию отдыха и оздоровления людей.

Из этого перечня видно, что экологизации подверглись многие науки и сферы практической деятельности. В их погра­ничных зонах возникают новые дисциплины.

Геоэкологиятесно взаимодействует с биогеографией наукой о географическом распределении живых организмов; многие разде­лы этих дисциплин накладываются друг на друга. Это же можно сказать и об экологии человека, с одной стороны, и социологии, ан­тропологии, с другой.

Пожалуй, еще теснее переплетаются с родственными дисци­плинами ветви прикладной экологии. Ее экономические аспекты изучаются быстро развивающейся экономикой природопользова­ния. Экология города имеет много общего с ком­мунальной гигиеной. Большинство тре­бований промышленной экологии совпадает с нормами эффектив­ности, безопасности и культуры производства, с гигиеной труда и эргономикой.

Всё это отнюдь не свидетельствует о «размывании» предмета экологии или о «замене вывесок» в угоду моде. В пограничных об­ластях происходит взаимное обогащение наук. По выражению Н. Ф. Реймерса (1994 г.), экология «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем», но еще не удостоилась «нового кос­тюма» научного признания, соответствующего ее общественной значимости. А размах экологизации лишь указывает на то, что экология занимает все более лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе.

1.4 Экологическое сознание и экологическое образование

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека: как широких масс населения, так и политиков, ученых, руководителей, представителей средств массовой информации (СМИ). Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине ХХ в. Это связано со многими причинами. Большую роль в этом сыграл научно-технический прогресс, приведший к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало объединению ученых, деятелей культуры, и других прогрессивных членов общества.

Цель формирования экологического сознания – переориентация человеческого мировоззрения. Экологическое сознание – форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество-природа».

Формирование экологического сознания тесно связано с экологическим образованием. Развитие системы экологического образования в России требует воспитания у студентов активной жизненной позиции в решении экологических проблем. Для их решения необходимо создание действующего природоохранного законодательства, воспитания у молодежи бережного отношения к природе, для чего необходимо обеспечить экологическую грамотность кадров, создав систему непрерывного экологического образования.

Экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. И что образование «по окружающей среде» должно изучаться в школах всех степеней от начального до высшего образования, входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.

Таким образом, задачи экологического образования следующие: формирование у личности системы адекватных экологических представлений, формирование субъективного отношения к природе, формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами.

Экологическое поведение является следствием, реализацией содержания экологического сознания и во многом определяется особенностями личности.

В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями.

Как отмечалось в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности. Новая культура человечества – экологическая – определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные поведение и деятельность. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и ее грамотное осуществление.

Выводы

Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» «дом», «logos» «учение» и дословно означает учение о доме, об условиях обитания населяющих этот дом. Термин "экология" ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году.

Человечество занимается экологией издавна. В ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов:

1-й этап изучение среды обитания отдельных видов (1870–1887 гг.);

2-й этап изучение экосистемы (этот термин впервые употребил А.Тенсли в 1935 г.);

3-й этап изучение взаимоотношений экосистем (1950 г.);

4-й этап изучение биосферы (это учение было разработано Вернадским В. И. на рубеже XIX и XX вв.);

5-й этап изучение места человека в биосфере (современный этап).

Экология это наука, которая учит человека жить в ладу с природой.

В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы:антропоцентрический, или технологический, подход, и биоцентрический, или экоцентрический, подход.

Основные разделы современной экологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека.

[6 , с. 5–15; 8 , с. 6, 17–23; 11 , с. 4–7; 12 , с. 7–15; 13 , с. 15–30, 38–39, 44–48; 14 , с. 28–31; 15 , с. 6–12, 403–412; 16 , с. 6–10; 18 , с. 5–10].

Основы экологии

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986).

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой (Э. Геккель, 1870; Р. Уиттекер, 1980; Т. Фенчил, 1987).

Из множества определений предмета экологии вытекает и множество задач , стоящих перед современной экологией:

– Изучение структуры пространственно-временны х объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы).

– Изучение круговорота веществ и потоков энергии в надорганизменных системах.

– Изучение закономерностей функционирования экосистем и биосферы в целом.

– Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов.

– Моделирование биологических явлений для экологического прогнозирования.

– Создание теоретической основы охраны природы.

Научное обоснование производственных и социально-экономических программ.

Методы экологических исследований

При изучении надорганизменных систем экология использует все разнообразие методов как биологических, так и небиологических наук. Однако специфическим методом экологии является количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем . Современная экология – это один из наиболее математизированных разделов биологии.

Структура современной экологии

Экология делится на фундаментальную и прикладную . Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.

Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса».

Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную . В состав общей биоэкологии входят разделы:

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология ) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

К общей биоэкологии относятся и другие разделы:

эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;

палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;

морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;

физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;

биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;

математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими.

Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д.

Биоэкология тесно связана с ландшафтной экологией , например:

– экологией водных ландшафтов (гидробиологией) – океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов...

– экологией наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий...

Отдельно выделяются разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека:

экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;

социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;

глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

Прикладная экология включает: промышленную экологию , сельскохозяйственную экологию , экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию , экологию административных районов , экологическое право , экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды .

Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий : заказников , заповедников и национальных парков , а также охрана отдельных памятников природы . Рациональное использование природных ресурсов является основой устойчивого развития человечества.

Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинается экологический кризис , особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества.