Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Таранец с в старообрядчество российской империи. Таранец С.В. Старообрядчество Украины: вопросы истории и его современного состояния. Революции в России в ХХ веке

Таранец С. В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века) / Под редакцией члена-корреспондента НАН Украины Г. В. Боряка. – К., 2012. – Т. 1. – 704 с.

В настоящей работе мы попытаемся определить важнейшие факторы распространения «старой веры», способствовавшие массовому бегству населения из традиционных мест проживания в отдаленные регионы России и за рубеж. Исследуем географию старообрядческой колонизации, ее распространение в центральных регионах России, на Русском Севере, в Белоруссии, Прибалтике, Украине, Молдавии, на юге России, Северном Кавказе, Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Закавказье, Польше, Средней Азии (включая полуавтономные образования Бухару и Хиву). Постараемся определить наиболее популярные направления старообрядческой миграции (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Крымское ханство, Османская империя, Швеция, Пруссия, Австрия, государства кавказских горцев, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина, США, Канада и др.), вычислить приблизительную численность старообрядцев в Российской империи, указать на факторы, влияющие на неточность статистики о численности старообрядцев; определить главные причины преднамеренного уменьшения числа староверов и наиболее заселенные старообрядцами регионы, национальный и социальный состав староверческих сообществ (крестьянство, мещанство, купечество, казачество, духовенство), характер и причины роста мест компактного проживания староверов после отмены крепостного права.

В 2004-2005 гг. на „Самарском староверии” были выложены тексты из старопечатного Часослова 1652 года в формате *pdf. Они были подготовлены к публикации С.П.Кораблевым (РДЦ) и любезно предоставлены для размещения на сайте. Материал этот оказался очень востребованным – за прошедшие годы было около 5000 скачиваний текста.

Сегодня в разделе „Богослужение” нашей Книжницы опубликован полный текст Часослова в форматах *pdf (3.71 Mb) и *docx (текстовый редактор *Word 2007) (1.42 Mb) со шрифтом, необходимым для правильного отображения текста в редакторе Word 2007. Для удобства скачивания там же размещен Часослов в форматах *pdf и в текстовом редакторе *Word 2007, сжатый в архиве *zip (3.89 Mb)

Тексты набраны Александром Ивановичем Самсоновым (РПСЦ), благодаря которому на нашем сайте размещено уже большое количество богослужебных книг.

Тексты набраны Александром Ивановичем Самсоновым.

Posted in ,

Значительную долю в новостных лентах информационных агентств сегодня занимают революционные потрясения, происходящие на Украине. Однако в пылу этих событий многие забывают об исторической близости братских народов. Одной из интересных страниц истории, связывающих русских и украинцев, является бытование старообрядческих общин на территории Малороссии и Украины в XVIII–XX веках.

Об этом и многом другом мы сегодня беседуем с автором монументального двухтомного труда «Старообрядчество в Российской империи» , кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины Сергеем Васильевичем Таранцом .

Сергей Васильевич, как вы в своём научном пути пришли к теме старообрядчества?

К теме старообрядчества я пришёл через краеведение. На третьем курсе исторического факультета Одесского университета начал заниматься историей краеведения. Давно было известно, что в Куренёвке Винницкой области было три старообрядческих монастыря.

Я поднял огромный пласт материала, так как был, естественно, к этому всему неравнодушен. Написал сначала курсовую работу, потом дипломную, которая стала одной из лучших на историческом факультете моего 1997-го года выпуска.

Дальше я зарядился идеей создания Музея истории старообрядчества , но понял, что в том положении, в котором я нахожусь, это сделать невозможно.

Сразу после окончания университета в 1997 году решил поступить в аспирантуру в Институт украинской археографии и источниковедения, закончил её в 2000-м году, а в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Источники по истории старообрядчества Правобережной Украины конца XVIII - нач. XX века» .

Какую эпоху, какие территории охватывает ваш двухтомный труд, который недавно вышел?

Идея создания монографии, не двухтомника, а одного тома, возникла ещё 7 лет назад. Конечно, тот круг вопросов, которые поднимаются сейчас в монографии, тогда не предусматривался. Само изучение источников подсказало, что ещё можно написать на эту тему, тем более, что работ общего плана до этого времени не было.

Я думаю, что мой труд может быть претензией на фундаментальное исследование вопроса . Но конечно, это, естественно, оценивать критикам.

В монографии рассматриваются такие проблемы, как расселение, численность старообрядцев Российской империи, правовое положение и преследование старообрядцев властями, тема взяточничества (подкуп представителей официальной церкви, ради сохранения старообрядческих общин - прим. ред. « »)

Эта проблема вообще поднимается впервые, я думаю, не только в старообрядческой историографии, но и в целом в Российской историографии, потому что историки не любят писать о негативных моментах, которые были в отечественной истории. Также обращено внимание на старообрядческие монастыри. В монографии представлена информация более чем о двухстах старообрядческих монастырях.

О каких малоизвестных монастырях вы пишете?

Их достаточно много, поэтому трудно перечислить все. Я думаю, таких монастырей наберётся более сотни. Естественно, в источниках информация есть, но в историографию она не вошла. Это монастыри, которые были расположены в старообрядческих епархиях: Донской и Кавказской и Уральской.

Также монастыри Севера России, поморские скиты. Их было достаточно много, естественно, что не все эти обители существовали в одно и то же время. Одни закрывались, другие, наоборот, открывались. Кстати, наибольшее количество монастырей было закрыто во время правления Николая I.

В монографии также подробно исследуется история известных старообрядческих духовных центров. Есть известная всем Белая Криница. Можно сказать, что читателю становится ясным процесс создания, существования, расцвета, а иногда и заката старообрядческих духовных центров. Дается хронология различных исторических процессов. В книге это представлено кратко, но чётко.

Это традиционный вопрос, который задают московские специалисты-старообрядцы. В своё время Ирина Васильевна Поздеева говорила, что вы подыгрываете националистическому чувству украинцев. Я думаю, проблема тут в другом.

На самом деле, прежде всего землевладельцы вот таких заграничных земель (Великое княжество Литовское и Правобережная Украина, которая была в составе Польши, и ещё земли, которые были в составе и Крымского ханства и Османской империи) более лояльно относились к бежавшим из России староверам не с точки зрения веры, а из экономического расчёта.

Для владельцев земли староверы были новыми, очень хорошими налогоплательщиками. Тем более, старообрядцы за десятилетия показали себя отличными тружениками, которые умели вести хозяйство даже на неудобных землях (например, Стародубье, Левобережная Украина - это фактически пески).

Но старообрядцы превратили этот край в цветущий и один из ведущих в промышленно-торговом отношении в Украине.

В целом можно ли вообще говорить о какой-то существенной роли старообрядчества в истории Украины?

В определённый период - да. Если брать 60-е годы XIX века, то фактически о торгово-промышленном развитии Украины мы можем говорить только благодаря старообрядцам. Они подняли экономику на достаточно высокий уровень. Допустим, то же Стародубье среди украинских регионов лидировало в промышленном и торговом отношениях.

В Елизаветинской провинции Новосербии, земли которой были присоединены в то время Екатериной II, первое купеческое общество тоже состояло исключительно из старообрядцев. Они задавали тон, им предоставлялись льготы. Это всё выходцы из Польши, Литвы, которые переселялись в этот край.

Также значительная часть переселилась в Одессу, и там возникла целая группа, колония, потом уже известная старообрядческая династия Дубининых. Сейчас нашлись потомки, с которыми веду переписку. После 1917 года они эмигрировали в Югославию, а сейчас проживают в Нидерландах, так что они помнят, откуда и чьи, и главное, очень интересуются старообрядчеством.

На ваш взгляд, если бы не случилось Октябрьской революции и не было раскулачивания-расказачивания, изъятия заводов, храмов и так далее, могла бы наша история пойти по альтернативному пути, предложенному старообрядчеством?

Однозначно. Об этом говорится в книге. Я думаю, что об этом уже говорили и другие авторы, но я, может быть, иду в некоторых вопросах даже дальше.

Так, например, мы знаем четыре классических модели трудовой этики: протестантская, западноевропейская, американская и японская. А я думаю, не случись революции 1917 года, в России успешно бы стала развиваться пятая модель трудовой этики, именно старообрядческая, которая утверждалась на принципах христианской православной морали.

Когда рассматриваешь вопрос в комплексе, обращаешь внимание именно на благотворительность. Она была в старообрядчестве просто огромная, особенно социальная, церковная. Об этом также немало говорится в моей монографии.

То есть можно сказать, что в истории нашей страны был упущен серьёзный шанс?

Я скажу даже больше. Когда изучали про Правобережную Украину, узнали, что евреи тоже жили в рамках старообрядческой православной этики. Они делали так, как делали православные. То есть даже на социальном уровне произошли определённые положительные сдвиги.

Я думаю, не случись революции 1917 года, мы бы имели совершенно другую ситуацию в наших странах. И не соглашаюсь с теми исследователями, которые говорят, что капитализм в Российской империи имел исключительно жёсткое лицо. На мой взгляд, капитализм Америки был жестче, и если бы там случилась революция, она бы имела больше оснований, чем в России.

Но всё же в Российской империи случилась эта большая трагедия, которая привела к большим человеческим жертвам и причины её были не только экономические.

К революции, разгулу атеизма и безбожия привел, в том числе, и духовный кризис, и отказ от Бога в XIX веке. В этом деле немало приложила руку российская интеллигенция, потом подхватили политические партии…

В общем, мы бы могли жить в другой стране, если бы старообрядцы побеждали мирным путём, своей этикой, своими принципами?

Думаю, да. Была бы другая Россия и, возможно, был бы другой мир, потому что не было бы, естественно, этих огромных миллионных жертв во время голода, репрессий и потерь Великой Отечественной войны, так как, на мой взгляд, эта война отчасти стала следствием Октябрьской революции.

Таранец С. В. Старообрядчество в Российской империи (конец ХVІІ – начало ХХ века) / Под редакцией члена-корреспондента НАН Украины Г. В. Боряка. – К., 2013. – Т. 2. – 688 с.

Во втором томе исследования автор попытался обозначить понятие старообрядческого менталитета, влияние на него естественной среды, культурной и исторической действительности, свойство и способность менталитета изменяться на протяжении нескольких поколений, и при этом сохранять устойчивость и стабильность в обычаях, нормах и традициях.

На изменение менталитета староверов как субэтнической группы русских существенно влияла государственная власть, издаваемые ею правительственные распоряжения и законы. Выделено этапы изменения способа мышления старообрядцев, соотнесено их хронологически с историческими событиями: 1) от раскола русской Церкви до периода начала великих реформ 60-х годов ХІХ в.; 2) от великих реформ до Октябрьской революции 1917 г.; 3) от Октябрьской революции до распада СССР; 4) от распада Советского Союза до наших дней.

Мораль и нравственность староверов зиждется на представлениях христианской морали, а их религиозные устои очень строги. Обращено внимание на специфику старообрядческой морали, ее двойственное отношение к окружающему миру, особенно к светской власти и официальной Церкви, акцентировано внимание на вопросе о браке и сексуальных отношениях, основах нравственных обязательств староверов.

В ХІХ в. российская интеллигенция, наряду со старообрядчеством, по своему духу также была «раскольнической». Старообрядцев и интеллигентов объединяло негативное отношение к официальной Церкви и государству, но в то же время взгляд староверов на жизнь существенно отличался от взглядов интеллигентов, и главным этим отличием была глубокая вера в Бога у старообрядцев и ее отсутствие у интеллигентов, особенно нигилистов. Тем не менее, через либеральную прессу интеллигенция требовала дарования староверам религиозных свобод. Старообрядцы принимают активное участие в возвращении русской культуры на национальный путь развития, благодаря периодическим изданиям, художественной литературе, живописи, архитектуре и т. д.

Автор развил мысль об успехе формирования в России русской национальной модели трудовой этики, провозглашение «старой верой» труда как высшей божественной благодати, отличиях развития старообрядческого «бизнеса» от формирования нестарообрядческого торгово-промышленного капитала, определил причины успеха старообрядческого предпринимательства, которые не являлись характерными для других этноконфессиональных групп, специфику вольнонаемного труда как основы старообрядческой промышленности, отсутствие классических образцов эксплуатации, враждебности старообрядческого сообщества крепостному праву, зарождении предпринимательства не в городе, а в деревне, о происхождении московского торгово-промышленного капитала из крестьянской старообрядческой среды. Он остановился на способах освобождения фабрикантами крестьян от крепостной зависимости и попадание в экономическую и конфессиональную зависимость от капиталистов-староверов, на половинчатом характере старообрядческого «вольнонаемного» труда, на проблеме церковного раскола середины ХVІІ в., который стимулировал подвижность населения, благодаря чему на несколько десятилетий опередил общие темпы буржуазного развития России.

В работе исследуется сосредоточение в середине ХVІІІ в. старообрядческой буржуазией значительной части внутренней и приграничной торговли и промыслов, установление нею цен на товары в центральных регионах государства, в Сибири и Средней Азии. Обращено внимание на экономическую мощь купцов-старообрядцев, которая привела к изменению политики правительства Екатерины ІІ в отношении к староверам. В конце ХVІІІ – начале ХІХ в. значительная часть русских капиталов оказалась в руках старообрядцев, особенно самой доходной отрасли производства ХІХ в. – мануфактурной промышленности, в 40–60-е годы ХІХ в. торгово-промышленная деятельность старообрядцев достигла своего наивысшего развития в экономике России. Определены причины активного перехода московского купечества в староверие и установлено, что формирование нестарообрядческого торгово-промышленного дела после отмены крепостного права стало основой для сокращения удельного веса старообрядческого капитала.

В историографии утвердилось мнение о перенасыщенности российского рынка старообрядческим капиталом, однако меры середины ХІХ в., направленные против деятельности староверов николаевским правительством, привели к существенному ухудшению положения купцов-староверов до степени невозможности восстановить свое доминирующее положение в российской экономике. Во второй половине ХІХ в. в России старообрядческий капитал уступает место иностранному и еврейскому капиталу, развивающегося в зоне оседлости евреев. В конце ХІХ в. старообрядцы перестали играть доминирующую роль в экономике страны. Нами обращено внимание на факторы, которые повлияли на сокращение доли старообрядческого капитала в российской экономике во второй половине ХІХ в. На данном этапе развития исторической науки специальные исследования по проблеме не позволяют определить долю старообрядческого капитала в экономике России.

Старообрядцы умели плодотворно сочетать традицию и новацию, создать технологически самую передовую российскую промышленность, стали первопроходцами на пути внедрения новых методов экономического развития, изобретателями технических новшеств.

Вопреки поддержке правительства и ориентируясь на особую систему ценностей, староверы сумели достичь высокого жизненного уровня, существенно повышали его в т. н. нерусских регионах империи. Высокий уровень жизни староверов не зависел от региона их проживания, он являлся одной из причин распространения «старой веры». Важнейшими факторами зажиточности старообрядцев являлись коллективизм, сплоченность семей, развитая взаимопомощь, трудолюбие, рыночная направленность индивидуальных хозяйств.

Рассматривая старообрядческую благотворительную деятельность, мы выделили ее основные направления: 1) церковную благотворительность, 2) социальную благотворительность и 3) благотворительность в сфере культуры и искусства. Обратили внимание на масштабы благотворительной деятельности, ее религиозно-нравственный характер, специфику благотворительности западноевропейского и американского торгово-промышленного сословия, распространение т. н. «тайной милостыни», ее направленность на решение важных социальных задач. Вместе с тем установили, что поддержка незащищенных слоев российского общества служила одним из мощных средств «раскольнической пропаганды».

Старообрядческими предпринимателями выделялись огромные средства на постройку и закупку новейшего оборудования для больничных зданий, госпиталей, санаториев, возведение богаделен, детских приютов, на организацию бесплатных столовых для бедных, на строительство и содержание детских садов, общеобразовательных школ, гимназий и высших учебных заведений.

Староверы оказали существенную бескорыстную поддержку сфере культуры и искусства. Велики оказались пожертвования старообрядцев на организацию начальных, средних, средних специальных и высших учебных заведений. Последователи «старой веры» явились новаторами в различных сферах отечественной науки. В отличие от господствующего вероисповедания, развитие староверческого конфессионального, общественного и государственного образования осуществлялось не за счет государства, а за счет добровольных пожертвований старообрядцев на нужды просвещения. Значительное внимание староверы уделяли получению высшего специального образования. Свое начальное образование они получали при монастырских центрах и общинах, где действовали школы грамоты, занимавшиеся воспитанием и обучением детей. Воспитание молодежи происходило в рамках традиционной культуры, при формировании религиозной, нравственной личности, почитающей и оберегающей традиции предков. Отмечено, что на рубеже ХІХ–ХХ веков т. н. «классическое» старообрядческое образование пришло в упадок. Вследствие запрета власти оно не могло реализовать задач просвещения, начать изучать точные и естествоведческие науки. Массовое открытие старообрядческих учебных заведений произошло после обнародования указа о даровании свободы вероисповедания в России и закона о развитии всеобщего образования.

Заметное явление в отечественной культуре представляет старообрядческая литература. Во второй половине ХVІІ в. староверы сформировали книжность, ставшую действенным идеологическим оружием активных борцов с церковной реформой, что они сумели противопоставить свою культуру сначала «придворной», а затем дворянской культуре, создать параллельную культуру народно-демократического направления. Старообрядческая литература второй половины ХVІІ–ХVІІІ в. возникла и развивалась в условиях непрекращающейся борьбы с господствующей идеологией, она составила важную часть российского культурного наследия, оказала заметное влияние на многомиллионного русского читателя. Многие старообрядческие сочинения вошли в «золотой фонд» древнерусской литературы. В этот период в России сформировалось восемь идеологических и литературных центров старообрядцев: соловецкий, московский, пустозерский, выговский, керженский, ветковский, донской и урало-сибирский.

Нами впервые комплексно изучена старообрядческая литература ХІХ – начала ХХ в., определены литературные центры староверов, среди которых наиболее известные белокриницкий, стародубский, мануйловско-московский, измаильский, куреневский, московский, выговский, молоохтинский и войновский.

До последней четверти ХІХ в. старообрядческие рукописи находились у непосредственных читателей старообрядцев, причем значительные книжные и рукописные собрания функционировали при старообрядческих монастырях, скитах и пустынях, что сами староверы достаточно рано начали собирать и изучать собственное письменное наследие. Первые представительные коллекции принадлежали профессуре высших учебных заведений страны.

Во второй половине ХІХ – начале ХХ в. интерес к книге и рукописи начал проявляться в старообрядческой купеческой среде. Мы установили причину отсутствия в доступных государственных библиотеках старообрядческих рукописей до последней четверти ХІХ в.

В ХХ в. в Российской империи и СССР ученые развернули широкомасштабную археографическую работу, благодаря чему во многих регионах страны в государственных архивах и библиотеках сформировались большие по объему коллекции старопечатных книг и рукописей, значительными собраниями которых ныне обладают в т. ч. старообрядческие общины. В работе определены крупнейшие собрания старообрядческих рукописей и старопечатных книг в России, обращено внимание на археографические исследования ведущих научных центров СССР, а также частные коллекции. В настоящее время концентрация старообрядческого книжного наследия в государственных хранилищах в основном завершена.

Старообрядческая рукописная книга представляет собой особый тип книги, сложившийся в условиях вынужденного возврата к старой практике рукописного «тиражирования» книг в эпоху книгопечатания. В империи эта книга оказала существенное воздействие на письменную культуру и способствовала продлению жизни рукописной книги. Мы выделили выговскую, ветковско-стародубскую, гуслицкую, печорскую, северодвинскую, латгальскую, верхнекамскую, украинскую, молдавскую школы как наиболее важные рукописные центры, указали время и причины упадка рукописных центров, рассказали об издательской деятельности староверов в ХVІІІ – начале ХХ в. в России и за рубежом, причины упадка и оживления старообрядческого книгоиздания.

Старообрядческая тематика нашла широкое освещение в русской художественной литературе ХІХ – начала ХХ в. Русские писатели и поэты уделяли огромное внимание теме церковного и общественного раскола, бытовым сценам и отдельным представителям согласий. Значительное влияние на развитие русской литературы оказало творческое наследие лидеров старообрядческого движения середины – второй половины ХVІІ в., а первые художественные произведения, касающиеся старообрядческой тематики, появились в исторических романах в 30-е годы ХІХ в. В 70–90-е годы этого же века под воздействием новых научных работ демократического направления в художественной литературе происходит изменение точки зрения на староверие – от отрицательных к положительным образам.

В иконописи после церковной реформы древнее изображение святых в господствующей Церкви постепенно запрещается и вытесняется, а старообрядческая икона становится наиболее характерным внешним признаком древнего православия. Вместе с тем старообрядческая икона не стала собственным изобретением сторонников старой веры, она была тесно связана с древнерусской православной традицией. Мы определили характерные особенности старообрядческой иконы, ее строгое следование старым образцам, развитие новых иконографических сюжетов, стилизацию староверами своих произведений под строгановскую, соловецкую и др. художественные школы, обратили внимание на их меднолитейную пластику, выделили главные центры старообрядческой иконописи.

Собирательская деятельность староверов приобрела огромные масштабы. У них сосредоточивались редчайшие памятники древнерусского рукописного мастерства, книгопечатания, иконописи и др., преимущественно церковных, памятников старины. Коллекции староверов стали настоящими исследовательскими центрами в области изучения древнерусской культуры. Музейные коллекции старообрядцев имели огромное воспитательное влияние на подрастающее поколение своих последователей. В середине – во второй половине ХІХ в. старообрядческие собрания стали основой формирования частных и государственных музеев российских древностей. Своими приобретениями и вкусами старообрядцы стимулировали развитие национальной живописи и ее направлений, а сами староверы заслужено стали образами полотен выдающихся русских художников.

Обращают на себя внимание факторы и особенности, которые повлияли на развитие старообрядческой архитектуры в церковном зодчестве, осторожное отношение староверов в отношении театральной деятельности. После раскола русского общества старообрядцы стали спасителями русской национальной культуры.

Таранец С.В. Старообрядчество Украины: вопросы истории и его современного состояния

Украина - одно из направлений колонизационного движения старообрядчества после раскола середины XVII в. русской Праославной церкви. Потоки русских переселенцев из России были продолжительны во времени. Кроме общего передвижения в сторону Украины, они имели ряд внутриукраинских направлений, зависящих от внешних и внутриполитических процессов, происходивших на ее территории в XVII-XIX вв.

Поэтому время и было «лакмусовой бумажкой» колонизационных стремлений русского старообрядчества в Украину. Прежде всего, здесь имеется в виду непростое положение украинских земель на международной арене в описываемое время.

На протяжении упомянутого периода эти территории находились под влиянием разных государств, каждое из которых преследовало свои интересы. В итоге - эти интересы определили отношение к переселенцам-старообрядцам, что позволило последним быстро укрепиться на новых землях, определить свое правовое и экономическое положение.

Время определяло и интенсивность переселения. Наиболее значительной в этом отношении явилась последняя четверть XVII- первая четверть XIX в. Однако это еще не свидетельствует о том, что в последующий период колонизация исследуемых территорий русскими старообрядцами остановилась: она продолжалась, но уже не с такой насыщенностью и, скорее, была связана не столько с религиозной оболочкой, сколько с экономическим состоянием земель, их преобразованием. Но религиозный вопрос, несмотря на то, что уступил место экономическому, не терял своей актуальности. На этих и других моментах более конкретно мы остановимся чуть ниже.

Итак, раскол Русской Православной церкви середины XVII в. положил начало старообрядчеству, которое, подвергаясь небывалому гонению и проклятию со стороны духовных и светских власть предержащих, вынуждено было искать прибежища в местах отдаленных. Одними из тех мест послужили территории Украины.

Особенностью этой колонизации стало то, что ее представители, старообрядцы, руководствовались не экономическими мотивами, что, как мы знаем, бывало в таких случаях касательно подобных процессов, а прежде всего во главу утла ставился вопрос о сохранении веры отцов и невозможностью сохранить эту веру в пределах российских.

Первой волной старообрядческой миграции послужили территории так называемых окраин Русского государства. На Украине это были территории недалеко от окраин российских, исконно заселенные посполитыми людьми. Здесь имеются в виду земли черниговского Стародубья, или Стародубского полка. Стародубье лежало близко от Ветки (известного центра старообрядцев-поповцев). Несмотря на то, что оно относилось к Стародубскому полку - административной единице Малороссии, подчинявшейся московскому государю, оно привлекало старообрядцев.

Малороссия до 1709 г. более-менее сохраняла автономию по отношению к России, поэтому ее помещики привлекали податное население на свои земли, невзирая на отрицательное отношение к подобным поселенцам (раскольникам) русского правительства и местных посполитых крестьян, обиженных отнятием у них угодий. В принципе, нужно полагать, там нашли свое начало множество старообрядческих сел, сыгравших затем в истории старообрядчества видную роль. В Стародубье возникло более тридцати старообрядческих селений, основанных выходцами из центральных российских губерний.

Вторым, не менее важным центром старообрядческих поселений на Украине, стало Подолье. Этот регион важен не только ранним своим возникновением, но и тем, что его заселение происходило с небольшим разрывом от заселения Стародубья и имеет свою специфику.

Прежде всего, Подолье в то время принадлежало Польше, которая переживала в конце XVII- начале XVIII вв. тяжелые времена. С одной стороны, в целях сохранения своей государственности, она пыталась использовать против России старообрядчество, недовольное русским правительством. С другой - дела, происходившие в Подолии в это время, вызванные Освободительной войной и последующими событиями, сопровождавшимися массовым переселением местного населения на левый берег Днепра и Слобожанщину, способствовали переселению старообрядцев на земли польских помещиков, неуверенно себя чувствовавших в это время. Поэтому зыбкое положение старообрядцев и неуверенное властвование магнатов и шляхты на полупустых землях дало возможность тем и другим как нельзя лучше найти точки соприкосновения в заселении региона.

К этому надо добавить, что и правовое, и экономическое их положение было гораздо лучше, нежели у старообрядцев Стародубья, до тех пор, пока оставалась властвовать здесь Польша, несмотря на гайдамаческое движение и высылки русским правительством. В этом крае насчитывалось около 30 мест компактного проживания старообрядцев.

Третьим важным регионом, не столько в количественном,сколько в качественном отношении, была южная Бесарабия - территория, заселенная старообрядцами в конце XVII в. Этот регион, как и два предыдущих, имеет свою специфику.

Особенностью заселения Южной Бесарабии стало то, что она имела более продолжительную интенсивность заселения, по сравнению со Стародубьем и Подолией. Вместе с тем, социальная структура местных переселенцев существенно отличалась от таковой первых двух.

Колонизация Южной Бесарабии, по всей видимости, происходила двумя путями: континентальным и морским, при этом морской путь, очевидно, был более ранним, нежели сухопутный. Им воспользовались представители донского казачества, выступавшего за старую веру.

Но первое переселение не было таким массовым, как его вторая волна, вызванная последствия ми Булавинского восстания в России (1708 г.), когда значительная часть донских казаков под предводительством И. Некрасова покинула Россию, переселилась на Тамань, а затем в Крым и на Нижний Дунай. Колонизационные стремления старообрядцев усилились после подавления Булавинского восстания.

Выведенные из России некрасовские казаки были, как правило, приверженцами древлего благочестия. На Нижнем Дунае они получили полнейшую свободу вероисповедания - свободу, которую турки не дали ни одной из существовавших в Османской империи христианских конфессий. Казаки-некрасовцы обязывались по призыву турецкого султана выступить на стороне турок, т.е. и здесь, в Турции, старообрядцы получили исключительное правовое и экономическое положение.

Нужно заметить, что с приходом в Южную Бесарабию России, последней, в целях политических, были закреплены уступки местному старообрядчеству, которых не имел ни один старообрядческий регион или община в Россий ской империи. Им разрешалось отправлять богослужение «по своим обрядам».

Кроме некрасовцев, селилась здесь и другая часть старообрядцев, пришедшая сюда континентальным путем, преимущественно через Стародубье, Подолье, Молдавию. Она была представлена крестьянством. Последние отличались даже своим названием. В отличие от старообрядцев-некрасовцев, их называют липованами, как всех старообрядцев Молдавии, Румынии, Буковины. И теми, и другими основано в разные времена более десятка поселений, расположенных в относительной близости к Дунаю.

Еще одним более-менее значительным регионом компактного проживания старообрядцев в Украине была северная часть Новороссии, а точнее, Елисаветградский и Александрийский уезды Херсонской губернии. Этот старообрядческий регион подвергся таким экспериментам, которых, пожалуй, не знал никакой иной край в Российской империи.

Во-первых, заселяться он стал позже других, при этом характер заселения отличался от трех предыдущих. Заселение северных уездов Заднепровской Украины началось после окончания очередной русско-турецкой войны (1768-1774 гг.), упразднения Малороссийского гетманства (1764 г.), ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.), присоединения Крыма к России (1783 г.).

Эти значительные для России приобретения создали условия для целенаправленного развития края. Вне внимания не остались и старообрядцы. Их охотно приглашали на купленные земли как людей торговых и промышленных, наделяя определенными льготами, в том числе даже разрешалось совершение богослужения по старопечатным книгам.

Нужно заметить, что многие старообрядцы откликнулись на приглашение видного государственного деятеля Г. Потемкина, однако здесь поселились не только выходцы из черниговских старообрядческих слобод, но и приглашенные сюда подданные Польши.

Как говорилось выше, среди приглашенных старообрядцев было много людей торговых и промышленных. Они попали в разряд государственных крестьян. Впоследствии самодержавие провело со старообрядцами этого края эксперимент, которого Россия еще не знала. Именно Херсонская губерния стала местом, где староверы подверглись преследованиям особенного характера. Здесь впервые в России было учреждено так называемое единоверие для старообрядцев, то есть насильственное подчинение иерархии господствующей церкви с сохранением права служить «по старым книгам».

Николай I изобрел уникальную схему присоединения к «православию*. Все старообрядческие села Елисаветградского и Александрийского уездов были превращены в военные поселения. Соответственно, помимо муштры, крестьяне должны были работать на земле как на свой счет, так и на счет военных округов.

Поэтому не удивительно, что после ликвидации указа о военных поселениях старообрядцы почти поголовно выходили из единоверия и возвращались к прежней вере, что с печалью утверждали миссионеры господствующей церкви. В Александрийском и Елисаветградском уездах Херсонской губернии числилось около десятка старообрядческих сел.

Пожалуй, это все места более-менее компактного проживания старообрядцев на территории Украины, если не считать нескольких поселений возле г. Харькова. Остальные представлены отдельно, преимущественно югом Украины. В связи с присоединением Северного Причерноморья к империи, здесь основывались новые города. Условия, которые создавались для быстрого развития торговых и промышленных сил на юге, привлекли сюда приверженцев древлего благочестия, которым, как мы знаем, далеко не чужды были занятия торговлей и промышленностью. В это время мы видим старообрядцев в Херсоне, Николаеве, Одессе, Аккермане, Тирасполе, Ананьеве, Вознесенске, Измаиле, Бкатеринославе, а также в городах Центральной Украины: Кременчуге, Черкассах, Киеве, Чернобыле.

Сердцем старообрядцев-поповцев всей России и зарубежья считалась Белая Криница - село, где в 1846 г. с разрешения австрийского правительства была учреждена старообрядческая митрополия во главе с митрополитом босно-сараевским, а затем - старообрядческим белокриницким Амвросием. Почти столетие здесь находилась митрополичья кафедра, которая с приходом советской власти в 1944 г. была перенесена в Румынию.

На Буковине старообрядческие поселения стали возникать с 1783 г., когда по ходатайству липован австрийский император Иосиф II разрешил дунайским старообрядцам селиться в пределах Австро-Венгерской империи.

В Белой Кринице приверженцами древнего благочестия основаны два монастыря - мужской и женский. Кроме белокриниц-ких монастырей, в начале XX в. два женских (Успенских) и один Никольский мужской монастырь существовали в с. Куреневке Ольгопольского уезда Подольской губернии. Последний, по донесениям миссионеров, приобрел в среде старообрядчества статус лавры.

В с. Борсков Винницкого уезда Подольской губернии основался мужской монастырь. В г. Черкассах Киевской губернии основаны два монастыря: женский Покровский монастырь и мужской во имя Филиппа митрополита Московского. Этой же губернии Радомильского уезда два старообрядческих монастыря возле с. Замостья - Чернобыльский Пустынно-Никольский мужской монастырь и Замостинский Казанской Божьей Матери женский монастырь.

В дельте Дуная, недалеко от Вилково (Южная Бесарабия) существовал Петропавловский мужской монастырь. Мужской монастырь в честь св. Михаила Архангела существовал в с. Новой Некрасовке Бесарабской губернии, а женский, Усекновения честнейшей главы Иоанна Предотечи, - в старообрядческом селе Муравлевке Бесарабской губернии.

Кроме того, имелись два женских скита в г. Измаиле иве. Плоском Тираспольского уезда Херсонской губернии. В разное время в Черниговских старообрядческих селениях существовали: Покровский мужской монастырь возле п. Митьковки, Климовский женский монастырь возле слободы Климовой, два монастыря возле п. Злынки - мужской и женский в честь Рождества Богородицы, мужской скит при слободе Добрянке и другие.

Таким образом, до революции 1917 г. на территории Украины действовали 20 известных нам старообрядческих монастырей и скитов. Цифра, по сравнению с численностью старообрядцев на Украине, довольно высокая.

Однако все, о чем мы говорили, касалось только старообрядцев-поповцев. Кроме них в Украине жили и беспоповцы. Местом компактного их расселения считается Волынская губерния, именно та часть, которая ближе расположена к губернскому г. Житомиру. В нем поселились поповцы и беспоповцы, имевшие в городе отдельную слободу. Беспоповцы-поморцы не только отличались от поповцев своим происхождением, но и мировоззрением. Если первые, как правило, были выходцами из центральных Российских губерний, то последние - с Севера России, что и определяло их дальнейшее религиозное мировоззрение.

Несмотря на то, что поповцы и беспоповцы жили в относительной близости друг от друга (например, слобода Женишковецкая и хутор Хлопов - теперь Дружба - Подольской губернии), это обстоятельство никаким образом не способствовало сближению позиций в веропонимании. Нам не известно, имели ли поморцы Волынской губернии какие-либо устроенные ими общежительства.

Вообще поморцы населяли более 20 волынских селений, части из которых положили начало, но численность староверов в селениях была незначительной и не превышала нескольких десятков человек. Крупными поморскими селениями были Бродник, Заречская Добрица, Малинка, Малече, Янушев-ка, Должник, а также уездный город Литин Подольской губернии и слобода Женишковецкая также Подольской губернии.

В поморских старообрядческих селениях были устроены молитвенные дома или часовни, а в г. Житомире местными беспоповскими предпринимателями был даже поставлен храм (без престола, конечно). В настоящее время поморских старообрядческих общин существует немногим более десятка.

Кроме описанных старообрядческих селений, как поповских, так и беспоповских, старообрядцы селились в других местах, но численность их была незначительной. Другие толки представлены хуже, они не заслуживают отдельного рассмотрения в нашем кратком очерке.

Что касается современного состояния старообрядчества на Украине, то оно подверглось сильным изменениям со времен дореволюционной эпохи. Атеистическая советская власть приложила немало усилий для истребления религии. Вне ее внимания не остались и старообрядцы.

Можно сказать, старообрядчество понесло наибольший урон из всех существующих на Украине христианских конфессий. Однако констатацию этого положения нужно рассматривать не буквально, а через призму не только нынешнего его состояния, но и потенциальных возможностей. Они, к сожалению, не такие уж радужные. Прежде всего, XX век разбил старообрядческую общину - хранителя вековых христианских и бытовых ценностей староверов. Это связано с насильственной модернизацией экономики СССР, в т.ч. и УССР за счет села, а ведь подавляющая часть старообрядцев Украины жила именно в селе и вместе со всем другим населением республики вынесла всю тяжесть индустриализации.

В 30-80 гг. XX в. в города двинулась огромная масса переселенцев, а она теряла не только вековые традиции, но и разбивала общину. Особенно заметны результаты этих процессов на Подолье, где в большинстве случаев практически уже не существует старообрядческих общин, или же остались от них жалкие остатки.

Нечто иное мы видим в Южной Бесарабии, где советская власть утвердилась позже, т.к. этот регион позже, чем другие, был присоединен к СССР - в 1939 г. Фактическое его пребывание в составе СССР приходится на послевоенное время, когда сталинский режим пошел на уступки в вопросах свободы совести. По этой причине здесь уцелели храмы, а сама старообрядческая община сохранила свои жизненные силы, т.к. не подвергалась губительно жесткой коллективизации начала 30-х гг., не пережила голодомор 1932-33 гг., пребывала в значительно лучших условиях оккупации (если так можно выразиться). Вместе с тем, это были окраинные, пограничные земли, поэтому здесь Советы также были осторожны в религиозных вопросах.

Из 20 старообрядческих монастырей и скитов, существовавших на землях Украины до 1917 года, в советский период не осталось ни одного. Практически все они были стерты с лица земли. В Белой Кринице храмы монастырей уничтожены или подвергнуты сильному разрушению. В настоящее время епископия Киевская и всея Украины прилагает усилия к возрождению мужского монастыря в этом селе.

По предварительным подсчетам, в дореволюционный период на Украине существовало около 150 старообрядческих храмов, часовен и молелен. В настоящее время их около 50. При этом далеко не каждый приход имеет своего священника. Всего по Украине числится 17 священников РПСЦ. Сравнительно лучше обеспечены священством приходы Южной Бесарабии, в то время как в очаге русского православия - Киеве, уже более полутора десятка лет нет постоянного священника. Значительная часть приходских старообрядческих храмов находится в аварийном состоянии, остро нуждаясь в капитальном ремонте или строительстве новых помещений.

Примечания:

Анцупов И.А. Русское население Бесарабии и Левобережного Поднестровъя в конце XVIII-XIX вв. (социально-экономический очерк). Кишинев, 1996.

Витковский. О раскольниках Подольской губернии // Отечественные записки [б.м. и г.]. С.353-372.

Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Вып. I. Киев, 1895.

Похилевич Л. Сказание о населенных местностях Киевской губернии. Киев, 1864.

Чубинский П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Т.7. СПб., 1872.

Шмидт А. Материалы для географии и статистики, собранные офицерами генерального штаба. Ч. I. Херсонская губерния. СПб., 1863.

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0