Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Прошел театрализованный день космонавтики в библиотеке. "12 апреля": мероприятия ко дню космонавтики в школьной библиотеке. "До самой далекой планеты, не так уж друзья далеко"

мероприятие, посвященное Дню Космонавтики

Подготовили: Петрова Татьяна Викторовна, Токкужина Динагуль Уразбаевна, Жалекешева Кульпан Жумагазиевна. КГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области (апрель 2013г.)

Цель:

  • Расширить представление о космосе, как о беспредельном пространстве, мире, обитателями которого являются звезды и планеты, другие космические объекты;
  • подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее;
  • создать атмосферу сотрудничества и поиска, способствующую развитию познавательных способностей и формированию личного отношения к окружающему;
  • формировать умение логически мыслить, выполнять умозаключения, опираясь на приобретенные знания и опыт;
  • продолжать формировать умение детей содержательно, грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать словарь детей;
  • воспитывать у детей нравственные чувства и отношения: дружелюбие, готовность прийти на помощь.

Предварительная работа.

Знакомство со знаменитыми космонавтами: Юрий Гагарин, Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев. Чтение книг о космосе, просмотр мультфильмов на космическую тему: «Тайна третьей планеты» и другие. Знакомство с Cолнечной системой, планетами Cолнечной системы. Рассматривание карты звездного неба, созвездий; рассматривание картинок космических кораблей, космического оборудования, космической одежды, пищи для космонавтов. Разучивание стихов с родителями на космическую тематику; выставка рисунков; конкурс поделок «Мой звездолёт»; строительные игры: «Космическая станция», «Луноход», «Космодром»; изготовление атрибутов для сюжетно — ролевых игр; сюжетно – ролевые игры: «Ракета летит на луну», «Будущие космонавты».

Ход занятия.

— Добрый день, дорогие друзья, гости нашего космического путешествия! Вас приветствуют командиры корабля: — Дина, Татьяна!

Ребята, вы уже много знаете о космосе. Мы много беседовали с вами на эту тему, читали книги, рассматривали иллюстрации, рисовали, изготавливали .

А сейчас давайте вместе с вами посмотрим слайд- шоу « Полет в космос».

С незапамятных времён люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических произведениях. В сказках люди поднимались в воздух на ковре-самолёте, в ступе, летали на метле. (Показ картинок)

И, наконец, мечта стала явью. Учёные и конструкторы создали первый космический корабль «Восток». (Слайд) Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные.

Первой в космос отправилась собака Лайка. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. (Слайд) Через три года после неудачного полёта собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки Белка и Стрелка.

В космосе они побывали всего один день и удачно приземлились на Землю. (Слайд) Первой в Америке на ракете полетела в космос обезьяна. После удачного полёта в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через восемь месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился человек.

12 апреля 1961г. в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы вселенной.

Ребята, кто из вас скажет, как звали первого человека открывшего дорогу в космос?

Его звали Юрий Алексеевич Гагарин. (Слайд)

Люди много ездят по свету. Они передвигаются на поездах, на пароходах, на самолётах, но ещё ни один человек до Ю.Гагарина не мчался на корабле-ракете к звёздам.

Казахскими космонавтами называют Аубакирова и Мусабаева. Да, действительно, осенью 1991 года состоялся полет Токтара Аубакирова по так называемой казахстанской программе. А дублером у него был Талгат Мусабаев.

Стихотворение о своей мечте побывать в космосе нам расскажут Казановский Юра, Шмелев Андрей.

Расскажу вам по секрету:

Мы построили ракету

Из коробок, стульев, штор,

Забрались гурьбой под стол,

Взяли сок и бутерброды,

Вдруг лететь придется… годы?

Завели мотор и… р-р-раз…

Полетели мы на Марс.

Мы летели очень долго,

Дней… не знаю даже сколько!

Мчим в ракете над Землей:

Друг мой, я и пёсик мой.

В космос выходили дружно —

Космонавтам тоже нужно

Соблюдать там гигиену,

И подкручивать антенну.

Примарсились мы на час…

Съели бутерброды в раз,

А затем назад, домой,

Улетели на покой…

После нашего полёта…

Убираться неохота.

В доме полный кавардак,

Мама входит: «Вот так, т-а-ак!

Может, инопланетяне

Прилетели вместе с вами?

Перепачкали посуду,

Насорили мне повсюду?

Ну-ка, космонавты быстро

Всё убрать, чтоб было чисто!»…

Я открою вам секрет:

В космосе… порядка нет.

Завтра мы корабль построим,

Что бы плыть по свету морем…

А сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие! На чем же можно отправиться в космос? (ответы детей)

Конкурс 1. «Строим ракету» (веселая музыка) .

Ведущий приглашает две пары. Один ребенок встает прямо и поднимает руки вверх, сложив ладони вместе – это ракета. Другой должен как можно быстрее обмотать бумажным полотенцем, которое им дает ведущий. В результате получиться настоящая ракета, причем лицо заматывать нельзя, так как они «космонавты». Та пара, которая справится с заданием быстрее, побеждает.

Итак, ракеты готовы, нужно запастись едой и напитками.

Воспитатель :

Для работы на космической орбите потребуется много сил. А для этого необходимо правильно питаться. Но кушать в условиях невесомости - занятие довольно непростое. Для обеспечения космонавтам максимального комфорта вся пища для них упакована в тюбики - откручиваешь крышечку и вот, пожалуйста, на обед борщ или картофельное пюре, а на десерт в маленьком красивом тюбике ждет космонавта яблочное повидло. Так как мы пока еще готовимся к будущему полету в космос, то и тюбики с космической едой у нас будут ненастоящие, «тренировочные». Вы, конечно, знаете, что в космосе очень сложно есть из-за невесомости. Поэтому космонавтам приходится кушать особую еду из тюбиков и специальных баночек. А ведь им так хочется свежих фруктов! Давайте попробуем съесть их в невесомости.

Конкурс 2. «Завтрак космонавта» (музыка)

Двое держат веревку, на которой на нитках подвешены четыре яблока. Ведущий приглашает четверых участников, которые должны как можно быстрее съесть, не прикасаясь к нему руками, спрятанными за спиной.

При подготовке к выполнению различных задач на космической орбите, чтобы чувствовать себя комфортно в состоянии невесомости, необходимо как следует потренироваться. Для этого каждый игрок в условиях, «максимально приближенных» к полетным, попытается собрать как можно больше рассыпавшихся деталей одной из солнечной батарей космического корабля.

Группа мальчиков исполнит песню: «Звездная песня»

Гремят космодромы, как дальние грозы.

Глядят космонавты на шар голубой.

А где-то сияют высокие звезды (2 раза)

Что будут открыты и мной и тобой

Плывут они где-то своими путями

Сейчас неизвестно им даже самим

Что названы, будут они именами.

И очень возможно, твоим и моим.

Просторы отчизны ничто не тревожит,

Земля задремала и город притих.

А главный конструктор закончил, быть может

Чертеж звездолетов твоих и моих.

Конкурс 3. Вверх тормашками

Перед началом выполнения этого упражнения для каждой команды составляются вместе три стула. Члены команды поочередно ложатся на них таким образом, чтобы голова свешивалась с последнего стула. Закрыв глаза повязкой, участники за определенный промежуток времени собирают в коробку конструктор, раскиданный по полу в пределах досягаемости. Победа засчитывается той команде, игроки которой не оставят после себя никакого «космического мусора». Ход выполнения этого упражнения в целях безопасности контролируют двое взрослых

Воспитатель: Перед тем, как запустить в космос ракету, ученые рассчитывают траекторию ее полета. А можно ли заставить двигаться воздушный шарик по заранее намеченной траектории? Как вы считаете, ребята? Давайте проверим это на практике.

Перед эстафетой игроки каждой команды получают воздушный шарик . Его нужно провести от старта до финиша, придавая ему ускорение одной рукой и стараясь, чтобы он не коснулся пола. Выигрывает та команда, игроки которой закончили эстафету первыми и при этом допустили меньшее количество ошибок.


Ведущий: Наш корабль держит путь к планете «Дэнс», на этой планете живут, вы сейчас сами увидите, кто! /Появляются инопланетяне/

Инопланетянин : — Мы приветствуем вас земляне на нашей планете «Дэнс».

Мы, «Денсы», очень рады нашей встречи, сейчас мы вам продемонстрируем, какие гуманоиды живут на нашей планете.

Провожая вас на Землю, они подарили космическим экипажам вот этот подарок. Хотите узнать, что там? Тогда давайте скорее возвращаться назад!

Эмоциональная разрядка «Запуск ракеты»

К запуску космической ракеты приготовиться!

— Есть! Приготовиться!!! (отдают честь)

Пристегнуть ремни!

-Есть пристегнуть ремни (хлопок перед собой)

Включить контакты!

— Есть включить контакты (соединяют перед собой большие пальцы рук)

Завести моторы!!!

— Есть, завести моторы!! ! (вращают большие пальцы рук и нарастающий гул)!!!

Когда, гул стал громким, ведущий на пальцах ведет отсчет:

5,4,3,2,1 пуск!!

Все кричат : Ура! Ура! Ура!


Ведущий: А теперь, после благополучного возвращения домой, мы с вами можем узнать, что же подарили нам. Обитатели планеты подарили космический костюм на память о нашей встрече. А теперь фотография на память.

Ведущий : Время мчится, нельзя отставать,

Вместе выйдем на старт обязательно!

Каждый может штурманом стать

Или даже изобретателем!

Чтобы жизнь недаром прошла,

Чтоб твое запомнили имя,

Пусть открытия и дела

Будут добрыми, а не злыми!

На память каждый сфотографировался в «костюме космонавта».

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Основа для пасхального яйца, оплетенного бисером
Колтакова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МБУДО ДПиШ г. Воронеж, подготов...

12 апреля 1961 г. навсегда остался в памяти старшего поколения. Миллионы людей от мала до велика не скрывали своего восторга. Такого еще не было! Человек в Космосе! И не кто-нибудь, а наш Юрий Гагарин! Гордость за страну переполняла сердца соотечественников. Поэт А. Щербаков напишет: «... и мир, как в День Победы, ликовал».

Россия - родина космонавтики. В ней родились первые идеи освоения космоса, были осуществлены первые важнейшие шаги в покорении космического пространства, здесь родились достойные сыны своего Отечества, люди, чьи имена прославили нашу страну во всем мире.

Для новых поколений 12 апреля 1961 года — далекая история, но мы должны обращать их внимание на события, ставшие золотыми страницами истории человечества, на имена людей, с которыми связан величайший подвиг — прорыв в космос.

Настоящее методическое пособие включают в себя материалы, призванные помочь библиотечным работникам при планировании, подготовке и проведении мероприятий, посвященных российской космонавтике.


Проводя мероприятия о космосе и космонавтике, библиотеки должны прививать молодежи чувство патриотизма, гордости за достижения человеческого разума, показывая великие свершения русских людей через героическую профессию – космонавт.

Целями мероприятий о космосе и космонавтике являются:

Ознакомление читателей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширение кругозора путём популяризации литературы о достижениях в области космонавтики;

Привитие интереса к изучению космоса и истории космонавтики;

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

На книжных выставках должны быть представлены страницы биографий выдающихся космонавтов, история развития космонавтики, различная справочная литература. Рекомендуются следующие выставки: выставка – игра или выставка – викторина «Дорогами к звездам», которая может быть посвящена определенной теме. На выставке можно поместить обращение к читателю с призывом участвовать в викторине. Выставка – портрет (выставка – персоналия) «Звездный сын Земли», «Ю.Гагарин – человек – легенда», посвященная выдающейся личности. На выставке можно разместить его портрет, книги об этом человеке, подготовить буклеты, закладки с биографией.

Выставка – кроссворд «Космос становится ближе» – на ней разместить увеличенный кроссворд, а также литературу, с помощью которой можно найти ответы.

Узнать интересные факты из жизни нашей Вселенной и планет Солнечной системы можно будет посредством массовых мероприятий. Их формы должны быть разнообразными. Литературная композиция с просмотром художественного фильма «Взлет», «В звездное небо», слайд-презентация «Первый космонавт планеты Земля», круглый стол «Человек. Вселенная. Космос», час эрудита «Над нами – звездное небо», час интересных сообщений «Полет к неизведанным мирам», конференция «Вознесся в космос человек», урок мужества «На орбите женщина – космонавт», познавательный час «Среди звёзд и галактик», видео-викторина «Мир космоса», и др.

Тематический час «Первые шаги во Вселенную» расскажет о волшебной красоте и великой тайне космоса, которая все сильнее привлекает человека. В процессе знакомства с открытиями в астрономии ребята узнают о строении солнечной системы, галактики и Вселенной. Школьников увлечет возможность поиска внеземных цивилизаций. Они познакомятся с удивительной, редкой и опасной профессией космонавта.

Большой интерес вызовет информация о космической кулинарии и космических рекордах. На мероприятии можно рассказать о том, какую пользу от результатов космических исследований имеет каждый из нас, об успехах космической отрасли сегодня. В заключение ребятам следует рекомендовать книги и энциклопедии по данной тематике из фонда библиотеки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Что такое космос

Беседа

Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку как синоним Вселенной. Космос включает в себя межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем объектами. Космос – это огромное пространство, и он становится все больше и больше.

Вся наша Солнечная система представляет собой только незначительную часть космоса. Все, что происходит в космосе, влияет на объекты, находящиеся в нем, то есть и на каждого из нас.

Изучение того, что происходит в космосе, помогает людям на Земле принимать необходимые меры по сохранению жизни. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, можно не только наблюдать за процессами, которые происходят на нашей планете, но и своевременно принимать необходимые меры. Например, можно заранее предупредить о некоторых природных явлениях: сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и других.

Для изучения и использования космоса человечество постоянно изобретает и запускает в космос все новые и новые космические аппараты. Сегодня в космосе находится огромное количество искусственных спутников, с помощью которых на Земле осуществляется телевизионная, телефонная и радиосвязь.

В телевизионных программах уже давным-давно не упоминается о том, что передача ведётся через спутник. Современные технические средства неизмеримо увеличивают скорость и дальность передачи информации. Использование космической техники в системах связи существенно повысило ее эффективность, позволило связывать между собой все уголки земного шара, дало возможность широко использовать самые информативные короткие волны, на которых, в частности, работает телевидение. Новые возможности для повышения качества, оперативности и надежности связи открылись с запуском искусственных спутников Земли. Находясь в поле прямой радиовидимости большого числа удаленных друг от друга наземных пунктов, спутник позволяет объединить их сетью космической связи. Для этой связи, благодаря прямой видимости спутника с наземных пунктов, используются информативные короткие волны, что обеспечивает надежную и высокоэкономичную передачу большого объема информации на дальние расстояния.

Капризы погоды в течение многих тысячелетий поражали воображение человека. Большие возможности для оперативного наблюдения погодных явлений имеют пилотируемые космические корабли и станции, так как космонавт может немедленно дать сведения о тех или иных погодных явлениях, не дожидаясь специальной обработки метеоинформации. У нас в стране создано постоянно действующая космическая система службы погоды «Метеор», которая непрерывно совершенствуется. Спутниковая метеорология является одним из наиболее выразительных примеров служения космоса практическим нуждам людей.

С каждым годом все новые и новые кладовые Земли открывают геологи. Нефть и природный газ, железная руда и марганец, алюминий и олово, золото и алмазы, уран и каменный уголь – вот далеко не полный перечень тех жизненно важных материалов, которые самым непосредственным образом влияют на развитие нашей промышленности, на жизнь страны, на её рост могущество и процветание. Запуски первых пилотируемых кораблей показали, что с орбитальных высот можно очень многое различить на земной поверхности даже невооруженным глазом. Уже сегодня есть все основания утверждать, что космической геологии будет принадлежать одно из ведущих мест в выявлении закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых. Большую роль сыграет космическая техника, способствующая интеграции разрозненных представлений о природных процессах, происходящих на нашей планете.

Сельское и лесное хозяйство получает от искусственных спутников Земли очень много полезной информации. Сегодня еще не накоплен достаточный опыт, который позволил бы посчитать весь тот эффект, какой обеспечивает служба космоса. Сопоставление космических снимков сделанных в разное время, даст возможность изучать процессы восстановления лесов, прогнозировать запасы различных видов древесных пород, определять рациональные сроки вырубки. Космическое фотографирование может служить основой для оптимальной разработки планов лесозаготовительной промышленности в масштабах страны, выбора участков для лесозаготовки в зависимости от их качества, добротности древостоя, породного состава, запасов древесины, а также с учетом условий сплава и транспортных перевозок. Особую роль космические средства могут сыграть при охране лесов от пожаров.

Запущенные с Земли космические корабли направлены к различным планетам Солнечной системы: Марсу, Сатурну, Венере, Плутону и другим. А на Луне уже побывали не только космические корабли, но и люди, американские астронавты. На Луне обнаружены большие запасы гелия. Когда станет возможной доставка его на Землю, топливные ресурсы Земли увеличатся на многие сотни лет.

Мы знаем, что через миллиарды лет жизнь на Земле может прекратиться, поэтому уже сейчас актуальным становится вопрос поиска в космосе объектов, которые в будущем были бы пригодны для жизни людей.

Нас интересует, есть ли жизнь в других звездных системах и в других галактиках, есть ли во Вселенной разумные существа, можно ли установить с ними контакты. На все это направлены сегодня усилия человечества.

Прошло немногим более пятидесяти лет, как человек запустил в космос первые аппараты, а сколько нового, интересного и полезного мы узнали. А впереди у человечества ещё многие и многие миллионы лет, которые позволят нам глубже проникнуть в тайны Вселенной и сохранить в будущем жизнь, зародившуюся на Земле.

Изучение космоса и его использование в интересах человечества становится все более интенсивным и преподносит нам первые уроки. В космосе становится все больше и больше искусственных летательных объектов, за работой и полетом которых необходимо постоянно следить, чтобы избежать неприятных последствий.

В феврале 2009 года в космосе столкнулись искусственные спутники США и России. От их столкновения образовались большие обломки, которые опасны для других летательных аппаратов и, в первую очередь, для Международной космической станции, на которой работают исследователи из России, США и других стран. Надо активнее использовать разработанные на Земле методы и средства очистки космического пространства от мусора.

Вселенная, или космос, – это весь окружающий нас мир. Все небесные тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят (материя), неуничтожимо, поэтому Вселенная не только бесконечна, но и вечна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Биография Юрия Гагарина

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалеку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 – 1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 – 1984), – свинарка.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошел в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учеба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учеба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена летчика-испытателя Я.Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

В 1959 году женился на Валентине Ивановне Горячевой. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а с 12 апреля 1962 года день полета Гагарина в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

В 1966 году Гагарина избрали почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле.

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздуш-ной инженерной академии имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Звания:

·Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (28 апреля 1961 г.);

·Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.

Советское правительство также повысило Ю.А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора. Ю.А. Гагарин являлся:

·президентом Общества советско-кубинской дружбы;

·почетным членом Общества «Финляндия – Советский Союз»;

·с 1966 года являлся почетным членом Международной академии астронавтики.

Ордена:

·Ленина (СССР);

·Георгия Димитрова (Болгария);

·Карла Маркса (ГДР);

·Звезда II класса (Индонезия);

·Орден «Крест Грюнвальда» (Польша);

·Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия);

·«Ожерелье Нила» (Египет);

·Большая лента Африканской Звезды (Либерия);

·«За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия);

Медали и дипломы:

·Медаль «Золотая Звезда» (СССР);

·Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР);

·Медаль де Лаво (ФАИ);

·Золотая медаль правительства Австрии, 1962 г.;

·Золотая медаль и почетный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики;

·Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции;

·Большая золотая медаль и диплом ФАИ;

·Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961 г.;

·Медаль Колумба (Италия);

·Золотая медаль города Сен-Дени (Франция);

·Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007 г.

Юрий Гагарин был избран почетным гражданином городов: Байконур (1977 год), Калуга, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Тюмень (СССР); Оренбург (Россия); София, Перник, Пловдив (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчьянске Теплице (Чехословакия). Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Из воспоминаний Юрия Гагарина. Сто восемь минут

Однажды я шагал по морозной, но уже охваченной предчувствием весны Москве.

Тысячи людей шли по улице Горького навстречу мне, обго­няли. И никто, конечно, не знал, что готовится грандиозное со­бытие, подобного которому еще не знала история. Я постоял у кремлевской стены, еще раз взглянул на Мавзолей Ленина, спустился к Москве-реке... В ту же ночь вылетел в Байконур.

Вместе со мной на космодром летел Герман Титов, еще не­сколько космонавтов, группа научных работников и врач. Мы сидели с Германом рядом. Опасения тех, кто предлагал не предупреждать нас о дне полета, чтобы мы не нервничали, не оправдались. И я, и Герман, который был готов в случае необ­ходимости занять место в кабине «Востока», чувствовали себя прекрасно.

Мы были готовы. Но долгожданное решение государствен­ной комиссии было объявлено только на космодроме: я назна­чался командиром «Восток-1», Герман Титов – моим дубле­ром.

До 11 апреля мы с Германом изучали график полета, от­рабатывали все элементы задания. Нужно было запомнить все операции, которые предстояло выполнить в полете. Помогали нам в этом и создатель космического корабля, и видные со­ветские ученые.

Привыкали мы и к «космической кухне» – сокам и паште­там, которые предстояло есть из особых туб.

День перед полетом был отведен для полного отдыха. В домике, где жили мы с Германом, звучала тихая музыка. О полете не разговаривали. Вспоминали детство, прочитанные книги, увиденные фильмы. Весело посмеивались друг над дру­гом, вспоминая всякие забавные случаи и происшествия. Кро­ме врача, который был с нами почти постоянно, заходили друзья по отряду, Главный конструктор (С.П. Королев – длительное время его фамилия оставалась секретной – ред.).

Спать легли в девять вечера. Помнится, снов я не видел. В половине шестого утра разбудил врач. Встал и Герман, на­певая, как обычно, шутливую песенку. Последняя проверка. Все – в норме.

Мне помогли надеть скафандр. Тут же, кажется, я дал пер­вые в жизни автографы.

Потом мы с Германом сели в специальный автобус, в котором начинается уже космическая жизнь. Скафандр подклю­чается к приборам, подающим воздух.

У подножия ракеты – огромного устремленного в небо сооружения – попрощался с провожающими и на лифте под­нялся к вершине ракеты. Заявление, которое я сделал за не­сколько минут перед этим, широко известно. Оно было напе­чатано в газетах, передано по радио. Тем не менее, хочется вспомнить несколько фраз, сказанных на космодроме. Они ведь точно отражали мое душевное состояние перед полетом, мои чувства и мысли:

«Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было выс­шим счастьем участвовать в новых открытиях. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свиданья, как всегда говорят люди друг другу, от­правляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!»

И вот я остался один, среди многочисленных приборов, освещенных искусственным светом. Лишь радио связывало меня с окружающим миром.

Конечно, я волновался – только робот не волновался бы в такие минуты и в такой обстановке. Но вместе с тем был уве­рен, что полет завершится успешно, что ничего такого, что не предвидели бы наши ученые и техники, не случится. Был уве­рен в совершенстве ракеты, скафандра, приборов, связи с Землей, качества пищи. Очевидно, и во мне были уверены. Все это, вместе взятое, и называлось «готовностью к космиче­скому полету».

О чем я думал, сидя в кресле космического корабля перед стартом? Уже была проверена техника связи. Слышалась му­зыка: друзья позаботились, чтобы я не чувствовал одиночества. Оставалось шестьдесят минут «свободного времени».

Еще не подсчитана скорость человеческой мысли, но какое расстояние может она преодолеть за час! Мне предстояло стать пионером, первым человеком, оторвавшимся от Земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех человеческих дерзких мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, сказочным.

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега.

Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному…

Невесомость, к которой я быстро привык, сыграла со мной злую шутку. После одной из записей в бортовой журнал я отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон.

За исключением этого небольшого происшествия, ничего непредвиденного не произошло. Заранее разработанный график полета соблюдался точно. До самого спуска все шло примерно так, как мы рассчитывали на Земле.

В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете.

В 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки.

В ярко-оранжевом скафандре я, наверное, выглядел странно. Первые «земляне», женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита.

Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы об­нялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Зем­ли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил.

«Восток» спустился в нескольких десятках метров от глу­бокого оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета.

Внучка лесника Рита Тахтарова сейчас уже ходит в школу. Я никогда не забуду, что она и ее бабушка были первыми людьми, встретившими меня после возвращения из космоса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Стихи о первом космонавте планеты

Я первый смерил жизнь обратным счетом...


Владимир Высоцкий

Я первый смерил жизнь обратным счетом.
Я буду беспристрастен и правдив:
Сначала кожа выстрелила потом
И задымилась, поры разрядив.

Я затаился, и затих, и замер.
Мне показалось, я вернулся вдруг
В бездушье безвоздушных барокамер
И в замкнутые петли центрифуг.

Сейчас я стану недвижим и грузен
И погружен в молчанье, а пока
Меха и горны всех газетных кузен
Раздуют это дело на века.

Хлестнула память мне кнутом по нервам,
В ней каждый образ был неповторим:
Вот мой дублер, который мог быть первым,
Который смог впервые стать вторым.

Пока что на него не тратят шрифта –
Запас заглавных букв на одного.
Мы с ним вдвоем прошли весь путь до лифта,
Но дальше я поднялся без него.

Вот тот, который прочертил орбиту.
При мне его в лицо не знал никто.
Я знал: сейчас он в бункере закрытом
Бросает горсти мыслей в решето.

И словно из-за дымовой завесы
Друзей явились лица и семьи.
Они все скоро на страницах прессы
Расскажут биографии свои.

Их всех, с кем знал я доброе соседство,
Свидетелями выведут на суд.
Обычное мое босое детство
Обуют и в скрижали занесут.

Чудное слово «Пуск» – подобье вопля –
Возникло и нависло надо мной.
Недобро, глухо заворчали сопла
И сплюнули расплавленной слюной.

И вихрем чувств пожар души задуло,
И я не смел или забыл дышать.
Планета напоследок притянула,
Прижала, не рискуя отпускать.

И килограммы превратились в тонны,
Глаза, казалось, вышли из орбит,
И правый глаз впервые, удивленно
Взглянул на левый, веком не прикрыв.

Мне рот заткнул – не помню, – крик ли, кляп ли.
Я рос из кресла, как с корнями пень.
Вот сожрала все топливо до капли
И отвалилась первая ступень.

Приборы на земле угомонились,
Вновь чередом своим пошла весна.
Глаза мои на место возвратились,
Исчезли перегрузки, – тишина.

Эксперимент вошел в другую фазу.
Пульс начал реже в датчики стучать.
Я в ночь влетел, минуя вечер, сразу
И получил команду отдыхать.

Я шлем скафандра положил на локоть,
Изрек про самочувствие свое…
Пришла такая приторная легкость,
Что даже затошнило от нее.

Шнур микрофона словно в петлю свился,
Стучали в ребра легкие, звеня.
Я на мгновенье сердцем подавился –
Оно застряло в горле у меня.

Я отдал рапорт весело, на совесть,
Разборчиво и очень делово.
Я думал: вот она и невесомость,
Я вешу нуль, так мало – ничего!

Но я не ведал в этот час полета,
Шутя над невесомостью чудной,
Что от нее кровавой будет рвота
И костный кальций вымоет с мочой.

Все, что сумел запомнить, я сразу перечислил,
Надиктовал на ленту и даже записал.
Но надо мной парили разрозненные мысли
И стукались боками о вахтенный журнал.

Весомых, зримых мыслей я насчитал немало,
И мелкие сновали меж ними чуть плавней,
Но невесомость в весе их как-то уравняла –
Там после разберутся, которая важней.

А я ловил любую, какая попадалась,
Тянул ее за тонкий невидимый канат.
Вот первая возникла и сразу оборвалась,
Осталось только слово одно: «Не виноват!»

Но слово «невиновен» – не значит «непричастен», –
Так на Руси ведется уже с давних пор.
Мы не тянули жребий, – мне подмигнуло счастье,
И причастился к звездам член партии, майор.

Между «нулем» и «пуском» кому-то показалось,
А может – оператор с испугу записал,
Что я довольно бодро, красуясь даже малость,
Раскованно и браво «Поехали!» сказал.

Самый первый

Константин Симонов

Рассвет. Еще не знаем ничего.
Обычные «Последние известия»...
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная...» –
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них,
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла войн и праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет ныне в космос сына своего.
Мы помним все. Ничто не позабыто.
Но мы за мир: всерьез! Для всех! Навек!
И, выведен на мирную орбиту,
С природой в бой идет наш человек.
Волненье бьет, как молоток, по нервам;
Не каждому такое по плечу:
Встать и пойти в атаку, самым первым!
Искать других сравнений не хочу.

Оркестры смолкли, отзвучали речи...

Александр Твардовский

Оркестры смолкли, отзвучали речи,
Парадных флагов свернут пестрый фронт.
И этот гром неповторимой встречи,
Как гром грозы, ушел за горизонт.

И новый подвиг совершился в мире,
И новый праздник грянул на порог.
Он был еще торжественней и шире,
И только первым быть уже не мог.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Названия для мероприятий и выставок:

¾«В гостях у звезд»

¾«Впереди всегда Гагарин»

¾«Гагарин в судьбе моей страны»

¾«Галактика хорошего настроения»

¾«Дорогой к звездам»

¾«Душа, рожденная Вселенной»

¾«Звездам навстречу»

¾«Земному притяжению вопреки»

¾«Зовущие к звездам»

¾«Из истории космонавтики»

¾«К далеким звездам»

¾«Колумб Вселенной»

¾«Космическая тайна Зодиака»

¾«Космические миры»

¾«Космическое путешествие»

¾«Мое представление о космонавтике в будущем»

¾«Моя вселенная»

¾«Мы - дети Галактики»

¾«Огромное небо одно на двоих»

¾«Первая женщина в космосе»

¾«Покорение неба»

¾«Слово о Гагарине»

¾«Страницы космических стартов»

¾«Человек и Вселенная»

¾«Чистые березы, реки и поля, сверху все это - нежнее хрусталя»

¾«Человек поднялся в небо»

¾«В безбрежном времени Вселенной»

¾«В космос, прямо к звездам»

¾«В солнечном царстве, космическом государстве»

¾«Во славу человечества пусть рвутся к звездам корабли!»

¾«Всё о космосе»

¾«Дорога в пятый океан

¾«Дорога во Вселенную»

¾«Дорога к просторам Вселенной

¾«Дорога на космодром»

¾«Загадочный мир космоса».

¾«Звездам навстречу»

¾«Звездные дали»

¾«Звездный полет»

¾«Звёздный человек»

¾«Земля проснется с именем его»

День космонавтики

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным на корабле «Восток». В 2016 году этому событию исполняется 55 лет. Библиотеки Боготольского района подготовили и провели различные мероприятия, посвященные этой знаменательной дате.

«Космическая эстафета»

12 апреля в Большекосульской библиотеке прошла «Космическая эстафета», приуроченная ко Дню космонавтики.

Цель данного мероприятия: расширить представления детей о космонавтике, сформировать чувство патриотизма через з накомство с великими свершениями русских людей, развить творческие способности учащихся путем использования игровых элементов. На мероприятие присутствовало 14 ребят.

Чередование интеллектуальных и спортивно-развлекательных конкурсов сделали мероприятие привлекательным как для мальчиков, так и для девочек.

Библиотекари познакомили детей с историей возникновения праздника, рассказали о первом космонавте Ю. А. Гагарине, о первом полете человека в космос который продолжался всего 108 минут, но он был самым трудным и опасным, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе . Через час с небольшим после этого полета Юрий Гагарин стал самым известным человеком на Земле.

После этого библиотекари предложили ребятам принять участие в «Космической эстафете». В ней приняли участие две команды «Звездочеты » и «Гагаринцы ». Ребята каждой команды боролись за звание «Лучший звездный отряд».

В первом конкурсе дети доказывали, насколько дружен и слажен, коллектив команд зв ездного отряда. Второй конкурс выявил, что самой эрудированной в области космонавтики стала команда «Звездочеты ».

Конкурсы «Пронеси звезду на голове», «Сделай солнышко», «Попади в люк космического корабля» показали, насколько команды подготовлены физически. Ведь неловких и слабых, как известно, в ряды космонавтов не берут. Конкурс «Портрет инопланетянина» показал, какие ребята выдумщики и фантазеры .

Все задания нашей эстафеты носили шуточный характер, поэтому победила самая веселая и дружная команда «Звездочеты ». Командир Максим Шрайнер показал насколько эрудированна его команда в вопросах космической системы.

В конце мероприятия ребята смогли сфотографироваться в космической ракете, но желающих улететь на Марс на всю-всю жизнь среди присутствующих не оказалось. Ребята решили, что лучше нашей Земли нет ничего дороже и милее.

А. Н. Шелепенько
библиотекарь,
Н. А . Янченко
заведующая филиалом №5
Б-Косульской библиотекой

«Через тернии к звездам»

12 апреля в Краснозаводской библиотеке прошла информационно-познавательная игра «Через тернии к звездам» для учащихся 3-4-х классов, посвященная Дню космонавтики.

Мероприятие началось с рассказа заведующей библиотекой М. В. Панфиловой, о всенародном празднике, о том, что для нас теперь кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции.

Вы можете спросить: «Что тут особенного?». Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили, как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.

Под тихие мелодии о космонавтике, в стихотворной форме ведущими П. С. Жигановой (представитель социальной защиты МБУ КЦСОН) и М. В. Панфиловой была рассказана история рождения космонавтики. Ребята с большим интересом посмотрели презентацию «Космодром Байконур», из которой узнали не только о первых космонавтах, но и о знаменитых конструкторах, а также о первом причале берега Вселенной, которым стал космодром «Байконур».

Затем все присутствующие активно включились в игровую программу, разделившись на две команды «Космос» и «Гагаринцы», ребята посетили шесть космических станций. Занимательные конкурсы: «Что возьмем с собой в космос», «Космические загадки», «Встреча с инопланетянами», «Конкурс радистов», «Лаборатория конструкторов», «Космическая подготовка», «Встреча с инопланетянами» подняли боевой настрой ребят. Все участники были признаны космическими знатоками.

Победила команда «Гагаринцы», опередив команду «Космос» на одно очко. Довольные успехами все получили сладкие призы. Это замечательное мероприятие закончилось, но интересных встреч для детей и подростков впереди еще много.

М.В. Панфилова
заведующая филиалом №9
Краснозаводской библиотекой

Дорога в космос


В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель,
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Степанов

В этот день 55 лет назад Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый в истории полет в космос. В честь этого праздника Критовская библиотека провела мероприятие в детском саду «Дорога в космос».

Перед началом мероприятия всем ребятам прикрепили юбилейные эмблемы, изготовленные библиотекой. Библиотекарь Ксения Александровна Лалыко предложила дошкольникам отправиться в путешествие к звездам. Рассказала о первопроходцах космической эры, как летали в космос животные, как живут и работают космонавты на Международной космической станции.

Перед началом путешествия дошколята выразительно прочитали стихи про космос и космонавтов. Космонавтом чтобы стать - здоровьем крепким нужно обладать! Ребята проявили ловкость и сноровку в конкурсе «Физподготовка».

Свои знания о космосе ребята подкрепили «космическими загадками». Дети узнали, кто первым полетел в космос, кто первым вышел в открытое космическое пространство, познакомились с интересными фактами о космонавтах и их работе на орбите, а также приняли активное участие в увлекательной викторине «Космическая азбука». Весело прошла игра-импровизация «Невесомость», где дети под спокойную музыку изобразили состояние невесомости в космосе. В игре «Конструкторы» ребята на время должны были собрать макет ракеты.

В конце своего космического путешествия на планете Луна, дети повстречали лунного жителя Лунтика. Он провел с ними подвижную игру «Десять лунатиков». А они порадовали его веселой песенкой «Улетаем на Луну».

Красочная мультимедийная презентация и фильм о жизни на космической станции дополнили рассказ библиотекаря.

Во время космического путешествия в игровой, доступной и популярной форме дошкольники запомнили основные понятия о строении Солнечной системы, звездах и созвездиях.

К. А. Лалыко
библиотекарь филиала №13
Критовской библиотеки

Устный журнал «Удивительный мир космоса»

12 апреля Краснореченская библиотека пришла в гости в детский сад с устным журналом «Удивительный мир космоса».

Ведущая устного журнала Наталья Ивановна Яненко рассказала историю создания ракеты, познакомила с основоположниками космических открытий, с Константином Эдуардовичем Циолковским, которого называют отцом космонавтики. Дети познакомились с Сергеем Павловичем Королевым - главным конструктором и организатором производства ракетно-космической техники.

Библиотекарь Наталья Викторовна Михайловская сделала обзор литературы на тему «Первый в космосе». Дети узнали много нового о первых животных, полетевших в космос, о первых космонавтах и, конечно, о Юрии Гагарине . Ребята узнали, что в детские годы Юра был обыкновенным ребенком , мечтал стать летчиком . Но первой профессией, которую избрал для себя будущий космонавт, была профессия металлурга.
Юрий Гагарин занимался в Саратовском аэроклубе, окончил с отличием авиационное училище в Оренбурге, потом служил в Заполярье, учился летному делу. Он был лучшим в учебе , честен и порядочен, очень смел. Его уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды. Первый полет человека в космос продолжался всего 108 минут, но он был самым трудным и опасным, и было доказано, что человек может жить и работать в космосе . Через час с небольшим после этого полета Юрий Гагарин стал самым известным человеком Земли.

Наталья Владимировна Максимова представила медиапрезентацию, которая рассказывала о специальной одежде для космонавта - скафандре, о том какой увидели космонавты нашу планету, как выглядит луна и планеты Солнечной системы. Дети с увлечением приняли участие в «космической викторине», за каждый правильный ответ ребята получали звездочку .

Н. В. Михайловская
библиотекарь филиала №12
Краснореченской библиотеки

«Со звёздами таинственная связь»

12 апреля Булатовская библиотека совместно с сельским клубом провели для детей и подростков познавательно-игровую программу «Со звёздами таинственная связь», направленную на ознакомление присутствующих с такой наукой, как космонавтика и расширение кругозора детей.


Библиотекарь рассказала ребятам о том, что люди давно мечтали освоить космос и узнать небо . Они долго думали над тем, чтобы построить такие космические корабли, которые смогут полететь выше звёзд. В 1961 году космонавт Юрий Гагарин первым побывал в Космосе, облетел весь земной шар и опустился на Землю живым и здоровым. Именно 12 апреля, ровно 55 лет тому назад, в этот день, весь мир рукоплескал этому человеку, который за 2 неполных часа стал известен в самых отдаленных уголках Земли. Подвиг Юрия Гагарина - первый в мире орбитальный космический полёт, во время которого было установлено три абсолютных мировых космических рекорда: продолжительность полета - 108 минут (1 час 48 минут); высота полета - 327, 7 км; подъем груза на эту высоту - 4 725 кг. Этот полёт был уникален.

Также библиотекарь познакомила ребят с интересными фактами из биографии Юрия Гагарина.

Заведующая клубом Н. А. Емельянова провела викторину о Космосе и конкурсы: «В солнечном царстве, Космическом государстве», «Человек на пороге Вселенной», «Лунная мозаика », «Пионер - значит первый». С удовольствием дети отгадывали космические загадки.

В заключение мероприятия библиотекарь познакомила ребят с книгами об астрономии и звездах , и поздравила всех присутствующих с Днем космонавтики.

М. А. Лузгина
библиотекарь филиала №20
Булатовской библиотеки
Н. А. Емельянова
заведующая Булатовским СК









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся

Задачи:

  1. Расширить представления детей о космонавтике.
  2. Формировать чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.
  3. Развить творческие способности учащихся путём использования игровых элементов.
  4. Организовать соревновательную деятельность между командами.
  5. Создать активное взаимодействие учащихся в команде

Оборудование: компьютер, проектор, экран, воздушные шары, ручки, листы бумаги, 2 ракеты (макеты) с названиями команд, звездочки, медальки для награждения.

Ход мероприятия

(Слайд №1 .) Дети читают стихи.

Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей, Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.

(Василий Лепилов)

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)

Первый куплет:

Вот наш звездолет летит вперед
Навстречу звездам.
До свиданья, дом! Пусть нам вильнет хвостом
Комета, а потом

Припев:

Второй куплет:

Да! Летим туда, ногой куда
Ступить не просто!
Мы откроем всё, преграды все снесём,
От чудищ всех спасём

Припев:

Третий куплет:

Там все рады нам! Космопотам
Зовет нас в гости!
Тысячи планет нам говорят: "Привет!
Останьтесь здесь!" Но нет –

Припев:

(Возвращаемся на первый слайд.)

Ладонью заслоняясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
- Ракета
Достигла станции Луна. - И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
- Порядок. -
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
(Л. Татьяничева)

В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В.Степанов)

Учитель: Ребята, кто догадается, чему будет посвящено наше мероприятие? Может кто-то скажет какой праздник недавно отмечала наша страна?(На 1 слайде – щелчок, появляется запись: 12 апреля – день космонавтики )

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

Посмотрите, как это происходило.

(Слайд 1. Ссылка управляющая кнопка, показ ролика «Звездный полет». Данная ссылка отправляет на адрес в Интернете (http://viki.rdf.ru/item/2113/download/), где нужно скачать данный клип, т.к. он очень большой по объему – 41,2 МБ. После просмотра возвращаемся на слайд 1).

Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в космическое путешествие. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично! Только мы с вами будем путешествовать по необычным планетам.

Ведущий 1

Космонавтом хочешь стать -
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Наш веселый экипаж.
(Д.Чибисов)

Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля ).

Правильно. (Слайд 2. По щелчку появляется изображение планеты Земля и по щелчку название «Земля»).

У нас с вами будет два экипажа, две команды. Экипаж звездолета «Юность» и экипаж звездолета «Мечта». (Ставятся ракеты на столы экипажей ). Мы с вами будем прилетать на планеты, на которых нас ждут задания. И в конце мероприятия мы с вами увидим, чей экипаж знает о космосе больше, чей экипаж победит. Итак, отправляемся в путь.

Первая планета, на которую мы с вами попали, это планета «Загадочная». (Щелчок, на слайде появляется изображение планеты и название «Загадочная»). Жители этой планеты предлагают нам ответить на загадки, которые они приготовили для вас. (За каждый правильный ответ экипаж получает звездочку ). (Ссылка – планета, переходим на слайд с изображением планеты и названием «Загадочная»).

  1. Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп )
  2. Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (астроном )
  3. Астроном - он звездочет,
    Знает все наперечет!
    Только лучше звезд видна
    В небе полная … (Луна )
  4. До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая … (Ракета )
  5. У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски: «астронавт»,
    А по-русски … (Космонавт )
  6. Космонавт сидит в ракете,
    Проклиная все на свете -
    На орбите как назло
    Появилось … (НЛО )
  7. НЛО летит к соседу
    Из созвездья Андромеды,
    В нем от скуки волком воет
    Злой зеленый … (Гуманоид )
  8. Гуманоид с курса сбился,
    В трех планетах заблудился,
    Если звездной карты нету,
    Не поможет скорость… (Света )
  9. Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам - тепло, хвосты -… (Кометам )
  10. Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора -
    Это черная … (Дыра )
  11. В черных дырах темнота
    Чем-то черным занята.
    Там окончил свой полет
    Межпланетный … (Звездолёт )
  12. Звездолет - стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (Галактики )
  13. А галактики летят
    В рассыпную как хотят.
    Очень здоровенная
    Эта вся вселенная!

Мы с вами отгадали все загадки (ссылка управляющая кнопка, возвращаемся на слайд 2 с планетами) и отправляемся дальше. Полетели. Следующая планета на которую мы приземляемся называется «Звездная» (на слайде 2 щелчок – появляется изображение планеты и название «Звездная») . Здесь нас ждут новые задания (ссылка – планета, переходим на слайд с изображением планеты и названием «Звездная», на слайде ссылка – звездочка – музыка для конкурса) .

(Дети выходят по 1 человеку из каждой команды, пока играет музыка собрать как можно больше звездочек.)

Собрали все звездочки и отправляемся дальше (управляющая кнопка – возвращаемся на слайд 2) . Следующая планета, на которой мы приземлились – «Планета вопросов» (слайд 2: щелчок – появляется изображение планеты с названием «Планета вопросов») . Жители этой планеты приготовили для вас блиц опрос (ссылка – планета, появляется изображение планеты с названием «Планета вопросов», далее по щелчку идет слайд с вопросом и ответами. Ответы проверяем по ссылкам буквам. Далее действуем с помощью управляющих кнопок).

  1. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (A. Полетели, B. Поехали, C. Вперед, D. Пока)
  2. Как называется город космонавтов? (A. Звездный, B. Солнечный, C. Космический, D. Цветочный)
  3. Какой прибор является основным инструментом астрономов? (A. Микроскоп, B. Телескоп, C. Фильмоскоп, D. Калейдоскоп)
  4. Как называется место старта космических кораблей? (A. Аэропорт, B. Аэродром, C. Космодром, D. Ракетодром)
  5. В чем космонавты хранят пищу? (A. В кастрюлях, B. В банках, C. В термосах, D. В тюбиках)
  6. На каком из этих устройств можно выйти в космос? (A. На воздушном шаре, B. На аэроплане, C. На самолете, D. На ракете)
  7. Какая планета называется «голубой планетой»? (A. Венера, B. Земля, C. Юпитер, D. Марс)
  8. Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (A. Метеор, B. Болид, C. Астероид, D. Метеорит).

Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы. А мы покидаем эту планету и отправляемся на другую планету. А она называется «Воздушная» (слайд 2: щелчок – появляется изображение планеты с названием «Воздушная») . Жители этой планеты приготовили для нас эстафету (ссылка – планета, появляется изображение планеты с названием «Воздушная», на этом слайде ссылка – звездочка, музыка для игры ).

Эстафета «Воздушный шарик».

В каждой команде 5 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Затем передаю шарик обратно между ногами. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием.

Молодцы! Отправляемся дальше (ссылка – управляющая кнопка, возвращаемся на слайд 2) . Следующая планета, на которой мы приземлимся «Неизвестная планета» (слайд 2: щелчок – появляется изображение планеты с названием «Неизвестная планета») . Жители этой планеты предлагают вам такое задание (ссылка – планета, появляется изображение планеты с названием «Неизвестная планета», на этом слайде ссылка – звездочка, появляется слайд со словом «космонавтика» ) . Нужно составить как можно больше слов из слова космонавтика (таблички с этим словом ставятся на столы). Можно переставлять буквы в любом порядке, использовать в одном слове каждую букву один раз. За каждое слово вы получаете звездочку.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием (ссылка – управляющая кнопка, возвращаемся на слайд 2). Еще одна планета на которую мы приземляемся это планета «Планета Фантазия» (слайд 2: щелчок – появляется изображение планеты с названием «Фантазия».) Представьте, что вы встретили настоящего инопланетянина (ссылка – планета, появляется изображение планеты с названием «Фантазия») . Как вы думаете, как он мог бы выглядеть? Придумайте и нарисуйте, как по-вашему, мнению, может выглядеть инопланетянин.

Молодцы! Хорошие получились рисунки. И мы заканчиваем наше путешествие и возвращаемся на нашу планету – Земля (ссылка – управляющая кнопка, возвращаемся на слайд 2: ссылка с планеты Земля – появляется изображение планеты с названием «Земля») .

Давайте подведем итоги. Подсчет звездочек. Награждение победителей (щелчок – появляется следующий слайд со словами «Спасибо за внимание»).

Когда вы будете выходить из класса, на наборное полотно поставьте красную звездочку, если вам понравилось наше путешествие или синюю, если вам наше путешествие не понравилось.

При подготовке данного мероприятия использовала интернет-ресурсы (

«Он всех нас позвал в космос…»

Нейл Армстронг

О Юрии Гагарине

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалеку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 – 1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 – 1984), – свинарка.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошел в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учеба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учеба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена летчика-испытателя Я.Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

В 1959 году женился на Валентине Ивановне Горячевой. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

В 1966 году Гагарина избрали почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле.

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздуш-ной инженерной академии имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Звания:

· Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (28 апреля 1961 г.);

· Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (23 мая 1961 г.);

· Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.

Советское правительство также повысило Ю.А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора. Ю.А. Гагарин являлся:

· президентом Общества советско-кубинской дружбы;

· почетным членом Общества «Финляндия – Советский Союз»;

· с 1966 года являлся почетным членом Международной академии астронавтики.

Ордена:

· Ленина (СССР);

· Георгия Димитрова (Болгария);

· Карла Маркса (ГДР);

· Звезда II класса (Индонезия);

· Орден «Крест Грюнвальда» (Польша);

· Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия);

· «Ожерелье Нила» (Египет);

· Большая лента Африканской Звезды (Либерия);

· «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия);

Медали и дипломы:

· Медаль «Золотая Звезда» (СССР);

· Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР);

· Медаль де Лаво (ФАИ);

· Золотая медаль правительства Австрии, 1962 г.;

· Золотая медаль и почетный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики;

· Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции;

· Большая золотая медаль и диплом ФАИ;

· Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961 г.;

· Медаль Колумба (Италия);

· Золотая медаль города Сен-Дени (Франция);

· Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007 г.

Юрий Гагарин был избран почетным гражданином городов: Байконур (1977 год), Калуга, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Тюмень (СССР); Оренбург (Россия); София, Перник, Пловдив (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчьянске Теплице (Чехословакия). Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).

Из воспоминаний А. Железнякова

«… В мае 1949 года Юрий Гагарин окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия в члены ВЛКСМ.

Одновременно с учебой в училище поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.

Окончив училище и получив специальность, Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.

Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.

Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября окончил Саратовский аэроклуб. А 3 августа 1955 года саратовская областная газета «Заря молодежи» опубликовала репортаж «День на аэродроме», в котором упоминалось имя Гагарина. «Первая похвала в печати многое значит в жизни человека», – писал позднее Юрий Алексеевич.

27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.

Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.

Спустя два дня в жизни Гагарина произошло еще одно знаменательное событие – он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой.

В конце 1957 года Гагарин прибыл к месту своего назначения – в истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали «новой техникой».

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вер-шинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.

А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.

Но чтобы это произошло, Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длиною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.

Но вот все это позади, и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина.

За свой полет Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен званий Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР», награжден орденом Ленина.

Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина.

Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людей. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты…

…К счастью для нас, Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года Гагарин – командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, чтобы получить высшее образование.

Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимали работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось, даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.

20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль «Союз». Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и Юрий Алексеевич Гагарин.

То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью.

Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз-1». Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». В конце концов, так и произошло – «Союзы» летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.

1968 год стал последним в жизни Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.

С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний… Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.

Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян. Но, что бы ни произошло в тот день, ясно только одно – погиб первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин.

Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В. Келдыш сказал: «Подвиг Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества – начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса». Именем Гагарина названы кратер на Луне и малая планета.


Всего 108 минут продолжался полет Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда…»