Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Оказание ранней помощи детям с овз. Модель психологической помощи в службе ранней помощи детям с овз. Инструктор по адаптивной физической культуре

В условиях социально-экономических изменений нашего общества система специального образования находится на этапе активной модернизации. В муниципальном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Специальной (коррекционной) начальной школе - детском саду № 60 VI, VIII вида «Сибирский лучик» осуществляется одно из актуальных направлений модернизации - организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в семейных группах кратковременного пребывания.

Новизна представляемой деятельности заключается в том, что группы кратковременного пребывания, являясь составной частью системы образования, расширят образовательную область детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, будут содействовать их ранней социализации и адаптации в обществе на основе специальных педагогических подходов.

Опыт работы учреждения по организации обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывает 14 лет и имеет положительные результаты в достижении качества образования и коррекции имеющихся дефектов развития. В настоящее время в учреждении обучаются 85 детей-инвалидов. Функционируют:

2 группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста;

2 дошкольные группы (смешанные по возрасту и диагнозам);

5 классов начальной школы.

В ОУ разработана и реализуется структурно-функциональная модель специального коррекционного учреждения. Она представляет собой единую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также способы их реализации.

Тщательная диагностика, проводимая в каждом блоке, позволяет создавать взаимосвязанную поэтапную систему коррекционной и реабилитационной работы. В ходе этой деятельности реализуются планы развития, составленные исходя из особенностей каждого воспитанника.

Эффективность работы обеспечивают квалифицированные специалисты:

Обобщение научно-исследовательского материала и практического опыта работы нашего коллектива помогло нам выявить ряд актуальных проблем, которые вошли в Программу функционирования и развития нашего учреждения на 2006-2010 годы.

Организационно-содержательная цель Программы включает в себя 2 аспекта:

  • Достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации и интеграции в общество.
  • Реализация семейно-общественного подхода к коррекционно-развивающей работе с детьми.

Достижение этой цели мы видим через решение ряда задач :

  • Максимально раннее выявление образовательных потребностей ребенка.
  • Раннее начало целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
  • Разработка и внедрение новых форм и методов содержания обучения и воспитания.
  • Своевременное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и образовательном учреждении.
  • Организация эффективных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Развитие межведомственных связей с учреждениями г. Новосибирска, Новосибирской области и России в целом.

Для выполнения задач, поставленных в Программе развития, в учреждении был создан проект «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья». Проектная деятельность рассчитана на 3 года, с выделением следующих этапов:

Подготовительного (2007-2008 уч. год),

Основного (2008-2009 уч. год),

Заключительного (2009-2010 уч. год).

Проект предполагает встраивание системы ранней помощи в уже имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательного учреждения, а именно создание семейных групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста с 2-х лет с нарушениями в развитии.

Задачи:

  • Ранняя комплексная диагностика развития ребенка.
  • Сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи.
  • Снижение временных границ начала специального образования для использования сензитивных периодов в предупреждении социально обусловленного отставания.
  • Применение имеющихся и разработку необходимых коррекционно-педагогических программ обучения; использование специальных методов, приемов, средств обучения.
  • Включение родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала.
  • Осуществление преемственности от воспитания в условиях семьи к воспитанию в дошкольном учреждении.

Основные принципы функционирования групп кратковременного пребывания

  • Комплексное изучение развития ребенка - тесное сотрудничество всех специалистов в ходе обследования и предварительное изучение анамнеза для составления целостного представления о соматическом и психическом состоянии ребенка.
  • Целостное изучение развития - предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Индивидуально-личностный подход - предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка от рождения.
  • Семейно-центрированный подход.

Модель службы ранней помощи в группе кратковременного пребывания

  • Система выявления - запрос, исходящий непосредственно из семьи.
  • Консультация и сбор анамнеза. Медицинский блок собирает развернутый анамнез.
  • Первичная комплексная диагностика специалистами, в процессе которой каждый специалист детально исследует ребенка и его семью.
  • Составление индивидуальной программы развития. Содержание индивидуальной программы состоит из 2-х частей: первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая - работе специалистов с родителями.
  • Реализация индивидуальной программы развития в службе ранней помощи. Коррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальными и в подгруппах.
  • Мониторинг развития ребенка. На протяжении всего периода реализации программы специалисты заполняют специально разработанные методические документы.
  • Контроль реализации индивидуальной программы развития. В конце учебного года школьный психолого-медико-педагогический консилиум по результатам обследования дает индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения и воспитания ребенка. В них могут содержаться рекомендации по зачислению ребенка в дошкольную группу учреждения, либо продолжение развития в группе кратковременного пребывания, либо в компенсирующую группу другого дошкольного учреждения, либо, если уровень развития приближается к норме, в обычный детский сад.
  • Рефлексия полученных результатов развития.

Методические и материально-технические ресурсы

Функционирование групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста предполагает использование специализированных методических разработок по всем направлениям деятельности: диагностике, коррекции, профилактике и консультированию. Специалисты, с одной стороны, применяют существующие наработки, с другой - сами разрабатывают методические рекомендации. Так, специалистами были составлены:

Методики, позволяющие провести психолого-педагогическое обследование ребенка, выявить уровень его социального развития и определить актуальные потребности семьи;

Памятки для родителей по развитию и взаимодействию с ребенком;

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии воспитания и обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей раннего возраста. При разработке программы учитывались современные тенденции воспитания и образования.

Кроме того, специалистами определены критерии оценки эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Также разработаны единые формы отчетности: планы работы, карты развития ребенка и др.

Коррекционно-развивающая деятельность

На подготовительном этапе проведенная работа позволила нам начать практическую деятельность с детьми в группе кратковременного пребывания.

В 2008-2009 учебном году группу посещали 10 детей с различными диагнозами, с разной степенью интеллектуального недоразвития (Приложение 1 ). В ходе основного этапа, в октябре 2008 года, была проведена вводная диагностика детей группы кратковременного пребывания (Приложение 2 ). Диагностика показала, что нарушение сенсорного, речевого, моторного развития, развития игровых и предметных действий наблюдаются у 100% детей. По результатам диагностики были внесены изменения в образовательную программу групп кратковременного пребывания.

Специфика коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена несколькими факторами:

  • характером нарушения высшей нервной деятельности;
  • психопатологическими особенностями ребенка с ОВЗ;
  • структурой дефекта.

Мы выделили следующие особенности коррекционно-педагогической работы в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • В связи с тем, что у всех детей одним из ведущих нарушений является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс коррекционной работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  • В процессе коррекционной работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане.
  • Особенностями работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
  • Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
  • Коррекцию нарушений согласовываем с общим моторным развитием.
  • В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ОВЗ очень консервативны, изменяются с трудом, особенно тщательно отрабатываем этапы закрепления различных навыков.
  • Характерным является частая повторяемость упражнений, но с включением новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
  • Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму проводим частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
  • Особенностью работы является тщательная дозировка заданий. Специфика познавательной деятельности обуславливает необходимость постепенного усложнения заданий, любая задача раскладывается на простейшие задачи. При проведении занятий цель задания излагаем чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Развитием речи ребенка и формированием его коммуникативных способностей у детей с ОВЗ занимаются на протяжении всей жизни ребенка не только педагоги, но и родители. В тоже время на занятиях по развитию речи планомерно и поэтапно решаются специфические задачи, которые направлены на обобщение, систематизацию и обогащение культуры речи ребенка и развитие его языковых способностей. В ходе занятий у детей были сформированы невербальные формы коммуникации, созданы предпосылки к развитию активной речи; дети научились отвечать на простейшие вопросы о себе и о своих близких и т.д. Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех воспитанников различен. Но отчетливо видна положительная динамика: у 30% детей значительные улучшения, у - 50% незначительные улучшения и у 20% детей - минимальное улучшение (Приложение 3).

Сенсорное воспитание было направлено на формирование ориентировочной деятельности, которая реализовывалась в виде перцептивных действий - действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, что способствовало освоению систем сенсорных эталонов. В ходе сенсорного обучения большинство детей - 80% (Приложение 4 ) научились:

  • воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • различать свойства и качества предметов (твердый - мягкий, мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, громкий - тихий);
  • определять выделенное свойство словесно (кто в пассивной форме, а кто в активной);
  • использовать поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;

5) усваивать (в различной степени) сенсорные эталоны.

Формирование игровой деятельности начиналось с развития предметных действий, основанных на личностном интересе к той ли иной игрушке или ситуации. Сначала предлагалось ребенку совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяя их и сопровождая речевыми комментариями. В последующем игровые действия переходили к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучали играть сначала рядом со взрослым партнером, а затем вместе со сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяли в микрогруппы. В ходе обучения и воспитания 60% детей (Приложение 4) научились:

  • наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • обыгрывать игрушки;
  • играть рядом, не мешая друг другу;
  • выражать положительное эмоциональное отношение к любимой игрушке;
  • не совершать неадекватных действий, играя с машинкой, куклой, мячом, кубиками и т.д.

Физическое развитие разделяем на два больших блока: развитие мелкой моторики и формирование крупной моторики. Поскольку большинство детей в анамнезе имеют диагноз детский церебральный паралич, то использование общепринятых диагностических методик и развивающих программ не целесообразно. В своей деятельности применяем специальные методики, способы и приемы для развития общих двигательных навыков и коррекции нарушений: Михаэля Шоо, Нэнси Р. Финни, Косиновой Е.Н., Петер Е.М. Лаутеслагер и т.д. Практически у 100% детей наблюдается положительная динамика (Приложение 3).

Проведя диагностику в мае 2009 года, выделив положительную динамику в психическом развитии детей данной группы, мы убедились в действенности проводимых мероприятий. В 2009-2010 учебном году в учреждении открыто две группы кратковременного пребывания по 10 человек.

В настоящее время проект находится на стадии заключительного этапа его реализации.

Деятельность специалистов на заключительном этапепредполагает:

Анализ эффективности работы, корректировка результатов (сбор информации об эффективности модели, разрешение противоречий);

Оформление пакета документов по учебно-методическому обеспечению модели (образовательная программа, учебный план, банк контролирующих материалов), пакета документов по нормативно-правовой базе модели;

Стимулирование поисковой творческой деятельности;

Обобщение и распространение опыта через участие в семинарах, конференциях по проблеме целесообразности организации групп кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья, выпуска методического пособия.

Программа коррекционно-развивающих занятий, реализуемая в нашем учреждении, является эффективной не только для координации работы специалистов различного профиля, но и основой в формировании педагогической компетенции родителей.

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лечение, воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья - тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

Приложение 1. Нозологический состав воспитанников группы кратковременного пребывания

Приложение 2. Результаты вводной диагностики уровня развития воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 3. Сравнительный анализ результатов диагностического обследования воспитанников группы кратковременного пребывания (ГКП)

Приложение 4.

Ранняя комплексная помощь - это область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной ("командной") работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий:

· обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи;

· определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования;

· обучение и консультирование семьи;

· оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития);

· психологическая и правовая поддержка семьи;

· ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;

координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.

Дети получают статус ребенка с ОВЗ в условиях медико-социальной экспертной комиссии. Диагностический этап является важнейшим в медико-социальной экспертизе. Диагностика при освидетельствовании детей включает:

– клинико-функциональную диагностику;

– психологическую диагностику;

– социальную диагностику; а при достижении ребенком определенного возраста и педагогическую диагностику;

Клинико-функциональная диагностика – процедура, объединяющая совокупность методов получения достоверных данных о состоянии здоровья, патологии, нарушенных и сохранных функциях и структур организма ребенка, достаточных для вынесения экспертного решения об инвалидности и потребностях детей-инвалидов в мерах, средствах и услугах медицинской реабилитации и абилитации.

Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое обследование) детей – обследование с помощью психодиагностических методов с целью выявления нарушений психических функций и адаптационных способностей ребенка, а также сохранных функций, зоны актуального и ближайшего развития, социально-психологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертно-реабилитационного диагноза и формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

Социальная диагностика объединяет совокупность методов получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, социально-средовые и социально-бытовые условия жизни с целью определения наличия и степени выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, оценки возможностей и условий его социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. Проводится специалистом по социальной работе учреждения МСЭ.

Педагогическая диагностика предполагает получение и оценку данных об образовательном статусе ребенка, его обученности и способности обучаться. Программа абилитации включает:

Мероприятия медицинской абилитации;

Мероприятия профессиональной абилитации;

Мероприятия социальной абилитации;

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

В отечественной психологии и педагогике необходимость систематического контроля за ходом психического развития была признана уже давно. Основой такого контроля сегодня являются службы медико-социально - педагогического патронажа. МСПП - эффективная форма помощи детям первых месяцев и лет жизни, родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным воспитанием и обучением и социализацией личности, широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на ребенка с отклонениями в развитии. МСПП включает диагностику, информационный поиск и помощь в выборе образовательного маршрута с помощью индивидуальных реабилитационных программ. Главной доминантой МСПП является ранняя диагностика и помощь, от эффективной организации которых зависит возможность предупреждения инвалидности и снижение ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Система МСПП призвана влиять на улучшение условий развития детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в зоне риска. Основная функция – организованная система контроля за повседневным развитием ребенка, а также за динамикой его развития. Осуществляется ежедневно и многократно.

В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб. Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работают как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от локальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогической практике.

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития, который предполагает:

Максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

Максимальное сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи

Снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);

Построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка.

Обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

В связи с этим одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры в образовании - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на раннем этапе возрастного развития.

Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения, которые реализуются в рамках Службы ранней помощи.

Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И. Лисиной и ее учениками (Лисина М.И., 1986); об использовании сензитивных периодов (периоды повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это в первую очередь позволило спроектировать и провести научные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей.

Начиная с 90-х годов XX века в специальной психологии и коррекционной педагогике в России начинает складываться система коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами развития, которая основывается на отношении к раннему возрасту, как к наиболее эффективному периоду в жизни ребенка с точки зрения коррекционно-развивающего воздействия. Действующая в настоящее время система ранней помощи, заимствуя опыт некоторых западных стран, опирается на отечественные теории, возникшие на протяжении XX века. К их числу принадлежат: теория о синкретичности психомоторного развития в раннем возрасте (Л.С. Выготский , А.В. Запорожец , O.E. Смирнова , Д.Б. Эльконин ), о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах деятельности в раннем возрасте (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев , М.И. Лисина , Д.Б. Эльконин ), о роли и развитии общения в раннем возрасте (М.И. Лисина , Д.Б. Эльконин ), а так же вопросы оценки и диагностики психомоторного развития ребенка раннего возраста (А.С. Галанов ; А.М. Казьмин ; Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт ; И.Ю. Левченко ), вопросы содержания воспитания в образовательных и медицинских учреждениях (Л.А. Венгер ; К.Л. Печора ; К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова ; Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова ; Е.А. Стребелева ).

Однако изучение практики психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития позволяет прийти к выводу о ее ограниченной роли в системе специального образования в современной России. В настоящее время существуют такие учреждения, как Научный центр здоровья детей РАМН, служба ранней педагогической помощи в Ассоциации Даун-синдром, службы ранней помощи и лекотеки в административных округах города и другие аналогичные структуры при ПМПК и дошкольных учреждениях центральных городов и в региональных центрах России, Институт раннего вмешательства в г. Санкт-Петербурге.

Появившиеся в России в середине 90-х годов учреждения, в которых начали оказывать диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с риском или выявленными отклонениями в развитии, не решают всех стоящих задач из-за их малочисленности и разобщенности. Широкому распространению психолого-педагогической помощи детям раннего возраста препятствует отсутствие механизма включенности ранней помощи в общую систему образования.

Научным коллективом «Института коррекционной педагогики» РАО во главе с Н.Н. Малофеевым в Российской Федерации разработана и апробируется Государственная концепция «Раннего вмешательства». Она предполагает реконструкцию отечественной системы специального образования и активное внедрение служб ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии.

Ранняя помощь позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указаниями Минздрава России № ДОЗ от 05.05.92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха.

В рамках программ «Столичное образование-3» и «Столичное образование-4» по инициативе А.М. Казьмина к.м.н., профессора, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ и при его активном участии в г. Москве созданы две новые формы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития и их семьям: «Служба ранней помощи» и «Лекотека». Разработаны и приняты Департаментом Образования города Москвы положения об одноименных структурных подразделениях государственного образовательного учреждения, базовые методические материалы. Данные модели работы внедряются и в медицинских учреждениях – поликлиниках, клиниках, домах ребенка в нескольких регионах РФ. Психологическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии должно включать в себя несколько форм работы: семейные диагностические игровые сеансы для семьи и специалиста, индивидуальные консультации для родителей и работу с группой родителей.

Проблема психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни и сопровождения семей, имеющих таких детей, раскрывается в работах ряда авторов: О.Г. Приходько ; Е.Р. Баенской, Ю.А. Разенковой, И.А. Выродовой , Н.Д. Шматко ; Р.Ж. Мухамедрахимова ; Г.А. Мишиной ; В.В. Ткачевой , И.Ю. Левченко и др.

В последние десятилетия в Российской Федерации усилился интерес к проблемам ранней диагностики нарушений развития у детей. Был осуществлен ряд научных исследований в данном направлении (Е.Ф. Архипова , О.Г. Приходько , Ю.А. Разенкова , М.Л. Дунайкин , Ю.А. Лисичкина и др.).

Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Целевыми группами населения, в отношении которых организовывается и осуществляется деятельность Службы ранней помощи, являются:

1) Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет, и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.

2) Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.

Основные критерии отнесения ребенка к категории детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья:

Возраст ребенка в диапазоне значений от 0 до 3 лет;

Наличие интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка или их сочетаний

Наличие потребности в специальном комплексном сопровождении развития.

Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения, раскрывающих проблемы оказания помощи лицам с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом . Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира , дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида , которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России , так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям .

Ранняя комплексная помощь -- это новая , быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей , чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи , позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной» ) работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения :

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики , идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи .

2. Определение уровня развития ребенка" и проектирование индивидуальных программ раннего образования .

3. Обучение и консультирование семьи .

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи , так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития) .

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи .

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития .

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства , но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт, а именно :

Переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

Создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

Налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства ;

Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства , а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

Обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства , как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

Широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства ;

Внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

Создание сети служб Раннего вмешательства , отвечающих принципам доступности (финансовой и географической , междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

Создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства ;

Развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.) . - Уфа : Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2 . К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье , воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям , воспитывающим проблемных детей раннего возраста , Дефектология №3, 1998, с 49 - 57.

6. Назарова Н. М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи : проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы :

1.http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp :

2. http://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. http://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. http://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. http://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

1

Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является потребность в разработке и апробации многоуровневой модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, дающей возможность на федеральном уровне сформулировать функциональные обязанности специалистов, оказывающих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья по раннему выявлению имеющихся нарушений развития в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Авторам представляется необходимым для успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения психолого-педагогическое сопровождения детей с инвалидностью, находящихся в организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты, получающих услуги в службах ранней помощи, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, проходящих обследование в условиях психолого-медико-педагогических комиссий, в консультативных центрах; регламентация деятельности специалистов, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, расширяющая круг профессиональных задач, которые необходимы для осуществления только педагогических трудовых функций. Предлагаемая авторами модель направлена на максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи, оптимальное сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи, снижение временных границ начала комплексной реабилитации (до первых месяцев жизни ребенка), построение индивидуальных комплексных программ сопровождения междисциплинарной командой на основе выявления потенциала развития ребенка, обязательное включение родителей в реабилитационный процесс на основе выявления специальных потребностей, готовности и возможностей семьи.

диагностика

ранняя помощь

дети с ограниченными возможностями здоровья

1. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.136-147.

2. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www..07.2015)

3. Евтушенко И.В. Формирование у будущего учителя представлений об особенностях музыкальной субкультуры воспитанников – сирот//Среднее профессиональное образование. – 2007. №3. – С.12-13.

4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М., 2008.

5. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»: сайт – URL: http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html(дата обращения: 29.07.2015)

6. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. – М., 2015.

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

8. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2013.

9. Фальковская Л.П. и др. Организация вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи в дошкольной образовательной организации. – Красноярск, 2012.

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и в выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка (Евтушенко И.В. , Забрамная С.Д. , Левченко И.Ю. , Приходько О.Г. , Стребелева Е.А. , Ткачева В.В. , Фальковская Л.П. , Югова О.В. и др.). В одних случаях, у детей с отставанием развития имеются непреодолимые барьеры (например - при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана). В других случаях, при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, неба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка, влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство или жестокое обращение в семье, имеет меньшее значение в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем ни менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и в психоречевом развитии . Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Решение задачи по совершенствованию механизмов выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, предполагает:

  • внедрение новых методов неонатального и избирательного скрининга, направленного на выявление расширенного спектра наследственных болезней обмена веществ, для которых разработано специфическое лечение;
  • совершенствование выявления детей с легкими и умеренными нарушениями слуха среди детей второго года жизни;
  • внедрение методик раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра;
  • внедрение методик раннего выявления детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с нарушениями функций зрения, речи, с задержкой развития взаимодействия и общения, подвижности, игры, самообслуживания и других аспектов функционирования;
  • развитие консультационных услуг семьям в организациях, предоставляющих психолого-педагогические услуги ранней помощи;
  • распространение среди населения информации о ранних признаках отставания ребенка в развитии, об организациях, в которые можно обратиться для выяснения состояния развития ребенка;
  • организацию выявления детей, нуждающихся в ранней помощи в медицинских организациях (в центрах пренатальной диагностики, генетических консультативных центрах, родильных домах, детских диагностических центрах, детских поликлиниках и стационарах), в центрах социального обслуживания семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюро медико-социальной экспертизы, в образовательных организациях, предоставляющих услуги присмотра и ухода да детьми до 3-х лет, в психолого-медико-педагогической комиссиях (далее, ПМПК) .

Выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо соединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов .

1-й этап. Медицинское обследование. Пренатальный скриниг - комплекс медицинских исследований (лабораторных, ультразвуковых), направленный на выявление группы риска по развитию пороков плода во время беременности. Направлен на выявление риска возникновения синдрома Дауна (в первом и во втором триместре), синдрома Эдвардса (в первом и во втором триместре), дефектов нервной трубки (анэнцефалия) (только во втором триместре), синдрома Корнелии де Ланге, синдрома Смит-Лемли-Опица, синдрома Патау, немолярной триплоидии. Неонатальный скриниг - один из способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний у новорожденных детей. Позволяет обеспечить раннее выявление заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (фенилкетонурии (ФКУ), врожденного гипотиреоза, галактоземии, адреногенитального синдрома муковисцидоза), ведущих к инвалидизации. Неонатальный скрининг направлен на выявление ФКУ, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, муковисцидоза, галактоземии, нарушений слуха (аудиологический скрининг). С 2012 г. в некоторых регионах РФ неонатальный скрининг расширен до 16 заболеваний (в т.ч. лейциноз, тирозинемия, цитруллинемия и пр.)

2-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей), разработка рекомендаций, направление в Службы ранней помощи. Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и психической недостаточности детей субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть постоянных межведомственных ПМПК.

3-й этап. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи. Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи включает: а) углубленное психолого-педагогическое обследование, разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы; б) обследование ребенка для оценки динамических изменений, внесение поправок в индивидуальную программу; в) итоговое обследование для оценки эффективности пребывания в Службе ранней помощи. Система диагностического сопровождения позволяет осуществлять обоснованное проектирование индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей, своевременно оценивать происходящие изменения в психическом и физическом состоянии ребенка, его социальной ситуации развития с целью внесения изменений, дополнений или корректировки содержания, методов и педагогических условий реализации индивидуальных программ раннего сопровождения, а также оценки эффективности оказанной ранней помощи.

4-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК, разработка рекомендаций, определение дальнейшего педагогического маршрута и необходимости сопровождения специалистами Службы ранней помощи дальнейшего развития. Для обоснованного определения дальнейшего педагогического маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПК после завершения пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность программы ранней помощи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе: помощь в выборе образовательной организации, прохождении ПМПК, участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной образовательной программе, рекомендации по созданию специальных образовательных условий, помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и пр.

Диагностика в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является комплексом мер, включающим следующие этапы:

  • медицинский скрининг, осуществляемый специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах;
  • комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в Службы ранней помощи;
  • углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка в Службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;
  • этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой Службой ранней помощи;
  • итоговое обследование ребенка при выпуске из Службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию дошкольного образования, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период - 6 месяцев. В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.), достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы. Методы , которые могут быть использованы в деятельности Службы ранней помощи, разнообразны.

Медицинское обследование. Наибольшее количество детей с выраженными нарушениями структуры и функций организма выявляются в процессе медицинских осмотров новорожденных, младенцев неонатологом, педиатром, другими специалистами (хирургом, неврологом, офтальмологом, отоларингологом, с привлечением, в необходимых случаях, эндокринолога, генетика и др.) с применением стандартных лабораторных и инструментальных методов диагностики. По такой схеме в первые два месяца после рождения выявляются практически все дети с синдромом Дауна. В то же время, существует проблема своевременного выявления детей с менее выраженной или скрытой патологией, не приводящей в ранние сроки к тяжелым нарушениям жизненно важных функций и основных категорий жизнедеятельности. Для уменьшения количества случаев поздно диагностированных заболеваний разрабатываются скрининговые методики.

Скрининг - метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. Для проведения скрининга необходимо наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов. Применяемые методы должны быть достаточно просты, надежны и воспроизводимы. В системе здравоохранения Российской Федерации внедрен скрининг, обязательный для всех новорожденных, направленный на выявление 5 генетических заболеваний: ФКУ, муковисцидоза, галактоземии, адреногенитального синдрома и врожденного гипотиреоза. Их раннее выявление способствует снижению инвалидизации и смертности среди детей.

Существуют методические рекомендации по проведению всеобщего скрининга новорожденных на выявление нарушений слуха, который активно внедряется в субъектах Российской Федерации. В данный скрининг входит обследование состояния слуховых рецепторных клеток при помощи аппаратного метода - регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) - 1-й этап и оценки реакции проводящих путей слухового анализатора на звуковую стимуляцию - регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) - 2-й этап . На 1-ом этапе обследованию подлежат все новорожденные в учреждениях родовспоможения; дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг (положительный результат, т.е. ОАЭ не регистрируется) в учреждениях родовспоможения, первый этап скрининга проходят в детской поликлинике. Исследование проводят: врач-неонатолог, врач-педиатр, врач-оториноларинголог, медицинская сестра.2-ой этап скрининга проводят в центрах реабилитации слуха (сурдологических центрах, кабинетах) детям, не прошедшим первый этап (в т.ч. повторное тестирование в детской поликлинике), а также детям из группы риска. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог.

Для раннего выявления ретинопатии недоношенных, являющейся одной из частых и частично контролируемых причин слепоты, разработан и внедряется избирательный офтальмологический скрининг. Для скрининга недоношенных детей используется динамическая офтальмоскопия - осмотр глазного дна ребенка с регламентированной частотой, зависящей от наблюдаемой картины глазного дна. При обнаружении опасного прогрессирования ретинопатии недоношенных осуществляется оперативное лечение, что позволяет, в большинстве случаев, предотвратить отслойку и гибели сетчатки, развитие слепоты. Выявление патологии структуры головного мозга у новорожденных и детей первых месяцев жизни, особенно - недоношенных, и даже у плода - до рождения, осуществляется при помощи нейросонографии - ультразвукового исследования. Этот метод, в силу своей неинвазивности и малых временных затрат (обследование занимает в среднем 5-7 минут), относят к скрининговым, для выявления широкого спектра внутричерепной патологии: кровоизлияния в головной мозг и его желудочки, двусторонние некротические повреждения белого вещества головного мозга, гидроцефалия, агенезия мозолистого тела, абсцессы мозга, энцефалит и другие. На основании данных нейросонографии, в ряде случаев, в частности - при обнаружении перивентрикулярной лейкомаляции, возможно прогнозирование формирования церебрального паралича и раннее начало профилактики контрактур и деформаций. Наряду с выявлением структурных, биохимических, сенсорных нарушений организма, скрининговые методики начали применяться для раннего выявления вариантов аномального развития ребенка, не имеющих установленных биологических маркеров. Примером такой методики, является скринговый тест-опросник M-CHAT, используемый в практике ранней помощи, в том числе в России, для выявления расстройств аутистического спектра. Последние годы характеризуются появление новых разработок в области создания и апробации методик медицинского скрининга новорожденных и детей раннего возраста.

Психолого-педагогическое обследование. Психометрические методы оценки развития применяются для раннего выявления отставания ребенка от сверстников в развитии психических и моторных функций. С этой целью используются батареи тестов и тесты-опросники. Первые состоят из диагностических наборов - в виде изображений и трехмерных объектов, заданий для ребенка (например, тест Бэйли, Методика ADOS), вторые - из массивных наборов утверждений (например, Шкала Гриффитс, KID, RCDI).Общим принципом построения психометрических методик является сопоставление получаемых результатов с нормативными данными, полученными на репрезентативных выборках. Методики должны быть валидными и надежными. Экспериментальные батареи тестов удобны для исследовательских целей, но слишком громоздки для применения в Службе ранней помощи, т.к. занимают много времени, должны проводиться в стандартных условиях специально подготовленными специалистами. В России, в Службе ранней помощи, нашли распространение опросные методики KID(R) и RCDI и др., в которых респондентами являются родители ребенка. Психометрические методы отвечают на вопрос о наличии или отсутствии у ребенка отставания в основных сферах развития, но не направлены, в отличие от скрининговых методов, на выявление болезни или синдрома, а также не дают детальной информации, необходимой для составления индивидуальной коррекционной программы.

Для мониторинга развития детей, воспитывающихся дома, в образовательных организациях, в домах ребенка в России используются различные инструменты, состоящие из перечней пунктов, описывающих поведение ребенка, в соотнесении с примерными возрастами ожидаемого наличия соответствующего поведения у большинства сверстников. Среди этих инструментов есть те, которые рассчитаны на использование родителями и воспитателями, воспитателями, родителями и медицинскими сестрами детских поликлиник. Все эти методики рассчитаны на регулярное сопоставление взрослым достижений ребенка с ожидаемым по возрасту поведением для первичного установления возможных проблем развития.

Углубленное комплексное обследование ребенка в программах ранней помощи. В ХХ веке в сфере ранней помощи было разработано несколько универсальных образовательных программ, получивших широкую известность, некоторые переведены на русский язык и используются в практике ранней помощи. Каждая из них имеет в своем составе диагностический блок, состоящий из нескольких разделов, соответствующих выделяемым областям развития. Разделы содержат перечень пунктов, описывающих конкретное поведение и признаки нарушений в развитии ребенка.

Рецензенты :

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Ткачева В.В., д.псх.н. профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23495 (дата обращения: 28.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»