Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Конкурс методической работы в клубном учреждении. Приоритетные направления работы с молодежью сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем-Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва. Организация досуга населения

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ


Фактически утратил силу в связи
с истечением срока действия
______________________________________________________


В целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы

приказываю:

1. Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности согласно приложению N 1.

2. Утвердить состав организационного комитета согласно приложению N 2.

3. Утвердить форму анкеты-заявки согласно приложению N 3.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на первого заместителя председателя Комитета по культуре Н.С.Батенина.

Председатель Комитета
Е.Е.Колчин

Приложение 1 к распоряжению. Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 1
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Цели и задачи смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы, создания необходимых условий для разработки и внедрения инновационных комплексных программ по сохранению и развитию народного творчества, организации разнообразного и полноценного досуга всех слоев населения.

Основными задачами смотра-конкурса являются выявление и поддержка высоко профессиональных творческих кадров, воспитание на их примере молодых специалистов и формирование общественного мнения о престижности работы в культурно-досуговой сфере.

2. Организаторы смотра-конкурса

Смотр-конкурс организуется Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга совместно с межрегиональным отделением "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Петербургским отделением Российского творческого союза работников культуры, которые формируют состав Оргкомитета, осуществляющего координацию деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций.

3. Руководство смотром-конкурсом

Для подготовки и проведения смотра-конкурса создается Оргкомитет.

Оргкомитет:

- готовит и распространяет документацию о проведении смотра-конкурса;

- анализирует заявки и другие материалы, поданные на смотр его участниками;

- организует выезды в учреждения культуры для знакомства с деятельностью номинантов на местах;

- обеспечивает выпуск необходимой полиграфической продукции;

- определяет победителей смотра-конкурса;

- готовит мероприятия по награждению победителей смотра-конкурса;

- осуществляет связь со средствами массовой информации;

- ведет работу по привлечению спонсоров и других заинтересованных организаций.

Примечание: в Оргкомитет не могут входить участники смотра-конкурса.

4. Сроки проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в период с октября 2000 г. по май 2001 г.

Прием конкурсных заявок-анкет, выполненных в установленной форме, - с 1 октября 2000 г. по 25 января 2001 г.

Выезд членов Оргкомитета в культурно-досуговые учреждения для знакомства с работой участников смотра-конкурса на местах - с 25 января по 30 апреля 2001 г. (по мере необходимости).

Подведение итогов и торжественное награждение победителей смотра-конкурса проводится в мае 2001 г.

5. Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе принимают участие руководители и специалисты клубной работы культурно-досуговых учреждений города всех форм собственности.

6. Порядок проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится по следующим номинациям:

- руководитель культурно-досугового учреждения;

- специалист по развитию народного творчества (заместитель директора, художественный руководитель, заведующий отделом народного творчества, методист и другие);

- специалист по культурно-досуговой работе (заместитель директора, заведующий отделом, методист, режиссер и другие);

- руководитель клубного формирования:

театральное искусство;

хореография;

цирк;

хоровое пение;

оркестровый жанр;

малые вокальные формы;

бальный танец;

кино-, фото-, видеообъединение;

изобразительное искусство;

прикладное творчество;

техническое творчество;

руководитель любительского объединения, клуба по интересам;

- лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению (художник по свету, звукорежиссер и другие);

- "Честь и достоинство" (представляются ветераны, проработавшие не менее 40 лет в сфере культуры).

Заявки-анкеты на участие в смотре-конкурсе направляются администрацией учреждения культуры в государственное культурно-досуговое учреждение "Дом народного творчества и досуга", справки по телефонам: 311-17-96, 315-63-08.

Заявки на участие в смотре-конкурсе могут быть также поданы в порядке самовыдвижения.

Кроме заявки, на участника смотра представляется творческая характеристика в произвольной форме, согласованная с отделом культуры территориального управления административного района или гуманитарным отделом Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дополнительно могут быть представлены другие документы: авторские методические разработки, сценарии, отзывы о работе участников смотра-конкурса от других организаций и т.д.

Посещение культурно-досуговых учреждений членами Оргкомитета проводится по графику.

Результаты посещений фиксируются протоколами Оргкомитета.

Победители смотра-конкурса награждаются памятными дипломами и призами.

Примечание: руководители культурно-досуговых учреждений для участия в смотре-конкурсе выдвигаются трудовыми коллективами или в порядке самовыдвижения.

7. Критерии оценки деятельности специалистов культурно-досуговой работы

Номинация: "Руководитель культурно-досугового учреждения"

Оценивается:

деятельность директора в вопросах хозяйственного содержания учреждения (внешний вид здания, внутренние интерьеры (оформление театрального, концертного и других залов), наличие оргтехники, планов реконструкции и ремонта здания клуба, оснащенность техническими средствами для проведения мероприятий на современном уровне, новации в вопросах совершенствования организационно-творческой, экономической и административно-хозяйственной деятельности);

финансовая работа (уровень самофинансирования и хозрасчетной деятельности, какую часть в бюджете КДУ занимают платные услуги, наличие социально-творческих заказов и договоров по объемам культурно-досуговой деятельности среди населения, в трудовых коллективах предприятий и организаций);

участие в городских и районных и иных семинарах, смотрах, совещаниях, связанных с организацией досуга населения, хозяйственно-правовым регулированием деятельности учреждения культуры, программами развития инфраструктуры района, микрорайона и т.д.

Номинация "Специалист по развитию народного творчества"

Оценивается:

количество и результаты деятельности коллективов по жанрам, любительских объединений, клубов по интересам и других клубных образований в динамике за 1998-2001 гг.;

наличие "Народных коллективов любительского художественного творчества" и "Образцовых детских коллективов художественного творчества". Участие коллективов народного творчества в районных, городских и других смотрах, фестивалях, конкурсах;

количество коллективов, работающих на бюджетной и самоокупаемой основе (в их числе: бесплатные, платные и коллективы, работающие с частичной оплатой для населения); указать их процентное соотношение по годам за период 1998-2001 гг. Формы и методы работы с населением (концерты, встречи, отчеты и др.), организация учебно-творческого и воспитательного процесса.

Номинация "Специалист по культурно-досуговой работе"

Оценивается:

разнообразие форм культурно-досуговой работы с социально-демографическими группами населения;

организация и внедрение как традиционных, так и нетрадиционных форм работы, накопление и обобщение собственного опыта проведения мероприятий, участие в культурно-досуговых акциях различных уровней;

умение специалиста работать с полиграфической продукцией (своевременность и эффективность ее издания и распространения, современные разработки дизайна, оригинальность содержания и другие показатели), использование современных технических средств и достижений;

работа со зрительской аудиторией, наполняемость мероприятий, их актуальность и востребованность населением, работа с социально незащищенными категориями населения;

наличие постоянных партнеров в работе, спонсорская поддержка, связь с общественными организациями и движениями, средствами массовой информации.

Номинация "Руководитель клубного формирования"

Оценивается:

участие коллектива в концертах, смотрах, фестивалях различных уровней;

проведение творческих отчетов перед населением, участие в культурно-досуговых мероприятиях учреждения, района, города и других;

уровень учебно-творческих планов деятельности коллектива, перспективы его развития, наличие авторских программ, сценариев, других разработок;

выбор репертуара, его соответствие творческому потенциалу участников, наполняемость коллектива;

участие руководителя в творческих мастерских, мастер-классах и других творческих семинарах и программах.

Номинация "Лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению" (художник по свету, звукорежиссер и другие)

Оценивается:

умение творчески и максимально точно обеспечивать техническое сопровождение культурно-досуговых мероприятий как крупных, так и малых форм;

умение работать с технической документацией на аппаратуре любых модификаций, владение новыми современными технологиями по своему направлению деятельности, знакомство с периодическими изданиями и другой литературой по профессиональным вопросам.

Номинация "Честь и достоинство"

Оценивается:

высокопрофессиональная, многолетняя и добросовестная работа специалиста, имеющего общий стаж трудовой деятельности в учреждениях культуры не менее 40 лет;

участие в общественно-культурной деятельности на уровне района (микрорайона) города, конкретного учреждения культуры;

наличие авторских программ, методических работ и публикаций по культурно-досуговой деятельности.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
межрегионального объединения
"Федерация профсоюзов
Санкт-Петербурга и Ленинградской
области"
Т.Н.Елисеева
2000 г.

Председатель Петербургского
отделения Российского
творческого союза
работников культуры
В.Е.Триодин
2000 г.

Приложение 2 к приказу. Состав организационного комитета смотра-конкурса на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 2
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

Председатель оргкомитета

Колчин Е.Е.,
председатель Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга

Члены оргкомитета:

Батенин Никита Сергеевич,
первый заместитель председателя Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Гаврилов Александр Леонидович,
ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию) Дементьева Татьяна Борисовна,
заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию)
Желдина Зоя Владимировна,
директор ГОУК "Ленинградский областной колледж культуры и искусства"
Меркурьева Марина Петровна,
главный специалист Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Нечаева Лариса Дмитриевна,
заведующая гуманитарным отделом межрегионального отделения "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (по согласованию)
Свенцицкий Эдварт Иванович,
директор ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"
Фаддеев Виталий Борисович,
заместитель директора Дворца культуры им.М.Горького, председатель клубной секции Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры
Фомин Александр Сергеевич,
директор районного центра культуры и досуга "Кировец", председатель совета директоров Дома народного творчества и досуга

Ответственный секретарь оргкомитета

Ванчакова Татьяна Павловна,
заместитель директора ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"

Приложение 3 к приказу. Анкета-заявка на участие в смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности

Приложение N 3
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________________

2. Год рождения ___________________________________________________________________________________________

3. Номинация _____________________________________________________________________________________________

4. Название культурно-досугового учреждения __________________________________________________________________

5. Должность _____________________________________________________________________________________________

6. Образование ___________________________________________________________________________________________

7. Стаж работы в данной отрасли ____________________________________________________________________________

8. Стаж работы в выдвигаемой номинации _____________________________________________________________________

9. Представленные материалы _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

Директор (руководитель)
учреждения культуры

"___"_____________ 2000 г.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Нина Черепанова
Консультация для молодых специалистов дошкольного учреждения по ФЭМП

для выступления на методическом объединении для педагогов Завьяловского района по направлению «Познавательное развитие»

Н. Л. Черепанова Ст. воспитатель МАДОУ «Црр – Октябрьский д/с»

Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников

Слайд 3 Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Слайд Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.

Это вызвано целым радом причин : обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель : вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Слайд Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей

Слайд Какие же общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП ?

Слайд В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактические принципы : систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.

Слайд С точки зрения Л. С. Выготского, понятие «математическое развитие дошкольников » является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Слайд Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Работа педагога должна обеспечивать усвоение детьми обобщенных, систематизированных знаний по всем разделам в объеме программы :

1 Количество и счет, 2 Величина, 3 Форма, 4 Ориентировка в пространстве, 5 Ориентировка во времени.

Слайд (Экспериментирование) Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций.

В математической подготовке предусмотренной программой, большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

Слайд При организации детского экспериментирования стоит новая задача : показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа.

Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому, если позволяют условия, желательно в детском саду для старших дошкольников выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств

Слайд На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Слайд Перечислите методы и приемы используемые на занятиях по ФЭМП

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, практический, игровой) и

приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Современные требования к отбору содержания, средств, методов и приемов, стимулирующих активность и направленных на развитие детской самостоятельности им инициативности.

Слайд Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств

Слайд Если педагоги сами подбирают наглядный материал, им при этом следует строго соблюдать требования, вытекающие из задач обучения и особенностей возраста детей. Эти требования следующие :

Достаточное количество предметов, используемых на занятии;

Разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие) ;

Обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

Динамичность ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки;

Художественное оформление.

Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Слайд Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников .

Воспитатель показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника

Слайд Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.

Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями

Слайд Математические способности относятся к познавательным (32) и тесно взаимосвязаны с познавательными процессами : сенсорными и интеллектуальными.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира.

Интеллектуальные - обусловливают его осмысление.

Слайд Фото В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление.

При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Слайд Формы организации детской деятельности по развитию математических представлений

Коллективные формы :

Математический утренник,

Праздники, развлечения,

Викторина

Встречи с интересными людьми,

Экскурсии;

Индивидуальные формы :

Гувернёрство,

Репетиторство;

Индивидуально-групповые :

Кружковая работа,

Дифференцированное обучение,

Сюжетно-ролевые игры

Оформление выставок и т. д.

Слайд В ходе совместной математической деятельности педагога с детьми

оказывается помощь и педагогическая поддержка детям, плохо усваивающим математический материал, а также детям, проявляющим повышенный интерес к математике;

используются дидактические игры, компьютерные игры, коллекционирование, сюжетно-дидактические игры, экспериментирование и проектная деятельность.

В ходе самостоятельной деятельности дети занимаются в интеллектуально-математической среде, созданной в группе;

педагог наполняет среду играми и игровыми материалами в соответствии с запросами детей;

педагог создает условия для самостоятельного экспериментирования и развития познавательно- исследовательской деятельности детей.

Слайд Заключение

Мастерство воспитателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы ребенка в процессе его развития состоит из умения сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности - разнообразными, творческими, продуктивными.

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают , складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Использованные информационные ресурсы

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : Курс лекций для студ. дошк . факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.

Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников . – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК» , - 2005.-392с.

В. Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста

http://rudocs.exdat.com/docs/index-9473.html?page=2

http://madan.org.il/node/5476 h

ttp://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%

Дом культуры -

1) тип клубного учреждения;

2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)

Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.

Содержание работы методического центра

Методический центр является составной частью системы методических центров, осуществляющих методическое обеспечение культурно-досуговой деятельностью. Основными задачами методических отделов (кабинетов) являются:

    внедрение в практику культурно-досуговых учреждений новых форм и методов работы;

    изучение, обобщение и распространение передового опыта

    Участие в подготовке и повышение квалификации работников учреждений культуры, руководителей коллективов и кружков самодеятельного творчества

    обеспечение клубных учреждений методическими материалами, сценариями и репертуарными сборниками

    оказание методической помощи на местах

Главной целью работы методического центра является улучшение культурно-досуговой деятельности в районе путем совершенствования форм и методов работы культурно-досуговых учреждений.

Успешная деятельность методического центра определена многими факторами. В их числе - квалифицированные кадры методических работников, наличие материально-технической базы.

Каждый методист отвечает за конкретный направление работы (вопросы методики культурно-досуговой деятельности клубов, методическим обеспечением самодеятельного творчества и любительских объединений, клубов по интересам; осуществлением методической помощи клубам в работе с детьми и подростками). Специалисты методического центра обязаны обеспечить высокий уровень деятельности культурно-досуговых учреждений по закрепленным направлениям работы.

Работники методического центра готовят и проводят семинары, организуют печать материалов в средствах массовой информации, проводят консультации, контролируют исполнение методических и директивных документов, поддерживают деловые контакты с общественными организациями, курируют работу клубных учреждений, готовят методические материалы, выполняют другие виды работ.

Методические органы в районе являются центром сосредоточения методического, сценарного плана, поэтому особо важное значение имеет комплектование кабинетов соответствующими изданиями. Издательства выпускают достаточно большое количество учебной, научной и репертуарной литературы по культурно-досуговой деятельности, режиссуре массовых мероприятий, проведению праздников и обрядов, организации работы клубов и любительских объединений. Важным источником комплектования методических центров являются журналы « Культурно-просветительская работа», «Встреча», «Клуб», «Народное творчество», «В помощь художественной самодеятельности».

Методический центр должен комплектоваться: аудио-видео-записями, фотографиями. А также: слайдами, плакатами, афишами, пригласительными билетами.

В методическом центре следует собирать материалы, поступающие из культурно-досуговых учреждений. Это могут быть отчеты о проведенных мероприятиях, сценарии праздников, репертуаров коллективов художественной самодеятельности и т.д.

Методическом центре используют в своей работе определенные виды документальных материалов. Все материалы и документы распределяются по конкретным разделам и направлениям деятельности методкабинетов и учреждениям культуры.

В методическом центре Районного Дома культуры могут быть представлены: постановления правительства, приказы, распоряжения, постановления Министерства культуры РФ, решения местных органов, общественных организаций, документы научно-методических центров. Эти документы следует собирать в специальные папки и выделить раздел, который может быть назван « Директивные документы, инструктивно-методические материалы».

Полезны для работы и планы работы клубов, Домов культуры, театров малых форм, материалы о деятельности центров досуга, молодежных центров, сведения о шефской работе, отчеты культурно-досуговых учреждений. Эти документы дают возможность осуществлять контроль за исполнением намеченного методическим центром. Они могут быть представлены в разделе «Организационно-методическая работа».

Важным среди прочих материалов является раздел «Специалисты, сеть и материальная база учреждений культуры ». Здесь сосредоточенны данные о работниках культуры, руководителях коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам.

Раздел «Организации досуга » содержит материалы о работе коллективов художественной самодеятельности, о технических и прикладных видах народного творчества, создании и работе любительских объединений и клубов по интересам, об организации культурно-досуговых мероприятий, семейного отдыха, деятельности центров досуга и др..

Целесообразно в методическом центре собирать материалы по конкретным формам работы: о праздниках, обрядах, театральных представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках, смотрах, дискотеках, вечерах отдыха и т.д. Один из работников методического центра назначается ответственным за сохранность фонда. Все поступающие в методкабинет материалы регистрируются в специальном журнале.

Целесообразно создать систему каталогов и картотек по специальным разделам.

Важное значение в работе методического центра имеет материально-техническая база. Определенные требования к оборудованию, оснащению и оформлению методкабинета вытекают из его многофункциональной деятельности. В зале клубной работы сосредоточен основной фонд материалов и документов

В зале народного творчества устанавливается пианино или рояль, имеются народные инструменты, сосредотачиваются материалы о работе коллективах художественной самодеятельности, нотная литература. Желательно зал оборудовать звукоизоляцией.

В зале технических и аудиовизуальных средств клубные работники должны создать условия для перезаписей фонограмм, просмотров слайдов, видеокассет, прослушивание музыкальных дисков и аудиокассет.

Лекционно-демонстративный зал служит для провидения семинаров, «круглых столов», выступлений коллективов художественной самодеятельности.

Библиотека методического центра может действовать как специализированная передвижная, и как пункт выдачи книг, и как филиал ЦБ. Библиотека комплектуется литературой по вопросам культурно-досуговой деятельности, художественной самодеятельности, нотной литературой, музыкальными и литературными записями.

Методические центры должны быть своеобразно оформлены. Прежде всего, необходимо оформит карту района, на которую наносятся населенные пункты, культурно-досуговые учреждения с указанием их ведомственной принадлежности, памятники истории и культуры.

Обязательной принадлежностью методкабинета является стенд, раскрывающий структуру методической работы.

На стенде могут быть представлены должностные инструкции работников методического центра, Районного организационно-методического центра, сельских Дома культуры и клубов, планы работы, графики консультаций, семинаров, приказы и распоряжения отдела культуры, план работы методкабинета.

Наряду с указанными стендами методический центр может оформить материалы в помощь организаторам досуговой деятельности.

Успех деятельности методического центра определяют не только хорошая материально-техническая база, оборудования, оснащение и оформление, но и наличие передовых форм работы, актуальность, творческая смекалка, инициативность методистов. Многое обусловлено и тем, в какой мере работники методического центра владеют передовой методикой и внедряют ее в практику. Там, где этому уделяют должное внимание, УК пользуются популярностью.

Основными направлениями деятельности методического центра являются:

    координация работы клубных учреждений района по вопросам традиционной культуры и любительского творчества;

    методическое обеспечение мероприятий по сбережению, пропаганде и популяризации нематериального культурного наследия в районе;

    организация и проведение праздников, конкурсов, выставок, других культурных мероприятий;

    информационное обеспечение клубных учреждений района;

    обеспечение аналитических, социологических исследований, организация учёбы специалистов учреждений культуры района.

В каждом административном центре района имеется районный дом культуры независимо от наличия в этом центре городских и других клубных учреждений. Районный дом культуры подчинен непосред­ственно отделу культуры администрации района и организует разнооб­разную культурно-досуговую деятельность среди населения районного центра и населенных пунктов, расположенных на территории района.

Районный дом культуры является центром методического обеспе­чения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов района. Районный дом культуры, кроме того, осуществляет ме­тодическую работу и в других учреждениях культуры, не относящихся к Министерству культуры РФ.

Своеобразной методической лабораторией районного дома культу­ры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в прак­тику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идет процесс изучения, обобщения и распростра­нения положительного опыта. Методический кабинет совместно с отде­лом культуры обеспечивает повышение квалификации клубных работ­ников, руководителей коллективов художественного и технического творчества. Методкабинет направляет в клубные учреждения методи­ческие разработки, в том числе: сценарные материалы, репертуарные сборники; оказывает практическую помощь в постановке культурно-досуговых программ.

Методический кабинет районного дома культуры имеет штатных работников, в числе которых два методиста и один инструктор. Кроме того, в штате РДК имеются должности художественного руководителя и директора.

Дом культуры -1)тип клубного учреждения;2) обобщение название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных клубных учреждений (Районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский профсоюзный Дом культуры и т.п.)

Современные приоритеты в деятельности учреждений культуры не могут определяться без учета экономических, политических, социальных особенностей в стране и регионе. Культурная политика рассматривается нами как правовое и методическое обеспечение, подготовка творческих кадров, финансирование инфраструктуры в регионах, сохранение культурного наследия, поддержка творчества и т.д. Культурная политика начинается с четкого определения приоритетных направлений, в которых более всего нуждается государство и потому берется их поддерживать. Однако так получается не везде и не всегда

В клубных учреждениях сформировалась уникальная школа художественного образования детей и взрослых; государство создало и содержало систему учебных заведений по подготовке квалифицированных специалистов для клубов; в клубной практике было сделано немало открытий.

Прежде всего, в провинции, где у клубных учреждений меньше конкурентов в лице театров, библиотек, музеев, дома культуры и клубы по

сей день, остаются центрами самой массовой, общедоступной, демократичной досуговой деятельности, позволяющей людям реализовать свои интересы и увлечения, свои творческие потенции, приобщаться к культуре. И очень важно не отнять эту возможность, не растерять традиций, не обесценить их.

Сокращение клубной сети, как в городах, так и на селе, имеет много причин. Итак, мы можем сформулировать некоторые экономические и административные причины неблагоприятных обстоятельств развития культурно-досуговой деятельности сельских клубов в условиях рынка:

    Недостаточное финансирование клубных учреждений культуры федеральными и региональными органами гос. управления

    Отсутствие необходимой правовой поддержки сельских клубных учреждений

    Ухудшение материально-технической базы

    Неоправданная коммерциализация

    Сокращение сети клубных учреждений культуры

    Низкий количественный и квалификационный уровень обеспеченности кадрами, неудовлетворительная социальная защищенность работников клубных

Чтобы стать центром духовной, культурной жизни села, работа клубного учреждения должна подвергнуться существенной корректировке:

Организационно-управленческая деятельность работников сельских учреждений культуры обусловлена:

    на создание программ возрождения, развития и сохранения народной культуры

    оптимизацию взаимодействия инициативных групп с другими организациями

    разработку и внедрение графика-маршрута, и зоны обслуживания передвижными клубными учреждениями населения малых деревень, хуторских хозяйств, отдаленных производственных участков

Научно-методическая деятельность районного координационно-методического центра должна включать следующие направления:

    паспортизацию сельских поселений

    выявление и оказание информационно-методической поддержки общественно активным группам

    разработку научно-методических проектов

    помощь в организации кружков и коллективов

    поисковую, экспедиционную работу по выявлению историко-культурного своеобразия сельского поселения

    возрождение старинных обрядов и обычаев, внедрение в практику народных праздников, фольклорных фестивалей, выставок прикладного творчества и ремесел

    повышение квалификации работников культуры в ходе семинаров, практикумов, творческих лабораторий, школ передового опыта, курсов повышения квалификации.

Основы методического руководства

деятельностью учреждений культуры клубного типа

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

На модернизацию содержания социокультурной деятельности;

На повышение профессионального мастерства работников культуры;

На своевременное оказание им методической помощи.

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют методические службы различных видов:

Районные (городские) организационно-методические центры;

Районные (городские) информационно-методические центры;

Районные (городские) координационно-методические центры;

Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной деятельности.

Примерный перечень функций методической службы:

Методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

Организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

Осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах областного, всероссийского и международного уровней;

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

Организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

Повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

Обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства зависит от решения следующих задач:

Создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

Создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

Создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

Издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

Разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

Создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

Повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическая служба может существовать:

Как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

Как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

1.Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

2.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

3.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

4.Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

5.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

6.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.


Приложение

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

1.Общие положения

1.1.Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

1.4.В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2.Основные задачи и функции РМС

2.1. Основными задачами РМС являются:

Проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

Изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

Организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;

Содействие развитию любительского художественного творчества;

Повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

Осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

Изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.Для выполнения основных задач РМС:

Анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

Осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Организует и проводит зональные (окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана повышения квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

Оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

Разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

Распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

Формирует фонд репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества, смотров –конкурсов работы культурно-досуговых учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций, совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС, своими собственными;

Выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

Организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

Проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

Вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

Принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

Привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

Устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

Проводить в установленном порядке показательные выступления (как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

Создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений других ведомств.

4.3.РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет (или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

5.3.РМС работает на основе перспективных и текущих планов, целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными методическими структурами в установленном порядке.

5.4.Реорганизация и ликвидация РМС производится в установлен