Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Основные идеи социологической теории ковалевского. Плюралистическая социология М. Ковалевского. После возвращения в Россию

(1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, он пользовался широким признанием ученого мира в России и за ее пределами, был избран вице-президентом, а затем председателем Международного института социологии.

Теоретические предпосылки социологических воззрений М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта . «Что такое социология?» С этого вопроса начал М. Ковалевский изложение своего двухтомного труда «Социология ». И ответил: «Родоначальник ее, Конт считал социологию наукой о порядке и прогрессе человеческих обществ». Однако порядок в обществе бывает не всегда. Да и прогресс в смысле поступательного развития не всегда имеет место. И Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции человеческого общества . Организация общества и его эволюция - таковы два основных раздела социологии, которые, начиная с Конта, характеризуются как социальная статика и социальная динамика.

М. Ковалевский подходил к социологии как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от народников Лаврова и Михайловского и некоторых других теоретиков он отделяет правду-истину от правды-справедливости и исходит из того, что для социологии главное есть правда-истина . Как и Конт, он считает общество целостным социальным организмом, развитие которого имеет закономерный характер. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе. Он выдвигает идею поступательности исторического процесса и социальной преемственности , в ходе которой человеческие знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной исторической эпохи к другой. Таким же образом, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.

Эволюцию государственного строя он связывал с целым рядом факторов общественной жизни, в том числе с эволюцией хозяйства и «форм экономического быта», с развитием политических отношений классов и других социальных групп, с эволюцией политических идей и общим прогрессом культуры. Такой эволюционный взгляд на развитие общества был направлен как против необоснованных и поспешных радикальных изменений в нем, так и против «не менее опасного застоя».

Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития : экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т. д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.


Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод . Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.

Сравниваемые явления брались Ковалевским, как правило, не в статике, а в динамике, в их исторической эволюции, что позволяло изучать как общие закономерности исторического процесса, так и специфические особенности развития тех или иных обществ. На данной основе увеличилась возможность социологического прогнозирования и исторического предвидения, что повышало практическое значение социологии. Это для Ковалевского было чрезвычайно важным.

В своих социологических воззрениях он разделял многие положения биологической школы в социологии и прежде всего «органической теории общества», идущей от Конта и особенно Спенсера. Ковалевский утверждал, например, что такой важный социальный фактор, как общение, начинается еще в среде животных. Даже учитывая большое различие между биологическим и социальным общением, он обращал внимание на их «многие общие черты» и писал, что в определенных отношениях животный и человеческий мир укладывается в общий процесс эволюции.

Весьма высоко ставил Ковалевский психологическую школу в социологии. Он в целом разделял Теорию подражания Тарда , находил подтверждающие ее примеры. Так, он писал, что «русские верховники времени Анны Иоанновны пытались подражать аристократическим порядкам в Швеции и тем самым укреплять основы своего бюрократического господства». Таких подражателей немало и теперь. В то же время Ковалевский считал необходимым и полезным заимствование опыта других народов, при котором не терялись бы общественная культура и самобытность народа. Такое заимствование предполагает элементы самостоятельности и творчества.

Подобно Тарду, Ковалевский рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей и потому как важнейший фактор их общественной жизни. Он считал, что «основы социологии не могут лежать вне психологии» (имеется в виду, прежде всего коллективная, социальная психология). Речь шла о том, чтобы изучать «психологию народов»: это необходимо для более глубокого понимания духовного состояния народов, разностороннего проявления их культур.

Положительное отношение ко многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, равно как и готовность применять их учения при анализе тех или иных общественных явлений - еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского. Каждое направление в социологии по-своему показывает значение тех или иных факторов в развитии общества, будь то биологический, демографический, экономический, политический или психологический фактор.

В своих основных социологических трудах «Современные социологи» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.

С позиций подобного плюрализма, т. е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике односторонность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления.

С точки зрения социологического плюрализма М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса , которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса . Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».

Признавая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя или топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» - всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основное содержание общественного прогресса.

В своей теории общественного прогресса Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного метода. С помощью этого метода можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран.

По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.

Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его политической платформы умеренного либерализма , основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.

Рассмотрим социологию М.М. Ковалевского. Максим Максимович Ковалевский (1851 -1916) родился в богатой дворянской семье. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1873) продолжал образование в Берлине, Париже, Лондоне, где встречался с К. Марксом. По возвращении на родину в течение 10 лет был профессором права в Московском университете (до 1887 г.).
Ковалевский был организатором в 1901 г. Русской вольной высшей школы общественных наук в Париже, президентом Международного института социологии (1907), возглавлял первую в России кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте. После его смерти в 1916 г. в Петербурге было создано первое социологическое общество его имени. Его учениками были известные социологи Сорокин и Тахтарев. Безусловно, Ковалевский сыграл выдающуюся роль в становлении российской социологии, поэтому некоторые исследователи склонны считать его основателем социологии в России.
Ковалевский критикует однофакторные теории в социологии, стремившиеся свести все разнообразие факторов к одному основному (географическое положение и климат, раса и т.п.). Методологический плюрализм означает взаимодополняемость социологических теорий, поэтому социологию Ковалевского иногда называют плюралистической. Другое название социологической концепции Ковалевского, которое можно встретить в литературе, — генетическая социология. Оно связано с тем, что Ковалевский важное значение придавал исследованиям процесса становления и возникновения социологических явлений.
Наиболее примитивной формой общественной организации Ковалевский считает первобытные «человеческие стада», внутри которых развивается материнская семья. При этом Ковалевский опирался на идею гинекратии немецкого ученого И.Я. Бахофена (1815—1887), который исследовал связь религии и форм брака в первобытном обществе. Счет родства осуществлялся по женской линии. Религиозное развитие прошло три периода: хтонический: религия земли — материя — промискуитет; лунарный: религия луны — душа — матриархат; солярный: религия солнца — дух — патриархат. Центральным пунктом истории рода человеческого служит для Бахофена отношение мужского и женского полов. Вся история представляет собой борьбу полов. Он различает в истории три периода: беспорядочное смешение полов (промискуитет), матриархат и патриархат.
Согласно Бахофену человечество вышло из животного состояния, в коем господствовало половое смешение. Затем появился матриархат, в котором различалось две стадии: «гетерический матриархат», при котором, хотя люди и вели свое происхождение от матери, но еще не существовало прочной семьи, и «брачный матриархат», при котором господствовало материнское право происхождения и наследования. Бахофен считает, что женщина является «воспитательницей рода человеческого», которая способствовала переходу от беспорядочного зачатия к брачному матриархату.
Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утренняя» (сын еще находится во власти матери) — ей соответствует хтоническая мифология; «полуденная» (солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу)—эту стадию Бахофен называет также «дионисийской»; третья, высшая стадия — «аполлонийская» (если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство — более высокого, духовного порядка).
По мнению Ковалевского, род менялся благодаря действию экзогамии и применению системы запретов и табу. Внутреннее спокойствие в отношениях членов рода, позволяет ему стать сильным союзом и центром анимистической религии в одной из двух ее форм — культа тотема или культа эпонима.
Род представляет собой «замиренную среду», не допускающую мести по отношению к своим сочленам даже в случае убийства. Стремлением избежать внутренних раздоров, вызываемых похищениями невест, объясняется и запрещение браков внутри рода, и принуждение искать жен на стороне путем правильного обмена невестами с определенными группами. Именно этим вызывается к жизни экзогамия. Связь между членами родовых союзов держится не общностью территории, а единством культа или обладанием общим предком.
Следующая стадия эволюции связана с переходом от кочевого состояния к оседлому, который вызван ростом населения. От собирательства и охоты люди были вынуждены обратиться к приручению животных и оседлому земледелию. Постепенно род отказывается от системы нераздельности земель и хозяйства и распадается на большие семьи, сперва когнатические (собирающие близких и отдаленных родственников по матери), а потом и агнатинеские (объединяющие такой же большой и малый круг родственников, живущих у одного очага, но уже по отцу). На долю таких семей выпадает отныне право кровной мести, поддержание культа предков, содержание и погребение родственников и другие обязанности.
Большая семья эволюционирует в малые семьи: «В процессе своего разрушения, часто длящегося не века, а десятки столетий, род все более и более заменяется в отправлении своих функций семьей-группой, составленной из одного или нескольких очагов. В свою очередь, эта семья исчезла, только медленно, в силу внутренних несогласий и по мере размножения обменов и развития той подвижности населения. Упадок родовых порядков определяет собой рост индивидуализма и принуждает государство взять на себя обязанности, некогда выполняемые кланами или родами».
Клановый строй — это разложившийся на иерархические пласты род, в который входят и покоренные инородцы. Феодальный строй отличается от кланового только отсутствием представлений о действительном или мнимом родстве, связующем членов одного феода. Кровные отношения вытесняются в нем договорными. Обязательства «младших» перед «старшими» покоятся здесь уже не на чувстве естественного подчинения, а на взаимности: за верность и добровольную покорность по отношению к главе местного ополчения, поместья и суда в одном лице последний также обязан своим клиентам и вассалам защитой, земельными пожалованиями и т.д.
Про феодализме всем открыт доступ к земле, но через строгую иерархию отношений. Земля является главной ценностью. Феодальные порядки рисуются Ковалевским в виде пирамиды, вершиной которой являются земельные собственники, получившие свои земли в качестве вознаграждения за службу от короля. Они используют свою землю как путем наследственной аренды, которую берут на себя свободные люди при условии несения военной и другой службы, так и путем эксплуатации труда несвободных крестьян (барщина, натуральные и денежные ренты и пр.). В результате «...за сменой родовых порядков феодальными обладание землей и служба, связанная с нею, являются таким же общественным цементом, каким в эпоху родовых порядков было действительное или мнимое родство...». Феодальные порядки постепенно заменяются отношениями бессословности, при которых возможны только классовые различия. Причиной неравенства между ними являются уже не юридические права, а их материальные возможности.
Общественный прогресс состоит в смене гражданского неравенства равенством всех перед законом, в замене правительственной опеки самодеятельностью. Измеряется общественный прогресс мерой взаимодействия и взаимозависимости индивидов, групп и обществ. Ковалевский говорит о постепенном расширении «замирения среды». Разобщенность между классами, между трудом и капиталом с течением времени «умаляется», свидетельством чего являются смягчение форм эксплуатации и ослабление рабочего движения.
Ковалевский придерживался либеральных политических взглядов, за что был лишен профессорской должности и вынужден был уехать за границу. Он не был революционером, но критиковал современное ему политическое устройство в России и предлагал заменить монархию на республику.

Социолог, правовед, экономист, историк, этнограф, антрополог, общественный и политический деятель Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - представитель "классического позитивизма" в России. По мнению известного французского социолога Р. Вормса, М.М. Ковалевский был "соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком". Он много сделал для того, чтобы в России социология получила статус самостоятельной науки.

М.М. Ковалевскому принадлежит важная роль в процессе институциализации социологии в России. В 1908 г. при его участии начала функционировать первая в России кафедра социологии в Психоневрологическом институте, в 1912 г. создана секция социологии при Историческом обществе Петербургского университета, в 1910-1913-х гг. инициировано издание пяти томов первоисточников "Родоначальники позитивизма", в 1913-1914-х гг. осуществлен выпуск сборников "Новые идеи в социологии".

Социологические воззрения М.М. Ковалевского формировались в основном под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Большое влияние оказали на него идеи и личные контакты с Г. Спенсером и К. Марксом. Оценивая влияние эволюционной теории Г. Спенсера и экономического учения К. Маркса, М.М Ковалевский признавал, что они "направляли до некоторой степени" его научную деятельность. Первое укрепило в нем позитивистскую методологию, хотя идею "спонтанной эволюции" он не разделяет; второе - развило интерес к экономической теории, но не поколебало приверженности к позитивизму.

Социологические воззрения М.М. Ковалевского нашли отражение в работах: "Социология и сравнительная история права" (1902), "Этнография и социология" (1904), "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений" (1906), "Две жизни: Маркс и Спенсер" (1909), "Социология": в 2 г. (1910), "Современные французские социологи" (1913), "Социология на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914), "Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии" (1914).

М.М. Ковалевский, следуя в русле контовского позитивизма, признавал самостоятельность и равноправие социологии с другими отраслями естествознания. По его мнению, социология как молодая наука, которая делает свои первые шаги и может "стать на ноги только с момента установления ею собственных законов". Особенность социологии он видел в том, что в отличие от других общественных наук (экономической, юридической и исторической), которые изучают отдельные стороны и периоды общественного развития, социология способна дать целостное и развернутое представление об обществе.

В понимании предмета социологии М.М. Ковалевский соглашался с О. Контом о необходимости различать социальную статику и социальную динамику. Однако если французский позитивист определял социологию как науку о социальном порядке и общественном прогрессе, то русский социолог, доказывая, что в общественном развитии имеет место как беспорядок, так и регресс, предложил вместо понятий "порядок" и "прогресс" использовать в определении социологии более широкие понятия "организация" и "эволюция".

Под влиянием социологического учения Г. Спенсера М.М. Ковалевский предложил в качестве третьего раздела предмета позитивной социологии включить изучение социальных изменений таких социальных общностей, как семья, община, каста, сословие, нация. Этот раздел он назвал генетической социологией, которая должна исследовать "эволюцию форм общественной жизни всего человечества".

Взаимодействие социологии с другими общественными и гуманитарными науками М.М. Ковалевский определял следующим образом: конкретные науки об обществе, представлял социологии материал для умозаключения, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на общие законы сосуществования и развития, которые призвана устанавливать социология. По его мнению, социология, будучи "абстрактной наукой человеческого общежития", предоставляет конкретным общественным наукам общую концепцию социальных изменений, синтезирует их результаты и сводит их в систему. Отсюда основными задачами социологии как позитивной науки должны быть следующие:

  • - сведение в единую систему разнообразных социологических концепций и синтез научных исследований об обществе;
  • - установление связей между различными сторонами жизни общества и выявление общих законов общественного развития;
  • - исследование коллективного сознания социальных общностей в аспекте их организации и эволюционных изменений;
  • - выяснение сущности общественного прогресса и выявление фаз социальной эволюции.

М.М. Ковалевский был сторонником объединения в социологии разнородных течений, призывал не ниспровергать существующие социологические концепции, а находить в них позитивные моменты. Он осуждал те социологические школы, которые претендуют на монопольное право истинности своих выводов. Русский социолог выступал за сближение различных подходов и синтез их в позитивной социологии. В то же время он критиковал тех, кто заявлял о непознаваемости законов развития общества или объяснял их с позиций теологии и мистики.

М.М. Ковалевский ратовал не только за эклектизм социологии, но и за ее плюрализм - признание множественности причин общественного развития. В связи с этим он в своих поздних трудах отказывался от свойственного ему ранее монистического подхода, согласно которому определяющим фактором эволюции форм народного хозяйства признавался только демографический - рост численности и плотность населения. Русский ученый утверждал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи "к решению уравнения с одной неизвестной". По его мнению, социолог должен исследовать "одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин", стремясь к всестороннему охвату объекта познания.

Призывая социологов отказаться от поиска "причины причин" и изучать взаимодействие и взаимовлияние как можно большего количества факторов, М.М. Ковалевский предлагал отказаться от употребления самого термина "фактор", так как позитивная социология признает лишь факты. Однако он допускал возможность при изучении отдельных сторон или периодов общественной жизни выделять преобладающее воздействие какого-либо наиболее важного факта.

М.М. Ковалевский выступал против использования в социологии оценочных суждений и субъективного метода. Он заявлял, что социологии должен быть свойственен такой же объективизм, как в науках о природе. Поэтому в качестве ведущего метода социологического познания предлагал пользоваться сравнительно-историческим методом. До него западные социологи за сравнительно-исторический метод выдавали простое сопоставление двух или нескольких развивающихся обществ с целью выяснить либо их сходные черты, либо различия. Русский социолог считал, что из факта случайного сходства или различия нельзя выводить научные заключения. Сравнение, которое ограничено только, например, "римско-католическим миром", как у О. Конта, без учета Востока и особенностей "славянского мира" будет неполным. А простое сопоставление без ссылки на то, в какой мере одно общественное явление отстало от другого, "бесполезно и опасно".

Суть сравнительно-исторического метода, по мнению М.М. Ковалевского, составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, "дать общую формулу поступательного движения общественной жизни". Сравнивать можно однотипные и сходные социальные факты при условии достижения обществами одинаковой ступени развития. Недостаточно добыть факты, нужно еще показать, что изучаемое явление тесным образом связано со всей совокупностью условий переживаемой стадии развития общества. Факты необходимо зафиксировать во времени исторической эволюции. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов.

В качестве основных принципов сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский выделял:

  • - отказ от любых оценочных суждений;
  • - рассмотрение фактов в тесной связи со временем и местом их проявления;
  • - изучение только закономерных изменений в общественной жизни;
  • - учет последовательности перехода одной стадии общественного развития в другую.

При использовании сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский советовал следовать трем правилам. Первое - сопоставления должны строиться на максимально широкой основе, учитывая данные истории самых разнообразных народов. Второе - социолог обязан опираться на материалы всех наук, имеющих отношение к объекту исследования, и применять все возможные их методы. Третье - при анализе социальных закономерностей следует исходить из того, что общество представляет собой органическое единство различных своих сторон. Соблюдение этих правил, по мнению М.М. Ковалевского, позволит социологам уяснить "естественную историю общества" и выявить этапы его "внутреннего развития".

Центральное место в позитивной социологии М.М. Ковалевский отводил учению об общественном прогрессе. Общественный прогресс он определял как "основной закон социологии" и утверждал, "что без идеи прогресса не может быть социологии". Согласно его представлению, все народы проходят приблизительно одинаковые ступени эволюции, хотя по времени у разных народов прогресс может не совпадать.

Сущность общественного прогресса М.М. Ковалевский видел в постоянном росте социальной солидарности. Вслед за Э. Дюркгеймом и Л.И. Мечниковым он выдвигал идею общественной солидарности в качестве основополагающей в учении об общественном прогрессе. Под социальной солидарностью социолог понимал осознание социальной общностью "целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга". Солидарность, полагал он, возникает уже в процессе биологической эволюции человеческого рода, когда индивидуальная борьба за существование сменяется стремлением индивидов к объединению и появляется разделение труда. Дальнейший рост социальной солидарности, по его мнению, связан с объединением индивидов в крупные социальные образования: племена, нации, государства и с социальной дифференциацией внутри них. Наличие солидарности в социальных образованиях им было обозначено понятием "замиренная среда", понимаемой как наличие в социальной общности осознания "общности интересов и взаимной зависимости друг от друга".

Тенденцию исторического развития социальной солидарности М.М. Ковалевский представил в виде ряда "концентрических кругов, выражающих собой расширение человеческой солидарности" от первобытного рода до современного человечества. На пути расширения социальной солидарности им было выделено три исторических этапа:

  • 1) "родовое единство", связанное с возникновением племен;
  • 2) "патриотизм", вызванный к жизни образованием наций и государств;
  • 3) "космополитизм", наступление которого будет обусловлено появлением региональных союзов государств и образованием всемирной федерации.

Одновременно с развитием социальной солидарности вширь, отмечал М.М. Ковалевский, происходит и ее движение внутрь. Так, с появлением наций и государств внутри них образуются меньшие социальные общности: касты, сословия, классы. "Касты, - писал он, - сменяются менее замкнутыми сословиями, а последние уступают место изменчивым по своему составу классам". Он приводил доказательства ослабления противостояния классов и свидетельства их "замирения" в процессе смены рабства крепостничеством, а последнего - наемным трудом. Примером классового "замирения", с его точки зрения, может служить характерное на рубеже ХIХ-ХХ вв. сотрудничество предпринимателей с рабочими.

Среди основных видов социальной эволюции М.М. Ковалевский особое внимание уделил экономическому и политическому прогрессам. Экономический прогресс им рассматривался как переход от натурального хозяйства непосредственного потребления к международному рыночному меновому хозяйству, а политический - как переход от национального государства к всемирной федерации государств.

Объявляя общественный прогресс магистральным путем эволюции человечества, М.М. Ковалевский в социальной поляризации и классовой борьбе видел препятствие укреплению социальной солидарности и движению общества к социальной гармонии. Другим тормозом общественного прогресса он, как и О. Конт, признавал преобладание в человеке эгоизма над альтруизмом, чувственности над разумностью. Преодолению этих препятствий, по его мнению, может способствовать не столько ликвидация социально-политической дифференциации в обществе, сколько изменение природы и характера людей, упрочение союза внутри социальных образований, замена классовой борьбы сотрудничеством классов.

Социология М.М. Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось и подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают что, с одной стороны, он придал российской социологии европейские формы, а с другой - обозначил вектор ее самоопределения, открыв исследованиями своих учеников К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина новый этан развития отечественной социологической мысли.

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851–1916) русский социолог, правовед. Метод социологии К. – историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политич., юридич., историч. и т. п. характеристикам, рассмотрение к-рых позволяет выявить основные этапы развития обва в целом. Критерий выделения сходных групп К. видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, К. установил главную причину изменений для каждой сферы обществ. жизни: в экономике – это биосоц. фактор – рост населения, в политике – экономич. сдвиги, в обществ, жизни – политич. практика. Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял сделать вывод о генетич. родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ соц. явлений на основе их происхождения К. называл "генетич. социологией", с помощью к-рой он исследовал образование основных обществ, ин-тов – семьи, собственности, гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения) и психологич. порядка. К. отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обращается к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение "замиренной сферы", возникающее в рез-те психологич. склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магич. силой управлять природой, – выдающихся личностей. Происхождение классов К. никак не связывает с возникновением гос-ва, считая основой соц. дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда. Наиболее ярко существо социологич. концепции К. отразилось в понятии прогресса, вне к-рого нет и не может быть социологии. Взгляды К. на прогресс складывались под влиянием идей о росте "замирения" как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и соц. динамики О. Копта (еж.). Содержание прогресса К. отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным соц. законом. Солидарность – норма обществ. жизни, а классовая борьба – отклонение от нормы. Хотя К. и признавал револ1бцию как способ движения вперед, но считал ее «противоестественной формой», рез-том ошибок правительства.

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

Ковалевский родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы Ковалевского.

После окончания университета Ковалевский учился в университетах Берлина, Парижа и Лондона. По его словам, именно в Англии он сформировался как ученый. Здесь он общался с известными учеными того времени - Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Д. Морлеем, К. Марксом, Г. Мэном.

С 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете, а с 1880 года Ковалевский становится ординарным профессором. В университете Ковалевский читал курсы как общих, так и специальных дисциплин - сравнительной истории права, истории политических учреждений, истории американских учреждений, сравнительной истории семьи, собственности, истории Древнейшего уголовного права и процесса. На его лекции по сравнительному законодательству иностранных государств собирались не только юристы, но и историки, филологи, естественники и медики. Ни одна из аудиторий университета не вмещала всех его слушателей и ему приходилось читать в актовом зале. Свободное слово Ковалевского и критическое отношение к тогдашней правительственной политике делало его в глазах Министерства просвещения «опасным человеком», и поэтому он был отчислен из университета.

В 1887 году Ковалевский вынужден уехать за границу. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны. Поселившись во Франции, Ковалевский погрузился в научную работу. Именно в эти годы им написаны самые известные научные труды. «Происхождение современной демократии» в 4-х томах (1895), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (1896), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» в 3-х томах (1898), «Развитие на-родного хозяйства в Западной Европе» (1899) и др., принесшие ему славу социолога, юриста, историка.

Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину, уже ученым с мировым признанием. В его творчестве органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнология, публицистика. В каждое из названных направлений М. М. Ковалевский внес свой вклад, создал научные школы и традиции. С его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии и т. д. Без всякого преувеличения можно сказать, что без его имени нельзя написать объективную историю российской социальной науки.

Кроме того, М. М. Ковалевский являлся известным общественным, государственным деятелем. Он был депутатом 1 Государственной Думы (1905), состоял от академических кругов России в Государственном Совете, стоял во главе Партии демократических реформ. Он один из тех, кто в нашей стране активно распространял идеи прав человека, гражданина, идеи конституционности и демократии.

Ковалевский принадлежал к либеральному направлению вместе с такими учеными, как А. И. Чупров, Н. И. Кареев, С. А. Муромцев, В. О. Ключевский, И. И. Янжул, П. Г. Виноградов и др. И сегодня его работы о происхождении и сущности демократии, о сущности парламентаризма не потеряли своего научного значения. Опыт творческой и общественной деятельности Ковалевского очень нужен сегодня нашему обществу, возрождению отечественной социальной науки. Его ученик, выдающийся социолог XX века, П. А. Сорокин писал: «Ковалевский - прежде всего ученый, прежде всего профессор Божьей милостью, а затем уже общественный деятель, публицист, государственный политик и т. д. В центре его жизни была наука. Ей он отдал большую часть своей жизни, ею он жил и в области научного же творчества создал себе наиболее долговечный "нерукотворный" памятник».

Среди его научных интересов особое место занимала социология. Трудно назвать другого ученого, который сделал бы так много для развития социологии в нашей стране, для распространения социологических идей и постановки обучения социологии молодых людей, становлению социологической корпорации и социологической культуры. Подчеркивая это, П. Милюков писал: «Имя той науки, которая содержала в себе полный ответ на духовные потребности М. Ковалевского, которая была, так сказать, его систематическим мировоззрением, есть социология».

Этапы институционализации российской социологии в основном связаны с его деятельностью.

Ковалевский действительно был среди русских социологов первым социологом-профессионалом, тогда как все другие социологи до него и рядом с ним были, так сказать, «властителями дум», руководителями общественного мнения, служителями определенных интересов, традиций и мировоззрений.

Институционализация, в социологическом смысле, представляет собой длительный и трудный процесс организации знания, его седиментацию, признание его структур и становление форм его воспроизводства и определенных традиций деятельности. «Институционализация, - пишет И. А. Голосенко, - наглядно фиксирует результативность научной деятельности, рост профессиональной культуры, междисциплинарную дифференциацию, изменение интеллектуальной традиции».

К концу XIX в. российская социология, несмотря на все исследования и традиции, которые сформировались, оставалась без организационно-воспроизводственной структуры и без конкретной дифференциации с другими науками, т. е. без соответствующего признания со стороны научной общественности. Подчеркивая эту ситуацию, М. Ковалевский писал: «Социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные выводы, раскрывающая пред нами причины прогресса и упадка отдельных наций, указывающая на условия примирения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ и пользуется незавидной репутацией у официальных педагогов».

Например, о недоверии историков к социологии писал Н. Кареев, Он приводил пример того, как в 1919 г. при реформе преподавания на историко-филологическом факультете Петроградского университета среди многих преподавателей, профессоров того времени только двое поддержали включение социологии в круг предметов обучения на факультете. Ими были академик Лаппо-Данилевский и сам Кареев. Это было связано не с беспомощностью сложившегося знания, а с теми препонами, запретами и предрассудками, которые существовали по отношению к социологии в России. Нелюбовь царского Министерства просвещения к социологии определялась тем, что она выступала за конституционный строй, за демократизацию образования и общественной жизни в стране. В связи с различного рода запретами многие известнейшие социологи вынуждены были творить долгие годы вне своей страны. Достаточно назвать П. Лаврова, М. Ковалевского, П. Лилиенфельда, Е. де Роберти и т. д.

Формирование институтов организации общения российских социологов и закладка организационных оснований развития социологического знания и его признание начались только с начала XX в. и этот процесс связан с именем М. М. Ковалевского, Он одним из первых понял, что развитие социологии невозможно без создания институтов ее интеграции, без институтов обучения и пропаганды наличного знания. Поэтому в деятельности Ковалевского занимают большое место вопросы организации российской социологии, создание институтов подготовки социологов, издание литературы и трансляция социологического знания, поиск путей вхождения российских социологов в международное социологическое сообщество.

Несмотря на все трудности, Ковалевский последовательно реализовал свои идеи. Будучи за границей, в 1901 г. со своими единомышленниками (Е. де Роберти, Ю. Гамбаров и др.) он создает в Париже Русскую высшую школу общественных наук, фактически первый российский факультет социологии. Школа, по словам Ковалевского, ставила целью дать молодым людям современное обществоведческое образование. Создание Школы во Франции связано с тем, что в условиях тогдашней России это было невозможно, так как обучение социологии в российских университетах было запрещено.

Идея создания Школы была поддержана многими известными русскими учеными-демократами. Почетным председателем был избран И. И. Мечников, который там же читал курс «Очерк воззрений на человеческую природу», а директором - Ковалевский. Интересно, что в Школе читали лекции все известные тогдашние социологи, историки, правоведы, политики. Среди них были представители различных научных направлений и мировоззрений. Это говорит о большой культуре ее создателей, их терпимости к различным мнениям, чего так не хватало за годы советской власти и часто не хватает и сейчас. Кстати, это было выражением глубокой научности и терпимости Ковалевского как директора Школы, что не позволяло ему входить в борьбу теоретических и мировоззренческих позиций. Известно, что он резко осуждал «добровольную односторонность» ученых из-за чрезмерных мировоззренческих пристрастий и за нежелание понимать важности сотрудничества и общения. Только поэтому в Школе могли читать лекции люди разных мировоззренческих ориентаций: М. Туган-Барановский, Е. де Роберти, В. Чернов, Ю. Гамбаров, Н. Кареев, А. Чупров, С. Муромцев, Г. Плеханов, П. Струве, В. Ульянов (Ленин) и другие. Кроме того, лекции читали такие известные западные социологи, как Э. Дюркгейм, Г. Тард, Э. Вандервельде, Р. Вормс и другие. Число учащихся в Школе доходило до 300-400 вольнослушателей. Многие выпускники Школы стали известными учеными, общественными деятелями, среди них социолог проф. К. Тахтарев, экономист-социолог С. Струмилин, Ф. Артем (Сергеев), Н. Суханов и другие.

Наряду с общеобразовательными предметами в Школе читались такие социо-логические курсы, как: «Введение в социологию» (Н. Кареев), «Общая социология» (Е. де Роберти), «Современные социологи» (М. Ковалевский), «Социальный монизм» (В. Чернов), «Юриспруденция и социология» (С. Муромцев), «История сословий в России» (М. Ковалевский) и т. д. Студенты могли также прослушать множество других социологических спецкурсов. Школа имела учеб-ные планы, составленные на каждый год, которые интересны и сейчас.

Школа выпустила ряд сборников учебных материалов, лекций, отражающих проблемы социологического знания. Очень интересен, например, сборник под названием «Русская Высшая Школа в Париже. Лекции профессоров» (СПб., 1905) под редакцией Е. В. де Роберти, Ю. С. Гамбарова и М. М. Ковалевского. Этот объемный труд является фактически первым международным социологическим сборником на русском языке. Кроме статей русских ученых Ковалевского, де Роберти, Лесевича, Чупрова, Шейниса, он включает статьи известных французских социологов, лекторов Школы - Тарда, Вормса и других. Эта работа и другие имели определенное значение в распространении социологических идей в российском обществе.

Опыт Школы не прошел даром. Во-первых, Школа способствовала либера-лизации социогуманитарного образования в России и послужила основой развития социологического знания и образования; во-вторых, ее традиции, опыт в дальнейшем пригодились в России в преподавании социологии, в ее институционализации. Опыт Русской высшей школы общественных наук был использован также при создании в 1908 г. Народного университета А. Шанявского в Моск-ве, который сыграл огромную роль в развитии и демократизации высшего образования.

В 1908 г. М. Ковалевский создает вместе с Е. де Роберти и при поддержке акад. В. М. Бехтерева первую в России кафедру социологии в частном Психоневрологическом институте. Это осуществлялось с большими трудностями, ибо министр народного просвещения Шварц не утвердил ходатайство Совета Психоневрологического института, заявив, что социология может скомпрометировать учебное заведение. Интересно, что такое отношение к социологии высказано в 1908 г., когда в Европе она уже стала университетской наукой, а в США первый факультет социологии был создан в 1892 г.

Раздраженный подобным отношением к социологии, Ковалевский чуть позже в статье «Социология на Западе и в России» писал, что «Европа покрылась целой сетью социологических обществ, начиная от Парижа и Лондона и оканчивая Берлином, Веною и Римом. В Сорбонне открылась кафедра социологии и ее занимает хорошо известный автор "Разделение общественного труда" Эмиль Дюркгейм». Далее продолжал: «У нас существует всего-навсего одна кафедра на всю Империю в 160 миллионов жителей и то в частном университете, в Психоневрологическом Институте... Меня менее бы поразило известие, что в Нанкине или Пекине создана кафедра социологии, чем слух о том, что г. Кассо затевает такую реформу в Москве или Петербурге».

В этот период Ковалевский активно читает лекции по социологии в различных вузах Петрограда - в Университете, Политехническом институте, в частном Петроградском университете, Бестужевских и Лесгафтовских курсах. Его лекционная деятельность способствовала в будущем превращению социологии в университетский, вузовский предмет преподавания, хотя часто это были не обязательные курсы, а дополнительные, специальные. Несмотря на это, у него появились ученики.

Первыми учениками Ковалевского были П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н. Кондратьев, Н. Тимашев, ставшие в будущем выдающимися учеными-социологами. Именно с Ковалевского начинается понятие «ученичества» в нашей социологии. По свидетельству его учеников, работе и общению с ними он уделял огромное внимание. Это является одним из элементов институционализации. т. е. заложения традиционно-непрерывного воспроизводства научного направления, научной традиции и профессиональных специалистов.

Говоря о месте Ковалевского в институционализации социологии, надо вспомнить и подготовку им индивидуальных и коллективных работ, которые способствовали определению ее предмета, нахождению этой наукой своего места среди других социогуманитарных наук и развитию ее методов. По инициативе Ковалевского и де Роберти изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Их мечтой было издание в России профессионального социологического журнала, и названные выпуски сборника ими представлялись как прелюдия к такому журналу. К сожалению, наступившая война помешала реализации их идей относительно издания журнала.

Идея российского социологического журнала была заложена и в задачи Рус-ского социологического общества (1916). Так получилось, что такой журнал был основан в нашей стране только в 1974 г. Дистанция в 60 лет!

Безусловно, названные работы Ковалевского и другие, где он выступал автором, редактором-организатором, способствовали определению места социологии в системе социогуманитарных наук, приращению социологического знания и ее признанию со стороны других научных направлений и массового сознания. Трудно назвать другого социолога, который сделал бы так много для распространения социологических идей и постановки обучения социологии молодых людей, становления социологической корпорации и социологической культуры в нашей стране.

С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете (1912). Создание самостоятельного научного общества, конституирующего социологию, было мечтой Ковалевского и его единомышленников. Названная секция представляла фактически первую попытку объединения социологов для совместной реализации их планов. Начинания Ковалевского, Кареева и других привели к тому, что в дооктябрьский период и в первые годы советской власти курс социологии начал читаться в ряде университетов и частных учебных заведений, а в 1919 г. были открыты по инициативе ученика Ковалевского П. Сорокина кафедра и отделение социологии на факультете общественных наук Петроградского университета. Воодушевленный этим успехом, П. Сорокин предлагал в письме в Комиссариат народного просвещения «введение социологии в число обязательных предметов преподавания не только в программу высшей школы, но и в программу школы 11-й ступени...». Однако судьба этих созданий оказалась печальной. Скоро руководитель кафедры П. Сорокин был выслан из страны (1922), а при очередной реорганизации факультетов Петроградского университе-та (1925) и вовсе теряются и отделение, и кафедра.

Та же участь постигла и Русское социологическое общество им. М. М. Кова-левского, которое было создано в 1916 г., при активной поддержке научной общественности, его учениками П. Сорокиным, К. Тахтаревым и другими. Социологическое общество явилось важной вехой институционализации российской социологии и было также признанием заслуг Ковалевского в ее развитии. Фактически с этого периода состоялось в полном объеме признание российской социологии; этим было подтверждено, что в России произошла окончательная седиментация социологии как определенного направления социальной мысли.

Членами Общества были не только социологи, но и такие известные ученые и политические деятели, как И. П. Павлов, В. А. Вагнер, А. Ф. Лазурский, В. М. Бехтерев, П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, Е. В. Тарле, А. В. Пешехонов и другие. Это подчеркивало признание значения и роли социологического знания среди других наук и в обществе. Однако, несмотря на усилия А. С. Лаппо-Данилевского, Н. И. Кареева, П. А. Сорокина, Н. К. Тахтарева, В. А. Вагнера, деятельность Общества была короткой. Февральская и Октябрьская революции, а затем утверждение в нашем государстве догматического мышления свели начавшуюся работу Общества на нет. Впоследствии П. Сорокин в своих воспоминаниях писал, что в 1920 г. оно стало работать фактически «на нелегальном положении», а после преследований, заключения в тюрьмы, смерти некоторых руководителей Общества оно прекратило свое существование. Попытку возродить социологическое общество им. М. М. Ковалевского в 1923 г. сделал проф. В. А. Вагнер, подавший в Петроградский губисполком «Записку учредителей» с прошением об утверждении нового Устава, к которому прилагался список учредителей с анкетными данными. Однако просьба Вагнера осталась без ответа, что для того времени было неудивительно. Только в 1993 деятельность Общества в России была возобновлена.

За то короткое время, которое существовало Русское социологическое общество, оно способствовало дальнейшей институционализации нашей социологии, начатой Ковалевским и его сподвижниками. Усилиями членов Общества был создан в 1918 году Социобиблиологический институт. Он имел целью: 1) научно-практическую систематизацию всех явлений в области социологической мысли, социального строя и законодательстве; 2) устройство и поддержание собрания трудов главных социальных мыслителей; 3) популяризацию социологических знаний.

Сотрудниками института были Н. Кареев, П. Сорокин, Н. Серебряков, Е. Енгель и другие. В рамках социологического института проходили семинары, читались курсы лекций. Так, Н. А. Гредескул читал курс «История социологических учений», А. А. Гизетти - «История русской социологической мысли», П. А. Сорокин - «Социологическая аналитика и механика», П. И. Люблинский - «Уголовная социология» и т. д. Планировалось издание «Социологического ежемесячника» и ежемесячного сборника «Социальное строительство в России». К сожалению, участь этого института была такой же, как и других.

Ковалевский сыграл большую роль и в институционализации мировой социологии. Он являлся членом и президентом «Международного института социологии» (1894) и членом «Общества социологов» в Париже (1895).

М. Ковалевский является автором многих работ в области социологии. Среди них особое место занимают «Социология» в 2-х томах (СПб., 1910), «Современные социологи» (СПб., 1905), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности (М., 1939), «Социология и сравнительная история права» (М., 1902) и т. д. В работах Ковалевского мы находим громадную эрудицию и широкие выводы, основанные на огромном эмпирическом материале. Он, как отмечал П. Сорокин, один из редких ученых, кто умел сочетать абстракции с эмпирическими данными и в результате чего достигал результатов «первого разряда». Кстати, эмпирические данные он черпал не из чужих работ, они были всегда добыты им самим. Надо сказать, что современные дискуссии о соотношении теоретического и эмпирического после внимательного изучения опыта Ковалевского часто кажутся беспредметными.

Социологическая система Ковалевского весьма содержательна и оригинальна. Во-первых, она характеризуется историчностью анализа и широтой сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнительный метод, как метод социологического исследования истории. У Ковалевского исторический и сравнительный методы слились в один историко-сравнительный метод социологии, что было новым, оригинальным подходом. Он называл этот метод «средством построения совершенно новой еще ветви описательной социологии - я разумею историю человеческих обществ». С помощью этого метода он провел интереснейшие типологические обобщения в различных научных направлениях (социология, история, право, экономика).

Во-вторых, она, т. е. социологическая система, носит плюралистический характер. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных факторов. Теоретическая позиция Ковалевского выражена наиболее четко во включенных в настоящее издание трудах. «Следует говорить не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах - экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития» - писал он.

Критикуя «монистов», создателей самостоятельных доктрин, по свидетельству П. Сорокина, он говорил: «Удивительно однобоки эти люди». Он был далек от прямолинейности в обобщениях и не хотел себя загонять в определенные рамки всякой монистической методологии, хотя иногда при исследовании конкретных социальных процессов придерживался определенного момента, доминирующего фактора. Так, в работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (1898-1903) он использует гипотезу роста населения, но в других работах этот фактор для него не стал важнейшим. Его методологический принцип состоял в обобщении на основе изучения многочисленных фактов и факторов общественного процесса. Этому способствовало непременное сочетание в его творчестве эмпирического и теоретического.

Как отмечают исследователи, взгляды Ковалевского на проблему факторов общественного развития подвергались изменениям. Плюрализм Ковалевского ут-вердился позже, тогда как в ранних работах проявлялся незначительно, о чем говорилось выше. Однако, эволюцию Ковалевского, как пишет П. Сорокин, надо видеть не как переход от монизма к плюрализму, а как переход от скрытого плюрализма к плюрализму декларативному и явному, переход от субстанционального понятия факторов к методологическому конструированию последних, где фактор ставится в простую функциональную связь нескольких рядов и таким образом становится чисто методологической независимой переменной.

Таким образом, Ковалевским вместо теории фактора была создана впоследствии теория функциональной связи общественных явлений, которая им была реализована в многочисленных работах.

Третьим моментом социологической системы Ковалевского является генетическая социология . Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.

Российские социологи внесли значительный вклад в развитие мировой социологической мысли. В дореволюционный период в российской социологии развивались такие направления, как натуралистическое (Л. Мечников), марксистское (Г. Плеханов, В. Ленин), позитивистское ( , М. Бакунин, П. Кропоткин), психологическое (Н. Кареев, Э. Де-Роберти), христианско-гуманистическое (Н. Бердяев, С. Булгаков, Вл. Соловьев).

Виднейшим российским социологом был М. Ковалевский , уточнивший представления о предмете и методе социологии и основавший школу политической социологии. В соответствии с общими течениями общественной мысли в российской социологии выделялись славянофильское («особое») направление (Н.Данилевский, П. Киреевский, А. Хомяков), западническое (реформистское) направление (К. Кавелин, Т. Грановский) и революционно-демократическое (В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский).

К числу важнейших особенностей российской дореволюционной социологии можно отнести следующие:

  • синтетический характер развиваемых теорий, использование методов и результатов из области теории государства и права, экономики, философии, естественных наук;
  • нравственный подход к социологическим исследованиям;
  • тесная связь с общественной жизнью и непосредственное участие большинства социологов в политической деятельности.

Поэтому рассмотрим более подробно становление и развитие политической социологии в России, ограничившись дореволюционным периодом. Первым политико-социологическим произведением в России считается работа А. Стронина «Политика как наука» (1872). Для анализа политических отношений А. Стронин использовал «органицистические» идеи О. Конта и Г. Спенсера, выделяя в социологии «нсвсщсствснную» часть, описывающую политику, и «вещественную», описывающую экономические отношения. Саму социологию политики Стронин подразделял на фундаментальную (теоретическую) и прикладную (практическую) части.

Важнейшей темой для российских политических социологов были социальные механизмы власти. Здесь выделяются четыре подхода: нормативный (А. Алексеев, С. Котляревский, П. Покровский) — власть как вид общественной связи, скрепленный нормами права для поддержания социального порядка; власть как силовое отношение (В. Ивановский); психологический (Н. Коркунов, С. Франк, Л. Петражицкий) — власть как отношение между людьми, отражающее психологическую склонность повелевать и подчиняться; марксистский (Г. Плеханов, В. Ленин) — власть как воля господствующего класса и инструмент социального преобразования.

Политические исследования требовали изучения социальной стратификации. Еще в книге А. Стронина был использован геометрический подход к политической стратификации, подразделявший российское общество на три класса в виде «пирамиды-конуса». Впоследствии вопросы политической стратификации и мобильности были детально разработаны П. Сорокиным, который пришел к выводу о том, что политическая стратификация изменяется во времени и пространстве без какой- либо устойчивой тенденции, но носит универсальный характер: «Если в пределах какой-либо группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, чтобы она ни провозглашала в своей конституции и декларации».

Внимание дореволюционных российских социологов привлекали вопросы иерархической организации, бюрократии и элитизма. В своей работе «Демократия и политические партии» (1898) М. Острогорский привел классическую постановку вопроса об отчуждении партийных лидеров от народа и партийной массы, сформулировал ряд важных идей о партийной олигархии в условиях формальной демократии. Либеральный мысли- гель Б. Чичерин дал резкую оценку бюрократии: «Бюрократии ненавистны независимые силы, полагающие предел ее властолюбии и произволу». Профессор В. Ивановский выделил государственную бюрократию в особый класс, занимающий специфическое место в политическом поле. Он же провел скрупулезное эмпирическое исследование российского местного самоуправления, с методической точки зрения и поныне носящее образцовый характер.

Выдающийся социолог М. Ковалевский в ряде работ разработал проблематику социального генезиса политических институтов, базируясь на принципе «параллелизма мысли и учреждений» и генетическом принципе. Практически все российские социологи интересовались социальными механизмами государственного устройства. Водораздел здесь обозначен определениями государства — Б. Кистяковского как «правовой организации народа» и В. Ленина как «машины для подавления одного класса другим». В «Таблице русских политических партий» Е. Черский предвосхитил современные количественные методы формализации, построив своеобразную матрицу, подразделяющую партии «по строкам» по их диапазону в политическом спектре, а «по столбцам» — по отношению к общественным проблемам.

Наибольшую трудность представляет попытка освещения в учебном пособии современного состояния российской социологии: во-первых, окончательные оценки всегда требуют прошествия определенного времени, во- вторых, всегда существует опасность кого-то забыть и обидеть. Поэтому ограничимся сказанным.

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916)

Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) — русский социолог, правовед.

Метод социологии Ковалевского — историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и другим подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Критерий выделения сходных групп Ковалевский видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике — биосоциальный фактор — рост численности населения, в политике — экономические сдвиги, в общественной жизни — политическая практика. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов — семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост численности населения) и психологического порядка.

Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обратился к анализу государства, которое понимал как расширение «замиренной сферы», возникающее в результате психологической склонности людей признавать над собой власть выдающихся личностей, которые якобы наделены магической силой управлять природой. Происхождение классов Ковалевский не связывал с возникновением государства, считая основой социальной дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.

Наиболее ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в его взглядах на прогресс, которые складывались под влиянием идей о росте «замирения» как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д. И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и социальной динамики . Под «замирснностыо» он понимал прекращение всеобщей естественной борьбы и гармонизацию социальных отношений, развитие солидарности между членами общества. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. Солидарность — норма общественной жизни, а классовая борьба — отклонение от нормы. Хотя Ковалевский и признавал революцию как способ движения вперед, но считал се «противоестественной формой», результатом ошибок правительства.