Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Новое качество образования в ДОУ: миф или реальность? Воспитательно-образовательный процесс в детском саду Педагог доу как основа качества образования

1. Понятие качества дошкольного образования, факторы и условия его обеспечения. Анализ научной литературы показывает: проблему управления качеством образования ученые экспериментально изучали на всех уровнях, исключая дошкольное образование. И это неудивительно, поскольку общие принципы не могут быть привнесены в практику механически. Как мы понимаем, проблему эту можно решить системно, комплексно, планомерным воздействием на факторы и условия. И цель должна быть одна: претворить в жизнь поставленные задачи.

Миссией дошкольного учреждения в области качества образования является оказание помощи семье в воспитании детей, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников, формирование их гражданских и нравственных качеств в условиях глобального образовательного, научного и информационного пространства.

Качество дошкольного образования – это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду (О. Сафонова). Качество образования должно гарантировать предоставляемые услуги, удовлетворять ожидания и запросы общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов .

Однако факторов очень много. Учесть все трудно. Поэтому выделим наиболее важные, в первую очередь внутренние, поддающиеся изменению со стороны педагогического коллектива:

Ø стиль взаимодействия педагога с детьми;

Ø общая организация жизнедеятельности дошкольников;

Ø кадровые, материальные, программнные, финансовые ресурсы;

Ø санитарно-гигиенические условия и медико-оздоровительное сопровождение образовательного процесса;

Ø психологическое сопровождение образовательного процесса;

Ø предметно-развивающая среда;

Ø профессиональная компетентность педагогов и руководителей;



Ø взаимодействие педагогического коллектива с социальными институтами;

Ø согласованность действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;

Ø управление дошкольным учреждением.

Наряду с факторами в формировании качества дошкольного образования особое значение имеют условия – обстоятельства, в которых действуют факторы:

Ø создание образовательной среды, ориентированной на сохранение самоценности дошкольного детства;

Ø постоянное совершенствование профессиональной компетентности педагогов и руководителей как в условиях дошкольного учреждения, так и в системе повышения квалификации;

Ø положительный психологический климат в коллективе;

Ø творческая направленность деятельности коллектива и руководителя;

Ø грамотный, свободный выбор образовательных программ и технологий;

Ø необходимые условия труда;

Ø система материального стимулирования качественной работы;

Ø ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;

Ø создание банка инновационных систем;

Ø систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятие обоснованных управленческих решений.

Заметим: условия могут оказывать существенное влияние на уровень проявления факторов, если обеспечивается их взаимосвязь.

2. Процессуальная и результативная составляющие качества дошкольного образования. Динамичность качества дошкольного образования «связывает» качество и процессов, и результатов. В этой связи качество предстает как единство составляющих, которые в свою очередь обладают своими основными свойствами .

Ø во-первых, ценности и нормы , представляющие совокупность принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса (деятельностный подход, личностно-ориентированный образовательный процесс, обеспечение детей творческим социокультурным опытом, предметное обогащение, комплексность целей и средств достижения, непрерывность);

Ø во-вторых, адаптивность – ориентированность учреждения на возрастные и индивидуальные особенности детей, запросы семьи, требования государства и общества;

Ø в-третьих, динамичность – способность позитивно изменять образовательный процесс, исходя из потребностей;

Ø в-четвертых, стабильность – обеспечение устойчивости образовательного процесса при переходе от реального к потенциальному качеству;

Ø в-пятых, целостность всех компонентов образовательного процесса, направленных на полноценное развитие ребенка;

Ø в-шестых, ресурсообеспеченность , т. е. наличие условий, необходимых для реализации качественного образовательного процесса.

Результативная составляющая образования, которую следует рассматривать как запрограммированный результат, обладает взаимозависимыми свойствами эффективностью (педагогической, медицинской, социально-психологической) и продуктивностью (выполнением поставленных задач с точки зрения вклада в последующую – школьную – систему). Наличием трех компонентов – компонентов «входа», «выхода» и «процесса управления» – характеризуется управление качеством образования. Первый компонент связывает систему с внешней средой. Второй отражает уровень достижения запрограммированных результатов. Третий представляет совокупность взаимозависимых функций, претворяемых в определенной последовательности. Системно-структурная природа качества дошкольного образования диктует комплексный подход к управлению, т. е. одновременное применение различных факторов и условий – педагогических, психологических, организационных, а также социально-педагогических.

Уровень качественного состояния образования не постоянен: он изменяется – как положительно, так и отрицательно – по мере появления новых свойств, возникающих под воздействием внешних и внутренних факторов. Вот почему так важно придать управлению качеством образования опережающий характер. Это возможно при программно-целевом подходе, который предусматривает изменение параметров образовательного процесса.

Отличительная черта дошкольного учреждения как среды функционирования качества образования – сохранение преемственности и устойчивости развития. В силу этого управление качеством образования должно ориентироваться на взаимосвязь процессов стабилизации. В дошкольном учреждении должна реализовываться определенная схема управленческих воздействий в направлении: стабилизация – программно-целевое развитие – отслеживание результатов. Схема позволит рассматриваемому нами процессу придать прогрессивную направленность.

На формирование качества образования значительное влияние оказывает организационная структура – система ценностей, норм, правил, традиций. И это не случайно, ведь культура регулирует поведение коллектива. Важный ориентир в этой связи – формирование организационной культуры с определенных позиций, а именно:

Ø с позиции отношения к ребенку как уникально развивающейся личности, т. е. необходимости учета его возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей; сохранения самоценности дошкольного детства как важного периода становления фундаментальных основ дальнейшего развития ребенка; взгляд на педагога как носителя качественного дошкольного образования, которого уважают, которому доверяют, создают условия для проявления инициативы, самостоятельности;

Ø с позиции ориентированности на качество дошкольного образования. Речь идет о целенаправленной работе педагогического коллектива, о тиражировании лучшего педагогического опыта; о наличии системы стимулирования, вознаграждения и оценки деятельности педагога за качество образования дошкольников.

Следует отметить стиль работы руководителя учреждения, от которого зависит эффективность управления. Разумеется, эффективному управлению качеством образования в дошкольном учреждении будет способствовать стиль, отличающийся гуманистическими, демократическими основаниями, адаптивностью, новаторством, деловитостью, высоким уровнем компетентности.

3. Оценка качества дошкольного образования. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, активно включено в процессы поиска и разработки современных подходов к пониманию сущности качества дошкольного образования и определению механизмов его оценки на разных уровнях системы управления.

В науке выделено несколько подходов к оценке качества. Наиболее известные из них – продуктивный, процессный, маркетинговый, системный .

1. В рамках продуктивного подхода, основной идеей которого является стандартизация деятельности, качество дошкольного образования может оцениваться путем установления соответствия результатов, продуктов образовательной деятельности установленным требованиям образовательных стандартов или программ. Тогда основной акцент управления качеством дошкольного образования строится на формировании такого стандарта качества и разработке процедур его измерения.

2. В международных стандартах качества ИСО 9000-2000 отмечается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться «процессным подходом». В рамках процессного подхода качество дошкольного образования оценивается по критериям и показателям, характеризующим образовательный процесс и условия, в которых он протекает, которые в итоге обеспечивают определенные результаты развития детей.

3. Представление об образовании как о сфере услуг определяет особо значимое место проблематики, центром которой являются интересы и потребности потребителя (клиента). В странах с развитой системой рыночных отношений широкое применение нашел маркетинговый подход, в рамках которого выделяются те свойства и характеристики качества дошкольного образования, которые демонстрируют конкурентоспособность образовательных услуг, их рентабельность, спрос и удовлетворенность потребителей и другие аспекты отношений между производителем и потребителем образовательных услуг на рынке.

Кроме того, существует множество предметных подходов: социологический, квалиметрический, психологический, педагогический и т. д. Каждый из них решает какую-то отдельную задачу по определению качества образования. Так, например, социологический рассматривает качество дошкольного образования с точки зрения удовлетворения заказа на образование от различных социальных групп и страт; квалиметрический – разработка и развитие всех методов оценки качества образования; педагогический – определение организационно-технологических аспектов образовательного процесса и его результатов. Обозначенные выше предметные подходы имеют свое видение и представление о качестве образования. Но нужно признать, что ни одно из предметных представлений не может быть признано системным.

4. Системный подход к трактовке и оценке качества дошкольного образования как сложной многокомпонентной системы деятельности предполагает выделение структурных компонентов системы качества и подсистем, ее образующих, в их неразрывных связях и взаимодействии, где недостаточность одного из компонентов в структуре системы качества дошкольного образования может вызывать сбои в других элементах системы или системные кризисы.

В заключение следует подчеркнуть, что качество есть характеристика динамичная. При смене социокультурной и образовательной ситуации параметры качества требуют своего пересмотра, новой стандартизации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность понятия «качество дошкольного образования».

2. Какое влияние на качество образования оказывает организационная структура дошкольного учреждения?

3. Раскройте сущность продуктивного, процессного, маркетингового, системного подходов в оценке качества дошкольного образования.

Литература: 19, 22 (осн.), 10, 13, 14 (доп.).


Планирование системы контроля в дошкольном учреждении

«Особенности организации

Воспитательно-образовательного процесса на основе ФГОС ДО»

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;
  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

В ОП необходимо:

  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей (данное триединство было всегда в дошкольной педагогике и не является новым).

Образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
  • социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
  • оздоровительно-профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Валеология (от одного из значений лат. Valeo — «быть здоровым ») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека

Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.

  • Расписание НОД и игр-занятий в группе;
  • Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться;
  • Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы;
  • План воспитательно-образовательной работы.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. При планировании воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Планирование — необходимая, научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Цели и задачи планирования

  • Обеспечение выполнения ООП в Организации.
  • Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
  • Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО основывается на комплексно - тематическом принципе.

Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности).

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Является основным документом в работе с детьми, и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Назначение документа - помочь достижению намеченных воспитательно-образовательных задач. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Хотя единых правил ведения этого документа нет, и он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • систематичное и равномерное распределение материала по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
  • учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Основные принципы планирования

Системность и концентричность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования.

  • В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности.
  • Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
  • Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  • Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  • Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
  • Учет уровня развития детей (проведение игр-занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам и фронтально).
  • Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности).
  • Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
  • Мотивация планируемой деятельности.
  • Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Составляющие планирования

1. Перспективный план воспитательно-образовательной работы - составляется на месяц (квартал) с учетом целей и задач по различным разделам детской деятельности.

В перспективный план входят разделы:

Воспитание культурно-гигиенических навыков (ежеквартально);

Раздел «Безопасность» (ежемесячно);

Раздел «Сюжетно-ролевая игра» (ежемесячно);

Воспитание культуры поведения положительных моральных качеств (ежемесячно);

Раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» (ежемесячно);

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (ежемесячно);

Раздел «Ознакомление с природой» (ежемесячно);

Раздел «Труд» (ежемесячно);

Раздел «Работа с семьей» (ежемесячно).

2. Календарный план воспитательно-образовательной работы осуществляется на основе циклограммы. Циклограмма помогает равномерно и целенаправленно учитывать все формы работы с детьми и разнообразить содержание детской деятельности.

Компонентами календарного планирования являются:

  • Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми)
  • Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  • Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  • Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Календарный план составляется в соответствии с режимом дня.

3. Нерегламентированная деятельность :

Утренний приём (утро)

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с учётом циклограммы (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.):

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • обучение рассказыванию;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
  • и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач:

  • Игры-занятия по различным областям знаний.

Прогулка (дневная/вечерняя)

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре может принимать участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Вечер (вторая половина дня)

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и т.д. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Так же в данный период времени воспитателем планирует индивидуальная работа по всем видам деятельности.

Ирина Скворцова
Качество образования - результаты деятельности дошкольного учреждения

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования . Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное ДУ, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования , начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности , базирующейся на принципе полноты образования .

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке , потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности .

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса » характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника :

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе :

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания учиться;

Обеспечение возможности поступления в престижную школу;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников.

Для – руководителя – это :

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ОУ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей ;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Говоря о новом качестве образования , стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования , как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности .

Но как же обстоят дела на самом деле в ДОУ?

Как показала практика, в переходные периоды, связанные с модернизацией, качество образования падает . Необходим период адаптации к новым целям, содержанию и технологиям. Казалось бы, что современные программы и технологии в какой-то мере должны способствовать повышению качества дошкольного образования , но это не всегда происходит.

Многие воспитатели, как показали итоги мониторинговых исследований, даже познакомившись с новыми программами, не хотят отказываться от старой. Явление нежелания воспитателей работать по новым программам объясняется тем, что в педагогическом учебном заведении их учили работать именно по типовой программе, а, следовательно, они не умеют работать по другому.

Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Педагог дошкольного образования должен :

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

2. Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте .

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности .

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста .

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды , обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ .

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста , уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач .

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала , реализующего деятельность образовательной организации , но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Качество образования зависит от развития предметно- развивающей среды

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы , в частности предметно–развивающей среде, педагогами дошкольных групп в апреле 2014г. был проведен анализ организации развивающего пространства в группах.

В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем :

Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО;

Не всегда учитывается принципы её построения;

В группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;

Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности .

Поэтому одним из важнейших условий реализации ФГОС в каждой группе мы выбрали организацию предметно-развивающей среды, как мощного фактора развития интегративных качеств ребенка , направленных на гармоничное развитие и саморазвитие детей.

Перед собой мы поставили цель : повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.

Задачи :

Повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей ;

Формировать предметно-развивающую среду в каждой возрастной группе в соответствии с современным государственным стандартом;

Мы решили создать современную предметно-развивающую среду в условиях каждой возрастной группы. Педагоги планируют организовать так предметно- развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности , такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

Скажем себе честно - на сегодняшний момент создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования , повысить имидж ДОУ без помощи родителей невозможно. Но как привлечь в образовательный процесс родителей ? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный» дефицит, они подвержены стрессам, а детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной обстановки в семье и т. д.

Поэтому одной из задач, стоящих, перед педагогами нашего ОУ является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Делая акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников, мы приняли такую структуру воспитательно-оздоровительного процесса, которая направлена не только на развитие физического и соматического здоровья, но и социально-нравственного и психологического здоровья.

Учитывая актуальность данной проблемы, педагоги поставили перед собой цель : повысить качество образования , через создания здоровьетворящего образовательного пространства , которое на наш взгляд поможет обеспечить нам воспитание здорового ребенка, повысить качество жизни наших воспитанников при условии содружества медицины, педагогики, психологии и тесного взаимодействия с семьей.

Участниками повышения качества образования через создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ являются : дети, семьи детей, коллектив.

Кроме этого, мы, считаем, что на улучшение здоровья малышей влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, условия, созданные для развития оздоровления, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

ДУ несет ответственность перед родителями за качество образования . Повышение качества образования – эта основная и главная задача, на решение которой направлены меры в детском саду по созданию оптимальных условий, обеспечивающих современное качество образовательных услуг .

Структура ДУ представляет собой целенаправленный образовательный процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста , сопровождения их семей, обеспечивающий функцию контроля за состоянием физического, интеллектуального развития детей.

Основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому качество образования в дошкольных образовательных учреждениях оценивается в первую очередь по индикаторам, отражающим результаты и качество работы учреждения по вопросам сохранения здоровья воспитанников.

Основных показателей качества дошкольного образования два : уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.

Результатом образовательной деятельности дошкольного учреждения является достижение уровня готовности выпускников, необходимого для успешного обучения в школе.

Выходные данные сборника:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сахарникова Лариса Эдуардовна

аспирантка, ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача построить работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение неповторимости дошкольного периода детства.

Одно из основных направлений реформирования дошкольного образования – управление его качеством. В теории управления образовательными учреждениями эта проблема рассматривается достаточно широко.

Понятие «качество» многогранно и емко. Разные авторы предлагают свою трактовку понятия: «степень достоинства, ценности, пригодности» и т.д.

Так, например, Международная организация по стандартизации ИСО определяет качество, как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

М.М. Поташник дает понятие качества образования как соотношение цели и результата, как меры достижения цели, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника .

Для нашего исследования важно обратиться к пониманию качества дошкольного образования, как к степени соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований, потребностей и ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей .

В.А.Кальней, С.Е.Шишова определяют понятие качества образования как степень достижения поставленных целей и задач, которое определяется совокупностью показателей характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения, которое включает в себя: содержание, формы, методы, материально – техническая база, кадровый состав .

Исследования в области управления образованием показывают, что повышение качества дошкольного образования зависит в первую очередь от управления этим процессом.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) .

К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

Через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

Через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем .

В связи с этим, нам близка точка зрения Э.М.Короткова «Управление качеством образования», определяет качество образования как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Выделяет три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования .

Анализ литературы позволил определить сущность понятий «качество образования», «качество дошкольного образования» и составить собственное представление об управлении качеством дошкольного образования которое, на наш взгляд, повышает качество дошкольного образования.

Исходя из сложившегося на настоящий момент взгляда на приоритеты в развитии системы дошкольного воспитания, обучения отмечаем, что качество образования – интегративное понятие, включающее в себя следующие компоненты:

–условия осуществления образовательного процесса;

– организация и содержание;

–результативность образования и его оценка;

–цена достижения результативности .

Поэтому качество образования мы рассматриваем как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Мы считаем, что основными уровнями управления качества дошкольного образования являются:

Нормативная правовая база;

Государственный образовательный стандарт;

Финансово-экономические регуляторы;

Социально- педагогические условия, влияющие на качественные преобразования в системе дошкольного образования.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие основополагающие уровни проявления качества дошкольного образования:

– предоставление родителям возможности выбора для своего ребенка индивидуально-образовательного маршрута,

– обеспечение социальной защиты дошкольника от некомпетентных педагогических воздействий;

– предоставление родителям гарантий, что к концу дошкольного детства их ребенок получит необходимый уровень подготовки для успешного обучения в начальной школе.

Список литературы:

1.Богуславец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пособие [Текст] / Л.Г.Богуславец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик: метод. пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.

3.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.

4.Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.

5.Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Сафонова О.А. // Управление дошкольного образования. – №6, 2002. – 96 с.

6.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

Оценка качества образования – приоритетное направление государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Внутренняя система оценки качества в дошкольной организации помогает обнаружить и разрешить проблемы, мотивирует педагогов и обеспечивает руководителя информацией для принятия управленческих решений.

Что входит в систему оценки качества образования в детском саду?

Во ФГОС дошкольного образования требования к результатам прописаны рамочно - в виде целевых ориентиров. Разработчики стандарта полагают, что если в ДОУ созданы те условия, которые прописаны в стандарте, то в таком ДОУ - качественный образовательный процесс.

Как вести оценку качества дошкольного образования без чётко прописанных результатов? Чтобы разобраться в этом вопросе, «Академия профессионального развития» провела вебинар вместе с Оксаной Алексеевной Скоролуповой .

Более сорока педагогических работников приняли участие в вебинаре « Система внутренней оценки качества дошкольного образования в дошкольной организации» , на котором узнали, как организовать внутреннюю систему оценки качества дошкольного образования в детском саду с учётом ФГОС.

Дошкольный стандарт — стандарт условий. Но это не означает, что при построении системы оценки качества нужно сосредотачивать внимание только на условиях.

Оксана Скоролупова отмечает, что система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно, чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества.

Не как плеть, не как дамоклов меч, который будет висеть над головой педагога всякого: и хорошо, и плохо работающего, — объясняет Скоролупова, — а как та палочка-выручалочка, которая помогает ему тянуться вверх и улучшать качество своей педагогической деятельности — вот это очень важно понимать всем руководителям дошкольных образовательных организаций, а также представителям органов управления образованием на муниципальном уровне и на региональном уровне.

Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в ДОУ условия, но и сам педагогический процесс и его результаты.

Что оценивать?

Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.

Качество образовательного процесса:

  • качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
  • качество образовательной деятельности - самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых ;
  • качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.

Качество образовательных условий:

  • финансовые условия - обеспечение государственных гарантий;
  • материально-технические условия - характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
  • развивающая предметно-пространственная среда - соответствие требованиям ФГОС ДО;
  • психолого-педагогические условия - личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
  • кадровые условия - должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.

Качество результатов ДО:

  • динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
  • соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Что даёт система оценки?

Информация

Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. На основе этих сведений руководство ДОУ анализирует результативность воспитания и обучения.

Мотивация педагогов

Участие в оценке качества воспитателей, заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.

Формирование личности ребёнка

Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества. С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.

Коррекция действий

Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.

Как оценивать?

Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель ДОО организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО.

Положение о внутренней системе оценки качества состоит из трёх частей: вводная , констатирующая и заключительная .

В вводной части указываются причины разработки внутренней системы оценки качества образования и её нормативные основы.

Также раскрывается понятие качества дошкольного образования для данной дошкольной организации и приводятся функции системы оценки:

  • информационная;
  • побудительная;
  • формирующая;
  • коррекционная.

Вторая часть содержит описание объекта, субъекта, методик, технологий оценки качества, её структурных элементов: самообследование, мониторинг и контроль, описание организационных механизмов, периодичность и сроки оценки.

В последней части описываются результаты реализации системы оценки качества образования в детском саду.

Организация системы оценки

Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО.

Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, методист, педагоги и члены родительского комитета.

Алгоритм реализации системы оценки

  1. Определение и обоснование объекта оценивания.
  2. Сбор данных.
  3. Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
  4. Обработка полученных данных.
  5. Анализ и интерпретация полученных данных.
  6. Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.
  7. Распространение результатов среди потребителей образовательной услуги.

К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде - сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.

Инструменты оценки:

  • контроль;
  • самообследование;
  • диагностика;
  • анализ изменений полученных характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

Виды контроля:

  1. Оперативный - оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности.
  2. Тематический - глубокое изучение состояния дел.
  3. Предупредительный - предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).
  4. Срезовый - диагностика детей по разделам программы.
  5. Итоговый - оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.
  6. Взаимоконтроль - обеспечение педагога не только как объекта оценки, но и как субъекта.

Сопутствующие виды контроля во внутренней оценке качества ДО:

  • Самоанализ.
  • Диагностика.
  • Информация.

Оксана Скоролупова обозначила самые распространённые формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный контроль помогает устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность отдельных педагогов - предполагает быстрое реагирование и немедленное исправление недостатков.

План оперативного контроля по К.Ю. Беловой

Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса , развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей.

Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности.

  • содержательная насыщенность - наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
  • вариативность - наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
  • трансформируемость - возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность - возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;
  • доступность - свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
  • безопасность - соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики.

Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса.

План тематического контроля по К.Ю. Беловой

Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.

Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.

Вопросы участников

Алифтина, город Прокопьевск, Кемеровская область: Какие критерии используются при ВСОКО?

Оксана Скоролупова: Есть критерии, которые оценивают высокий уровень, достаточный, недостаточный, критический, совсем низкий. Вы по-разному можете написать, не только три - достаточный, низкий, оптимальный, а может быть и больше этих критериев - вот этих уровней достижения каждого показателя.

Оксана Ивановна, город Губкинский, ЯНАО: Когда педагог будет контролировать, если в рабочее время он работает со своей группой?

Оксана Скоролупова: Я уже так сказала, что он может на минутку забежать, но мы с вами прекрасно понимаем, что если мы с вами несём ответственность за жизнь и здоровье детей, то больше, чем на минутку забежать в соседнюю группу не можем. Но в другое время, во время тихого часа можем это сделать, когда уже идёт пересменка, когда уже пришёл к нему напарник, правильно?

Напишите в комментариях под этой записью, согласны ли вы с Оксаной Алексеевной? Когда, при каких условиях педагог может участвовать в мероприятиях контроля?

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.