Информационная поддержка школьников и студентов
Поиск по сайту

Создание единого образовательного пространства. Гуманистическая педагогика: XXI век Многообразие возможностей в едином образовательном пространстве

1986 год. Шалва Амонашвили, Лена Никитина, Симон Соловейчик, Софья Лысенкова, Владимир Матвеев, Борис Никитин, Виктор Шаталов, Владимир Караковский, Игорь Волков, Александр Адамский, Галина Алешкина, Евгений Ильин
Фото: Михаил КУЗЬМИНСКИЙ

В октябре 1986 года в подмосковном Переделкине собрались учителя, которых тогда принято было называть «новаторами».

Это были педагоги, начавшие в конце 50-х годов необычную школьную практику: Виктор Шаталов (идея опорных сигналов), Софья Лысенкова (идея обучения с опережением), Шалва Амонашвили (учение без принуждения) и другие. Их идеи, опыт и результаты отразились в тексте, который Симон Соловейчик назвал «Педагогика сотрудничества», выделив основной принцип новой школы: сотрудничество ребенка и взрослого как основа школьного успеха и успешности.

В «Педагогике сотрудничества» видна опора на труды отечественных психологов Л. Выготского, Д. Эльконина, В. Давыдова, педагогов В. Сухомлинского и И. Иванова.

Многие педагоги, воодушевленные «Педагогикой сотрудничества», начали в 90-х годах создавать свои образовательные проекты, школы, инновационные сети, пришли в образовательную политику с новыми идеями и планами.

Многие из нас активно участвовали в школьных изменениях: как учителя, ученые, управленцы, эксперты, и почти через 30 лет после выхода «Педагогики сотрудничества» мы, авторы Манифеста, собрались в Сети, чтобы вместе подумать о том, как изменилась школа за это время, какие идеи сегодня движут образование.

Мир меняется быстро.

Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Меняются даже модели самих изменений. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично.

Школа меняется медленно.

Она отстает от современности. И последствия затрагивают всех. Школа или готовит человека к переменам, приучает к разнонаправленности происходящих перемен, или оставляет выпускника один на один с новым и неожиданным. Часто последствия этого ступора печальны: ностальгия по прошлому, аллергия на все новое, отказ от развития, обожествление идеи безопасности (не условия нормальной жизни, а ее единственной цели!). Мы наблюдаем бегство от свободы, скатывание в архаику, консолидацию на почве страха, поиск врагов и виноватых.

Проблемы копятся. Политики, управленцы, некоторые учителя пытаются решать их механически: добавляя еще один учебный предмет в расписание, фиксируя обязательные знания в стандарте, продвигая идею единых (базовых) учебников, усиливая проверки, уничтожая многообразие, создавая монополии для обеспечения школы учебными пособиями, формой, чем угодно. В результате детям неинтересно; управленцы дрожат в ожидании очередных комиссий; учителя задавлены отчетностью: им просто некогда заниматься детьми.

Виноваты в этом не только чиновники или политики. Само общество настроено консервативно. Многим кажется: если вернуться к советскому опыту, все наладится само собой. Это самообман.

Мы решили предложить — учителям, родителям, всем гражданам, заинтересованным в развитии образования, — альтернативный образ будущего школы, расширить представление о том, куда она может двигаться.

Мы — учителя, управленцы, ученые и эксперты, разделяющие взгляды гуманистической педагогики — педагогики достоинства.

Мы уверены, что общество способно двигаться вперед, только опираясь на веру в человека, на культуру достоинства. Образование — великая сила. Оно способно сформировать новое поколение, которому не будет страшно настоящее и которое ответит на вызовы будущего. Основанное на гуманизме, на пушкинском «самостоянье человека», образование позволит ребенку состояться. Педагогика сотрудничества — это педагогика надежды. Наш гуманистический манифест нацелен на творческую консолидацию страны.

Новая задача школы — научить учиться всю жизнь

Во времена скоростных перемен многие ищут островок стабильности. Кто-то — в советском опыте тотального контроля: мол, тогда уровень образованности был выше. Кто-то — в современном управленческом диктате: мол, в нашей стране по-другому нельзя. Сохранение единого образовательного пространства часто противопоставляют вариативности.

Это хуже, чем ошибка. Управленческий диктат всего лишь провоцирует бумаготворчество. А попытка постричь школу под одну гребенку чревато опасностями.

Монолит неустойчив; когда ускоряется время, устоять способна только гибкая модель.

Поэтому ответ на вызов динамичной эпохи очевиден: многообразие как норма жизни. Только оно обеспечит индивидуализацию образования, персональный подход, без которого школа превратится в мертвый — и совершенно бесполезный институт насилия. Упование на единые материалы, однотипные методики, единый «речевой режим», учебник, расписание и программы для всех 40 тысяч школ России — как минимум наивно. Как максимум — опасно. Лишь многообразие программ, школ, учебников, методик, учительских практик даст разным детям, с разными способностями, наклонностями, возможностями, из разных городов, сел и регионов — равные шансы.

Задачи школы меняются. Если раньше школа была обязана подготовить к жизни, то теперь больше не получится первые 25 лет жизни учиться, а потом применять готовые знания. Новая реальность — обучение в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту.

Мы убеждены: школа способна научить учиться самостоятельно, самому себе ставить задачи на обучение, развивать главную компетенцию — постоянного обновления компетенций!

Центральной фигурой в такой школе является… сам ученик, его мотивы и установки. Задача учителя — помочь ученику раскрыть эти потребности, выбрать путь и способствовать движению по этому пути.

Голос ученика необходим в постановке целей и определении средств образования. Что предполагает не только равные права, но и совместно принимаемые обязанности. Ученик постепенно, шаг за шагом, берет на себя все большую ответственность за то, что с ним происходит, за собственное личностное развитие и за то пространство, в котором он обитает, — свой город или деревню, свой регион, свою страну и планету в целом. Школа формирует такую картину мира, такую систему ценностей, которая нацеливает на это. Но предлагает ученику некоторые готовые инструменты, хотя главное — научить создавать новые, чтобы поставленная задача была решена.

Но сверхцентрализованное управление школами, безумно забюрократизированное, построенное на жестком контроле и бесконечной отчетности, — тормозит процесс. 40 000 школ уныло ждут команды, единой для всех, на изменение уклада и методики: «Экспериментировать подано»! Но кто быстрее и адекватнее отреагирует на перемены? Школьный коллектив или ведомство в Москве? Ответ очевиден.

На смену советскому принципу «Хочешь жить — умей подчиняться» и обывательской базарной формуле «Хочешь жить — умей вертеться» приходит формула «Хочешь жить — умей учиться».

Переход к экосистеме массового персонального образования

На самом деле сфера школьного образования уже сейчас не подчиняется централизованным решениям, принимаемым одним человеком или даже группой людей. Не потому, что идет саботаж, а потому, что архаичная модель — бессильна. Чем жестче управленческая вертикаль, тем менее управляемы процессы. Вложения в школу растут, а удовлетворенность образованием — падает!

Это не значит, что нет и не будет общих подходов и единого образовательного пространства. Должны быть очевидные для всех стратегии; одна из них — прямая связь между теми навыками, которые дает человеку школа, и рынками труда. Но недопустима ложная стандартизация, когда ученика подгоняют под образовательную схему, а не схему настраивают под ученика.

Мы — в одном шаге от эпохи, когда массовое и персональное образование будут построены по принципу индивидуальных траекторий, персональных программ, которые реализуются с учетом личных мотивов, способностей и потребностей человека на каждом этапе его развития.

Мы — в одном шаге от эпохи, когда «пожизненное обучение» (lifelong learning) станет реальностью, когда образование будет сопровождать человека повсюду, от рождения до самых последних дней.

Мы — на пороге взрывного роста «внесистемных» провайдеров, работающих с помощью новых технологий — удаленно, применяя дополненную реальность, создавая игровые вселенные… Онлайн-образование — не ролики на YouTube. Представьте свою личную феерию, такую как Cirque du Soleil или балет в Большом театре, кинотеатр 7D, полностью подстроенный под ваши индивидуальные вкусы. Так будет выглядеть онлайн-образование, причем всего через 10—15 лет.

Благодаря неизбежно наступающей эпохе плюрализма, многообразия, вариативности единые подходы сформируются сами. Как это происходит на финансовых рынках, где торгуют сотни тысяч трейдеров, каждый — в рамках собственной стратегии, но по общим правилам. Экономика — пример самоорганизующейся системы.

Другой пример естественной самоорганизации — экосистемы. Такие, как леса средней полосы России. В них не бывает никакой централизации, но каждый элемент соотнесен с другим. В социальной системе взаимное согласование приоритетов, гармонизация стратегий, целей, воль — это дело не управленческой вертикали, а всех участников. Вступив на путь взаимодействия стратегий, они смогут действовать в общих интересах, не разрушая начинания друг друга, а поддерживая их.

К этому и призывает нас гуманистическая педагогика, родившаяся более столетия назад. Великое движение за сотрудничество взрослых и детей еще не раз проявит себя. Недаром в новом Законе «Об образовании» поддерживается совместная развивающая деятельность детей и взрослых, скрепленная их взаимопониманием. Но для воплощения в жизнь этих человечных принципов школе нужно соблюдать определенные условия, которые далеко не всегда очевидны.

Ребенок в мире неопределенности

Сегодняшние дети запросто решают разнородные, подчас несовместимые задачи, удерживают в центре внимания сразу несколько проблем — обнаруживают поразительную способность к многозадачности. А школа по-прежнему требует от ученика последовательного исполнения единичных задач.

Нынешний ребенок постоянно строит многоканальную коммуникацию. Воспринимает мир как сложную открытую систему. Находится с ним, с другими людьми и собой в постоянном диалоге. А школа продолжает предлагать один-единственный канал для восприятия, авторитарный монолог.

Дети не столько принимают информацию, сколько живут в ее потоке. Спрятаться от этого потока невозможно. Людям XXI столетия нужны фильтры — чтобы отсеивать ненужное, сомнительное и опасное. Необходимы навигаторы и путевые карты, чтобы выбирать разумную стратегию движения. А школа предлагает устоявшийся взгляд на мир, готовую и неподвижную концепцию. В то время как практически любое знание сегодня подлежит проверке. Проверить услышанное, сказанное на уроке — не только возможно, не только важно, но и очень интересно. Только это создает образовательную мотивацию, современный ребенок все чаще задается вопросами: зачем? ради чего? и почему?

Новый ребенок по-прежнему раним. Он доверяет взрослому миру — и остро переживает обман.

Школа учения с увлечением

Мы обязаны найти такой образ школы, который вдохновит детей, учителей, родителей, попечителей, партнеров на создание новой реальности.

На каких принципах будет построена новая школа?

— Глобальность и идентичность.

— Учение в течение жизни.

— Многообразие, вариативность, развивающее образование.

— Школа — центр открытого образования и центр местного сообщества.

— Культура сотрудничества и достоинства.

— Учитель — тьютор, навигатор в океане информации, создатель мотивации к образованию.

— Приоритет мотивации над принуждением.

— Самостоятельность школы и свобода учителя.

— Открытость школы и вовлечение родителей как партнеров.

— Институциональная образовательная политика вместо ручного вертикального управления школой.

Основная цель новой школы: дать навык разветвленного взаимодействия с миром, знанием, самим собой, в результате чего рождается смысловая картина мира.

Главное условие: ориентация на личный интерес ученика и учителя, на их мотивы, следование формуле: интерес — трамплин для познания.

От модели конкурентных отношений (между учениками, классами, возрастами) мы предлагаем перейти к модели кооперации, сотрудничества. То есть выстроить гуманистическую педагогику вокруг совместных действий, нацеленных на общий результат, но совершаемых по личной воле. Важно не то, насколько ученик подходит для системы и критериев, а то, насколько они точны и объемны. На какие современные модели может и должна ориентироваться школа? Их много, и они разнообразны.

Школа — лаборатория исследования жизни.

В такой школе учитель не транслятор знаний, не контролер-оценщик, а педагог-исследователь, творческий создатель мотиваций для самостоятельной учебы, главный помощник, старший друг ученика. Или, говоря ученым языком, организатор свободной образовательной деятельности детей, основная функция которого — развитие универсальных учебных действий.

Школа — пространство самоопределения детей и взрослых.

Такая школа призвана создать ученику условия для образовательного роста, для личностного самоопределения. Поднимаясь по ступеням возраста, он всякий раз индивидуально выбирает траекторию своего образования. Учитель помогает ему в самостоятельном пути постижения основ науки и культуры.

Школа — пространство достоинства, площадка для сотрудничества взрослых и детей.

Гуманистическая педагогика признает человека наивысшей ценностью. Для подобной школы главное — утвердить и развить достоинство личности, поддержать ее права и свободы, раскрыть потенциал неповторимой индивидуальности, способностей и дарований каждого и направить это уникальное богатство на благо других людей и всего общества.

Школа — пространство уважения и доверия.

Сегодня задачей учителя может быть не только прямая передача жизненного опыта и знаний несмышленому ребенку, так сказать, в готовой упаковке, словно сам ребенок по неопытности их добыть не может. Человек появляется на свет, чтобы исследовать, изучать, осваивать свое окружение и улучшать мир на основании полученного опыта. Мы должны уважать детей и доверять им в полной мере. И поддерживать реальные шаги по гуманизации пространства школы.

Школа как Технопарк.

Один из возможных образцов новой школы восходит к идеям и принципам STEАM (интеграции наук вокруг технологий, инженерии, художественного мышления, коллективного творчества и предпринимательства). В новой школе, как в реальном технопарке, детям интересно и удобно вместе учиться, открывать новое и делать это новое доступным другим.

Это — только несколько возможных направлений. Мы их искусственно описали как разные, но в реальной школе все эти модели взаимодополняют друг друга, хотя и проявляются в каждой школе по-разному. Они едины в том, что ставят задачу не только давать конкретные знания, но и развивать универсальные навыки: выбора, взаимодействия, рефлексии, учат понимать, что именно, когда и зачем нужно самому ученику, где и как приобретать необходимую информацию, как обращать на пользу обществу свой неповторимый дар.

Учитель свободный

Сегодня многие учителя переживают драму: они хотят педагогического творчества, а на самом деле превратились в тренеров предметной подготовки. Важно заново определить место учителя в школе и в жизни, предложить ему осмысленную роль.

Какими могут быть эти роли?

Учитель-модератор . Ученики должны научиться сотрудничеству, уметь высказывать свою позицию и внимательно слушать другого. Значит, жизненно необходим модератор дискуссионной площадки. Умение модерировать — особое искусство; модератор слышит каждого, подогревает спор вопросами, но не навязывает слишком жестко собственную интерпретацию. Он исподволь подводит дискутантов к общим выводам. Эта роль несовместима с авторитарностью, когда педагог выносит окончательные суждения о правильном и неправильном.

Учитель-тьютор . Он опирается прежде всего на наклонности, задатки, способности ребенка, он умеет находить то, в чем ученик наиболее успешен, и на этом строит его образовательную программу. Опираясь на успех, такой педагог развивает ребенка и в тех сферах, где он пока слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью.

Организатор проектной работы . Учитель ищет интересную задачу в окружающем мире, планирует проектную работу и вместе с учениками проводит творческое исследование. Не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов через школьный учебный проект, сближает школу с местным сообществом.

Игровой педагог . Игра — не просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь учеников, — это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему, прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле современные игровые технологии — не угроза педагогике, а еще одна возможность для развития ребенка.

Учитель-предметник . Он — высокий профессионал, понимающий особенности возрастного развития ребенка и великолепно ориентирующийся в своей предметной области.

В реальности учитель использует все эти роли в разных ситуациях и в разной мере.

И не нужно опасаться виртуального пространства. При гуманистическом подходе машине останется машинное, а человеку — человеческое. Стандартное (рутинное, повторяемое) в учебном процессе может выполнять компьютер, а учитель должен сосредоточиться на творческом и межличностном взаимодействии. Нет ничего ценнее, чем радость человеческого общения и возможность совместного творчества и познания, — это и будет основным содержанием живой педагогической работы. Педагогика сотрудничества в XXI веке может быть реализована и растиражирована только с применением передовых технологических инструментов. Они не подавляют, а, наоборот, усиливают личностное начало в работе учителя; живой интерес к предмету, к ученику, к диалогу — безальтернативное условие. Это входит в конфликт с «фабричной» системой образования, начиная с подготовки самих учителей.

Мы уверены, в новой школе каждый учитель в отдельности и коллектив учителей в целом сможет напрямую общаться с теми учениками, которым интересен он и которые интересуют его.

В экологической образовательной системе сохранятся и усилятся роли методистов и авторов учебников. Они будут выполнять поддерживающую функцию, как и онлайн-образование.

Сегодня учитель не столько объясняет материал и увлекательно доносит до учеников новую информацию (это за него с легкостью делает Google), сколько умеет мотивировать учеников, налаживать отношения между ними, организовывать образовательную среду, в которой становится возможным творческое исследование и присвоение учебного материала.

Новому учителю важна возможность самостоятельного выбора учебного материала.

Как научить учителя

Таких учителей эффективнее готовить в творческих мастерских, как и представителей любой другой творческой профессии. Именно так они научатся распознавать свой собственный и чужой интерес, создавать авторские программы, понимать детей, с которыми в этот момент работают, и поддерживать каждого ребенка в группе.

Классический подход в подготовке учителя «от теории к практике», с освоением конечного числа одобренных вузами методик преподавания ушел в прошлое. Характерная схоластика вузовских учебников по педагогике, зубрежка и начетничество уже не помогают будущим учителям найти подход к детям.

С другой стороны, широкий спектр педагогических компетентностей стал востребован далеко за пределами образования. Навыки общения, умение правильно формулировать проблему, ставить задачу, добиваться понимания — все это приобрело значение в самых разных сферах деятельности: подбор кадров, организация повышения квалификации персонала, консультационные услуги, администрирование и управление, организация связей с общественностью. Получается, что профессионально подготовленные педагоги могут работать далеко за пределами школы. Но и в самой подготовке учителя может быть использован не только потенциал педвуза. Все более популярными становятся альтернативные траектории подготовки учителей: педагогический бакалавриат и предметная магистратура; предметный бакалавриат и педагогическая магистратура; различные курсы повышения квалификации, позволяющие учителям осваивать методы работы с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми из семей мигрантов; использовать постоянно обновляющие информационные технологии. Эффективными становятся смешанные карьерные траектории, предполагающие, например, работу в школе, в иной гуманитарной практике, снова в школе, в системе управления, участие в исследовательской работе, вновь работу в школе и иные возможные сочетания. Это открывает образование другим современным сферам деятельности, позволяет заимствовать и осваивать новые образовательные технологии из разных гуманитарных практик, постоянно совершенствовать методы работы, использовать новейшее оборудование.

Педагогическое образование вышло за пределы школы. Музеи, библиотеки, клубы, интернет-проекты и другие гуманитарные практики становятся частью школы.

Школа выходит за свои границы

В образовательной политике, в отношениях людей и институтов наметились важные изменения.

Молодежь рвется работать в образовании, но избегает школы.

Все чаще молодые люди организуют разнообразные педагогические проекты (и участвуют в них) вне рамок традиционной общеобразовательной школы и получают основные учительские компетенции вне рамок традиционного педагогического образования.

Это позитивный симптом для общества в целом. Значит, есть на кого положиться в неизбежных и скорых реформах. Но значит надо искать ответы на важнейшие вопросы:

— Как следует поддерживать инициативные проекты, чтобы они развивались, были относительно устойчивы и становились местом обучения и практики все большего числа заинтересованной в этом молодежи?

— Как добиться признания новых форм обучения будущих педагогов — вне рамок традиционной вузовской системы?

Возможны несколько путей. По аналогии с бизнес-инкубаторами налаживать систему педагогических инкубаторов. Запускать образовательные мастерские, когда известный мэтр в области педагогики набирает группу молодежи на образовательный проект.

Все больше родителей не отдают детей в школу.

Сегодняшняя школа все чаще не устраивает взрослых и детей. А за всяким отказом — поиск! Мощно нарастает движение «хоумскулинга», когда родители забирают детей из школы и пытаются построить автономные маршруты их образования. Им необходима школа, где каждый движется в собственном темпе. Школа, в которой учение связано с практикой и соответствует психологическому возрасту ребенка, учебный процесс опирается на интересы конкретного ученика, — школьники умеют договариваться, устанавливать нормы и уважать друг друга. И если такие школы находятся, родители с удовольствием сотрудничают с ними.

Так будущее входит в нашу жизнь и ставит задачи:

— строительство новой системы педагогического просвещения родителей;
— инфраструктурная поддержка домашнего образования.

Мы убеждены: тотальная стандартизация образования и ставка на «контроль и учет» себя не оправдала. Достижение стандарта в различных предметных областях не гарантирует формирования целостной картины мира. Дробление на отдельные учебные предметы и учебные, знаниевые единицы проведено виртуозно. Но обратной сборки — в объемную картину мира — не делает ни одна предметная программа, ни одна школа.

В результате ресурсы дополнительного персонального образования зачастую на порядок эффективнее ресурсов основного. Персональный заказ на образование становится значимее официального. Резко выросло число людей, которым образовательный стандарт, который обеспечивает государство, становится просто не нужен. Нужен — превышающий, специфический, или другой.

Не случайно и то, что внешкольные образовательные ресурсы по эффективности значительно превосходят внутришкольные . Освобожденные от жесткого тотального контроля, развиваются ресурсы в интернете. Здесь объяснение материала зачастую лучше и доступнее, чем в большинстве школ. Потому что здесь преподаватели свободны от унылых контролеров. Такие заочные школы и курсы могут себе позволить современные дидактические принципы (например: модульная организация предметного материала). А технологический прорыв, произошедший в последние годы, позволяет обеспечить индивидуальное образование каждому. Он же обеспечивает возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и движение по ней.

Во всем мире трансформируется само понятие школы. Все больше школ (уже и на государственном уровне в различных странах) размыкают образовательную программу вовне, включая в нее программы и курсы, предлагаемые организациями дополнительного образования и дистантными курсами и программами, и засчитывают их как учебные достижения ученика.

Появляется такое понятие, как «образовательный квартал» (когда образовательной структурой становится город, район, микрорайон). Происходит перенос внимания с достижений, предписываемых стандартом, на собственные достижения ребенка. Ученик и семья превращаются сами в образовательный институт. Они — заказчики индивидуальной образовательной траектории.

Новая образовательная политика: не контроль, а поддержка

Тотальный контроль, пронизавший сегодня всю систему школьного образования, объясняется довольно просто. Органы управления не доверяют педагогам и родителям самостоятельно реализовывать образование. Но 25‑летний опыт успешной работы частных школ показал, что педагогам и родителям можно доверять и в выборе образовательных программ, и в их обеспечении, и в достижении показателей государственного стандарта.

Они умеют работать и с одаренными детьми, и с детьми с особенностями развития.

Это означает, что при реализации государственной политики акценты нужно сместить с тотального контроля на самостоятельность и поддержку инициатив.

Мы убеждены: отказ от ручного вертикального управления школой — ключевое условие ее развития. Живая жизнь школы, а не административные циркуляры и устные распоряжения, может определять институциональные нормы. Их источник — школа, а не управленческий аппарат. Основа изменений — инновационный опыт и экспериментальная практика педагогических сообществ, возможность выбирать школу в соответствии с потребностями.

Образовательная политика и педагогика не могут противостоять друг другу - одно должно подчиниться другому. Пока авторитарная образовательная политика будет противостоять гуманистической педагогике, школа не сможет прорваться из прошлого, не сможет соответствовать требованию времени. А если гуманистическая педагогика будет определять образовательную политику, тогда образование станет по-настоящему современным и сможет отвечать на вызовы будущего. И тогда у нового поколения есть шанс.

Александр АДАМСКИЙ, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».
Александр АСМОЛОВ, академик РАО, завкафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования (ФИРО).
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, писатель, литературовед, ординарный профессор НИУ ВШЭ.
Владимир СОБКИН, академик РАО, директор Института социологии образования РАО.
Исак ФРУМИН, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный учитель РФ.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ.
Павел ЛУКША, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив.
Елена ХИЛТУНЕН — эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России.
Сергей ВОЛКОВ, учитель литературы 57‑й школы Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Первое сентября»), член Общественного совета Минобрнауки.
Татьяна КОВАЛЕВА, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ.
Дима ЗИЦЕР, директор Института Неформального образования (INO).
Михаил ЭПШТЕЙН, гендиректор «Школьной лиги».
Анатолий ШПЕРХ, учитель информатики, эксперт «Школьной лиги».
Елена УШАКОВА, учитель Школы диалога культур.

Куратор проекта — Людмила РЫБИНА , обозреватель «Новой»

Только на сайте

Петербург станет столицей российского образования

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга завершает подготовку к проведению Петербургского международного образовательного форума, основные мероприятия которого пройдут 29-31 марта 2017 года.

ФОТО предоставлено организаторами

На несколько дней Санкт-Петербург станет столицей российского образования, открытой площадкой для дискуссий, обмена опытом, откровенного профессионального диалога ведущих специалистов в области просвещения. В форуме примут участие представители всех регионов России и делегации более чем 20 иностранных государств – в общей сложности свыше 12 тысяч специалистов в области образования.

В программе форума – пленарное заседание, три стратегические сессии, четыре панельные дискуссии, семь мастер-классов руководителей ведущих образовательных учреждений и около 70 мероприятий деловой программы в формате конференций, семинаров, дискуссионных площадок и совещаний.

«На форуме объективно оцениваются принятые решения и определяются векторы развития отрасли. Год от года программа форума становится все более насыщенной, расширяется круг обсуждаемых вопросов, растет количество участников. На первых этапах форум собирал специалистов петербургской школы, вскоре к ним присоединились коллеги из других регионов, а затем событие привлекло внимание экспертов в области образования из других стран. Пройдя долгий путь эволюционного развития, Петербургский образовательный форум стал международным. Сегодня это мероприятие межинституционального масштаба – выдающиеся ученые, педагоги, политики, руководители системы образования, общественники и деятели культуры обсуждают вопросы глобального просвещения как фундаментальной основы развития общества и строительства будущего», – подчеркнула председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева.

Пленарное заседание пройдет 31 марта в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина. Основная тема дискуссии: «Современное образование: многообразие возможностей в едином пространстве». В заседании примут участие члены правительства РФ, руководители Министерства образования и науки, члены правительства Санкт-Петербурга и депутаты Законодательного собрания, руководители региональных органов управления образованием, представители иностранных делегаций. Участие в форуме уже подтвердили Австрия, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Испания, Казахстан, Кипр, Киргизия, Китай, Латвия, Молдавия, Таджикистан, Финляндия и ряд других государств. С докладами по теме заседания выступят российские и зарубежные специалисты в области образования, науки и культуры.

Площадками для проведения стратегических сессий, намеченных на 29 марта, выбраны Вторая Санкт-Петербургская гимназия, Академия талантов и Академия танца Бориса Эйфмана. Там, соответственно, будут обсуждаться вопросы внедрения профессиональных стандартов, управления инновациями в образовании и приоритетов современного образования.

Одной из ярких особенностей Петербургского международного образовательного форума 2017 года станет проведение цикла мастер-классов директоров самых известных петербургских школ. При этом помогать петербургским руководителям будут коллеги из других регионов, которые представят свои взгляды на рассматриваемые вопросы. Так, Максиму Пратусевичу, директору первой во всероссийском рейтинге школы – Президентского ФМЛ № 239, – поможет раскрыть тему физико-математического образования директор екатеринбургского специализированного учебно-научного центра УрФУ Андрей Мартьянов. В паре с директором академической гимназии № 56 Майей Пильдес на тему «Принципы формирования и развития высококлассного педагогического коллектива и управленческой команды современной школы» выступит директор московской гимназии № 1518 Марина Фирсова. А директор гимназии № 261 Инесса Петренко вместе с руководителем владимирской гимназии № 35 Ириной Кулешовой раскроют коллегам секреты интегративных образовательных практик и создания развитой системы внеурочной деятельности. Мастер-классы заслуженных директоров пройдут 30 марта непосредственно в самих образовательных учреждениях.

На панельных дискуссиях, которые пройдут 30 марта в Академии талантов, Академии танца Бориса Эйфмана, Центральном военно-морском музее и Дворце учащейся молодежи, эксперты обсудят актуальные тренды в развитии территориальных образовательных систем, потенциал современного учительства, проект «Рабочие кадры для передовых технологий (топ-50)» и роль руководителя образовательного учреждения в обновлении управленческих инструментов.

Кроме того, в дни форума Министерством образования и науки запланировано проведение традиционного всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования. На нем будут обсуждаться важнейшие вопросы развития образования в Российской Федерации, стоящие перед отраслью задачи, перспективы модернизации систем дошкольного, общего и профессионального образования.

Подробная информация о Петербургском международном образовательном форуме и программа мероприятий размещены на официальном сайте – eduforum.spb.ru


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Создание единого образовательного пространства

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а так же идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают опреденный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.

Единое образовательное пространство, по Е.А.Ямбургу, это «пространство», региона. Его структура включает медико-психологическую службу для диагностики детей; службу социально-педагогической реабилитации «проблемных» детей; службу работы с одаренными детьми; службу культурно-информационных связей и общения и т.д. Все это способствует делу воспитания, обучения и развития. Сохдание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни, системе управления.

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения.

Требования ФГОС нового поколения предполагают: «… активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности;… обеспечение перехода в образовании… от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «… прогрмамм развития у обучающихся универсальных учебных действий».

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Об этом говорится и в законе «Об образовании»

Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.

Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор.

Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей, учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых

Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности.

С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в том, чтобы создаваемое им пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно эмоциональное положительное принятие любого результата и выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка.

Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л.С.Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция школьника создает условия для его самореализации. Ребенок, являясь субъектом пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школа, которое выстраивает, образовательную и воспитательную деятельность, по следующим направлениям:

    Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

    Внеурочная деятельность (система дополнительного художественного образования, а так же кружки, студии, спортивные секции согласно личным интересам и способностям);

    Взаимодействие семьи и школы;

    Сотрудничество школы и культурно-образовательных учреждений;

    Повышение квалификации педагогов школы и дополнительного образования.

Образовательный процесс – это единая педагогическая система, где взаимосвязаны три её составляющие: обучение-воспитание-развитие. Планируя свою систему, нацеленную на получение компетентного субъекта образования 1-ой ступени, учителю начальных классов важно реализовать одно из основных положений «в начальном образовании нет главных и негативных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка». При этом предметы нужно изучать во взаимосвязи, ориентируясь на учебные и обще учебные умения учащихся.

Школа пространство проб, посредством которых происходит саморазвитие, самореализация, социализация учащегося. Школа с её культурой, традициями, системой ценностей и отношений становится фактором совершенствования творческого опыта учащихся и в то же время отражает существующие нормы и ценности. Перед школой стоят следующие задачи:

    Создать комфортную образовательную среду для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечить развитие, саморазвитие, самореализацию учащихся за счет здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, сотрудничества учащихся и педагогов в различных видах деятельности;

    Сформировать профессиональную среду, способствующей успешной работе педагогов;

    Воспитать человека нового тысячелетия: самодостаточного, саморазвивающегося, способного адаптироваться и жить в современном обществе.

Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Формированию учебных и общеучебных умений, обеспечению индивидуальных потребностей обучающихся способствует увеличение учебных часов, введение курсов по интересам и внеурочная деятельность по разным направлениям.

Наряду с урочной, внеурочной, внеклассной и внешкольной работой в едином образовательном пространстве развивается и дополнительное образование детей. Положительный эффект дает совместная деятельность школы с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, в результате которой осуществляются программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию поэтому нужно применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС.

Современная школа – профессиональное пространство возможностей учительского роста.

Что такое современная школа?

Это новое здание с современным оборудованием, выходом в Интернет, локальной сетью, дистанционным обучением, бассейном, современно оборудованными кабинетами, лабораториями…???

Да. Но все же главные в школе ученики и учителя. И именно учитель является ключевой фигурой современной школы

Современный учитель.… Какого учителя можно назвать современным? Каким он должен быть? Этот вопрос всегда волновал и волнует людей. Он должен быть самым – самым… Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! У Д. С. Лихачёва есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»
На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И это уже не те ученики, читающие захватывающие романы, переживающие за судьбу героев Великой Отечественной войны. Это дети, свободно общающиеся в Интернете, владеющие планшетами и смартфонами. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни, должен соответствовать времени.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главная задача учителя в настоящее время - помогать детям в получении новых знаний, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь формировать у ученика информационную компетентность, развивать любознательность, познавательный и творческий интерес.
Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания

Сегодня п еред учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развитие у учеников стремления к творческому восприятию знаний, научить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Он дирижер, от которого зависит, как зазвучит класс – оркестр.

Вот таким должен быть современный учитель.

Профессиональное становление педагога – сложный, многоплановый процесс. В школе должны быть созданы все условия для профессионального роста учителя.

Что же должна и обязана делать администрация школы?

По моему мнению она в первую очередь должна стремиться к созданию творческой атмосферы в школе, доброжелательности, сотрудничества между учителями и обучающимися, культивирование в педагогическом коллективе интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия разнообразных нововведений. И такая атмосфера в нашей школе создана.

Даже традиционные мероприятии в нашей школе проходят ярко и феерично. День Учителя всегда становится для коллектива подарком-сюрпризом. Оригинально оформленная учительская, которая может в этот день перевоплотиться и в бабушкину избушку с самоваром и вязаными вручную ковриками, и китайскую гостиную с печеньями-пожеланиями. Незабываемые шуточные поздравления, различные задания на квестах для учителей, где наши дети проявляют свои организаторские и актёрские способности.

Долгожданный и любимый праздник с детства Новый год никого не мог оставить равнодушным. Кроме традиционного конкурса плакатов был проведён конкурс Новогодних дверей. Коридоры школы стали поистине сказочными. Каждый класс украшал дверь кабинета не просто мишурой и снежинками, а пытался сделать декорацию к сюжету опредёлённой сказки. Коллектив педагогов тоже не остался в долгу: в преддверии праздника на уроках наши учителя появились …в новогодних костюмах, что вызвало бурю положительных эмоций у наших детей. Моментально советом обучающихся было организовано голосование за лучший учительский новогодний костюм.

Практически вся работа в школе проходит в тесном сотрудничестве с детьми. Мы соратники и сотоварищи во всём: будь то банальная уборка территории, или долгожданный День Здоровья, будь то Митинг и социальная акция или незабываемый выпускной. Учителю не сложно перевоплотиться в принцессу или Бабу Ягу, быть смешным или серьёзным. Своим примером мы лишний раз показываем детям, что прежде чем примерить какую-либо роль на них, дать какое-либо задание, учитель готов в первую очередь на себе ставить такие эксперименты.

Администрации школы важно создать условия для профессионального роста педагогов, участия педагогов в профессиональных конкурсах, конференциях.

Работа по повышению мастерства педагогов нашей школы ведется через:

1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма, через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы. С целью совершенствования педагогического мастерства ведется грамотная методическая работа. Учителя работают в творческих группах, за молодыми учителями приказом назначаются учителя-наставники, проводятся мастер-классы, открытые уроки, методические недели, методические семинары, опыт учителей обобщается на педагогических советах. Практически все педагоги школы охвачены той или иной формой методической работы.

Так, в этом учебном году в школе впервые прошла метапредметная неделя на тему «В союзе с природой». В рамках недели было дано 8 открытых уроков. Все уроки объединяла общая задача экологического воспитания обучающихся. Однако, основной целью открытых уроков было анализ работы учителей школы по формированию УУД обучающихся, их личностного развития.

Результатом совместной творческой работы обучающихся, классных руководителей и учителей- предметников стали проведенные внеклассные мероприятия:

Литературно-историческая гостиная «Судьба природы- моя судьба».

«Математическое кафе

Театрализованное представление «Суд над человеком

Познавательно- состязательное мероприятие « Коктейль здоровья» Все уроки и мероприятия прошли на высоком уровне и пополнили методическую копилку школы.

В проведении метапредметной недели приняли активное участие учителя и обучающиеся школы, проявив творчество.

Большое внимание уделяется качественному проведению педсоветов. В частности, используется работа в группах, в парах, вниманию участников заседания предлагаются компьютерные презентации. Одно из условий эффективности методической работы – опора на интересы, возможности и способности педагога, поэтому у нас постоянно ведется изучение затруднений учителей, с учетом анализа которых планируется методическая работа.

2. Самообразование . Желание соответствовать развивающемуся образованию и адаптироваться к нему вызывает у педагогов стремление к самообразованию, личностному росту, профессиональному развитию. Каждый педагог составляет план самообразования и в течение года стремится его выполнить.

3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации . Данная форма реализована очно и дистанционно.. Второй год учителя школы участвуют в Общероссийском проекте «Школа цифрового века». В этом году многие учителя школы прошли дистанционные КПК по различным вопросам на базе ОУ Фонд «Педагогический университет «Первое сентября». Сертификаты по этим курсам будут получены в июле 2017 года.

Выводы: Таким образом, курсы повышения квалификации пройдены всеми учителями школы. Учителя начальных классов прошли подготовку по вопросу инклюзивного образования. Однако, учителям- предметникам необходимо пройти переподготовку по дополнительным программам (работа с одаренными детьми, организация проектной

4. Стимулирование педагогов . В школе создана и показала свою эффективность система стимулирования педагогов. Каждый учитель получает премию за свою творческую деятельность.

Учителя нашей школы обладают достаточным творческим потенциалом, внедряют новые методики и технологии обучения и воспитания. Доказательством являются участие наших учителей в различных конкурсах и конференциях регионального и всероссийского уровней

Ежегодно учителя школы принимают участие в конкурсе «Учитель года».

В2015-2016 уч.годуКопорова А.А., учитель русского языка и литературы стала победителем районного уровня и участником областного уровня данного конкурса. В 2016-2017 учебном году учитель начальных классов Беляева Ж.М. стала призёром муниципального конкурса «Учитель года».

Учитель начальных классов Козлова В.П. стала лауреатом областного конкурса методических разработок по ОПК и дипломантом первой степени дистанционного Всероссийского смотра- конкурса «Созвездие педагогических мыслей» (г. Иркутск)

В этом году Козлова В.П. приняла стала победителем в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национальноо проекта « Образование».

Иванова Л.Я. представила свой опыт

Уже известно, что применительно к Юго-Западному учебному округу при имеющейся проектной мощности школ округа, насчитывающей свыше 105000 мест, практически пустуют около 11700 мест. Если в среднем проектная мощность школы составляет 550 человек, то мы имеем 21 незаселенную детьми школу. Нас тревожит, что особо непростая ситуация выявлена в районах, в которых не планируют проведение широкомасштабного нового строительства (Гагаринский, Зюзино, Ломоносовский, Ясенево). А что такое для современной столичной школы неосвоенный ресурс помещений, когда деньги идут вслед за ребенком? Это не просто отсутствие для руководителя и педагогического коллектива возможности эффективного решения финансово-хозяйственных вопросов по содержанию здания, благоустройству территории и перспективному развитию материально-технической базы школы и даже не проблема достойной оплаты труда учителя, хотя это ключевой момент для стимулирования профессионального и творческого роста педагогов. Прежде всего это серьезное ограничение в создании широкой вариативности образовательных программ для детей и невозможность привлечения для этой цели высококвалифицированных педагогов и ученых. Это значит, что доступность образовательной среды для всего населения микрорайона школы не будет обеспечена должным образом, поскольку в каждом микрорайоне есть дети и семьи с самыми разными потребностями. Одним необходимо для успешной социализации создать особые условия с учетом проблем в состоянии здоровья ребенка. Другие нуждаются в развивающих программам повышенного учебного уровня. Третьи рассчитывают в школе не только получить знания, но и найти интересное увлечение, участвуя в работе спортивных секций и объединений дополнительного образования.
Рассуждения о возможной перспективе выживания школ в этих районах в расчете на дошкольников, рост числа которых со временем способен привести к увеличению контингента школ, в отдельных случаях обречены на неудачу. Именно такая ситуация складывается в районах Гагаринский, Ломоносовский и Ясенево, когда в условиях имеющейся недоукомлектованности части учреждений общего образования средний прирост детей дошкольного возраста за последние 2 года в расчете на 1 учреждение составил всего от 12 до 15 человек.
Как выйти из этой ситуации? Поиском ответа на данный вопрос сейчас заняты многие образовательные учреждения и управления образования, предлагая различные варианты решения обозначенной проблемы.
В этой связи ключевым механизмом в работе на ближайшие 5 лет для Юго-Западного учебного округа становится формирование единого образовательного пространства, что закреплено в окружном варианте программы развития образования на 2012-2016 годы. Решаться эта задача будет поэтапно, в качестве первого этапа в настоящее время мы реализуем пилотный проект по созданию единого образовательного пространства в районе Ясенево. В дальнейшем в случае успеха полученный опыт можно будет переносить на другие районы.
Представленные выше аналитические сведения уже выявили имеющуюся проблематику района Ясенево. К этому следует добавить неравномерность в распределении в районе различных направленностей дополнительного образования, наличие потребности в более качественных услугах психолого-педагогического сопровождения и полное отсутствие учреждений, а также их филиалов начального и среднего профессионального образования. Создание единого образовательного пространства, включающего в себя целый спектр территориальных и профильных образовательных комплексов, может решить указанную проблематику.
Для обеспечения вариативности образования и удовлетворения потребностей населения в различных образовательных услугах в каждом микрорайоне Ясенево планируется открытие образовательных комплексов, разнообразных по содержанию. Эти образовательные комплексы не только будут учитывать возможности тех учреждений, которые включаются в работу комплексов, но и должны становиться опорными площадками для остальных образовательных учреждений района по выбранному направлению. Например, с использованием опыта школы №1199 «Лига школ», успешно реализующей программы работы с одаренными детьми, и с учетом опыта расположенных рядом и востребованных населением ЦО №1445 и детского сада №1445 планируется создать образовательный комплекс, который станет для остальных образовательных учреждений района Ясенево опорной площадкой по организации работы с одаренными детьми. В этот же комплекс планируется включить лицей №1561, который в последнее время ищет новые формы работы с обучающимися по программам повышенного уровня для повышения привлекательности своего образовательного учреждения. Одним из компонентов данного комплекса станет филиал учреждения дополнительного образования, который предложит обучающимся разнообразный спектр занятий, в том числе и по научно-техническому творчеству.
В другой части района Ясенево предполагается создать территориальный образовательный комплекс по инклюзивному образованию, включив в него «Школу здоровья» №27, а также два рядом расположенные ДОУ компенсирующей направленности - №1221 и №2168. При этом следует иметь в виду, что работа с детьми, имеющими ограничения в состоянии здоровья, будет идти и в других образовательных учреждениях района Ясенево. Но опорной площадкой по этому направлению, аккумулирующей ресурсы, необходимые для эффективной организации данной деятельности и транслирующей наработанные передовые педагогические технологии, будет выступать именно этот комплекс. Обязательной составляющей комплекса станет филиал окружного ЦПМСС, который обеспечит психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми с ОВЗ.
Планируется создать и другие комплексы, к числу которых можно отнести:
- образовательный комплекс профориентационной направленности, куда войдут вместе с учреждениями общего и дополнительного образования учреждения среднего профессионального образования, которые предполагается открыть на свободных площадях малокомплектных школ;
- образовательный комплекс гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили на основе школы №200, долгие годы реализующей программы Амонашвили, и присоединенного к ней здания бывшего детского дома №37, на базе которого планируется открыть учреждение дошкольного образования для обеспечения преемственности образовательных программ;
- образовательный комплекс гражданско-патриотической направленности, в который войдет несколько учреждений, имеющих разноплановый опыт работы по данному направлению (кадетское образование, организация работы военно-исторических музеев и военно-патриотических клубов), а также филиал учреждения дополнительного образования, реализующего программы патриотического воспитания, который будет открыт на свободных площадях недоукомплектованных образовательных учреждений.
Планируются к открытию и другие территориальные образовательные комплексы, но независимо от своей направленности все они ориентированы на оптимальное использование имеющихся у них ресурсов для предоставления населению дополнительных образовательных возможностей, обеспечивающих новое содержание образования и новое качество образовательной среды.
По аналогии с территориальными в районе Ясенево запланировано создание профильных образовательных комплексов, основной задачей которых будет реализация целей профильного образования. В идеале в районе Ясенево должны быть созданы условия, при которых учащимся старших классов была бы предоставлена возможность выбора профильного курса из всех предметных областей. Именно это требование будет обязательным к исполнению в 2016 году во всех районах Москвы. Однако понятно, что для достижения поставленных задач нам придется использовать ресурсы не только школ района Ясенево, но и образовательных учреждений других округов, достигших значительных успехов в области профильного обучения, в том числе и учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Именно интеграция возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, а также ресурсы научных школ и учреждений культуры способны создать среду, внутри которой каждому старшекласснику будут предоставлены качественные услуги, соответствующие его уровню продвижения.
На предварительных обсуждениях вопроса создания в районе Ясенево единого образовательного пространства педагоги и родители спрашивали: а останутся ли в районе школы и детские сады, которые не войдут в тот или иной образовательный комплекс? Конечно, более того, вхождение в образовательный комплекс дело добровольное для коллективов учреждений. Если учреждение самодостаточно, то оно вполне может определенный временной промежуток своей жизни находиться в режиме одиночного плавания, до тех пор пока какой-либо островок знаний не покажется ей привлекательным, и она в результате не захочет к нему причалить. Другое дело, когда учреждение не видит себя внутри образовательного комплекса и вместе с тем оно ищет возможность использовать имеющийся у него ресурс помещений для расширения образовательных возможностей. Нам кажется, что создание на основе таких школ филиалов окружных ЦПМСС, УДОД способно принести большую пользу не только этой школе, но и в целом району, поскольку эти филиалы могут специализироваться на решении отдельно выбранных проблем, актуальных для учреждений образования. На сегодняшний день весьма востребованными для всех участников образовательного процесса стали услуги ЦПМСС по оказанию помощи школам в создании служб примирения, по организации работы с детьми из семей-мигрантов, по профилактике вредных зависимостей и оказанию помощи педагогам и родителям в вопросах антисуицидального поведения подростков.
В настоящее время в округе идет первый этап обсуждения проекта по созданию единого образовательного пространства района Ясенево совместно с районным Советом директоров школ и районным Советом заведующих. Отдельные учреждения уже на этом этапе выражают готовность подключиться к реализации проекта, поскольку сразу же видят свое место в нем. Вместе с тем для большинства учреждений района Ясенево вхождение в проект станет возможным только после широкого общественно-профессионального обсуждения, участниками которого должны стать руководители учреждений образования, учителя, родители, дети, представители районной общественности, а также наши коллеги из сферы профессионального образования, науки и культуры.
Именно диалог родителей и учреждений образования, а также учреждений образования и ведомства способен привести к целостному восприятию сути образовательного комплекса. Именно в ходе диалога происходит присвоение его участниками основной идеи интеграции, которая впоследствии становится более обогащенной и жизнеспособной. Наконец, в условиях существующего дефицита доверия к системе образования со стороны родителей именно диалоговые отношения способны создать новое качество общения всех участников образовательного процесса.

Ольга СУСАКОВА, заместитель начальника ЮЗОУО

P.S.Эта статья - приглашение всех к обсуждению.